А. С. ПУШКИН «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА».
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПОВЕСТИ
Цели: 1. Познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями.
2.Формировать умение анализа художественного текста.
3.Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.
Оборудование: тексты повести «Барышня – крестьянка», карандаши, бумага.
Методические приемы: сообщение учащегося; рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; составление масок персонажей; сравнительный анализ персонажей.
Ход урока
Эпиграф к уроку: У нас ведь всё от Пушкина.
Ф. М. Достоевский
Ход урока
I. Организационный момент. Создание Эмоционального настроя.
Учитель. О каком произведении А.С.Пушкина мы будем говорить сегодня? ( О повести «Барышня-крестьянка»)
Запись в тетради даты, темы урока.
-Сегодня я хочу вам помочь:
• увидеть какой? мир
• услышать кого? в мире
• исследовать как? с помощью чего? создан мир
(На доске перед учащимися помещены указанные выше опорные слова; дети, подобрав подходящие по смыслу вопросы, сами формулируют цели урока).
-Перед вами логическая цепочка. Даны ключевые слова. К каждой паре слов поставьте вопрос, который поможет определить наши задачи. ( На схеме вопросы, которые должны поставить дети, выделены курсивом.)
- Итак, вы поможете мне увидеть мир повести, услышать голос героев и автора в этом мире, исследовать. Как создан этот мир. В путь…
-Знаете, когда мне тревожно, я открываю Пушкина, когда мне радостно, снова обращаюсь к нему. Объясните этому - в эпиграфе к нашему уроку:
«У нас ведь всё от Пушкина» (Ф. М. Достоевский)
А нам пора решать поставленные задачи.
II. Проверка знания учащимися содержания повести.
-В мастерскую художника допускаются только посвященные читатели. Проверим, знаете ли вы текст.
1. « Черный ящик»: кто из героев можно узнать по этому предмету?
Учитель показывает детям предметы, которые могли бы принадлежать какому-либо герою повести. Например: кольцо с изображением мертвой головы, английская газета, пудреница и тому подобное.
2. Блиц-опрос:
а) Кто получал две тысячи рублей и «умирал от скуки в варварской России»?
б) Каково назначение в повести дупла старого дуба?
в) Какая угроза нависла над Алексеем в конце повести?
г) Какую книгу читала Акулина под руководством Алексея?
д) Благодаря кому помирились помещики Муромский и Берестов?
3. Продолжи чтение.
( Учащиеся должны продолжить чтение начатой учителем фразы – задание позволяет выявить, насколько хорошо дети ориентируются в тексте.)
Учитель. Что ж, к исследованию художественного мира повести допущены все.
III. Исследование художественного мира повести.
-Пора знакомиться с главными героями. На дом вы получили задание: Используя синквейн, дать характеристику персонажей. Защитите свои работы.
Защита синквейнов «Лиза», «Алексей».
Примечание: синквейн – пятистрочный стих (от фр. Слова, означает «пять»); вид работы, в котором дети в пяти строках дают полную характеристику предмета: первая строка -3 глагола, вторая строка – 3 существительных; третья строка -3 прилагательных, четвертая строка – формула героя, пятая строка – название синквейна.
-Как вам удалось почувствовать этих героев? Увидеть их? Кто помог? ( Пушкин.)
- Как помог? (С помощью портрета.)
- Портретисты, напомните свою задачу. (Найти портреты героев и понять, с помощью чего они созданы.)
Ответ портретистов.
В результате опорный конспект, который начали заполнять в начале урока, пополняется следующими понятиями: эпитеты-существительные, художественная деталь, лаконизм, краткость, юмор.
-Итак, Пушкин – мастер лаконичного портрета. В его художественной мастерской – такие средства, как эпитеты-существительные, художественная деталь, лаконизм, краткость. Юмор.
Пушкину важно не только показать героев, но и заставить их говорить. Помните, Сократ изрек: «Заговори, чтоб я тебя увидел»? Давайте прислушаемся к героям.
Дома мастера выразительного чтения готовили чтение диалога. Ваша задача – определить, удалость ли чтецам вжиться в образ?
Чтение диалога.
- Дополняет ли диалог портреты? ( Да, это речевая характеристика героев.)
Опорная схема пополняется новым понятием.
- А зачем ещё Пушкину нужен диалог? ( Помогает сделать сюжет более динамичным, сжатым.)
-А теперь будьте особенно чуткими, потому что главное – это то, чего не увидишь глазами, чего не услышишь, но почувствуешь. Давайте внимательно перечитаем текст и попробуем найти средства, которыми автор передает душевное состояние героев.
Чтение с карандашом.
-Словами какой части речи автор передает развитие чувств героев? Чего достигает он этим? ( Пушкин использует глаголы, благодаря которым показывает стремительность развития чувств.)
На опорной схеме появляется новое слово: «динамика».
Работа со схемой.
-Итак, Пушкин создает образы своих героев с помощью портрета, речевой характеристики.
-А использует ли он пейзаж? Есть ли изображение природы в повести? Какова их роль? Слово пейзажистам. Какие пейзажные зарисовки вы нашли? Какова их отличительная черта?
Сообщение пейзажистов
(Ученики отмечают, что пейзаж созвучен состоянию героини; используется прием сравнения, пейзаж лаконичен ).
-А теперь прислушайтесь к своим ощущениям. Какими чувствами наполнен мир повести?
- Но все ли во время Пушкина в России было окрашено в эти цвета? Давайте послушаем историческую справку.
Сообщение историка об эпохе крепостного права.
-Внимательные ли вы читатели? Найдите в тексте отзвуки исторической эпохи.
Дети находят признаки эпохи: существование помещиков и крепостных, браки по принуждению, невозможность женитьбы представителями разных социальных сословий и т.д.
-Почему же Пушкин создает такой мир?
Чтение с карандашом.
(Учитель просит ребят найти наиболее важное слово, которое характеризует отношение Лизы с Настей , окружающих – с Лизой, отношение Пушкина к своим героям .Это доброе отношение.)
-Почему же это так важно для Пушкина? Может быть, потому, что так мало доброты вокруг нас, или он нас хочет сделать добрее? А может быть, он хочет сделать художественное произведение домом из слов, в котором можно жить всем?
IV. Подведение итогов урока.
- В начале урока у нас был «черный ящик» с чужими предметами. Да и художественный мир повести представлялся, наверное, каким-то «черным ящиком». Но мы читатели, перечитывали, вчитывались, поэтому попытались исследовать, как создан этот мир, смогли услышать голоса героев и Пушкина …Нам даже удалось рассмотреть свет, яркость, доброту в этом мире…Мы были гостями в доме, в котором можно жить всем.
Вам было комфортно, интересно на уроке? И мне с вами. Думаю, что наградой за работу на уроке для вас была встреча с Пушкиным.
…Когда мне трудно. Я открываю Пушкина. Откройте и вы для себя его. Всмотритесь в его глаза (учитель обращается к портрету Пушкина), прикоснитесь к его творчеству, создайте образ автора в повести ( каков он? Где он? С кем он ? ) Это и будет вашим домашним заданием.
(В целях экономии времени учитель раздает учащимся листочки с распечатанной опорной схемой , которую коллективно создавали в течение урока. Дети должны вклеить ее в тетрадь. Таким образом, во время урока нет необходимости делать записи в тетради, что дает возможность существенно увеличить работу, направленную на развитие умений работы с текстом и коммуникативных умений ).
Опорная схема урока
Увидеть | (КАКОЙ?) добрый светлый веселый яркий | м «Художественное произведение, в котором можно жить всем» Чалмаев ир |
Услышать | (КОГО?) Героев авторское «Я» | в мире |
Исследовать | (КАК? С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО?) | создан мир |
Портрет: -эпитеты- Существительные -деталь -юмор | диалог речевая характеристика динамика лаконизм | пейзаж |