СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Уроки нравственности (на примере образов Петра Гринева и Маши Мироновой).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Уроки нравственности (на примере образов Петра Гринева и Маши Мироновой).

Просмотр содержимого документа
««А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Уроки нравственности (на примере образов Петра Гринева и Маши Мироновой).»

Урок литературы в 8-б классе

Урок по технологии «Литературная мастерская».

Тема: «А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Уроки нравственности (на примере образов Петра Гринева и Маши Мироновой).



Цель: Раскрыть понятие о чести и достоинстве в образе Петра Гринева;

о благородстве, мудрости, бескорыстии, душевной доброте Маши Мироновой.

Задачи: Раскрыть понятие о чести и достоинстве в образе Петра Гринева;

о благородстве, мудрости, бескорыстии, душевной доброте Маши Мироновой.



Оборудование: выставка книг (произведения А.С. Пушкина, компьютер (презентация), проектные работы обучающихся, ментальная карта



План урока:

  1. Организационный момент

Слово учителя:

Мы познакомились с произведением А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Оно посвящено, прежде всего, юношеству. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня размышлять?

Ответы учеников: нравственное взросление героев.

Учитель: Когда рождается ребенок, мы с умилением радуемся его первой улыбке, слову, появлению первого зубика, первому самостоятельно сделанному шагу. Это обязательные этапы развития человека. Но параллельно биологическому развитию идет нравственное пробуждение личности: можно-нельзя, хорошо-плохо. Обычно взросление происходит в 14-15 лет. В это время растущий человек приходит к осознанию добра и зла, понимает ответственность за свои слова и поступки, становится вполне самостоятельным. Так должно быть. Но сегодня, к сожалению, не все приходят к осознанию своей ответственности.

Индуктор (социоконструкция).

(задание 1 в мастерской)

Актуализация жизненного опыта.

Мотивация дальнейшей работы участников.

Слово учителя.

Сегодня многим из вас исполнилось 14 лет. Кем вы ощущаете себя: взрослыми или детьми? Почему?

(Работа в группах) Задание дано заранее.

1 группа – Мы еще дети. Почему?

2 группа – Мы уже взрослые. Почему?

Вопрос для 1 и 2 группы: Когда человека можно считать взрослым?

Обсуждение в группах.

Учитель:

Конечно, эти вопросы непростые. Но где же тот рубеж, когда человек становится взрослым. Обычно это происходит, когда в жизни происходит событие, переворачивающее душу, заставляет принять важные решения, оценить свои поступки. Это момент нравственного потрясения. В русской и зарубежной классике мы можем найти такие примеры. Это произведения В.П. Астафьева, Ю.Казакова. После прочтения этих произведений мы задумываемся над вопросом: «Что делает человека Человеком. Ну, а мы заглянем в комнату 15-ти летнего Петруши Гринева. Инсценировка (стр.104).

Эпизод 1. Детство

Глава1

Сержант гвардии

Береги честь смолоду.

(Пословица)

Бопре: Люблю вас русских! И настойку русскую люблю! Добрый малый будешь, Петруша!( По-французски)

Музыка (детская, озорная)

Падает на кровать и засыпает. Петруша снимает географическую карту и делает из нее бумажный змей. Решительно входит Андрей Гринев.


Андрей Гринев:Чем ты это занят? Это твои занятия по географии?!!!(Дергает за ухо.Подходит к Бопре, неосторожно будит).Так вот чем вы занимаетесь? По контракту вы обязаны учить Петрушу по-французски, по-немецки и всем наукам!!! Семь бед, один ответ!!! ( Выталкивает и прогоняет Бопре).


Савельич(обрадованно): Слава Богу!(улыбается)



Учитель:

И этот же Петр Гринев, спустя несколько месяцев, преодолевая жестокие испытания, сберег честь и достоинство.

- Вспомним эпизоды из повести, когда герой повел себя мужественно, честно, благородно.

1) Дуэль со Швабриным.

2) Отношение к родителям.

3) Не стал предателем.

4) Выручил из неволи Марью Ивановну, не оставил сироту во власти негодяя. Но не всегда он был таким.

- Что же сделало его таким?

Ученик:

Наказ отца «Береги честь смолоду».









Составление кластера по образу Гринева. Работа в группах.

Петр Гринев

верный дому и чести

благородный

ответственный

мужественный

честный,

смелый,

прямолинейный

Учитель:

Значение имени и фамилии.

Ученик:

В переводе с древнегреческого … (в интернете).

Составление кластера по образу М. Мироновой.





доброта великодушие

Маша Миронова

нежность естественность

скромность

смелая, верность, преданность

откровенная иногда осторожная,

даже трусливая



Учитель:

Каков же путь Петра и Маши? Какой вывод можно сделать?

Ученики:

Путь Петра и Маши

Кластер.









ищут мирной жизни, умеют любить,

душевного покоя есть сила, она помогает жертвовать собой

преодолеть страх и выйти ради тех, кого любят

достойно из этого испытания









люди одного круга душевная близость спасители друг друга









достойные дети достойных родителей для Пушкина человек не отделим от гражданина

Слово учителя:

Художники тоже смогли показать и подчеркнуть черты характеров Петра Гринева и Маши

Мироновой.

Выступления учеников глава 5 «Любовь».


Эпизод 5. Любовь.

Глава 5

Любовь

Ах ты, девка, девка красная!
Не ходи, девка, молода замуж;
Ты спроси, девка, отца, матери,
Отца, матери, роду-племени;
Накопи, девка, ума-разума,
Ума-разума, приданова.

Песня народная.

Буде лучше меня найдешь, позабудешь.
Если хуже меня найдешь, воспомянешь.

То же.

Марья Ивановна: Что это с вами сделалось? Как вы бледны!

Петр Гринев: Все кончено!(Передает письмо Марье, звучит аудиозапись письма, Марья читает)

Текст письма: «Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря на твой офицерской чин.

Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла.

Отец твой А. Г.»

Марья Ивановна: Видно мне не судьба... Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич; будьте хоть вы счастливы...

Петр Гринев: Этому не бывать! (Кричит, схватив ее за руку) Ты меня любишь; я готов на все. Пойдем, кинемся в ноги к твоим родителям; они люди простые, не жестокосердые гордецы... Они нас благословят; мы обвенчаемся... а там со временем, я уверен, мы умолим отца моего; матушка будет за нас; он меня простит... "


Марья Ивановна: Нет, Петр Андреич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле божией. Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую - бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих… (Плачет, убегает, Гринев в смятении уходит.)


Подведение итогов урока. 

  •  Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»? 

последний эпизод объясняет название повести. Тихая, робкая девушка стала победительницей в сложнейших испытаниях. Сила любви, способность к большому и глубокому чувству, её простота, нравственная чистота, сила воли – всё это делает Машу нарвственным идеалом Пушкина. Автор пишет о ней с большой любовью и теплотой) 2)         Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего, относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.

Заключительное слово учителя.

- Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с интересом?
(Повесть преподносит нам  нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина  учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)

Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост - как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные, нравственные загадки. 

Домашнее задание.

  1. Подготовиться к итоговому уроку по повести «Капитанская дочка».

  2. Прочитать статью В. Коровина «Исторический труд А. С. Пушкина».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!