9 класс Тема: «А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Социальная и нравственная проблематика, своеобразие конфликта в пьесе».
Контролируемые элементы содержания: форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, конфликт; система образов, литературный герой
Контролируемые умения: обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного
Проверяемые элементы содержания: сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Тема. Идея. Проблематика
Предметные умения: владеть умениями анализировать произведения (в том числе с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа), давать собственную интерпретацию и оценку произведениям. Характеризовать героя эпического и драматического художественного произведения, его внешний облик и внутренние качества, поступки и их мотивы, взаимоотношения с другими персонажами, роль персонажа в системе образов, в сюжете и развитии конфликта произведения, указывать важнейшие средства создания образа героя
Личностные результаты: понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства
Функциональная грамотность: оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора
Этапы урока.
1.Актуализация опорных знаний.
Работа над комедией
1.Интерактивная статья (параграф учебника)
Как шла работа Грибоедова над комедией «Горе от ума»?
Какие источники текста комедии дошли до нас?
Какую борьбу отражает комедия?
Как приняло общество комедию?
Была ли она напечатана и поставлена на сцене театра при жизни автора? Когда был напечатан полный текст?
2.Терминологический диктант
Перечень определений:
Один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), принадлежит к двум видам искусства: литературе и театру, предназначен для игры на сцене. Текст представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и разбит на действия и явления — драма.
Разговор между двумя или несколькими лицами — диалог.
Речь действующего лица пьесы, обращённая к самому себе или к зрителям — монолог.
Пояснение автора к тексту пьесы, касающееся обстановки, поведения актёров — ремарка.
Высказывание одного героя в ответ на слова другого в драматургическом произведении — реплика героя.
Драматическое произведение с весёлым сюжетом, обычно осмеивающее общественные или бытовые пороки, а также представление его на сцене — комедия.
Событие, которое является началом действия. Или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты — завязка.
Одна из основных композиционных единиц драматического произведения, окончание действия или завершение конфликта — развязка.
Момент наивысшего напряжения в развитии литературного произведения. Обязательная часть композиции литературного произведения. Располагается после основного действия — кульминация.
Вступительная часть литературного произведения, знакомящая читателей с героями, их расстановкой, а также с местом и временем действия — экспозиция.
Столкновение противоположных взглядов действующих лиц в сюжетных художественных произведениях. Реализуется в словесных и физических действиях героев. Благодаря нему разворачивается сюжет — конфликт.
2.Целеполагание.
Комедия — воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеяния общественного и человеческого несовершенства.
В основе комедии должен лежать конфликт, противоречие.
Достаточно часто комедию «Горе от ума» определяют, как комедию характера.
Проверь себя при помощи таблицы.
3.Освоение нового материала.На основе текста комедии подбери цитаты, дающие представление о персонаже, и заполни таблицу.
Герой | Происхождение, положение в обществе | Образование и воспитание | Что говорят о герое другие персонажи | Отношение героя к: | Речь героя, афоризмы |
службе | просвещению | семье | |
Фамусов | | | | | | | |
Молчалин | | | | | | | |
Чацкий | | | | | | | |
Софья | | | | | | | |
Скалозуб | | | | | | | |
4.Проверка первичного усвоения.
Конфликт — противоречие, столкновение между группами действующих лиц или отдельными персонажами, героем и обществом (средой), противоборство характеров, идей, настроений. |
5.Применение знаний.
Текст статьи учебника «Конфликт и система персонажей комедии "Горе от ума"» и ответиты на вопросы.
Как развивается в комедии личный конфликт?
Как тема «безумия от любви» сменяется темой безумия от московского «воздуха»?
На какие идейные лагери можно разделить героев комедии?
Каковы характерные черты каждого лагеря?
Чем заканчивается пьеса и каков пафос финальной сцены?
Как развивается в пьесе общественный конфликт?
Почему в итоге любовная и общественная линии соединяются?
6.Диагностика. Самодиагностика.
7.Самооценивание. Рефлексия.
Тест
Д/з. Написать характеристику героев.