Слайд 1
Во всем мире признают, что наша страна непропорционально щедро наделена не только углеводородами, но и талантливыми людьми. Однако гении бывают двух типов. Первые ориентированы на решение задачи ради научной и общественной пользы. Вторые решают задачу ради собственной выгоды. Первые не любят шума и на групповых фотографиях становятся с краю. Вторые обожают саморекламу и даже перед камерой работают локтями. Одни изобретения обогащают нацию или весь мир, другие — преимущественно изобретателя.
Александр Попов — классический пример гения первого типа. В памяти сотрудников и учеников Александр Степанович прежде всего остался усердным и скромным тружеником. Он был человеком дела в том особом русском смысле этого слова, когда дело делается без лишних слов и лишнего шума. Кроме скромности его
характеру было присуще то редко, к сожалению, вспоминаемое сегодня качество, которое называют кротостью. По свидетельству современников никто и никогда не слышал от добродушного ученого ни одного грубого слова. Он не курил, не пил вина и не имел склонности к роскоши и любым внешним эффектам.
Откуда же берутся представители первого типа гениальности — люди, готовые на жертвенный труд ради науки, ради Отечества?
Слайд 2
Александр Степанович родился 16 марта 1859 года в семье приходского священника протоиерея Степана Петровича Попова, настоятеля местной церкви поселка Туринский рудник Верхотурского уезда, Пермской губернии.
Слайд 3
Интерес к естественным наукам проявился у Александра Степановича с детства. Он часто бывал на руднике, где управляющим служил друг семьи Николай Осипович Куксинский. Под руководством своего первого наставника Саша сам собрал гальваническую батарею и соединил ее с самодельным электрическим звонком.
Отец Степан заметил интересы и склонности сына, но в семье священника было семеро детей и денег на обучение Саши в гимназии не было. Слайд 4 Учился он в духовном училище города Долматова, затем в Пермской духовной семинарии, где дети духовенства обучались бесплатно. Физику и математику постигал самостоятельно, за что, по свидетельству друзей, получил у семинаристов прозвище Математик.
Слайд 5
Студенческие годы начинающего физика были нелегкими, надо было помогать сестрам, приехавшим учиться в Петербург, платить за обучение в университете и, в конце концов, как-то жить самому, не рассчитывая на помощь небогатых родителей. Александр Степанович работает монтером на одной из первых электрических станций Петербурга, принимает участие в проводке электрического освещения на Невском проспекте, устройстве электрического света на одной из выставок в Михайловском манеже.
По окончании университетского курса Александр Степанович готовит и блестяще защищает свою первую научную работу «Об условиях наивыгоднейшего действия динамоэлектрической машины». Его охотно оставляют в университете, но интересы дела, которому исследователь решил посвятить свою жизнь, по его мнению, требуют другого решения.
Слайд 6
Для того чтобы продолжить научно-практические занятия, Попов принимает предложение занять должность преподавателя физики в Минном офицерском классе Кронштадтской минной школы и этим связывает всю свою жизнь с русским военно-морским флотом.
Попов как преподаватель считает наглядную демонстрацию действия физических сил природы одним из основных условий хорошего усвоения теоретического материала, и радиоприемник, продемонстрированный им на собрании физико-химического общества, был не чем иным, как учебным пособием, использовавшимся на занятиях в Минном классе для офицеров.
Слайд 7
7 мая (25 апреля) 1895 года на 151-м заседании физического отделения Русского физикохимического общества Александр Степанович Попов сделал сообщение «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям». На заседании изобретатель демонстрировал и новый, сделанный им оригинальный прибор, который он назвал грозоотметчиком. Слайд 8 По своей сути грозоотметчик был приемником, фиксировавшим природные электромагнитные колебания, возникающие при вспышке молнии. Чувствительность прибора позволяла фиксировать вспышки молний в радиусе нескольких десятков километров.
Слайд 9
Приемник работал безукоризненно. Можно было переходить к окончательному превращению грозоотметчика в прибор для беспроволочной связи. В конце сентября 1895 года Попов заменил метеорологический регистрирующий прибор телеграфным аппаратом Морзе. Грозоотметчик окончательно стал радиоприемником.
Слайд 10
Изобретение средств для приема и передачи радиоволн стало результатом коллективного труда ученых разных стран, основанным на теоретических исследованиях электромагнитного поля Фарадея и Максвелла и на достижениях физика-экспериментатора Генриха Герца, подтвердившего состоятельность этой теории при помощи лабораторных опытов. Попытки создания беспроволочного телеграфа практически одновременно предпринимаются в разных странах. Заслуга Попова перед отечеством прежде всего заключена в том, что его усилиями радиотехническое оснащение и подготовка специалистов для русского военно-морского флота шли в ногу с аналогичными усилиями за границей.
Слайд 11
России сегодня как воздух нужны такие люди: ученые, изобретатели, техники, инженеры, в основу образа которых заложена «модель гениальности» Александра Попова. Потому что талантливые люди — это, пожалуй, единственный путь к постиндустриальному, информационному обществу.
Просмотр содержимого документа
«А.С. Попов тихий гений»