Историческая основа создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Вводный урок
Цель урока:
сопоставить исторические события с повестью «Капитанская дочка» и доказать ее историческую основу.
Работа с учебником ( стр. 152-158)
1 ряд. Составить план работы поэта над повестью.
2 ряд. Каким представлял себе поэт
Емельяна Пугачева?
История создания произведения «Капитанская дочка» ( 1 ряд)
- Работа в архивах, изучение документов
- Встречи с местными жителями
- Изучение народных песен и преданий
- «История Пугачевского бунта», 183 3 г.
- «Капитанская дочка», 1836 г.
Образ Пугачева в повести ( 2 ряд)
Образ Емельяна Пугачева в истории
- «Беглый донской казак, много скитавшийся по России, уже раз пойманный и сидевший в Казани в тюрьме»
- «В подлинность явившегося государя не все верили; но к нему пошли все недовольные из окрестных мест»
- «Пугачев был выдан Суворову его же сообщниками, которые отчаялись в исходе движения. Он был привезен в Москву и казнен»
Эпоха Екатерины II :
- свержение с престола и убийство Петра III ;
- создание законов «для воспитания граждан»;
- рост налогов для крестьян;
- бесправие, нищета крестьян
Причины Пугачевского бунта:
Вера в «доброго царя»
Бесправие крестьян, бунты
Слух о появлении Петра III
Емельян Пугачев - Петр III .
Пугачевское восстание
Устаревшие слова
- Челобитье (прошение, просьба)
- Лазутчик (разведчик)
- Напасти (беды)
- Кибитка(крытая повозка)
- Облучок (сиденье для кучера в повозке)
- Извет (донос, наговор, клевета.)
- Оказия (случай)
- Жаловать(награждать, дарить)
- Супостат (враг)
- Пенять (укорять)
- Камзол (мужская куртка без рукавов)
- Погребец(дорожный сундучок для посуды и еды)
- Лазарет (больница)
- Полтина (пятьдесят копеек)
- Постоялый двор (помещение для ночлега, с двором для лошадей и экипажей)
Выводы:
- Историческая основа создания повести:
- Пугачевское восстание
- Осада Оренбурга
- Историческая верность образа Пугачева:
- Предводитель восстания, народный герой
- Сметливость ума, хитрость, жестокость
- Трагическая судьба
Домашнее задание:
прочитать 1 и 2 главы повести
« Капитанская дочка»
Характеристика героев ( выписать цитаты из текста)
- Андрей Петрович Гринев,
- Авдотья Васильевна,
- Савельич,
- Бопре,
- Палашка
2 урок
Анализ 1 главы
«Сержант Гвардии»
Андрей Петрович Гринев
- В молодости он служил при графе Минихе
- Вышел в отставку премьер-майором, жил в Симбирской деревне, женился на Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина
- За трезвое поведение пожалован в дядьки, под его надзором на 12-ом году жизни выучился русской грамоте
Савельич
- Его выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла
- В отечестве своем был парикмахером,
- В Пруссии – солдатом,
- Добрый малый, но беспутен и до крайности
- (он должен был учить фран., нем. И всем наукам, но предпочел выучиться кое-как болтать по-русски – и каждый занимался своим делом
Мосье Бопре
В чем сходство и различие Петра Гринева и Митрофанушки (Фонвизин «Недоросль»
- Эпизод с географической картой???
В чем сходство и различие Петра Гринева и Митрофанушки (Фонвизин «Недоросль»
- Карта была выписана из Москвы, но висела безо всякого употребления, я решился сделать из нее змея, пользуясь сном Бопре, который хотел было привстать, но не смог…. Француз был мертво пьян
В чем сходство и различие Петра Гринева и Митрофанушки (Фонвизин «Недоросль»
- Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду
- Между тем минуло 16 лет и судьба моя сильно переменилась
В чем сходство и различие Петра Гринева и Митрофанушки (Фонвизин «Недоросль»
- Пора его в службу…
- Мысль о службе сливалась у меня с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни, я воображал себя офицером гвардии…
Куда решил отправить Петрушу отец и почему?
Куда решил отправить Петрушу отец и почему?
Петруша в Петербург не поедет…
Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат….