СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Пушкин. "Дубровский". Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

2й (и 3й ) урок по роману "Дубровский". Владимир Дубровски йдо событий. ПРиездв деревню . ПОхороны отца (анализ эпизода его прогулки в лесу). Пожар. Ккестьяне и Дубровский.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин. "Дубровский". Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.»

Подумаем! Кто является главным героем романа? Найдите подтверждение в тексте этому. « Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести».

Подумаем!

  • Кто является главным героем романа? Найдите подтверждение в тексте этому.
  • « Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести».
Том 1, гл. V - VII

Том 1, гл. V - VII

Воспитание и образование героя  В главе III прочитайте описание обычных занятий Дубровского до известия о беде в Кистеневке. Какие черты характера вы можете выделить на этом этапе знакомства? «…молодой человек получал из дому более , нежели должен был ожидать». «Будучи расточителен и честолюбив , он позволял себе роскошные прихоти ; играл в карты и входил в долги , не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту , мечту бедной молодости».

Воспитание и образование героя

  • В главе III прочитайте описание обычных занятий Дубровского до известия о беде в Кистеневке.
  • Какие черты характера вы можете выделить на этом этапе знакомства?
  • «…молодой человек получал из дому более , нежели должен был ожидать». «Будучи расточителен и честолюбив , он позволял себе роскошные прихоти ; играл в карты и входил в долги , не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту , мечту бедной молодости».
Возвращение в деревню Как Владимир реагирует на письмо Орины Егоровны? Какое решение он принял? О чем это говорит? Чем он занимается в деревне по приезду? Что случается с отцом? Зачитайте эпизод похорон ( глава V, начало,  первые три абзаца ) и после похорон (глава V, абзац со слов «Между тем Владимир…») Символом чего выступает осень в этом эпизоде? Какую роль здесь играет пейзаж ? Природа отражает душевное состояние героя . Холодный день, полуобнаженные деревья, сучья, которые царапают его лицо, ручей, уносящий несколько поблекших листьев - все говорит об одиночестве героя.

Возвращение в деревню

  • Как Владимир реагирует на письмо Орины Егоровны? Какое решение он принял? О чем это говорит?
  • Чем он занимается в деревне по приезду? Что случается с отцом?
  • Зачитайте эпизод похорон ( глава V, начало, первые три абзаца ) и после похорон (глава V, абзац со слов «Между тем Владимир…»)
  • Символом чего выступает осень в этом эпизоде? Какую роль здесь играет пейзаж ?
  • Природа отражает душевное состояние героя . Холодный день, полуобнаженные деревья, сучья, которые царапают его лицо, ручей, уносящий несколько поблекших листьев - все говорит об одиночестве героя.
Возвращение в деревню Найдите и запишите эпитеты из этого эпизоде в лесу. Как они раскрывают состояние героя ? Душевная скорбь, окруженный лесом, полуобнаженных осенью деревьев, холодный дёрн, мысль одна мрачнее другой, покрытое грозными тучами будущее, чужие руки, тихое течение ручья, поблеклых листьев, незнакомому лесу. Какое сравнение дает автор, описывая ситуацию в его жизни? «Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев и живо представляющего ему верное подобие жизни — подобие столь обыкновенное». Какие чувства испытывает Владимир? Владимир испытывает одиночество , чувство духовного бездорожья , кажется ему, что жизнь проходит .

Возвращение в деревню

  • Найдите и запишите эпитеты из этого эпизоде в лесу. Как они раскрывают состояние героя ?
  • Душевная скорбь, окруженный лесом, полуобнаженных осенью деревьев, холодный дёрн, мысль одна мрачнее другой, покрытое грозными тучами будущее, чужие руки, тихое течение ручья, поблеклых листьев, незнакомому лесу.
  • Какое сравнение дает автор, описывая ситуацию в его жизни?
  • «Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев и живо представляющего ему верное подобие жизни — подобие столь обыкновенное».
  • Какие чувства испытывает Владимир?
  • Владимир испытывает одиночество , чувство духовного бездорожья , кажется ему, что жизнь проходит .

Возвращение в деревню Как Владимир выходит из этого места? Какое изобразительное средство напоминает такой шаг автора? Метафора. Выход из трудной жизненной ситуации есть всегда. Надо только найти верную « тропинку », которая тебя приведет к « дому ». Что произошло (свершилось) с Владимиром в этот момент? Смерть отца и известие от няни заставила Владимира повзрослеть . Он держится решительно и независимо. После смерти отца Владимир Дубровский чувствовал душевную скорбь. Автор не называет прямо его чувств, но мы можем предположить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвленной гордости и желания отомстить за смерть отца. Христианство велит прощать своим врагам, но Владимир Дубровский не хотел простить Троекурова и поэтому « не мог молиться ».

Возвращение в деревню

  • Как Владимир выходит из этого места?
  • Какое изобразительное средство напоминает такой шаг автора?
  • Метафора. Выход из трудной жизненной ситуации есть всегда. Надо только найти верную « тропинку », которая тебя приведет к « дому ».
  • Что произошло (свершилось) с Владимиром в этот момент?
  • Смерть отца и известие от няни заставила Владимира повзрослеть . Он держится решительно и независимо. После смерти отца Владимир Дубровский чувствовал душевную скорбь. Автор не называет прямо его чувств, но мы можем предположить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвленной гордости и желания отомстить за смерть отца. Христианство велит прощать своим врагам, но Владимир Дубровский не хотел простить Троекурова и поэтому « не мог молиться ».

Пожар Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение? Прочитайте этот эпизод. А как ведет себя Дубровский? Как его это характеризует? Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы. Он не хочет становиться игрушкой в руках толпы, не хочет становиться соучастником расправы. Берет на себя ответственность за других , это уже Поступок Личности , а не юноши. Прочитайте эпизод, в котором Дубровскому приходит мысль сжечь свой родовой дом? Зачем он это сделал? «Нет! нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня».

Пожар

  • Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение? Прочитайте этот эпизод.
  • А как ведет себя Дубровский? Как его это характеризует?
  • Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы. Он не хочет становиться игрушкой в руках толпы, не хочет становиться соучастником расправы. Берет на себя ответственность за других , это уже Поступок Личности , а не юноши.
  • Прочитайте эпизод, в котором Дубровскому приходит мысль сжечь свой родовой дом? Зачем он это сделал?
  • «Нет! нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня».
Разбойник   Почему дворовые крестьяне  ушли за Дубровским? Выделите несколько причин . 1) Они были преданы  своему хозяину. 2) Они прекрасно понимали, что Троекуров расправится с ними. 3) Они возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не «природные дворяне» (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым, истинным ), а «подьячие», люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит:  «...слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть , подьячие гонят наших господ с барского двора...» 4)  Т.о. оскорбление, нанесенное своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление .

Разбойник

  •   Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским? Выделите несколько причин .

1) Они были преданы своему хозяину.

2) Они прекрасно понимали, что Троекуров расправится с ними.

3) Они возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не «природные дворяне» (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым, истинным ), а «подьячие», люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит:  «...слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть , подьячие гонят наших господ с барского двора...»

4) Т.о. оскорбление, нанесенное своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление .

Разбойник   Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе? (глава VII?, 2й абзац) « Начальник шайки славился умом , отважностью и каким-то великодушием . Рассказывали о нем чудеса ; имя Дубровского было во всех устах, все были уверены, что он, а никто другой, предводительствовал отважными злодеями» . Почему разбойники не трогали дом Троекурова? «С обыкновенной своей надменностию Троекуров приписывал сие исключение страху , который умел он внушить всей губернии , также и отменно хорошей полиции, им заведенной в его деревнях». Как вы думаете, почему Дубровский не нападал на имение Троекурова? Почему он откладывал месть ?

Разбойник

  •   Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе? (глава VII?, 2й абзац)
  • « Начальник шайки славился умом , отважностью и каким-то великодушием . Рассказывали о нем чудеса ; имя Дубровского было во всех устах, все были уверены, что он, а никто другой, предводительствовал отважными злодеями» .
  • Почему разбойники не трогали дом Троекурова?
  • «С обыкновенной своей надменностию Троекуров приписывал сие исключение страху , который умел он внушить всей губернии , также и отменно хорошей полиции, им заведенной в его деревнях».
  • Как вы думаете, почему Дубровский не нападал на имение Троекурова? Почему он откладывал месть ?
Выводы В чем парадокс поступка героя? Владимир протестует против беззакония, несправедливости, но при этом сам становится разбойником, творящим самосуд . На чьей стороне автор? Почему вы так решили? Автор явно на стороне героя. А. Пушкин показывает Дубровского человеком благородным, честным , который защищает справедливость . В своем героя автор явно заложил идею произведения. Какая это идея? Идея произведения заключается в том, что главными человеческими ценностями являются справедливость, честь и верность данному слову .

Выводы

  • В чем парадокс поступка героя?
  • Владимир протестует против беззакония, несправедливости, но при этом сам становится разбойником, творящим самосуд .
  • На чьей стороне автор? Почему вы так решили?
  • Автор явно на стороне героя. А. Пушкин показывает Дубровского человеком благородным, честным , который защищает справедливость .
  • В своем героя автор явно заложил идею произведения. Какая это идея?
  • Идея произведения заключается в том, что главными человеческими ценностями являются справедливость, честь и верность данному слову .
Домашнее заадние. 1) Читать главы VIII – X 2) Письменный ответ на вопрос : «Одобряю ли я выбор Дубровского?»

Домашнее заадние.

1) Читать главы VIII – X

2) Письменный ответ на вопрос : «Одобряю ли я выбор Дубровского?»