Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение МКОУ « Кутульская основная общеобразовательная школа»
План – конспект открытого урока по литературе
на тему: «А. С. Пушкин – чудо русской поэзии».
Подготовила: учительница
русского языка и литературы
Алиева С.С.
2019
Цели урока:
воспитывать чувство гордости за творчество великого русского поэта;
способствовать выработке желания "найти" своего Пушкина;
вызвать желание читать и перечитывать Пушкина;
пробудить интерес к более глубокому изучению творчества поэта.
Задачи:
1) углубить и расширить приобретенные на уроках знания о личности А.С.Пушкина, его жизни и творчестве, показать величие поэта;
2) развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, творческие способности, навыки актерского мастерства, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли.
3) воспитывать уважительное отношение к выдающимся людям нашей Родины, к славным датам российской истории и культуры, любовь к литературе как к учебному предмету, способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
Методы обучения: словесные, наглядные, слуховые.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные.
Оборудование: портреты А.С.Пушкина, выставка произведений А.С.Пушкина,
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Тема нашего урока « А. С. Пушкин – чудо русской поэзии». Ребята, давайте все вместе прочитаем эпиграф к уроку.
Эпиграф
Следы исчезнут поколений,
Но жив поэт, бессмертен гений…
Федор Николаевич Глинка
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы вспомним самые интересные моменты биографии поэта, вспомним некоторые его произведения. И начнем мы урок прослушивания романса на стихотворение Пушкина. Потом вы скажите мне, как называется это стихотворение.
3. Биография.
Учитель: Рамазан расскажет нам о том, как прошло детство поэта.
Рамазан: Великий русский поэт А.С.Пушкин – основоположник русской литературы родился 6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье.
Лучшими друзьями Пушкина в детстве были: няня Арина Родионовна, заботливая бабушка Мария Алексеевна и дядя Никита.
Няня рассказывала маленькому Саше сказки и пела песни. Бабушка знала много рассказов о старине, а с дядей Никитой Саша часто гулял по шумным улицам Москвы. Уже в детские годы он многое узнал о жизни талантливого русского народа.
В раннем возрасте Саша прочитал много книг. В Москве к Пушкиным часто приходили писатели и поэты, читали стихи. Мальчик внимательно прислушивался ко всему. Уже тогда Саша мечтал стать поэтом. С 8 лет он сам начал сочинять стихи.
Учитель: Какое стихотворение Пушкин посвятил своей няне?
Дети: «Няне».
( Хидирнаби читает стихотворение «Няне» наизусть)
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Учитель: О лицейских годах расскажет нам Хадижа.
Хадижа: Летом 1811 года юного Пушкина привезли в Петербург. В 12 лет, выдержав экзамен, Саша поступил в Царскосельский лицей для детей знатных дворян.
Юный Пушкин не был усидчив, в списке успеваемости лицеистов его фамилия стояла далеко от первой, но именно в Лицее были заложены основы его творчества и личности: первые замеченные авторитетными лицами стихи, первая любовь, друзья на всю жизнь – Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин.
Преподаватели воспитывали в лицеистах любовь к свободе, Родине, к своему народу. В лицее Пушкин увлекся литературой. Уже в эти годы он написал немало стихов.
( Учитель обращает внимание на портреты первых друзей Пушкина)
Учитель: А сейчас, ребята, давайте послушаем аудиозапись стихотворения лицейского периода, посвященного лучшему и первому другу Пушкина Пущину Ивану Ивановичу.
Учитель: Весной 1817 года Пушкин окончил Царскосельский лицей. Лето он провел в родовом имении Михайловское под Псковом. Здесь он пишет поэму «Руслан и Людмила».
- Кто из вас помнит отрывок из поэмы « Руслан и Людмила»?
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Учитель: Некоторые стихи его были направлены против царя, его приближенных. Пушкин стал опасным противником царя. Вот почему он заявил, что поэта «надобно сослать из-за возмутительных стихов». И поэт был сослан.
Чтение стихотворения «К Чаадаеву»
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Учитель: Хидирнаби расскажет нам о ссылке в Кишенев. (1820 – 1824)
Хидирнаби: В мае 1820 года Пушкина сослали на юг России в Кишинев. Здесь было тайное Южное общество, которое выступало против царя. Пушкин не был членом общества. Но с его участниками имел тесную связь. Ссылка угнетала и мучила поэта. И в 1822 году он пишет стихотворение «Узник», в котором отразилась тоска по свободе. В сентябре 1826 года царь освобождает поэта от ссылки. Пушкин возвращается в Москву.
Учитель: Хадижа прочитает наизусть стихотворение « Узник»
Чтение стихотворения «Узник».
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер да я!…»
Учитель: Пушкин часто влюблялся, страстно любил и был любим, его душа не могла жить без этого волшебного чувства, ибо именно любовь, прекрасная, чистая, светлая озаряла жизненный путь поэта, заставляла сердце учащенно биться, а душу создавать бессмертные творенья; именно любовь привела его к гибели.
Рамазан прочитает одно стихотворение из любовной лирики Пушкина.
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Учитель: Милара расскажет нам о том, как умер великий поэт.
Милара: 14 декабря 1825 года в Петербурге произошло восстание декабристов. Они выступали против царя Николая 1. Пять руководителей восстания были арестованы и вскоре повешены. Многие из участников сосланы в Сибирь и на Кавказ.
При обыске у некоторых декабристов были найдены стихи Пушкина. Это означало, что поэт был на стороне декабристов. При разговоре с царем он признался: «Стал бы в ряды мятежников». За поэтом установили слежку. Все новые произведения поэта просматривал сам царь. Враждебное отношение к Пушкину царя и его приближенных усиливалось. Враги преследовали поэта. Использовали ложь и клевету. Пушкина замышляли убить и вскоре нашли для этого повод. На одном из балов француз Дантес пытался оскорбить жену поэта. Александр Сергеевич до последнего дня своей жизни всегда дорожил Натальей Николаевной и высоко отзывался о ней. Он писал: : «Жена моя – прелесть, и чем я доле с ней живу, тем более люблю это милое, чистое и доброе создание, которого я ничем не заслужил перед Богом…»
4 ноября 1836 года Пушкин получил анонимное письмо, где говорилось о том, что поэт-рогоносец. Пушкин направил вызов на дуэль тому, от кого получил письмо. Это был французский посол, Дантес
Дуэль состоялась 9 февраля 1837 года недалеко от Петербурга, на Черной речке. Пушкин был смертельно ранен и в тяжелых страданиях скончался 10 февраля 1837 года.
Учитель: Смерть поэта была большим горем для всей России. Около 50 тысяч человек подошли к дому, где жил Пушкин. Большей частью это были простые люди. Они пришли проститься со своим любимым поэтом и защитником.
Для царя и его придворных Пушкин и мертвым был страшен. Поэтому ночью гроб с телом Пушкина в сопровождении жандармского офицера и дяди Никиты был тайно увезен в село Михайловское. Здесь поэта похоронили у стен собора Святогорского монастыря.
За полгода до гибели Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В нем поэт подводит итог своему творчеству. Поэт знал, что его любит простой народ России, и если он погибнет, то слава его не увянет. Прочитаем нам наизусть это стихотворение Милара.
«Я памятник себе воздвиг…»
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
Учитель: Пушкин – гордость и слава России. Когда он погиб, многие плакали. А спустя несколько дней после смерти поэта царю принесли стихотворение, написанное поэтом Лермонтовым « Смерть поэта». В стихотворении Лермонтова прямо указывались убийцы Пушкина – царь и его окружение. Отрывок из стихотворения прочитает нам Рамазан.
Звучит стихотворение «Погиб поэт! Невольник чести…»
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок!
4. Игра « Назовите произведение»
Сейчас я дам вам мячик. Передавая его друг другу , вы по очереди должны угадать название произведения по услышанному отрывку.
«Итак, всё кончено,— сказал он сам себе;— еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты». И глаза его неподвижно остановились на портрете его матери. «И портрет этот достанется врагу моего семейства,— подумал Владимир,— а в комнате, где умер отец, поселится его приказчик или поместится его гарем. Нет! нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». Владимир стиснул зубы, страшные мысли рождались в уме его. Голоса подьячих доходили до него, они хозяйничали, требовали то того, то другого и неприятно развлекали его среди печальных его размышлений. Наконец всё утихло. ( « Дубровский»)
Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места.)Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу ее снова. Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменен; вероятно, Дуня уже замужем.)Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моем, и я приближался к станции с печальным предчувствием. ( « Станционный смотритель»)
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы. ( « Унылая пора! Очей очарованье!»)
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно: ( «Зимнее утро»)
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня». ( « Песнь о вещем Олеге»)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы. ( Отрывок из поэмы « Евгений Онегин»)
5. Кроссворд
Название лицея , в который поступил Пушкин в 1811 году? («Царскосельский»)
Как звали жену А.С.Пушкина?(Наталья)
Как звали жену А.С.Пушкина?(Наталья)
Русский поэт, откликнувшийся на гибель А.С.Пушкина стихотворением «Смерть поэта». (Лермонтов)
Персонаж повести Дубровский. (Троекуров)
Убийца Пушкина. ( Дантес)
Кем стал Дубровский после поджега. ( Разбойник)
Герой повести «Станционный смотритель» (Минский)
6. Подведение итогов.