СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Грибоедов "Горе от ума". "Век нынешний и век минувший..." (Чацкий и Фамусовское общество)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

определение цели урока. Обозначение своего названия темы. Сравнителная таблица представителей веков. (раздать или самим начертить в тетр.) . Вывод. Д.з.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Грибоедов "Горе от ума". "Век нынешний и век минувший..." (Чацкий и Фамусовское общество)»

Подумаем!  Как вы понимаете высказывание «век нынешний»?  Что значит «век минувший»?  Кого из героев можно отнести к «веку нынешнему», а кого к «веку минувшему»? Почему вы так решили?  Можно ли перефразировать нашу тему урока? Как она тогда будет звучать? «Чацкий и Фамусов», «Чацкий и Фамусовская Москва» «Чацкий и Фамусовское общество» и т.д.  Т.е. сегодня мы должны сопоставить этих героев (эти полярности) и выявить основные критерии, по которым они расходятся, т.е. выяснить причины деления «веков» на «нынешний» и «минувший»

Подумаем!

  • Как вы понимаете высказывание «век нынешний»?
  • Что значит «век минувший»?
  • Кого из героев можно отнести к «веку нынешнему», а кого к «веку минувшему»? Почему вы так решили?
  • Можно ли перефразировать нашу тему урока?
  • Как она тогда будет звучать?
  • «Чацкий и Фамусов», «Чацкий и Фамусовская Москва» «Чацкий и Фамусовское общество» и т.д.
  • Т.е. сегодня мы должны сопоставить этих героев (эти полярности) и выявить основные критерии, по которым они расходятся, т.е. выяснить причины деления «веков» на «нынешний» и «минувший»
В каком эпизоде наиболее впервые раскрывается разное отношение героев в вещам (явлениям) в той или иной области?  Разговор Фамусова с Чацким – действие 2 явление 2 .
  • В каком эпизоде наиболее впервые раскрывается разное отношение героев в вещам (явлениям) в той или иной области?
  • Разговор Фамусова с Чацким – действие 2 явление 2 .
Сравнительная таблица Отношение к богатству, к чинам. Чацкий: « Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве , Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве , И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», « А тем, кто выше, лесть , как кружево плели…» Фамусов: « Будь плохонький , да если наберется, Душ тысячки две родовых, тот и жених »

Сравнительная таблица

  • Отношение к богатству, к чинам.

Чацкий: « Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве , Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве , И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», « А тем, кто выше, лесть , как кружево плели…»

Фамусов: « Будь плохонький , да если наберется, Душ тысячки две родовых, тот и жених »

Сравнительная таблица 2. Отношение к службе. Чацкий: «Служить бы рад, прислуживаться тошно », «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, Расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть… »   Фамусов: « А у меня, что дело, что не дело , обычай мой такой: подписано, так с плеч долой »

Сравнительная таблица

2. Отношение к службе.

Чацкий: «Служить бы рад, прислуживаться тошно », «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, Расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть… »

Фамусов: « А у меня, что дело, что не дело , обычай мой такой: подписано, так с плеч долой »

Сравнительная таблица 3. Отношение к иностранному. Чацкий: «И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты », «Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья ».   Фамусов: « Дверь отперта для званных и незванных, Особенно для иностранных».

Сравнительная таблица

3. Отношение к иностранному.

Чацкий: «И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты », «Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья ».

Фамусов: « Дверь отперта для званных и незванных, Особенно для иностранных».

Сравнительная таблица 4. Отношение к образованию. Чацкий: « Что, нынче, так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки Числом по более , ценою подешевле ?… Нам каждого велят признать историком и географом»   Фамусов: « Забрать все книги бы да сжечь », «Ученье — вот чума , ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений».

Сравнительная таблица

4. Отношение к образованию.

Чацкий: « Что, нынче, так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки Числом по более , ценою подешевле ?… Нам каждого велят признать историком и географом»

Фамусов: « Забрать все книги бы да сжечь », «Ученье — вот чума , ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений».

Сравнительная таблица 5. Отношение к крестьянам. Чацкий: «Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, На них он выменял борзые три собаки !!!» Фамусов: Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества ( приведите примеры из текста его отношения в слугам и крестьянам, возможно, не только и его ).

Сравнительная таблица

5. Отношение к крестьянам.

Чацкий: «Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, На них он выменял борзые три собаки !!!»

Фамусов: Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества ( приведите примеры из текста его отношения в слугам и крестьянам, возможно, не только и его ).

Сравнительная таблица 6. Отношение к Московским нравам. Чацкий: «Да и кому в Москве не зажимали рты , обеды, ужины и танцы?» Фамусов: «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели », «В четверг я зван на погребенье », «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить …»

Сравнительная таблица

6. Отношение к Московским нравам.

Чацкий: «Да и кому в Москве не зажимали рты , обеды, ужины и танцы?»

Фамусов: «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели », «В четверг я зван на погребенье », «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить …»

Сравнительная таблица 7. Отношение к кумовству, протекции* Чацкий: «А судьи кто ? - За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима …» Фамусов: «При мне служащие чужие очень редки , Все больше сестрины, свояченицы детки » *покровительство, влиятельная поддержка со стороны кого-либо, содействующая устройству чьих-либо дел

Сравнительная таблица

7. Отношение к кумовству, протекции*

Чацкий: «А судьи кто ? - За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима …»

Фамусов: «При мне служащие чужие очень редки , Все больше сестрины, свояченицы детки »

*покровительство, влиятельная поддержка со стороны кого-либо, содействующая устройству чьих-либо дел

Сравнительная таблица 8. Отношение к свободе суждений Чацкий: «Помилуйте, мы с вами не ребята, Зачем же мнения чужие только святы ?» Фамусов: «*Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений »

Сравнительная таблица

8. Отношение к свободе суждений

Чацкий: «Помилуйте, мы с вами не ребята, Зачем же мнения чужие только святы

Фамусов: «*Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений »

Сравнительная таблица 9. Отношение к любви Чацкий: «И я чего хочу, когда все решено? Мне в петлю лезть , а ей смешно».   Фамусов: «* Будь плохенький , да если наберется Душ тысячки две родовых,- тот и жених »»

Сравнительная таблица

9. Отношение к любви

Чацкий: «И я чего хочу, когда все решено? Мне в петлю лезть , а ей смешно».

Фамусов: «* Будь плохенький , да если наберется Душ тысячки две родовых,- тот и жених »»

Сравнительная таблица 10. Идеалы. Сделайте, пожалуйста, вывод, что же является идеалом для каждого? Подтвердите свое мнение. Чацкий: Идеал Чацкого – свободная независимая личность , чуждая рабской приниженности. Фамусов: Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, « охотники поподличать»

Сравнительная таблица

10. Идеалы.

Сделайте, пожалуйста, вывод, что же является идеалом для каждого? Подтвердите свое мнение.

Чацкий: Идеал Чацкого – свободная независимая личность , чуждая рабской приниженности.

Фамусов: Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, « охотники поподличать»

Вывод: Что лежит в основе, по вашему мнению, в основе такой разницы между героями (представителями)? С кем из них вы более согласны? Кто вам ближе? Почему? Актуальна ли комедия сейчас?

Вывод:

  • Что лежит в основе, по вашему мнению, в основе такой разницы между героями (представителями)?
  • С кем из них вы более согласны? Кто вам ближе? Почему?
  • Актуальна ли комедия сейчас?
Домашнее задание. Работа с текстом комедии. Характеристика А.Молчалина. Найдите цитаты , по которым можно сравнить Чацкого и Молчалина. По каким характеристикам вы бы их сравнили? ( примерные ваши критерии)

Домашнее задание.

  • Работа с текстом комедии. Характеристика А.Молчалина.
  • Найдите цитаты , по которым можно сравнить Чацкого и Молчалина.
  • По каким характеристикам вы бы их сравнили? ( примерные ваши критерии)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!