- Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
- Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.
- Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности .
( Словарь русского языка С.И.Ожегова)
Тема урока:
«Уметь любить человека»
Урок - размышление по рассказу А.П.Платонова «Юшка»
Учитель Левачева Н.М.
Эпиграф:
- - Что ты ищешь, Диоген, днём с фонарём?- спрашивали его афиняне.
- - Я ищу человека,- отвечал он.
- - Кого именно? Меня? Его?
- - Ищу человека,- повторял мудрец, вглядываясь в лица своих сограждан, и продолжал свой путь по городской площади.
Что значит быть человеком?
Поговорим о прочитанном. Юшка
«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы».
«…летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму 5всю жизнь одну и ту же пару».
Образ жизни Юшки: работал помощником кузнеца; работал с утра до ночи; чаю не пил; сахару не ел; ходил в одной и той же одежде много лет…
- Блаженный – 1. В высшей степени счастливый.
- 2.Не совсем нормальный.
- 3. То же, что святой.
- Юродивый - безумный, божевольный, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. (Из словаря В.И.Даля).
Осмыслим прочитанное
1-я группа: Юшка и дети.
Расскажите о взаимоотношениях Юшки и детей. Почему Юшка верит, что дети его любят?
2-я группа: Юшка и взрослые . Как автор объясняет, почему взрослые обижали его? А что вы думаете по этому поводу?
3 группа: отношение юшки к людям (разговор с дочерью кузнеца)
- С какой целью дан этот разговор?
- Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит, только сердце в людях слепое бывает…»?
- Что значит
«СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ»?
- Согласны ли Вы с мнением Юшки?
«…в них всегда стояла влага, как неостывшие слезы…»
- «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благо творите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас»
Из «Нагорной проповеди»
(Евангелие от Матфея)
4 группа: “Встреча Юшки с Весёлым прохожим”
- 1.Почему осерчал Юшка?
- 2.Что приводит к убийству?
- 3.Как заканчивается эпизод?
- Серчать (просторечное) – то же, что сердиться.
- Блажной (просторечное) – взбалмошный, неуравновешенный, сумасбродный.
- Юродивый - безумный, божевольный, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. (Из словаря В.И.Даля).
- Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.
«Что в имени тебе моём…»
- Юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью.
-
-
- “ Человечество – одно дыхание, одно
- живое теплое существо.
- Больно одному – больно всем.
- Умирает один, мертвеют все. Нет
- человека, который был бы как
- остров, сам по себе … ”
- А. Платонов.
-
Добро ? зло
«Что в имени тебе моём…»
- Ефим – благочестивый, благожелательный, священный.
- Дмитрий – (восходит к древнегреческому имени Деметра – богиня плодородия) благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
-
- “ Так всякое добро
- приносит плоды добрые”
- (Евангелие от Матфея)
Что значит быть Человеком?
Тема урока : «Уметь любить человека»
- «Если ты человек, ты должен…
- «Чтобы уметь любить, ты должен быть…
- «Если ты умеешь любить, ты…
Без доброты и сострадания нет человека…
Афоризм – краткое выразительное изречение
- - Побеждай зло….
- -Нужно любить человека вовремя, чтобы…
- -Добро не уходит…
- -Счастлив человек не только получающий, но….
- - Жизнь каждого человека….
- -Ты « тоже всему свету ….»
- -Сердце человека не должно быть….
- -Без доброты и сострадания нет…
- -Все имеют право на …
- -Нам жизнь дана, чтобы ….
- -Силу подлости и злобы одолеет дух ...
Домашнее задание.
Письменная работа:
1. «Пирамидальное письмо»
2. Написать синквейн «Юшка»
- Синквейн состоит из 5 строк
- Его форма напоминает ёлочку .
1 слово
2 слова
3 слова
4 слова
1 слово
1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)
1 строка
2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)
2 строка
3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?)
3 строка
4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.
4 строка
1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)
5 строка
СИНКВЕЙН
- 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
- 2 строка – два прилагательных.
- 3 строка – три глагола.
- 4 строка – фраза, несущая определённый смысл.
- 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
«Пирамидальное письмо»
- 1.О чём этот рассказ? (1 слово).
- 2.Характер рассказа. ( 2 прилагательных).
- 3.Место и время действия ( 3-4 слова).
- 4. Главные события в рассказе ( 5-6слов).
- 5. Главные герои, какие они? (7-8 слов).
- 6.Что вы чувствовали, когда читали начало,
- середину и конец рассказа? (8-9 слов).
- 7.О чём этот рассказ?(1 предложение).
- 8. Ваше мнение (10-12слов).
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Б.Паскаль
Прошу прощения у тех,
кого нечаянно обидел.
А.Дементьев.
Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б.Пастернак
А он, мятежный, просит бури,
как будто в бурях есть покой.
М.Лермонтов
Формула жизни по Платонову
Любовь к Родине Любовь к ближнему
ЖИЗНЬ
Любовь ко всему живому Умение сострадать,
иметь доброе сердце