СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Грибоедов " Горе от ума" 2 урок ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ) 9 КЛАСС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Презентация к уроку литературы в 9 классе  Анализ 1 действия " Горе от ума" А.С.Грибоедов

Просмотр содержимого документа
«А.С.Грибоедов " Горе от ума" 2 урок ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ) 9 КЛАСС»

     Анализ I действия  комедии А.С. Грибоедова  «Горе от ума» ( 2урок)

Анализ I действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» ( 2урок)

«Горе от ума»… все живет  своей нетленной жизнью, переживет и еще много эпох,  и все не утратит  своей жизненности  И.А. Гончаров

«Горе от ума»…

все живет

своей нетленной

жизнью, переживет и

еще много эпох,

и все не утратит

своей жизненности

И.А. Гончаров

«Горе от ума» -феномен …  Полна характеров, обрисованных смело и резко; … душа в чувствованиях,  ум и остроумие в речах, невиданная доселе беглость и природа разговорного языка в стихах. Человек с сердцем не прочтет ее, не смеявшись, не тронувшись до слез. А. А. Бестужев

«Горе от ума» -феномен …

Полна характеров,

обрисованных смело и резко;

… душа в чувствованиях,

ум и остроумие в речах,

невиданная доселе

беглость и природа

разговорного языка в стихах. Человек с сердцем

не прочтет ее, не смеявшись,

не тронувшись до слез.

А. А. Бестужев

 ПОЧЕМУ?  ПОЧЕМУ?  ГОРЕ ОТ УМА  КОМУ?

ПОЧЕМУ?

ПОЧЕМУ?

ГОРЕ ОТ УМА

КОМУ?

Цели и задачи урока   1. Определить роль I действия комедии. А.С. Грибоедова «Горе от ума». 2. Найти определение конфликта, через который происходит развитие действия. 3.Схематически представить развитие I действия комедии. 4.Внести дополнения в таблицу.

Цели и задачи урока

1. Определить роль I действия комедии.

А.С. Грибоедова «Горе от ума».

2. Найти определение конфликта, через который происходит развитие действия.

3.Схематически представить развитие I действия комедии.

4.Внести дополнения в таблицу.

 I действие  комедии А.С.Грибоедова  «Горе от ума»  (явления 1-3)  Павел Афанасьевич Фамусов ,  управляющий в казенном месте   Софья Павловна ,  его дочь  Лизанька ,  служанка   Алексей Степанович Молчалин ,   секретарь Фамусова, живущий у него в доме .

I действие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (явления 1-3)

Павел Афанасьевич Фамусов , управляющий в казенном месте

Софья Павловна , его дочь

Лизанька , служанка

Алексей Степанович Молчалин ,

секретарь Фамусова, живущий у него в доме .

Вопросы 1.Каким хочет казаться Фамусов и каким он выглядит в 1-4 явлениях? Верит ли Фамусов объяснениям своей дочери и секретаря? 2. Как складываются взаимоотношения между Софьей и отцом, Софьей и Молчалиным? Что объединяет героев? 3.Чем живет дом Фамусова до появления Чацкого? 4. Почему Молчалин так ловко вышел из столь щепетильной ситуации?

Вопросы

1.Каким хочет казаться Фамусов и каким он выглядит в 1-4 явлениях? Верит ли Фамусов объяснениям своей дочери и секретаря?

2. Как складываются взаимоотношения между Софьей и отцом, Софьей и Молчалиным? Что объединяет героев?

3.Чем живет дом Фамусова до появления Чацкого?

4. Почему Молчалин так ловко вышел из столь щепетильной ситуации?

Действие 1. явление 1. Лизанька.  (вдруг просыпается, встает с кресел, оглядывается) Светает…Ах! Как скоро ночь минула! Вчера просилась спать:-отказ, «Ждем друга». – Нужен глаз да глаз, Не спи, покудова не скатишься со стула. Теперь вот только что вздремнула, Уж день!...Сказать им. Господа, Эй, Софья Павловна, беда…

Действие 1. явление 1. Лизанька. (вдруг просыпается, встает с кресел, оглядывается)

Светает…Ах! Как скоро ночь минула!

Вчера просилась спать:-отказ,

«Ждем друга». – Нужен глаз да глаз,

Не спи, покудова не скатишься со стула.

Теперь вот только что вздремнула,

Уж день!...Сказать им.

Господа,

Эй, Софья Павловна, беда…

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова Чацкий. – Жалчайшее созданье. Софья. – При батюшке три года служит, Тот часто без толку сердит, А он безмолвием его обезоружит, От доброты души простит… … уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства И на душе проступков никаких; Чужих и вкривь и вкось не рубит, Вот я за что его люблю.

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова

Чацкий.Жалчайшее созданье.

Софья. – При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит,

От доброты души простит…

уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства

И на душе проступков никаких;

Чужих и вкривь и вкось не рубит,

Вот я за что его люблю.

Послушай, вольности ты лишней не бери. Я очень ветрено быть может поступила, И знаю, и винюсь; но где же изменила? Кому? Чтоб укорять неверностью могли. Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой; но потом Он съехал, уж у нас ему казалось скучно, И редко посещал наш дом; Потом опять прикинулся влюбленным, Взыскательным и огорченным!! Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив, Вот о себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него…

Послушай, вольности ты лишней не бери.

Я очень ветрено быть может поступила,

И знаю, и винюсь; но где же изменила?

Кому? Чтоб укорять неверностью могли.

Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли;

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой; но потом

Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом;

Потом опять прикинулся влюбленным,

Взыскательным и огорченным!!

Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив,

Вот о себе задумал он высоко…

Охота странствовать напала на него…

Вопросы  ( явления 7-10 ) 1. Что привело Чацкого в дом Фамусова? Хочет ли Чацкий кого-либо обидеть на самом деле в диалоге с Софьей? 2. Каково отношение Софьи к Чацкому при встрече? Чем вызвана холодность Софьи? Ждали ли приезда Чацкого в доме Фамусова? Понимает ли Чацкий, что в этом доме он чужой? Что значит реплика Софьи: «Ах, батюшка, сон в руку»?  5. Возникает ли конфликтная ситуация в I действии?

Вопросы ( явления 7-10 )

1. Что привело Чацкого в дом Фамусова? Хочет ли Чацкий кого-либо обидеть на самом деле в диалоге с Софьей?

2. Каково отношение Софьи к Чацкому при встрече? Чем вызвана холодность Софьи?

  • Ждали ли приезда Чацкого в доме Фамусова? Понимает ли Чацкий, что в этом доме он чужой?
  • Что значит реплика Софьи: «Ах, батюшка, сон в руку»?

5. Возникает ли конфликтная ситуация в I действии?

Чуть свет - уж на ногах! И я у ваших ног. Ну, поцелуйте же, не ждали? Говорите! Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите. Удивлены? И только? Вот прием! Как будто не прошло недели; Как будто бы вчера вдвоем Мы мочи нет друг другу надоели; Ни на волос любви! Куда как хороши!... Василий Андреевич Каратыгин в роли Чацкого. Первый исполнитель роли.

Чуть свет - уж на ногах! И я у ваших ног.

Ну, поцелуйте же, не ждали? Говорите!

Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.

Удивлены? И только? Вот прием!

Как будто не прошло недели;

Как будто бы вчера вдвоем

Мы мочи нет друг другу надоели;

Ни на волос любви! Куда как хороши!...

Василий Андреевич Каратыгин в роли Чацкого. Первый исполнитель роли.

Конфликт  в I действии комедии  «Горе от ума»   Фамусов    Молчалин             Чацкий      Софья

Конфликт в I действии комедии «Горе от ума»

Фамусов

Молчалин

Чацкий

Софья

Конфликт  в I действии комедии  «Горе от ума»    Фамусов    Молчалин             Чацкий      Софья Искренность чувств, открытость

Конфликт в I действии комедии «Горе от ума»

Фамусов

Молчалин

Чацкий

Софья

Искренность чувств,

открытость

 Конфликт в комедии.  Конфликт имеет два уровня: социальный, вернее  социально-философский, и личный. С самого начала комедии мы наблюдаем  конфликт личный, который затем приобретает социально- философский характер.

Конфликт в комедии.

Конфликт имеет два уровня: социальный, вернее социально-философский, и личный. С самого начала комедии мы наблюдаем конфликт личный, который затем приобретает социально- философский характер.

 Какова роль I действия комедии  А.С. Грибоедова «Горе от ума»?   1.Дана расстановка действующих лиц.  2.Раскрываются характеры главных и некоторых второстепенных персонажей.  3.Завязка любовного конфликта Между Софьей и Чацким (7 явление).  4. Искренность, открытость Чацкого сталкиваются с обманом и фальшью.

Какова роль I действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

1.Дана расстановка действующих лиц.

2.Раскрываются характеры главных и некоторых второстепенных персонажей.

3.Завязка любовного конфликта Между Софьей и Чацким (7 явление).

4. Искренность, открытость Чацкого сталкиваются с обманом и фальшью.

 Выводы Фамусов - знаковая фигура, символизирующая устойчивость  и благополучие материальной основы бытия.  Чацкий - знаковая фигура, символизирующая бунтаря, противника безнравственных основ фамусовского бытия, символ романтического протеста.  Молчалин - символизирует посредственность и согласие с большинством.

Выводы

  • Фамусов - знаковая фигура, символизирующая устойчивость и благополучие материальной основы бытия. Чацкий - знаковая фигура, символизирующая бунтаря, противника безнравственных основ фамусовского бытия, символ романтического протеста. Молчалин - символизирует посредственность и согласие с большинством.
Продолжи предложение 1.Комедия – это драматический жанр, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим. 2. В классической комедии был строго представлен набор действующих лиц: благородный отец, героиня, первый любовник, второй любовник, веселая субретка-наперстница 3.Все герои комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» делятся на три группы:  главные персонажи, второстепенные персонажи, внесценические персонажи (гости Фамусова, упоминаемые по ходу действия). 4. В комедии «Горе от ума» соблюдены 2 правила классицизма:  единство времени и единство места. 5. А.С. Грибоедов нарушает 3 правило классицизма единство действия.

Продолжи предложение

1.Комедия – это

драматический жанр, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим.

2. В классической комедии был строго представлен набор действующих лиц:

благородный отец, героиня, первый любовник, второй любовник, веселая субретка-наперстница

3.Все герои комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» делятся на три группы:

главные персонажи, второстепенные персонажи, внесценические персонажи (гости Фамусова, упоминаемые по ходу действия).

4. В комедии «Горе от ума» соблюдены 2 правила классицизма:

единство времени и единство места.

5. А.С. Грибоедов нарушает 3 правило классицизма

единство действия.

Характеристика главных героев комедии «Горе от ума»  Герой Происхож- дение, поло- жение в обществе Образо- вание и воспи- тание Фамусов Отношение героя Управляющий в казенном месте Молчалин к службе Чацкий Безродного пригрел и ввел в мое семейство, дал чин ассесора и взял в секретари….кто в бедности рожден  Чувствителен, и весел, и остер Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив  Подписано, так с плеч долой .  Софья к просве- щению И в чтенье прок –от невелик Скалозуб Дочь Фамусова  к семье, любви Речь героя, афоризмы полковник Скалозуб: и золотой мешок и метит в генералы  Кто беден, тот тебе не  пара. Желал бы зятя он с звездами да чинами      Хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле  Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом! … я вас без памяти люблю!  И дым Отечества нам сладок и приятен! Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли. Счастливые часов не наблюдают! Бывает хуже, с рук сойдет…

Характеристика главных героев комедии «Горе от ума»

Герой

Происхож-

дение,

поло-

жение в

обществе

Образо-

вание и

воспи-

тание

Фамусов

Отношение героя

Управляющий в казенном месте

Молчалин

к

службе

Чацкий

Безродного пригрел и ввел в мое семейство, дал чин ассесора и взял в секретари….кто в бедности рожден

Чувствителен, и весел, и остер

Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив

Подписано, так с плеч долой .

Софья

к просве-

щению

И в чтенье прок –от невелик

Скалозуб

Дочь

Фамусова

к семье,

любви

Речь

героя,

афоризмы

полковник Скалозуб: и золотой мешок и метит в генералы

Кто беден, тот тебе не пара. Желал бы зятя он с звездами да чинами

Хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле

Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!

я вас без памяти люблю!

И дым Отечества нам сладок и приятен! Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли.

Счастливые часов не наблюдают! Бывает хуже, с рук сойдет…

Домашнее задание  Прочитать 2-е действие, подготовить (индивидуально) выразительное чтение монологов Чацкого и Фамусова. Заполнить таблицу.  «ВЕК НЫНЕШНИЙ» «ВЕК МИНУВШИЙ» отношение к богатству, к чинам отношение к службе отношение к иностранному отношение к образованию отношение к крепостному праву отношение к московским нравам и времяпрепровождению отношение к кумовству, протекции отношение к свободе суждений отношение к любви идеалы

Домашнее задание

Прочитать 2-е действие, подготовить (индивидуально) выразительное чтение монологов Чацкого и Фамусова. Заполнить таблицу.

«ВЕК НЫНЕШНИЙ»

«ВЕК МИНУВШИЙ»

отношение к богатству, к чинам

отношение к службе

отношение к иностранному

отношение к образованию

отношение к крепостному праву

отношение к московским нравам и времяпрепровождению

отношение к кумовству, протекции

отношение к свободе суждений

отношение к любви

идеалы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!