СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Социальная и нравственная проблематика, своеобразие конфликта в пьесе».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контролируемые элементы содержания: форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, конфликт; система образов, литературный герой

Контролируемые умения: обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного

Проверяемые элементы содержания: сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Тема. Идея. Проблематика

Предметные умения: владеть умениями анализировать произведения (в том числе с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа), давать собственную интерпретацию и оценку произведениям. Характеризовать героя эпического и драматического художественного произведения, его внешний облик и внутренние качества, поступки и их мотивы, взаимоотношения с другими персонажами, роль персонажа в системе образов, в сюжете и развитии конфликта произведения, указывать важнейшие средства создания образа героя

Личностные результаты: понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства

Просмотр содержимого документа
««А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Социальная и нравственная проблематика, своеобразие конфликта в пьесе».»

9 класс Тема: «А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Социальная и нравственная проблематика, своеобразие конфликта в пьесе». Контролируемые элементы содержания: форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, конфликт; система образов, литературный герой Контролируемые умения: обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного Проверяемые элементы содержания: сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Тема. Идея. Проблематика Предметные умения: владеть умениями анализировать произведения (в том числе с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа), давать собственную интерпретацию и оценку произведениям. Характеризовать героя эпического и драматического художественного произведения, его внешний облик и внутренние качества, поступки и их мотивы, взаимоотношения с другими персонажами, роль персонажа в системе образов, в сюжете и развитии конфликта произведения, указывать важнейшие средства создания образа героя Личностные результаты: понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства Функциональная грамотность: оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

Этапы урока.

1.Актуализация опорных знаний.

Работа над комедией

1.Интерактивная статья (параграф учебника)

  • Как шла работа Грибоедова над комедией «Горе от ума»?

  • Какие источники текста комедии дошли до нас?

  • Какую борьбу отражает комедия?

  • Как приняло общество комедию?

  • Была ли она напечатана и поставлена на сцене театра при жизни автора? Когда был напечатан полный текст?

2.Терминологический диктант

Перечень определений:

  1. Один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), принадлежит к двум видам искусства: литературе и театру, предназначен для игры на сцене.   Текст представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и разбит на действия и явления — драма.

  2. Разговор между двумя или несколькими лицами — диалог.

  3. Речь действующего лица пьесы, обращённая к самому себе или к зрителям — монолог.

  4. Пояснение автора к тексту пьесы, касающееся обстановки, поведения актёров — ремарка.

  5. Высказывание одного героя в ответ на слова другого в драматургическом произведении — реплика героя.

  6. Драматическое произведение с весёлым сюжетом, обычно осмеивающее общественные или бытовые пороки, а также представление его на сцене — комедия.

  7. Событие, которое является началом действия. Или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты — завязка.

  8. Одна из основных композиционных единиц драматического произведения, окончание действия или завершение конфликта — развязка.

  9. Момент наивысшего напряжения в развитии литературного произведения. Обязательная часть композиции литературного произведения. Располагается после основного действия — кульминация.

  10. Вступительная часть литературного произведения, знакомящая читателей с героями, их расстановкой, а также с местом и временем действия — экспозиция.

  11. Столкновение противоположных взглядов действующих лиц в сюжетных художественных произведениях. Реализуется в словесных и физических действиях героев. Благодаря нему разворачивается сюжет — конфликт.

2.Целеполагание.

Комедия — воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеяния общественного и человеческого несовершенства

В основе комедии должен лежать конфликтпротиворечие.

Достаточно часто комедию «Горе от ума» определяют, как комедию характера.

Проверь себя при помощи таблицы.

3.Освоение нового материала.На основе текста комедии подбери цитаты, дающие представление о персонаже, и заполни таблицу.

Герой

Происхождение, положение в обществе

Образование и воспитание

Что говорят о герое другие персонажи

Отношение героя к:

Речь героя, афоризмы

службе

просвещению

семье


Фамусов

 

 

 

 

 



Молчалин

 

 

 

 

 



Чацкий

 

 

 

 

 



Софья

 

 

 

 

 



Скалозуб

 

 

 

 




4.Проверка первичного усвоения.

Конфликт — противоречие, столкновение между группами действующих лиц или отдельными персонажами, героем и обществом (средой), противоборство характеров, идей, настроений.



5.Применение знаний.

Текст статьи учебника «Конфликт и система персонажей комедии "Горе от ума"» и ответиты на вопросы.

  • Как развивается в комедии личный конфликт?

  • Как тема «безумия от любви» сменяется темой безумия от московского «воздуха»?

  • На какие идейные лагери можно разделить героев комедии?

  • Каковы характерные черты каждого лагеря?

  • Чем заканчивается пьеса и каков пафос финальной сцены?

  • Как развивается в пьесе общественный конфликт?

  • Почему в итоге любовная и общественная линии соединяются?

6.Диагностика. Самодиагностика.

7.Самооценивание. Рефлексия.

Тест

Д/з. Написать характеристику героев.