Подумаем!
- Как вы понимаете высказывание «век нынешний»?
- Что значит «век минувший»?
- Кого из героев можно отнести к «веку нынешнему», а кого к «веку минувшему»? Почему вы так решили?
- Можно ли перефразировать нашу тему урока?
- Как она тогда будет звучать?
- «Чацкий и Фамусов», «Чацкий и Фамусовская Москва» «Чацкий и Фамусовское общество» и т.д.
- Т.е. сегодня мы должны сопоставить этих героев (эти полярности) и выявить основные критерии, по которым они расходятся, т.е. выяснить причины деления «веков» на «нынешний» и «минувший»
- В каком эпизоде наиболее впервые раскрывается разное отношение героев в вещам (явлениям) в той или иной области?
- Разговор Фамусова с Чацким – действие 2 явление 2 .
Сравнительная таблица
- Отношение к богатству, к чинам.
Чацкий: « Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве , Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве , И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», « А тем, кто выше, лесть , как кружево плели…»
Фамусов: « Будь плохонький , да если наберется, Душ тысячки две родовых, тот и жених »
Сравнительная таблица
2. Отношение к службе.
Чацкий: «Служить бы рад, прислуживаться тошно », «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, Расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть… »
Фамусов: « А у меня, что дело, что не дело , обычай мой такой: подписано, так с плеч долой »
Сравнительная таблица
3. Отношение к иностранному.
Чацкий: «И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты », «Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья ».
Фамусов: « Дверь отперта для званных и незванных, Особенно для иностранных».
Сравнительная таблица
4. Отношение к образованию.
Чацкий: « Что, нынче, так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки Числом по более , ценою подешевле ?… Нам каждого велят признать историком и географом»
Фамусов: « Забрать все книги бы да сжечь », «Ученье — вот чума , ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений».
Сравнительная таблица
5. Отношение к крестьянам.
Чацкий: «Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, На них он выменял борзые три собаки !!!»
Фамусов: Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества ( приведите примеры из текста его отношения в слугам и крестьянам, возможно, не только и его ).
Сравнительная таблица
6. Отношение к Московским нравам.
Чацкий: «Да и кому в Москве не зажимали рты , обеды, ужины и танцы?»
Фамусов: «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели », «В четверг я зван на погребенье », «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить …»
Сравнительная таблица
7. Отношение к кумовству, протекции*
Чацкий: «А судьи кто ? - За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима …»
Фамусов: «При мне служащие чужие очень редки , Все больше сестрины, свояченицы детки »
*покровительство, влиятельная поддержка со стороны кого-либо, содействующая устройству чьих-либо дел
Сравнительная таблица
8. Отношение к свободе суждений
Чацкий: «Помилуйте, мы с вами не ребята, Зачем же мнения чужие только святы ?»
Фамусов: «*Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений »
Сравнительная таблица
9. Отношение к любви
Чацкий: «И я чего хочу, когда все решено? Мне в петлю лезть , а ей смешно».
Фамусов: «* Будь плохенький , да если наберется Душ тысячки две родовых,- тот и жених »»
Сравнительная таблица
10. Идеалы.
Сделайте, пожалуйста, вывод, что же является идеалом для каждого? Подтвердите свое мнение.
Чацкий: Идеал Чацкого – свободная независимая личность , чуждая рабской приниженности.
Фамусов: Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, « охотники поподличать»
Вывод:
- Что лежит в основе, по вашему мнению, в основе такой разницы между героями (представителями)?
- С кем из них вы более согласны? Кто вам ближе? Почему?
- Актуальна ли комедия сейчас?
Домашнее задание.
- Работа с текстом комедии. Характеристика А.Молчалина.
- Найдите цитаты , по которым можно сравнить Чацкого и Молчалина.
- По каким характеристикам вы бы их сравнили? ( примерные ваши критерии)