Анализ I действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» ( 2урок)
«Горе от ума»…
все живет
своей нетленной
жизнью, переживет и
еще много эпох,
и все не утратит
своей жизненности
И.А. Гончаров
«Горе от ума» -феномен …
Полна характеров,
обрисованных смело и резко;
… душа в чувствованиях,
ум и остроумие в речах,
невиданная доселе
беглость и природа
разговорного языка в стихах. Человек с сердцем
не прочтет ее, не смеявшись,
не тронувшись до слез.
А. А. Бестужев
ПОЧЕМУ?
ПОЧЕМУ?
ГОРЕ ОТ УМА
КОМУ?
Цели и задачи урока
1. Определить роль I действия комедии.
А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Найти определение конфликта, через который происходит развитие действия.
3.Схематически представить развитие I действия комедии.
4.Внести дополнения в таблицу.
I действие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (явления 1-3)
Павел Афанасьевич Фамусов , управляющий в казенном месте
Софья Павловна , его дочь
Лизанька , служанка
Алексей Степанович Молчалин ,
секретарь Фамусова, живущий у него в доме .
Вопросы
1.Каким хочет казаться Фамусов и каким он выглядит в 1-4 явлениях? Верит ли Фамусов объяснениям своей дочери и секретаря?
2. Как складываются взаимоотношения между Софьей и отцом, Софьей и Молчалиным? Что объединяет героев?
3.Чем живет дом Фамусова до появления Чацкого?
4. Почему Молчалин так ловко вышел из столь щепетильной ситуации?
Действие 1. явление 1. Лизанька. (вдруг просыпается, встает с кресел, оглядывается)
Светает…Ах! Как скоро ночь минула!
Вчера просилась спать:-отказ,
«Ждем друга». – Нужен глаз да глаз,
Не спи, покудова не скатишься со стула.
Теперь вот только что вздремнула,
Уж день!...Сказать им.
Господа,
Эй, Софья Павловна, беда…
Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова
Чацкий. – Жалчайшее созданье.
Софья. – При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит,
От доброты души простит…
… уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких;
Чужих и вкривь и вкось не рубит,
Вот я за что его люблю.
Послушай, вольности ты лишней не бери.
Я очень ветрено быть может поступила,
И знаю, и винюсь; но где же изменила?
Кому? Чтоб укорять неверностью могли.
Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли;
Привычка вместе быть день каждый неразлучно
Связала детскою нас дружбой; но потом
Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,
И редко посещал наш дом;
Потом опять прикинулся влюбленным,
Взыскательным и огорченным!!
Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив,
Вот о себе задумал он высоко…
Охота странствовать напала на него…
Вопросы ( явления 7-10 )
1. Что привело Чацкого в дом Фамусова? Хочет ли Чацкий кого-либо обидеть на самом деле в диалоге с Софьей?
2. Каково отношение Софьи к Чацкому при встрече? Чем вызвана холодность Софьи?
- Ждали ли приезда Чацкого в доме Фамусова? Понимает ли Чацкий, что в этом доме он чужой?
- Что значит реплика Софьи: «Ах, батюшка, сон в руку»?
5. Возникает ли конфликтная ситуация в I действии?
Чуть свет - уж на ногах! И я у ваших ног.
Ну, поцелуйте же, не ждали? Говорите!
Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
Удивлены? И только? Вот прием!
Как будто не прошло недели;
Как будто бы вчера вдвоем
Мы мочи нет друг другу надоели;
Ни на волос любви! Куда как хороши!...
Василий Андреевич Каратыгин в роли Чацкого. Первый исполнитель роли.
Конфликт в I действии комедии «Горе от ума»
Фамусов
Молчалин
Чацкий
Софья
Конфликт в I действии комедии «Горе от ума»
Фамусов
Молчалин
Чацкий
Софья
Искренность чувств,
открытость
Конфликт в комедии.
Конфликт имеет два уровня: социальный, вернее социально-философский, и личный. С самого начала комедии мы наблюдаем конфликт личный, который затем приобретает социально- философский характер.
Какова роль I действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
1.Дана расстановка действующих лиц.
2.Раскрываются характеры главных и некоторых второстепенных персонажей.
3.Завязка любовного конфликта Между Софьей и Чацким (7 явление).
4. Искренность, открытость Чацкого сталкиваются с обманом и фальшью.
Выводы
- Фамусов - знаковая фигура, символизирующая устойчивость и благополучие материальной основы бытия. Чацкий - знаковая фигура, символизирующая бунтаря, противника безнравственных основ фамусовского бытия, символ романтического протеста. Молчалин - символизирует посредственность и согласие с большинством.
Продолжи предложение
1.Комедия – это
драматический жанр, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим.
2. В классической комедии был строго представлен набор действующих лиц:
благородный отец, героиня, первый любовник, второй любовник, веселая субретка-наперстница
3.Все герои комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» делятся на три группы:
главные персонажи, второстепенные персонажи, внесценические персонажи (гости Фамусова, упоминаемые по ходу действия).
4. В комедии «Горе от ума» соблюдены 2 правила классицизма:
единство времени и единство места.
5. А.С. Грибоедов нарушает 3 правило классицизма
единство действия.
Характеристика главных героев комедии «Горе от ума»
Герой
Происхож-
дение,
поло-
жение в
обществе
Образо-
вание и
воспи-
тание
Фамусов
Отношение героя
Управляющий в казенном месте
Молчалин
к
службе
Чацкий
Безродного пригрел и ввел в мое семейство, дал чин ассесора и взял в секретари….кто в бедности рожден
Чувствителен, и весел, и остер
Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив
Подписано, так с плеч долой .
Софья
к просве-
щению
И в чтенье прок –от невелик
Скалозуб
Дочь
Фамусова
к семье,
любви
Речь
героя,
афоризмы
полковник Скалозуб: и золотой мешок и метит в генералы
Кто беден, тот тебе не пара. Желал бы зятя он с звездами да чинами
Хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле
Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!
… я вас без памяти люблю!
И дым Отечества нам сладок и приятен! Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли.
Счастливые часов не наблюдают! Бывает хуже, с рук сойдет…
Домашнее задание
Прочитать 2-е действие, подготовить (индивидуально) выразительное чтение монологов Чацкого и Фамусова. Заполнить таблицу.
«ВЕК НЫНЕШНИЙ»
«ВЕК МИНУВШИЙ»
отношение к богатству, к чинам
отношение к службе
отношение к иностранному
отношение к образованию
отношение к крепостному праву
отношение к московским нравам и времяпрепровождению
отношение к кумовству, протекции
отношение к свободе суждений
отношение к любви
идеалы