3. | Мотивация и целеполагание. Постановка проблемы | - Ребята. Обратите внимание на эти два цветка. Один красивый,яркий,ласкает наш взгляд ярко-зелёными листочками. А другой?Посмотрите, как безжизненны его листочки.Почему он завял,погиб?Да,он всеми покинут,одинок,забыт.Его не окружали заботой,и он погиб от людского невнимания.На сегодняшнем уроке мы совершим открытие судьбы ещё одного цветка.Цветка неизвестного.Необычного.Сказочного.Непохожего на другие цветы.И встретимся мы с таким цветком в произведении А.П. Платонова. Можем мы предположить его название?Как же будет звучать тема нашего урока? Правильно! Давайте запишем её в тетрадь:А.П.Платонов.Сказка-быль «Неизвестный цветок».(Слайд №2) - Давайте поставим перед собой цель, которую вам необходимо будет достичь к концу урока. Цель:Понять смысл произведения А.П.Платонова «Неизвестный цветок»(Слайд №3) А что же нам нужно сделать для этого? Давайте поставим задачи. -Всё ли нам знакомо в биографии писателя? Какую задачу вы бы хотели поставить перед собой? 1.Узнать новые факты из биографии А. П. Платонова. 2.Прочитать произведение, понять его. -Мы помним, что каждое произведение чему-нибудь учит. Нужно нам узнать об этом после прочтения этого произведения? 3.Определить главную мысль произведения .(Слайд №4) -Сегодня мы знакомимся со сказкой А. Платонова, но необычной. Вчитайтесь в тему урока. Где в ней ключевое слово? Знаком ли нам такой жанр? Что же мы должны делать? Познакомиться с ним и знать особенности жанра произведения Платонова «Неизвестный цветок». Какую задачу урока вы ещё добавите? 4.Определить жанр произведения. -Что же вас заинтересовало больше всего? Над чем особенно захотелось задуматься? Хотели бы вы угадать мудрые мысли писателя Платонова в этом произведении? (Нам хочется угадать мудрые мысли писателя). Попробуем сформулировать проблему урока. Какую мудрость передаёт нам писатель А.П. Платонов ? (Слайд №5) Поможет найти нам ответ на вопрос автор и его произведение. Обратимся к творчеству писателя. | Определяют тему урока. Формулируют цель и задачи. Цель:Понять смысл произведения А.П.Платонова «Неизвестный цветок». Задачи: 1. Вспомнить биографию А.П.Платонова, узнать новые факты. 2. Прочитать произведение А.Платонова,понять его. 3. Определить жанр и главную мысль произведения А.Платонова. Формулируют проблему. | Познавательные: самостоятельное формулирование темы урока,познавательной цели,проблемы, определение задач. Регулятивные: умение анализировать. Целеполагание. Прогнозирование. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Работать в паре. Личностные: самооценка. |
4. | Изучение нового материала | - Сейчас вы самостоятельно прочитаете краткую биографию Платонова и поработаете с текстом, используя приём «Инсерт». Он заключается в маркировке текста специальными символами: «+» - «узнал новое» «V» - «уже знал» «-» - «думал иначе» «?» - «есть вопросы». (Слайд №6) - На полях в своих индивидуальных листах вы проставляете соответствующие знаки. Андрей Платонович Платонов родился 1 сентября 1899 г. в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова (в 20-х гг. XX в. писатель сменил свою фамилию на фамилию Платонов). Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище; в 15 лет начал трудиться, чтобы поддержать семью. В 1919 г. он участвовал в Гражданской войне в рядах Красной армии. Берет себе псевдоним, образованный от имени отца. Творчество Андрея Платонова Путь Платонова в литературу начинался со стихов. Его первая книга стихов и рассказов, названная «Голубая глубина», вышла в 1922 году. На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена ещё из юности, когда он, старший, по-матерински заботился о своих сёстрах и братьях. Им написаны рассказы, сказки для них. Одна из них- «Неизвестный цветок». У неё есть подзаголовок «Сказка-быль». Это произведение было написано в ноябре – декабре 1950 года, незадолго до смерти писателя. Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. «Неизвестный цветок» - один из последних рассказов писателя, его своеобразное завещание. Спустя годы это маленькое произведение будет высоко оценено. - Теперь давайте обсудим. - Какая информация для вас была известна? - Что нового вы узнали? Итак,А.П.Платонов посвятил детям много произведений .Сказка –быль «Неизвестный цветок» -одно из его последних произведений, своеобразное завещание маленькой дочке Маше. | Читают текст, маркируют его. Отвечают на вопросы. | Познавательная: структурирование знаний. Умение извлекать информацию из различных источников и анализировать её. Регулятивные: Исследование условий учебной задачи. Умение оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные: Умение выслушать собеседника. Личностные: осознание ответственности за общее дело. |
5. | Первичная проверка понимания знаний. Погружение в чтение | Вообразите себе, что перед вами появился этот немолодой человек с приятным лицом. (Слайд №7) Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Он умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Ведь прав А. Платонов: «От сказки душе счастье, а уму раздумье». - Подумайте, о чём может быть произведение с таким названием «Неизвестный цветок»? -Подберите синонимы к слову неизвестный?(Неведомый, незнакомый). - Каким вы представили цветок? Выскажите свои предположения? -Может ли это произведение быть сказкою? Что такое сказка? (Краткий словарь литературоведческих терминов) Сказка-произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. (Запись в тетрадь) (Слайд №8) -Какие бывают сказки? (народные и литературные). -Какая это сказка? (литературная) -Вспомните основные черты сказки? (вымысел,занимательность,поучительность). -Может ли это произведение быть былью? -А что такое быль? Подберите однокоренные слова к слову быль? (было, былина, быть) (Слайд№9) Быль-жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии,случае,имевшем место в действительности.(Запись в тетрадь). -Предположите, что же тогда будет в этой сказке происходить? (художественный вымысел будет переплетаться с реальностью) . -Эта сказка написана тяжелобольным писателем и стала своеобразным завещанием маленькой дочери Маше. Что обычно завещают люди своим детям? Чем это завещание отличается от обычного? Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти в тексте сказки-были «Неизвестный цветок». | Рассуждают, доказывают свою точку зрения. Работают со словарём. Высказывают предположение. | Понимать смысл заглавия текста. (ПР) Различать жанры литературы: сказка и быль.(ПР) Познавательные: отвечают на вопросы, формируют понятия урока. Коммуникативные: воспринимают ответы обучающихся. Участвуют в обсуждении содержания материала. Регулятивные: осуществляют самоконтроль. Принимают учебную цель и задачи урока. |
8. | Закрепление нового материала. Самостоятельная работа | Перед чтением произведения мы поставили задачу ответить на вопрос: Определить жанр произведения «Неизвестный цветок». Как автор определил жанр своего произведения? Сказка-быль. Почему автор объединил несовместимые жанры? - Давайте попробуем дать ответ. Работа в группах. 1 группа – «Литературоведы» - отмечают элементы «сказки» и «были». 2 группа – «Художники - лингвисты» - подбирают эпитеты, рисующие образ неизвестного цветка до встречи с Дашей и год спустя (найти эпитеты); 3 группа «Художники – реалисты» выясняют роль реального в произведении. Работа с текстом. Группа «Литературоведы».Где же в произведении сказка, а где быль?(Быль-рассказ о жизни Даши и детей. Сказка-история о том, как вырос цветок, преодолевал трудности, написана как сказка) Группа «Художники- лингвисты» исследовала описание сказочного неизвестного цветка и нового. Какие эпитеты вы подобрали для описания жизни цветка? Неизвестный:старательный,трудолюбивый,терпеливый,жизнелюбивый, целеустремлённый. Новый:намного лучше, еще прекраснее, еще сильнее отца. -Посмотрите на эти эпитеты. Слышали ли вы такие слова, когда говорят о цветке? (О сказочном герое как о реальном человеке,цветок изображён как человек) . -Зачем автор включил элементы сказочного в описание? (Читателю так лучше почувствовать мысли, чувства, душу цветка как человека) . Как же описывает автор жизнь цветка? ( Сказочная жизнь цветка переплетается с реальной жизнью человека). Группа «Художники-реалисты» Почему героиней сказки становится реальный, настоящий человек? Вспомним, какие поступки совершает Даша? Что мы представляем себе на примере жизни Даши? С какой целью в реальную жизнь автор включает сказочные события? (Обнаруживает цветок, приводит пионеров на пустырь, мечтает разбить на пустыре цветочную клумбу, подарить земле и людям радость). -Что мы представляем себе на примере жизни Даши? (Мы представляем реальную жизнь людей). -С какой целью в реальную жизнь автор включает сказочные события? (Это помогает читателям лучше узнать Дашу, раскрыть черты её характера). (Узнать Дашу, её черты характера помогает нам её встреча с цветком, разговор с ним. (т.е. элементы волшебного, сказочного.) Так в чём же особенности жанра сказка-быль у Платонова? Он не случайно обращается к этому жанру.Волшебное ,сказочное помогает передать чувства цветка, людей понять их черты характера , их жизнь , а реальное-_приблизить к реальной жизни людей. Итак, в описание жизни людей Платов включает сказочные события, чтобы раскрыть характер своих героев. -.Сформулируйте определение сказки-были? (Это рассказ, основанный на реальных событиях, но в данное повествование внесены элементы вымышленного). (Запись в тетрадь).(Слайд №10) | Ответы детей. Работают в группах. Работают с текстом. Высказывают предположение: сочетание этих слов показывает то, что в произведении сказочные события переплетаются с реальными. Формулируют определение. | Познавательные: групповое и самостоятельное выполнение задания. Применение предметных знаний, выбор способов решения задач. Коммуникативные: аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному ,умение работать в группе, умение слышать и слушать. Регулятивные: умение отбирать материал по заданной теме. Личностные: потребность в самовыражении,в социальном признании. |
9. | Анализ текста | -Давайте посмотрим маленький фильм, который поможет нам вспомнить события, произошедшие в сказке-были. Ваша задача: озвучить его, коротко по ходу фильма пересказывая содержание сказки-были. На пустыре рос неизвестный цветок. Однажды туда пришла Даша. Она позвала ребят, они привезли на пустырь много плодородной земли. Через год неизвестного цветка уже не было, но из камня вырос его сын. - На какие части вы бы разделили текст? 1.История цветка до встречи с Дашей. 2.Встреча цветка с Дашей. 3.Новая жизнь пустыря год спустя. - В сюжет сказки Платонов положил жизнь цветка. Какой же она была? (Слайд №11) Работа в группах. 1 группа. Анализ части текста « Жизнь цветка до встречи с Дашей». 2 группа. Анализ части текста «Встреча цветка с Дашей». 3 группа. Анализ части текста «Год спустя». Задание: перечитайте текст данной части, пользуясь приемом «Ты мне-я тебе», задайте вопросы друг другу, сделайте выводы, составьте синквейн на тему «Цветок».(Слайд №12). 1 группа. Анализ части текста « Жизнь цветка до встречи с Дашей». Прием « Ты мне- я тебе». 1.Как появился цветок на пустыре? 2.Чем он питался в бесплодной почве? 3.Почему листья цветка были разноцветными? 4.Как изменился цветок в середине лета? Вывод:до встречи сДашей цветок был маленький,одинокий.Никто не знал,что он рос на пустыре.Ему было трудно,потому что он рос в камне и глине.Чтобы выжить, он всё время трудился,сторожил днём ветер,а ночью росу.Радовался редко,был слепой, с разными листьями из-за недостатка еды.Но всё выдержал,выжил и стал непохожим на других, красивым, похожим на звезду. В борьбе с трудностями он вышел победителем, мы бы его назвали героем. Синквейн . Цветок. Одинокий, беззащитный. Преодолевает,борется.живёт. В трудной борьбе за жизнь побеждает. Герой. 2группа. Анализ части текста «Встреча цветка с Дашей». Приём «Ты мне - я тебе». 1.Почему Даша пришла на пустырь и заговорила с цветком? 2.Почему цветок не похож на других? 3.Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку? 4.Как помогли ребята цветку? Вывод:с приходом Даши, а потом и пионеров, жизнь цветка изменилась. Он стал известный. У него появились помощники, друзья. Ребята удобрили почву, чтобы она стала плодородной. Цветок перестал быть одиноким. Даша стала для него другом. Она поняла, как трудно ему жилось, как плохо было ему одному. Ведь ей тоже было грустно, одиноко, она тосковала по маме. Она его пожалела, поцеловала в светящуюся головку. Даше была доброй, решила помочь цветку, захотела сделать так, чтобы цветку жилось лучше и не одному, чтобы он почувствовал, что его любят, что он кому-то нужен. Для этого она позвала на пустырь пионеров. Они удобрили землю на пустыре, чтобы там выросли другие красивые цветы. И тогда цветку с ними будет весело и неодиноко.Мы считаем, что встреча с Дашей и пионерами помогла цветку обрести друзей, он стал другом. Синквейн. Цветок. Трудолюбивый, добрый. Понимает, страдает, побеждает. Перестаёт быть одиноким. Друг. 3 группа. Анализ части текста «Год спустя». Приём «Ты мне- я тебе». 1.Как изменился пустырь через год? 2.Что произошло с цветком год спустя? 3.Почему Даше стало грустно, когда она увидела пустырь, заросший цветами и травами? 4.Каким был новый цветок? Вывод:через год Даша не узнала пустырь.Он зарос травами,цветами,над ним летали бабочки,птицы.Но неизвестный цветок погиб, Даше стало грустно,ведь она потеряла старого друга. Но грустила она не долго. Её захотел порадовать другой цветок, он тянулся к ней, звал к себе, хотел с ней дружить. Когда Даша рассмотрела цветок, то поняла вдруг, что он так похож на старый неизвестный цветок. Ему тоже было трудно расти, даже сложнее, чем первому цветку, ведь новый цветок жил в камне и был очень терпеливый и сильный. Как его отец, но лучше и прекраснее. Мы думаем, что жизнь неизвестного цветка не прошла незамеченной, просто так.Унего появился сын, его потомок, который будет жить дальше и радовать людей. Синквейн. Цветок. Терпеливый,прекрасный. Звал,тянулся,радовал. Сын был сильнее отца. Потомок. -В чём же убеждает читателей сказки-были А.П. Платонов на примере жизни цветка? Как нужно жить? Во имя чего? Что делает человека и мир вокруг нас лучше? Вернёмся к проблеме урока. Какую мудрость передаёт нам писатель А.П. Платонов ? (Слайд №5) Попробуем угадать мудрые мысли автора. Жизнь по-платоновски. Давайте создадим цветок жизни с её слагаемыми прекрасного. Выберете слово –лепесток, который вам сегодня показался важным(.Составление цветка «Жизнь»).Трудолюбие, упорство, сила, помощь, добро, забота, внимание, любовь, Родина. В чем же убеждает Платонов читателей данной сказки-были? Какова главная мысль этого произведения? Нужно любить и ценить жизнь. не бояться трудностей, быть упорным, сильным, и тогда преодолеешь все преграды; быть добрым,милосердным,великодушным,помогать другим,любить Родину,то место,где ты родился.( Слайд №13) Вспомним, что мы с вами нового узнали из биографии Платонова. Сказка-быль «Неизвестный цветок» - это своеобразное завещание автора маленькой дочке Маше. -Составьте наказ Платонова дочери. (Запись в тетради). («Живи умно,работай много, терпеливо преодолевай все трудности, неси людям радость»). Если эти слова предназначались девочке, то они обращены и к нам. -Всё ли мы сказали о жизни, о себе, получили ли окончательные ответы? Задайте себе эти вопросы под звуки музыки (цветотерапия). | Работают индивидуально. Просматривают фильм. Пересказывают сюжет. Определяют смысловые части. Работают в группах. Используют приём «Ты мне- я тебе». Обобщают, дают связный ответ. Составляют синквейн. Работают в группах. Используют приём «Ты мне- я тебе». Обобщают, дают связный ответ. Составляют синквейн. Работают в группах. Используют приём «Ты мне- я тебе». Обобщают, дают связный ответ. Составляют синквейн. Делают выводы. Выполняют творческое Задание. | |