СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума»»


Тема: А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума»

Цели урока:

  1. создать условия для формирования знаний об А.С. Грибоедове как литераторе и общественном деятеле, познакомить учащихся с историей создания комедии «Горе от ума»;

  2. создать условия для развития навыков логического мышления; овладения навыками анализа, навыками составления тезисного плана по лекции учителя;

  3. способствовать привитию чувству любви к русскому языку на уроках литературы; формированию навыков связанного ответа.

Ход урока

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 минуты)

  2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (7 минут). Цели: проверка качества знаний по изученному материалу, совершенствование навыков монологической и диалогической речи, умений аргументированного ответа на вопрос.


  1. В чём особенности лирики В.А. Жуковского?

  2. Почему лирику Жуковского относят к романтизму?

  3. Выразительно прочитайте элегию «Море», приведите примеры использования эстетики романтизма.


  1. ЭТАП ПОГРУЖЕНИЯ В ТЕМУ УРОКА (5 минут) Цель: мотивация учебной деятельности, совершенствование умений наблюдать за иллюстративным материалом, развитие ассоциативного мышления, совершенствование умений проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза.


  1. Просмотр подготовленного учителем фильма.

  2. Беседа по вопросам

  1. Понравилась ли вам музыка фильма? А знаете ли вы, что этот вальс написал сам Грибоедов?

  2. Какие ассоциации с образом Грибоедова вызвал у вас фильм?

  3. Каким человеком, по-вашему, был А. С. Грибоедов?

  4. Как выдумаете, достаточно ли этого материала, чтобы сказать всё самое основное о Грибоедове?

  5. Попробуйте сформулировать цели сегодняшнего урока.


  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (15 минут). Цели: создать условия для усвоения знаний о жизни и творчестве Грибоедова, об истории написания и названия комедии, создать условия для развития внимания, навыков логического мышления; овладения навыками анализа, навыками составления тезисного плана по лекции учителя



  1. Выступление ученицы на тему: «Жизнь и творчество А. С. Грибоедова»

(6 минут).

  1. Лекция учителя об истории создания комедии, смысле названия запись учащимися основных положений.

1. История создания
Существует легенда о том, как у Грибоедова появился замысел «Горя от ума». 17 ноября 1820 года в письме из Тифлиса к неизвестному лицу Грибоедов описал свой вещий сон. Три года Грибоедов вынашивал замысел комедии. Известно также, что осенью 1819 года Грибоедов во время путешествия из Моздока в Тифлис читал отрывки своему спутнику – князю Бебутову.

Непосредственно к работе над комедией драматург приступил позднее. Два акта написаны им во время пребывания на Кавказе в 1821-1822гг. Первым слушателем был В.Кюхельбекер. В марте 1823г. Грибоедов получает длительный отпуск и едет в Москву. Как вспоминает племянница Бегичева Е.П.Соковнина, в Москве писатель «продолжал отделывать свою комедию «Горе от ума» и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на обеды и балы, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете».

Конец лета 1823г. Грибоедов провел в тульском поместье Бегичева, где и закончил в основном свою комедию. Осенью 1824 года работа была закончена. Начались цензурные хлопоты. Все попытки напечатать «Горе от ума» не имели успеха. Невозможной оказалась и постановка в театре. Попытка поставить комедию хотя бы на сцене Петербургского театрального училища в мае 1825 года кончилась неудачей. Спектакль был запрещен по приказу петербургского генерал-губернатора графа Милорадовича, школьное начальство получило выговор. В 1825г. в альманахе «Русская Талия» удалось опубликовать только несколько сцен.

2. Смысл названия, своеобразие конфликта
Название любого произведения является ключом к его пониманию, оно содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором. Заглавие комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, пожалуй, позволяет увидеть в конфликте пьесы необычайно важную категорию, а именно — категорию ума. Источником подобного выражения, положенного в основу заглавия и первоначально звучавшего как “Горе уму”, восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом был важен и актуален для предшествовавших А. С. Грибоедову комедиографов, принадлежавших к школе классицизма. В “Горе от ума” этот конфликт выглядит иначе, здесь он переосмыслен. Современники не могли не почувствовать этого, поэтому возникло несколько мнений, например И. А. Гончарова и А. С. Пушкина, о Чацком и о том, кто же по замыслу Грибоедова является носителем ума в комедии. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен”. Пушкин же действительно говорил в письме Бестужеву о том, что “умное действующее лицо” в комедии — Грибоедов, а Чацкий — это только “пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями”. Итак, что же такое ум в комедии Грибоедова и кто является в ней умным человеком? Ум теоретически является добродетелью. Для комедиографов раннего периода это качество никогда не являлось недостатком. Наоборот, высмеивались авторами глупцы. Важно отметить, что именно соблюдение меры во всем считалось умом. Умом, как и чувством меры, обладает как раз Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит хозяину и основательно ему помогает, Чацкому же его ум (а “речь его кипит умом, остроумием”, как говорит И. А. Гончаров) только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему “мильон терзаний”.
Никто из персонажей комедии не считает себя глупым и ценит в людях именно ум. Но у каждого свое представление об уме.

Все умны по-своему. Даже глупый и ограниченный Скалозуб судит «как истинный философ»: только бы «досталось в генералы». В обществе Фамусовых умно то, что выгодно. Стремление Чацкого жить по-своему, разрушая сложившиеся «нормы», - вызов обществу, безумие.

Основой комедии является конфликт Чацкого и фамусовского общества, «века нынешнего» и «века минувшего». Он воплощается в комедии в двух сюжетных линиях – общественной и личной, которые дополняют друг друга.


В эпоху романтизма существовал традиционный конфликт, непременно присутствовавший в любой романтической поэме, драме. Он заключался в противопоставлении высокого и низкого; исключительного героя и света, общества, мира в целом. Этот конфликт был неразрешим. Чацкий своим поведением и трагичностью похож на романтического героя, борющегося с “жестокими нравами”. Но конфликт у А. С. Грибоедова становится исторически конкретным. Конфликт комедии А. С. Грибоедова не просто необычен, он своеобразен, поскольку отражает внутренние противоречия, существовавшие в русском обществе в первой четверти XIX века. Наряду с ним в комедии присутствует любовная линия, играющая важную роль: любовная драма Чацкого становится выражением идейного одиночества героя. Таким образом, своеобразие конфликта этого, по словам А. А. Блока, “неразгаданного до
конца” в произведении А. С. Грибоедова состоит в тесном взаимодействии общественной и личной линий, каждая из которых выглядит в пьесе нетрадиционно. А. С.Грибоедов переосмысляет прежние образцы и создает новаторскую комедию, интерес к которой не пропадает с середины XIX века, когда Чацкий стал восприниматься как единственный положительный герой в русской драматургии.



  1. РАБОТА С ТЕКСТОМ – чтение по ролям 1 и 2 явления 1 действия, ответы на вопросы 1—3 на стр. 243. (10 минут) цели: продолжить формирование навыков выразительного чтения и сопутствующего анализа литературно-художественного произведения.



  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: прочитать 1 и 2 действия комедии.



  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!