СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания повести.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания повести.»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Дата:

Класс: 8

Тема: А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания повести.

Цель урока: формировать читательскую культуру учащихся.

Задачи урока:

Обучающая: познакомить с историей создания произведения; проследить как в повести отражена историческая ситуация России середины XVIII века.

Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной поисковой работы, умения делать выводы; развивать устную связную речь учащихся. 

Воспитательная: воспитывать нравственно-духовные качества личности, содействовать интересу учащихся к истории.

Тип урока: Комбинированный.

Методы: Эвристический метод.

Приёмы: слово учителя, фронтальный опрос, эвристическая беседа, проблемный вопрос, «ассоциативный куст», «корзина идей», работа в группах, самостоятельная работа, работа с карточками, работа с текстом.

Оборудование: портреты А.С. Пушкина, Екатерины II, Емельяна Пугачева, карточки.

Опережающее задание: 5-6 учеников выполняют поисковую работу, готовят сообщения об истории написания повести, о социальной обстановке эпохи Екатерины ІІ и причинах народного бунта.

Литература:

1. Ильина Н. Д. Все уроки литературы. 8 класс. – Х. : Изд. группа «Основа», 2008. – 255, [1] с. : ил., табл. – (Серия «12-летняя школа»).

2. Журнал «Первое сентября». – режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200701106

3. Фестиваль «Первое сентября». – режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/602242/

4. http://prosv.ru/ebooks/lib/19_Pushkin_Povesti/12.html

5.http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cd/Rokotov_Portrait_Catherine_II.jpg

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (2 мин.)

1. Приветствие.

– Доброе утро, дети. Рада вас видеть. Подготовьтесь к уроку: достаньте ваши учебники и тетради, мы с вами начинаем урок.

2. Проверка присутствующих.

– Итак, кто сегодня дежурный? Кого сегодня нет? По какой причине?

3. Создание позитивной атмосферы.

– Говорят, улыбка самое лучшее украшение. Давайте улыбнемся друг другу, и начнем наш урок.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. (2 мин.)

– Вашим домашним заданием на сегодня было провести научно-поисковую работу и подготовить выступления об истории создания повести «Капитанская дочка», а также о культурно-исторических событиях и об исторических личностях этого времени. Ваши выступления станут основой нашего сегодняшнего урока, в течение которого мы и проверим, как вы умеете самостоятельно работать со справочной, критической литературой.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. (4 мин.)

1. Слово учителя. 

– А. С. Пушкин рано входит в нашу жизнь. Это встреча с ним как сказочником, чудесным поэтом, затем с Пушкиным прозаиком, который несёт в себе высокие гражданские мотивы чести, дружбы, любви к Родине. 

Каждый раз, когда мы встречаемся с человеком, которого знаем, нам вспоминается что-то связанное с ним. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это имя – Александр Сергеевич Пушкин?





2. Работа в группах. Составление «ассоциативного куста».

За две минуты запишите слова и словосочетания, выражающие ваши ассоциации, связанные с именем А.С.Пушкина, обсудите их в группе и представьте классу. 

(дети работают по заданию, затем выступают представители групп)

 

– Как видите, в ваших ассоциациях много общего, но есть у каждого нечто своё, связанное с этим автором.

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА. (2 мин.)

а) Тема урока записана на доске: А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания повести.

б) Слово учителя.

– Историческое прошлое для А. С. Пушкина - источник понимания того, что происходит в стране сейчас и что предстоит ей пережить. Он интересуется эпохой правления Екатерины ІІ. Он задумал написать труд «История Пугачева». В нем поэт проследил, как зарождалось восстание, как проходило и, как было подавлено. Пушкин написал «Историю Пугачева», работал с архивными документами; кроме того, он побывал в тех местах, встречался с людьми, которые видели Пугачева.

Собрав богатейший материал, Пушкин написал историческую повесть «Капитанская дочка».

Откройте тетради и запишите тему урока: А. С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания повести. 

– Сегодня на уроке мы погорим об истории создания повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», а также узнаем, где побывал поэт, собирая сведения о своих героях. Познакомимся с содержанием первой главы повести. 

В ходе знакомства с новым материалом мы будем заполнять таблицу: знаю – узнал – хочу узнать. Начертите эту таблицу в тетрадях. 

ЗНАЮ

УЗНАЛ

ХОЧУ УЗНАТЬ




(по мере ознакомления с новым материалом, учащиеся заполняют таблицу: знаю – узнал – хочу узнать) 

V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. (26 мин.)

а) Слово учителя.

– Что ж, приступим непосредственно к нашему уроку, который будет проходить в форме исследования. Некоторым из вас было задано опережающее задание. Ребята, ваши одноклассники усердно готовились, проделали колоссальную работу в поисках информации, поэтому во время их выступления слушайте внимательно, уважайте труд друг друга.

б) Сообщение учащихся.  (3 уч.)

Ученик 1: Первым исследователем событий крестьянской войны 1773– 1774, возглавленной Емельяном Пугачевым, стал неожиданно для себя и своих читателей А. С. Пушкин. Пугачев как вождь и вдохновитель крестьянского восстания с самого начала 1833 г. оказывается в центре литературных и научно-исследовательских интересов Пушкина. 

Работа над повестью продвигалась с трудом. В пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов повести «Капитанская дочка». Трижды берётся Пушкин за сюжет, главным героем которого является Шванович (или Шванвич) – офицер, подпоручик 2-го гренадёрского полка, перешедший на сторону Пугачёва. В ходе работы Пушкин отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина перешедшего в стан восставших. Автор не сочувствовал таким людям, как Шванович, и не восторгался крестьянским восстанием. 

Многие черты Швановича переданы отрицательному герою Швабрину. На их связь указывает сходство фамилий.

Ученик 2: Поиск героя продолжается. В черновых вариантах появляется Баширин, офицер, помилованный Пугачёвым за доброе отношение к солдатам. Потом герой снова возвращается в царскую армию и вновь выступает против Пугачева. Появляется новый прототип героя, живой современник Пушкина – Валуев, 19 летний юноша. 

Ученик 3: Но и это было отвергнуто автором. Наконец появляется герой, который станет главным в окончательном тексте романа – Гринев. Эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик Гринев числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в «сообщении со злодеями, но по следствию оказались невинны».

– А сейчас мы проверим, как внимательно вы слушали своих одноклассников. Ответьте на вопросы:

в) Фронтальный опрос. (проверка понимания услышанного)

– Сколько планов повести было у Пушкина? (6)

– Первым героем повести по задумке автора был… (Шванович (или Шванвич) – офицер)

– Какому герою окончательного варианта повести Пушкин передал черты Швановича? (Швабрину)

– Имя какого героя также упоминалось в черновиках писателя? (офицер Баширин)

г) Проблемный вопрос.

– Имя героя Гринева писатель выдумал или такой человек существовал на самом деле? (Фамилия Гринев взята из архивных материалов, человек с такой фамилией существовал на самом деле).

д) Слово учителя. (учитель подводит итог)

Вместе с этим героем в ходе работы мы пройдём путь испытаний, ошибок, побед, путём познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия. 

Чтобы правильно понять произведение и оценить поступки героев, надо обратиться к тому времени, о котором рассказал Пушкин в своей повести. 

– Давайте обратимся к социально-политическим событиям в царской России, которые легли в основу повести. Внимательно слушайте, а основные даты, имена и события записывайте, они пригодятся вам для ответов на устные вопросы.

е) Сообщение учащегося. 

XVIII век – век царствования Екатерины ІІ, урождённой Софии Фредерики Августы принцессы Ангальт – Цербской. В августе 1745 г. она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Федоровича. В июне 1762 г. Екатерина ІІ пришла к власти, свергнув с престола Петра ІІІ, своего мужа, который был убит. Дворяне, оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены. При Екатерине любимцы царицы становились могущественными вельможами. 

Екатерина ІІ правила Россией практически всю вторую половину XVIII ст. Это время стали называть Екатерининской эпохой, так как в годы её правления расширилась территория государства. Расходы на войны, содержание двора, развитие науки, просвещения и искусства требовало денег. 

Екатерина II была умна и образованна. Она придавала большое значение законодательству, считая, что законы создаются «для воспитания граждан». В годы её правления выросли налоги, вся тяжесть легла на плечи крестьян. Но не все дворяне были сторонниками её власти. Поэтому в годы правления императрицы появилось два типа дворянства. Положение крепостных крестьян в это время ещё более ухудшилось, их можно было продавать как скот, как вещи. Бесправие, нищета толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись. 

В такой обстановке разнеслись слухи, что император жив, что он появится перед народом, вернёт свой престол, накажет царицу и помещиков, даст крестьянам свободу и земли. Ведь в народе всегда жила вера в доброго царя. В 1773 г. в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Петр III появился. Об этом говорили его воззвания, написанные на простом для народа языке. Таким человеком был Емельян Пугачев, за которым пошёл народ. Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавлено.

ё) Беседа по прослушанному материалу.

– Проверим, как вы усвоили услышанный материал. Ответьте на вопосы:

– В каком году взошла на трон Екатерина II? (июнь 1762 г.)

– Какие слухи ширились по русской земле? (слухи о том, что император Петр III жив)

– Кому стали выгодны волнения народа? (Емельян Пугачев, казак, провозгласив себя уцелевшим императором и воспользовавшись негодованием нищих крестьян, поднимал народ на восстания.)

Слово учителя.

– С 1833 года Пушкин начинает работать над документами. Чтобы посетить края, где пылал «мятеж», узнать о казачьем войске, побеседовать с очевидцами Пушкин совершает поездку по пугачевским местам. Как проходило путешествие, где бывал Пушкин – мы узнаем из доклада вашим одноклассников.

ж) Сообщение учащегося.

Ученик 1: Утром 17 августа Пушкин выехал из Петербурга. 

– Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону. (А.С. Пушкин – Н.Н. Пушкиной, 8 сентября 1833 г.)

– Осенью 1833 года А.С. Пушкин приехал в Оренбург для сбора сведений о пугачевском бунте и пожелал посетить Берду… «мы отправились с вечера, чтобы к утру собрать стариков и старух, помнящих Пугачева».

При входе в комнату Пушкин сел к столу, вынул записную книжку и карандаш и начал расспрашивать стариков и старух, и их рассказы записывал в книжку. Одна старушка, современница Пугачева, много ему рассказала и спела или проговорила песню, сложенную про Пугачева, которую Пушкин просил повторить. Наконец расспросы кончились, он встал, поблагодарил, раздал несколько серебряных монет, и отправился в Оренбург. (Н. Кайдалов. «Воспоминания»).

Ученик 2: В письме Наталье Николаевне от 2 октября Пушкин писал об Уральске: «… Тамошний атаман и казаки приняли меня славно, дали мне два обеда, наперерыв давали мне известия, в которых я нуждался». В Уральске Пушкин встретил казака Михаила Пьянова, который лично встречал Пугачева. На вопрос поэта: «Расскажи мне… как Пугачев был у тебя посаженым отцом?» – последовало: «Он для тебя Пугачев,.. а для меня он был великий государь Петр Федорович»

з) Физминутка.

Раз – подняться, потянуться. 

Два – нагнуться, разогнуться. 

Три – в ладоши, три хлопка, 

Головою три кивка. 

На четыре – руки шире. 

Пять – руками помахать. 

Шесть – на место тихо сесть. 

и) Работа в группах с историческими документами. (Приложение 1)

Группа 1. Карточка 1: Какие достоинства пушкинской повести «Капитанская дочка» отмечены в приведённых высказываниях? Найдите ключевые слова в текстах, доказывающие ваш ответ.

  • Н. В. Гоголь: «Сравнительно с «Капитанскою дочкою» все наши романы и повести кажутся приторною размазнёю. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую степень, что сама действительность кажется перед нею искусственною и карикатурною. В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей – все не только сама правда, но еще как бы лучше её.» (Из статьи «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чём её особенность», 1846).

  • П. В. Анненков (первый биограф Пушкина): «Рядом со своим историческим трудом Пушкин начал… роман «Капитанская дочка», который представлял другую сторону предмета – сторону нравов и обычаев эпохи. Сжатое и только по наружности сухое изложение, принятое им в истории, нашло как будто дополнение в образцовом его романе, имеющем теплоту и прелесть исторических записок». (Из «Материалов для биографии А. С. Пушкина», 1855).

  • В. О. Ключевский (выдающийся историк): «Капитанская дочка» была написана между делом, среди работ над пугачёвщиной, но в ней больше истории, чем в «Истории пугачёвского бунта». Среди образов XVIII в. не мог Пушкин не отметить и недоросля… В исторической действительности недоросль – не карикатура и не анекдот, а самое простое и вседневное явление, к тому же не лишённое довольно почтенных качеств. Это самый обыкновенный, нормальный русский дворянин средней руки. ..Это – пехотные армейские офицеры . Они с русскими солдатами вынесли на своих плечах дорогие лавры Минихов, Румянцевых и Суворовых. Недаром и капитанская дочь М. И. Миронова предпочла добродушного армейца Гринёва остроумному и знакомому с французской литературой гвардейцу Швабрину». (Из речи, произнесенной в торжественном собрании Московского университета 6 июня 1880 г., в день открытия памятника Пушкину.)

Группа 2. Карточка 2: Прочитайте следующие документы, сделайте вывод о том, что обострило интерес Пушкина к истории Пугачевского восстания. Для обоснования ответа выберите ключевые слова.

  • «Времена стоят печальные. В Петербурге свирепствует эпидемия. Народ несколько раз начинал бунтовать. Ходили нелепые слухи. Утверждали, что лекаря отравляют население. Двое из них были убиты рассвирепевшей чернью (здесь: толпа)…на этот раз возмущение было подавлено; но через некоторое время беспорядки возобновились. Возможно, что будут вынуждены прибегнуть к картечи». ( А .С. Пушкин – П. А. Осиповой, 29 июня 1931 г.).

  • «Я должен сказать вам, господа, что положение дел весьма не хорошо, подобно времени бывшей французской революции. Париж – гнездо злодеяний – разлил яд свой по всей Европе. Не хорошо. Время требует предосторожности». (Из речи Николая I на приеме депутации Дворянства 22 августа 1831 г.)

  • «Много говорят о бале, который должно дать дворянство по случаю совершеннолетия государя наследника…Вероятно, купечество даст также свой бал. Праздников будет на полмиллиона. Что скажет народ, умирающий с голода?» (А. С. Пушкин – из дневников 1834 г.)

  • «Имя страшного бунтовщика гремит еще в краях, где он свирепствовал. Народ живо еще помнит кровавую пору, которую – так выразительно – прозвал он пугачевщиною». (А. С. Пушкин. История Пугачева, 1834 г.)



Группа 3. Карточка 3: Прочитав следующие документы, сделайте вывод, что вызвало повышенное внимание Пушкина к вопросам морали (правила, нормы, определяющие поведение человека) почему он так горячо защищал благородство, прямодушие, верность в любви и т.д.? Для обоснования ответа выберите ключевые слова.

  • «Ты зовешь меня к себе прежде августа… Ты разве думаешь, что свинский Петербург не гадок мне? Что мне весело в нем жить между пасквилями (клевета) и доносами?» (А. С. Пушкин – Н. Н. Пушкиной, 29 мая 1834 г.)

  • «Московская почта распечатала письмо, написанное мною Наталье Николаевне, донесла полиции. Полиция, не разобрав смысла, представила письмо государю, который сгоряча также его не понял…я могу быть подданным, даже рабом, но холопом и шутом не буду и у царя небесного. Однако какая глубокая безнравственность в привычках нашего правительства! Полиция распечатывает письма мужа к жене и приносит их читать к царю… и царь не стыдится в том признаться – и давать ход интриге». (А. С. Пушкин – Запись в дневнике, 10 мая 1834 г.)

  • «Тебе придется иметь дело с людьми, которых ты еще не знаешь (Пушкин говорит о людях дворянского общества). С самого начала думай о них все самое плохое, что можно вообразить: ты не слишком сильно ошибешься». (А. С. Пушкин – Л. С. Пушкину, октябрь 1822 г.)

  • «Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь – грустная вещь. Это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству – поистине могут привести в отчаяние». (А. С. Пушкин – П. Я. Чаадаеву, 19 октября 1836 г. – В день окончания переписывания «Капитанской дочки»).

й) Работа над названием повести. Технология «Корзина идей».

– Главным действующим лицом повести Пушкина, по крайней мере, одним из главных действующих лиц, является Пётр Гринев. Очевидно, к нему и относится эпиграф повести – «Береги честь смолоду». Почему же повесть называется «Капитанская дочка»? Давайте подумаем над этим вопросом и составим общую «корзину идей». (заполнение таблицы в тетрадях).



Капитанская


честь
отечество
долг
служба (служение)
присяга

дочка


семья
мать
любовь
честь
понимание
верность

преданность
сочувствие
уважение

– Заглавие, отражая давний замысел Пушкина «пересказать» в романе «на старый лад» «Преданья русского семейства, / Любви пленительные сны. / Да нравы нашей старины», указывает на новый в русской литературе сюжетообразующий жанр «семейной хроники» предвосхитившей появление таких выдающихся произведений отечественной словесности, как «Семейная хроника» С. Т. Аксакова, «Война и мир» Л. Н. Толстого и др. В центре внимания автора – частная жизнь Гриневых и Мироновых, судьбы и характеры героев, попавших в круговерть драматических событий крестьянской войны; их мировидение, их миропонимание и основанные на этом нравственные принципы, которые в конечном итоге реализуются в конкретных поступках и поведении героев в целом.

Заглавие определенно указывает, что главной героиней романа является «незаметная» капитанская дочка Маша Миронова, а не Емельян Пугачев, так ярко изображенный в романе, и не Петруша Гринев, хотя во многих статьях и комментариях к роману именно они именуются таковыми.

– А теперь вспомним основные события повести, которые отображают в себе название повести, и распределим их между двумя столбиками. Составим таблицу: первый столбик – «События повести, которые ассоциируются со словом «Капитан» (подсказка: связь с героями-офицерами); второй – «События повести, которые ассоциируются со словом «Дочка».



капитанская


отъезд Петра в крепость
диплом офицера Миронова
осада крепости
гибель Мироновых
отказ Гринева служить у Пугачева
служба Гринева
суд

дочка


история с заячьим тулупчиком
отношения в семье Мироновых
дуэль и честность Маши
Василиса Егоровна остается
Пугачев милует Гринева и отпускает его
спасение Маши Мироновой
помощь Пугачева
милость Екатерины II
семейное счастье героев

– Каким словом или словами мы можем объединить все события в первом столбце? (война, офицерская служба).

– Каким словом или словами мы можем объединить события во втором столбце? (любовь, дом, семья, счастье близких людей, т.е. общечеловеческие ценности).

Вывод: мы уже сказали, что повесть – это завещание поэта о подлинных ценностях в жизни человека. Носителем всех этих ценностей является, прежде всего, Маша Миронова, прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешне простой героиней – любящей, спокойной, в минуты опасности живущей по правильным, благородным законам, которые помогают окружающим людям, спасают их. Семейное здесь существеннее исторического.

VІ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИЛА. (3 мин.)

а) Слово учителя.

– «Капитанская дочка» стала последним произведением поэта, опубликованным при его жизни. Любое литературное произведение рассматривается всегда в контексте того, над чем трудились другие представители творческой интеллигенции, то есть на общем фоне культурной жизни того времени. А 1836 год был в этом смысле знаменательным.

(обращение к доске).

Перечень основных культурных событий 1836 года.







Мощный

культурный фон,

на котором появилась

«Капитанская дочка»

А. Пушкина





• Премьера «Ревизора» Н. Гоголя

• Публикация повести «Нос» Н. Гоголя

• Постановка оперы М. Глинки «Иван Сусанин»

• Работа А. Иванова над созданием картины «Явление Христа народу»



VІІ. ИТОГ УРОКА. (3 мин.)

Рефлексия: – Давайте вспомним, с чего мы начинали урок. В течение урока, ребята, вы заполняли таблицу: знаю – хочу узнать – узнал.

– Что нового вы узнали на этом уроке?

– Что вам было известно?

– Что вы хотели бы узнать?

Выставление оценок с комментарием.

VІІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ С ИНСТРУТАЖЕМ. (3 мин.)

– Откройте ваши дневники и запишите домашнее задание:

Обязательно: 1. Прочитать І-ІІ главы повести.

2. Подготовить пересказ первых двух глав.

На выбор: – Опираясь на примеры из произведения Пушкина «Капитанская дочка», письменно ответить на вопрос: «Каково ваше понимание чести и долга?»

– Подготовить мини-доклад на одну из предложенных тем:

«Эпиграфы и их роль в повести».

«Фольклорные элементы в повести «Капитанская дочка».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!