СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Рублев и Дионисий план - конспект и презентация к уроку

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рублев и Дионисий

Открытый урок по МХК

10 класс

02.02.2016

  • Цель урока содержательная: с помощью  ресурсного круга обеспечить понимание учащимися того, чем является икона в православной традиции, познакомить с иконописцем А.Рублёвым и его творением – иконой «Живоначальная Троица»;познакомиться с творчеством Дионисия; показать, что икона всегда пишется языком символов, и каждая деталь на ней имеет особый смысл;
  • деятельностная: (формирование умений новых способов действий):
  • с помощью практической деятельности запомнить основные компоненты иконы и ее расположение в храме

- формировать у обучающихся умение мыслить образами;

  • развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: ценностно-смысловые (способность понимать окружающий мир – произведение искусства); общекультурные (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры – духовный подвиг А.Рублёва и его икона «ЖивоначальнаяТроица»); коммуникативные (навыки работы в группе, коллективе).

Воспитательная: - воспитывать у учащихся умение понимать место и роль духовной и нравственной культуры в своей жизни и в жизни своего Отечества; Уважение и гордость за культурное достояние Родины.

  •  

На данном уроке дети должны:

  • знать, что такое икона;
  • знать правила иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл;
  • знать средства, которыми передаётся внешнее выражение сюжета иконы «Живоначальная Троица» А.Рублёва: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и тёплый свет.

 

Оборудование: ноутбук, телевизор, ватман, заготовки иконы «Троица».

  1. Ход урока

1.Организационный момент .

2.Повторение в виде тестового опроса: 1 изображение

А.

Б. Дмитриевский собор в Новгороде

В. Спасо-Преображенский собор  в Новгороде

                                               2. изображение

  1.  

Б.

  1. Успенский собор во Владимире.

                                               3. изображение

  1.  

Б. Церковь Покрова на Нерли

  1. Успенский собор во Владимире.
  2.                                                «Иди на безбожников смело, без колебания и победишь»

А. Сергий Радонежский

Б.Ярослав Мудрый

В.Дмитрий Донской

                                               5. Кулико?вская би?тва –последствие

А.прекращена выплата дани в Орду

Б. русские войска проиграли

В.Первая победа русских войск над ордынцами

  1. . Изучение нового материала
  1. Разгадать ребус и определить тему урока.

 расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря

фрески Успенского собора во Владимире  

«Святая Троица»

фрески Спасского собора

Андрей

«рубель» —

 инструмент для накатки кож

Рублев

Тема урока :Андрей Рублев и Дионисий

  1. Заслушивается  сообщение учащихся  о  жизни Андрея Рублева.

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Новгороде) около 1340/1350 гг., воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в Спасо-Андрониковом монастыре.

  • Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом.
  • Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком.
  •  Второй раз в летописи об Андрее упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире.
  • В 1411 или 1425-27 он создал свой шедевр «Троицу». Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики. Все тянулись к нему, потому что к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль.
  • В 1425—27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса.
  • Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам.
  • Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублёва. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»).
  • Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции.
  • Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре.
  • В 1947 в Андрониковом монастыре учрежден заповедник, с 1985 года — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Перед главным входом в ЦМиАР находится памятник прп. Андрею Рублеву работы скульптора Олега Комова.
  1. Заслушивается  сообщение учащихся  о  жизни и творчестве Дионисия.

Творчество Дионисия. 40-е годы 15 века-1502год

Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы вПафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477). В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывает Успенскую церковь в Москве (вероятнее всего, Успенский собор, построенный Аристотелем Фиораванти). Его помощниками в этой работе, как сообщает летопись, были «поп Тимофей, Ярец да Коня». Не ранее 1486 года, возможно, неоднократно работает в Иосифо-Волоколамском монастыре: там он пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя живописную артель. Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром. Известно довольно много художественных произведений, авторство Дионисия которых документально установлено, либо приписываемых самому Дионисию, либо его окружению. Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500 г.), «Сошествие в ад».

Как вы думаете, почему фрески называют Библией для неграмотных? Смогли бы вы, самостоятельно рассказать сюжет который видите перед собой?

 

  1. ХПД. Художественно-практическая деятельность

А. « Я – художник».

Ученики получают прорись  иконы «Троица» и «расписывают» ее в соответствии с оригиналом. Таким образом закрепляются полученные знания на уроке, формируется цветовое восприятие картины.

 

Б. Создаем Храм.

Располагаем на доске ватман.

Какую форму имеют православные храмы?(крестово-купольную)

Где должна располагаться икона в Храме?( в иконостасе)

Какую цель выполняет иконостас?(закрывает алтарную часть храма)

Делаем крестово-купольную планировку и располагаем картину в алтарной части

Вспомните в каком храме располагалась икона «Троица» А.Рублева? ( Троицкий Собор Троице-Сергиевой лавры)

Сколько Глав имеет этот Храм? (три)

Какой символ имеет три главы? ( символ Троицы)

Располагаем на нашем символичном храме – купола.

5.. Символика иконы. Просмотр д\ф (ссылка на яндекс диск:https://yadi.sk/i/-IA0joZDpLLaq). ответить на вопросы.

  • Что символизирует икона «троица»

}  2.В каком соборе находилась икона «Троица»?

}  3.Какой сюжет иконы?

}  4.Символика иконы: гора, дуб, шатер, три путника?

}  5.Что стоит на столе у ангелов?

 

6.Художественный анализ произведения. Анализ «Троицы».

Грань первого впечатления- настроение, характер , хочу почувствовать

}  Предметная грань восприятия-Выделите главное из того, что увидели…,Как мастер выделил главное…,Как мастер ведет линию (линейная композиция),Свето-цвето-тоновая композиция

}   

Сюжетная грань восприятия-Попробуйте пересказать сюжет произведения,Попробуйте увидеть «ожившую картину»…,Какой сюжет замыслил и воплотил автор?У мастера был свой Путь создания шедевра?

Символическая грань восприятия Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?Несет ли в себе символы характер композиции: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, жест, поза, ритм, цвет…,Название произведения как соотносится с его сюжетом и символикой?

Философская грань восприятия- Настоящие шедевры несут в себе такую Духовную мощь, что она сразу действует на сердце, душу и ум человека; Какая из вечных тем в произведении?

 

 

III. Закрепление изученного на уроке : назовите несколько работ А.Рублева, несколько работ Дионисия.

Рефлексия: Что  Нового узнали?

Что понравилось?

Что бы хотели узнать?

Какая работа была наиболее интересной? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«А.Рублев и Дионисий план - конспект и презентация к уроку»

А. Софиевский собор в Новгороде Б. Дмитриевский собор в Новгороде В. Спасо-Преображенский собор в Новгороде

А. Софиевский собор в Новгороде

Б. Дмитриевский собор в Новгороде

В. Спасо-Преображенский собор в Новгороде

А . Дмитриевкий собор во Владимире Б. Церковь Покрова на Нерли В.  Успенский собор во Владимире .

А . Дмитриевкий собор во Владимире

Б. Церковь Покрова на Нерли

В. Успенский собор во Владимире .

А А.Дмитриевкий собор во Владимире Б. Церковь Покрова на Нерли В.  Успенский собор во Владимире .

А А.Дмитриевкий собор во Владимире

Б. Церковь Покрова на Нерли

В. Успенский собор во Владимире .

«Иди на безбожников смело, без колебания и победишь» А. Сергий Радонежский Б.Ярослав Мудрый В.Дмитрий Донской

«Иди на безбожников смело, без колебания и победишь»

А. Сергий Радонежский

Б.Ярослав Мудрый

В.Дмитрий Донской

Кулико́вская би́тва  (Мамаево или Донское побоище) — решающее сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и войском беклярбека Золотой Орды Мамая, состоявшееся 8 сентября  1380  А.прекращена выплата дани в Орду Б. русские войска проиграли В.Первая победа русских войск над ордынцами

Кулико́вская би́тва  (Мамаево или Донское побоище) — решающее сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и войском беклярбека Золотой Орды Мамая, состоявшееся 8 сентября  1380 

А.прекращена выплата дани в Орду

Б. русские войска проиграли

В.Первая победа русских войск над ордынцами

ребус   р а списал Троицкий собор Троице-Сергиева мо н астыря фрески  Успенского собора во Вла д имире    « Святая Т р оица » фр е ск и   Спасского собора « рубель » —  инструмент для накатки кож

ребус

  •   р а списал Троицкий собор Троице-Сергиева мо н астыря
  • фрески  Успенского собора во Вла д имире   
  • « Святая Т р оица »
  • фр е ск и   Спасского собора

« рубель » —

инструмент для накатки кож

Творчество Андрея Рублева и Дионисия.

Творчество Андрея Рублева и Дионисия.

 Биография Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Новгороде) около 1340/1350 гг., воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в Спасо-Андрониковом монастыре.

Биография

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Новгороде) около 1340/1350 гг., воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в Спасо-Андрониковом монастыре.

Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом.   Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле.
  • Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом.
  • Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле.
Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком.  Второй раз в летописи об Андрее упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире.
  • Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком.
  • Второй раз в летописи об Андрее упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире.
 В 1411 или 1425-27 он создал свой шедевр «Троицу». Расположение:Белокаменный Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре

В 1411 или 1425-27 он создал свой шедевр «Троицу».

  • Расположение:Белокаменный Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре
Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики. Все тянулись к нему, потому что к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль.
  • Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики. Все тянулись к нему, потому что к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль.
В 1425—27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса.  Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам.
  • В 1425—27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса.
  • Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам.
Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублёва. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»).

Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублёва. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»).

 Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции.

Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции.

 Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (весной 1428 года; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублёва.

Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (весной 1428 года; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублёва.

 Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV — начало XV веков; сохранились фрагменты), иконы — «Владимирская богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), и другие.

Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV — начало XV веков; сохранились фрагменты), иконы — «Владимирская богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), и другие.

Благовещенский собор Московского кремля Крещение Преображение Рождество

Благовещенский собор

Московского кремля

Крещение

Преображение

Рождество

Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой исихастской традиции.

Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой исихастской традиции.

 Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре.

Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре.

В 1947 в Андрониковом монастыре учрежден заповедник, с 1985 года — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Перед главным входом в ЦМиАР находится памятник прп. Андрею Рублеву работы скульптора Олега Комова.

В 1947 в Андрониковом монастыре учрежден заповедник, с 1985 года — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Перед главным входом в ЦМиАР находится памятник прп. Андрею Рублеву работы скульптора Олега Комова.

Также в честь Андрея Рублёва назван кратер на Меркурии.

Также в честь Андрея Рублёва назван кратер на Меркурии.

40-е годы 15 века-1502год

40-е годы 15 века-1502год

Успенский собор Московского кремля Пафнутьево-Боровской монастырь

Успенский собор

Московского кремля

Пафнутьево-Боровской

монастырь

Ферапонтов монастырь

Ферапонтов монастырь

Распятие Павлово-Обнорский  монастырь

Распятие

Павлово-Обнорский

монастырь

Работы Дионисия

Работы Дионисия

« Я – художник».

« Я – художник».

Создаем Храм В каком храме располагалась «Троица» Рублева. Какой тип архитектурных сооружений представляет собой православный храм? Где должна располагаться икона в храме?

Создаем Храм

  • В каком храме располагалась «Троица» Рублева.
  • Какой тип архитектурных сооружений представляет собой православный храм?
  • Где должна располагаться икона в храме?
Просмотр Д.Ф Что символизирует икона «троица» 2.В каком соборе находилась икона «Троица» 3.Какой сюжет иконы 4.Символика иконы: гора, дуб, шатер, три путника. 5.Что стоит на столе у ангелов?

Просмотр Д.Ф

  • Что символизирует икона «троица»
  • 2.В каком соборе находилась икона «Троица»
  • 3.Какой сюжет иконы
  • 4.Символика иконы: гора, дуб, шатер, три путника.
  • 5.Что стоит на столе у ангелов?
Анализ произведения Грань первого впечатления - настроение, характер , хочу почувствовать Предметная грань восприятия- Выделите главное из того, что увидели… , Как мастер выделил главное… , Как мастер ведет линию (линейная композиция) , Свето-цвето-тоновая композиция   Сюжетная грань восприятия - Попробуйте пересказать сюжет произведения , Попробуйте увидеть «ожившую картину»… , Какой сюжет замыслил и воплотил автор?У мастера был свой Путь создания  шедевра? Символическая грань восприятия  Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?Несет ли в себе символы характер композиции: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, жест, поза, ритм, цвет… , Название произведения как соотносится с его сюжетом и символикой? Философская грань восприятия - Настоящие шедевры несут в себе такую Духовную мощь, что она сразу действует на сердце, душу и ум человека ; Какая из вечных тем в произведении?

Анализ произведения

  • Грань первого впечатления - настроение, характер , хочу почувствовать
  • Предметная грань восприятия- Выделите главное из того, что увидели… , Как мастер выделил главное… , Как мастер ведет линию (линейная композиция) , Свето-цвето-тоновая композиция
  •  
  • Сюжетная грань восприятия - Попробуйте пересказать сюжет произведения , Попробуйте увидеть «ожившую картину»… , Какой сюжет замыслил и воплотил автор?У мастера был свой Путь создания шедевра?
  • Символическая грань восприятия Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?Несет ли в себе символы характер композиции: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, жест, поза, ритм, цвет… , Название произведения как соотносится с его сюжетом и символикой?
  • Философская грань восприятия - Настоящие шедевры несут в себе такую Духовную мощь, что она сразу действует на сердце, душу и ум человека ; Какая из вечных тем в произведении?