СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Грин «Алые паруса». Что победит: мечта или реальность?

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  По повести А.С.Грина «Алые паруса».  Что победит: мечта или реальность? (8-ой класс)

Просмотр содержимого документа
«А.С.Грин «Алые паруса». Что победит: мечта или реальность?»

Тема урока: По повести А.С.Грина «Алые паруса». Что победит: мечта или реальность? (8-ой класс)


Разработала и провела: Серых Лидия Михайловна, учитель русского языка и литературы.


Тип урока:
урок закрепления изученного материала.
Цели урока:
Обучающая:

продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя;
познакомить с повестью «Алые паруса»;
сформировать понятие о произведении такого жанра, как феерия;
совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводы;
находить ответы на поставленные вопросы;
совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения, анализ художественного текста
Развивающая:
развивать устную речь;
развивать способность высказывать собственное мнение;
развивать творческое воображение, память, мышление;
совершенствовать навык монологической речи.
Воспитательная:
показать А.С. Грина как писателя-романтика, чьё творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса;
воспитывать чувства отзывчивости, доброты, веры, надежды, сердечности, любви к людям и к жизни, заботливого и бережного отношения друг к другу;
воспитывать веру в прекрасную мечту и стремление её достигать;
создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений;
воспитывать ответственность за свои поступки.
Методы:
объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский,
Приёмы:
беседа по вопросам, рассказ учителя, сообщения учащихся, словарная работа, анализ эпизодов, просмотр фрагментов фильма, характеристика героев, выразительное чтение, аналитическая работа с текстом художественного произведения.
Формы:
фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
мультимедийная установка, алый парусник, кадры из х/ф «Алые паруса», текст повести, карточки для групповой работы, раздаточный материал, презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Сообщение учащихся об Александре Грине.
4. Слово учителя.
5. Художественное чтение отрывка наизусть «Бегущая Ассоль»

6. Работа по теме урока. Проверка домашнего задания по группам.
7. Фрагмент из фильма.
8. Беседа по фрагменту из фильма.
9. Работа с эпиграфом: «Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса» К.Г.Паустовский.
10. Рефлексия. Домашнее задание.


Содержание урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. У Булата Окуджава есть такие замечательные слова: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». А зачем мы сегодня собрались? О ком, о чем мы будем сегодня беседовать?

2. Вступительное слово учителя.
- Да, тема урока - А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью. (Записать в тетрадь).
- Наш сегодняшний урок внеклассного чтения, посвященный писателю-фантасту, романисту – Александру Грину, мне хочется начать стихотворением Виссариона Саянова.
Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный,
С прославленных бригов бегут по заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отсвет морей в январе,
С великою злобой, с могучей любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
- Из этих строк мы видим, что с одной стороны перед нами люди с обманной улыбкой, с великой злобой; а с другой – люди с могучей любовью, с бунтующей кровью, с вечной мечтой о добре. Такими разными предстают перед нами и герои гриновских произведений.
- Сегодня на уроке мы обратимся к одному из произведений Александра Грина «Алые паруса». Но сначала – автор. Кто же он – Александр Грин, создавший эту замечательную повесть?



3. Сообщение учащихся об Александре Грине.
1 ученик:
Александр Грин – псевдоним русского писателя Александра Степановича Гриневского. Он родился 23 августа 1880 года в небольшом городке Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку.



Отец писателя, поляк по национальности, отбывал здесь ссылку. Работал счётоводом в больнице. Семья ужасно бедствовала.
2 ученик:
Маленьким мальчиком Грин почувствовал всю несправедливость жизни. Мать рано умерла, а мачеха не любила Александра. Придирки и нарекания пьяницы – отца коверкали душу мальчика. Застенчивый Саша страдал от оскорблений, но обид не прощал. Так и осталась в нём навсегда непокорность и чувственность.
3 ученик:
Учёба для мальчика сложилась также нелегко. Он рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным. Увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца. Чуждался своих сверстников. Учился Александр плохо, но запоем читал книги Майна Рида и Жюля Верна. Саша с детства любил море и мечтал о нём.



Мальчик засобирался в путь, отец раздобыл ему на дрогу 25 рублей и торопливо попрощался с сыном.
4 ученик:
В Одессе Саша долгое время не мог устроиться на работу. Наконец, ему повезло. Его взяли без жалованья учеником на пароход. На нём он сделал всего два рейса. Капитан ссадил его с парохода, так как Грин не мог платить за еду. И снова нужда и нищета. Жизнь Саши была очень тяжела. Он жил на одни копейки. Грин начал писать. Первый его рассказ называется «Остров Рено». Это простой рассказ о силе и красоте природы и о матросе. С этого рассказа Грин начал печататься постоянно.
5 ученик:
В 1912 году Грин приехал в Петербург. Здесь начался лучший период его жизни. За 5 лет писатель выпустил несколько книг рассказов и три тома собраний сочинений.



После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – леса, моря, океаны, услышать шум гаваней, пройти через человеческие страсти и любовь.
4. Слово учителя.
- Сегодня и мы попробуем пройти через человеческие страсти и любовь, совершив с героями феерической повести «Алые паруса» путешествие к берегам Лисса и Каперна, где живёт мечта о счастье в душе маленькой прелестной девочки с музыкальным именем Ассоль, узнать тайну алых парусов, поразмыслить о великой силе любви. Когда писатель создавал это произведение, то, наверное, он думал о счастье, поэтому эпиграфом урока я взяла слова Константина Паустовского: «Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса». (Записать в тетрадь) К этим словам мы вернёмся в конце урока.
- Для Александра Грина очень важно сделать человека счастливым, как сделал Грей Ассоль.



Повесть «Алые паруса» Грин начал писать в Петрограде в 1920 году, когда бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей. Грин назвал своё произведение феерией. А что такое феерия?
- Феерия – это волшебное сказочное зрелище. (Запись в тетрадь) В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку. Как вы думаете, можно ли это произведение можно отнести к жанру сказки? (Ответ: Это неверно, для сказки в повести слишком много реальных событий. Но всё-таки кое-что нам напоминает о сказке в повести).

(Отвечает 1-ая группа)

А) Задание:

- Найдите в тексте отрывок, в котором предсказывается вся трудная судьба Ассоль.

Выразительное чтение отрывка наизусть.

Б) Задание:

- Что хотел сказать этим отрывком автор? С Какой целью он употреблял детали?

5. Работа по теме урока.
- Какую сказку подарил Эгль Ассоль? О чём она? (Ответ…)
- Что изменилось в жизни Ассоль после встречи со сказочником? (Ответ: Она стала жить мечтой о встрече с принцем; жители Каперны стали говорить, что Лонгрен и его дочь сошли с ума.)
- Повлияло ли мнение жителей на мечту, которой жила Ассоль? (Ответ: Конечно же нет, она продолжала ждать своего принца.)
- Вернёмся к разговору Ассоль и Эгля.
- Мудрый старик не ошибся. Ассоль взрослеет, надеется, продолжает жить мечтой. Как вы считаете, кто из героев повести более близок по характеру Ассоль? (Ответ: Грей.)
- Какие чувства испытывает Грей, когда сталкивается со спящей Ассоль? (Ответ: Сильное впечатление, волнение. Те чувства, которые часто приводят к любви с первого взгляда.)
- Что он делает? (Ответ: Он оставляет кольцо на пальце девушки)
- А что означало кольцо для девушки? (Ответ: Знак близкого счастья. Кольцо вселяет уверенность в то, что предсказание Эгля о сказочном принце и корабле с алыми парусами сбудется.)
- Каким образом Артур Грей исполняет мечту Ассоль? (Ответ: Решает заменить все паруса на алый цвет. Он побывал в трёх лавках, никак не мог найти нужный цвет. И вот он его увидел)
- Найдите в тексте и прочитайте описание именно того алого цвета, который искал Грей. (Зачитать: 5 глава. «этот совершенно… - …духовного отражения»)
- Да, алый цвет – цвет любви и цвет мечты. Плыть в жизни под алыми парусами – значит ставить перед собой цель, стремиться осуществить всё задуманное.
- Как вы думаете, случайно ли свела судьба Ассоль и Грея? (Ответ: Нет, не случайно, в их характерах очень много общего (записать в тетради):
-любят всё живое,
-близки к природе,
-добры и бескорыстны,
-трудолюбивы,
-верят в мечту.)
7. Фрагмент из фильма.
- Вера в мечту и соединила их под алыми парусами. Посмотрим как произошла их встреча.
(Фрагмент из фильма)
8. Беседа по фрагменту из фильма.
- Мы с вами посмотрели фрагмент художественного фильма по мотивам повести Александра Грина «Алые паруса», поставленного Александром Птушко.
- Какое впечатление произвело на жителей появление корабля в Каперне? (Ответ: Все всполошились, удивились, так как не верили в появление алых парусов, считали это невозможным, все побежали на берег)
- Герои встречаются. Грей говорит девушке: «Вот я пришёл, Узнала ли ты меня?» Вспомните, что отвечает Ассоль? (Если не помните, найдите ответ в тексте, зачитайте её ответ: «Совершенно такой.»)
- Какими словами автор передаёт счастье Ассоли? Найдите в тексте. («Счастье сидело в ней пушистым котёнком.»)
- Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей. Это бесконечно счастье.)
- Что же увидел в глазах любимой Грей? Зачитайте. («В них было всё лучшее человека.»)
- А теперь оставим влюблённых и счастливых Ассоль и Грея одних. Закроем последнюю страничку и ответим на вопрос: Можно ли быть спокойными за героев? (Ответ: Да, они обязательно будут счастливы, потому что они открыты для любви, добра, прощения. Они умеют бороться за своё счастье, то есть делать чудо своими руками.) (Если остается время, записать это.)
9. Работа с эпиграфом.
- Итак, мы с вами вернулись к словам из эпиграфа. Зачитайте мне их.
Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса.
К. Паустовский.
- Согласны ли вы с этими словами? (Ответ детей.)
- Творить чудеса могут только мечтатели. Если отнять у человека мечту и веру в чудеса, то не будет ничего: ни искусства, ни науки, ни культуры. Жизнь станет неинтересной.
- Заканчивая наш урок, я хочу предложить вам представить себя на несколько минут волшебниками превратить эти белые паруса в алые. Ведь мы сегодня уже убедились, что любую мечту можно своими руками превратить в реальность. Для этого нужно будет ответить на несколько вопросов.
10. Рефлексия. Домашнее задание.
- Понравился ли вам сегодня урок? Что особенно запомнилось?
Домашнее задание: Написать развёрнутый ответ на вопрос: «А что такое мечта? Как ее притворить в жизнь?»
На доске записываю слово «МЕЧТА – ЭТО….», а ребята по одному выходят к доске и пишут по одному слову к определению.
- И в заключение я хочу прочитать вам стихотворение. СЛАЙД. Разучивание песни.
- Ребята! Надо верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.

Не три глаза, ведь это же не сон,

И алый парус правда гордо реет,

В той бухте, где отважный Грей

Нашел свою Ассоль,

В той бухте, где Ассоль

Дождалась Грея.

В той бухте, где отважный Грей

Нашел свою Ассоль,

В той бухте, где Ассоль

Дождалась Грея.

С друзьями легче море переплыть
И соль морскую есть, что нам досталась.
И без любви на свете было б очень трудно жить,
И серым стал бы даже алый парус…

И без любви на свете было б очень трудно жить,
И серым стал бы даже алый парус…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!