Урок литературы в 8-б классе
Урок по технологии «Литературная мастерская».
Тема: «А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Уроки нравственности (на примере образов Петра Гринева и Маши Мироновой).
Цель: Раскрыть понятие о чести и достоинстве в образе Петра Гринева;
о благородстве, мудрости, бескорыстии, душевной доброте Маши Мироновой.
Задачи: Раскрыть понятие о чести и достоинстве в образе Петра Гринева;
о благородстве, мудрости, бескорыстии, душевной доброте Маши Мироновой.
Оборудование: выставка книг (произведения А.С. Пушкина, компьютер (презентация), проектные работы обучающихся, ментальная карта
План урока:
Организационный момент
Слово учителя:
Мы познакомились с произведением А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Оно посвящено, прежде всего, юношеству. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня размышлять?
Ответы учеников: нравственное взросление героев.
Учитель: Когда рождается ребенок, мы с умилением радуемся его первой улыбке, слову, появлению первого зубика, первому самостоятельно сделанному шагу. Это обязательные этапы развития человека. Но параллельно биологическому развитию идет нравственное пробуждение личности: можно-нельзя, хорошо-плохо. Обычно взросление происходит в 14-15 лет. В это время растущий человек приходит к осознанию добра и зла, понимает ответственность за свои слова и поступки, становится вполне самостоятельным. Так должно быть. Но сегодня, к сожалению, не все приходят к осознанию своей ответственности.
Индуктор (социоконструкция).
(задание 1 в мастерской)
Актуализация жизненного опыта.
Мотивация дальнейшей работы участников.
Слово учителя.
Сегодня многим из вас исполнилось 14 лет. Кем вы ощущаете себя: взрослыми или детьми? Почему?
(Работа в группах) Задание дано заранее.
1 группа – Мы еще дети. Почему?
2 группа – Мы уже взрослые. Почему?
Вопрос для 1 и 2 группы: Когда человека можно считать взрослым?
Обсуждение в группах.
Учитель:
Конечно, эти вопросы непростые. Но где же тот рубеж, когда человек становится взрослым. Обычно это происходит, когда в жизни происходит событие, переворачивающее душу, заставляет принять важные решения, оценить свои поступки. Это момент нравственного потрясения. В русской и зарубежной классике мы можем найти такие примеры. Это произведения В.П. Астафьева, Ю.Казакова. После прочтения этих произведений мы задумываемся над вопросом: «Что делает человека Человеком. Ну, а мы заглянем в комнату 15-ти летнего Петруши Гринева. Инсценировка (стр.104).
Эпизод 1. Детство
Глава1
Сержант гвардии
Береги честь смолоду.
(Пословица)
Бопре: Люблю вас русских! И настойку русскую люблю! Добрый малый будешь, Петруша!( По-французски)
Музыка (детская, озорная)
Падает на кровать и засыпает. Петруша снимает географическую карту и делает из нее бумажный змей. Решительно входит Андрей Гринев.
Андрей Гринев:Чем ты это занят? Это твои занятия по географии?!!!(Дергает за ухо.Подходит к Бопре, неосторожно будит).Так вот чем вы занимаетесь? По контракту вы обязаны учить Петрушу по-французски, по-немецки и всем наукам!!! Семь бед, один ответ!!! ( Выталкивает и прогоняет Бопре).
Савельич(обрадованно): Слава Богу!(улыбается)
Учитель:
И этот же Петр Гринев, спустя несколько месяцев, преодолевая жестокие испытания, сберег честь и достоинство.
- Вспомним эпизоды из повести, когда герой повел себя мужественно, честно, благородно.
1) Дуэль со Швабриным.
2) Отношение к родителям.
3) Не стал предателем.
4) Выручил из неволи Марью Ивановну, не оставил сироту во власти негодяя. Но не всегда он был таким.
- Что же сделало его таким?
Ученик:
Наказ отца «Береги честь смолоду».
Составление кластера по образу Гринева. Работа в группах.
Петр Гринев
верный дому и чести
благородный
ответственный
мужественный
честный,
смелый,
прямолинейный
Учитель:
Значение имени и фамилии.
Ученик:
В переводе с древнегреческого … (в интернете).
Составление кластера по образу М. Мироновой.
доброта великодушие
Маша Миронова
нежность естественность
скромность
смелая, верность, преданность
откровенная иногда осторожная,
даже трусливая
Учитель:
Каков же путь Петра и Маши? Какой вывод можно сделать?
Ученики:
Путь Петра и Маши
Кластер.
ищут мирной жизни, умеют любить,
душевного покоя есть сила, она помогает жертвовать собой
преодолеть страх и выйти ради тех, кого любят
достойно из этого испытания
люди одного круга душевная близость спасители друг друга
достойные дети достойных родителей для Пушкина человек не отделим от гражданина
Слово учителя:
Художники тоже смогли показать и подчеркнуть черты характеров Петра Гринева и Маши
Мироновой.
Выступления учеников глава 5 «Любовь».
Эпизод 5. Любовь.
Глава 5
Любовь
Ах ты, девка, девка красная!
Не ходи, девка, молода замуж;
Ты спроси, девка, отца, матери,
Отца, матери, роду-племени;
Накопи, девка, ума-разума,
Ума-разума, приданова.
Песня народная.
Буде лучше меня найдешь, позабудешь.
Если хуже меня найдешь, воспомянешь.
То же.
Марья Ивановна: Что это с вами сделалось? Как вы бледны!
Петр Гринев: Все кончено!(Передает письмо Марье, звучит аудиозапись письма, Марья читает)
Текст письма: «Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря на твой офицерской чин.
Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла.
Отец твой А. Г.»
Марья Ивановна: Видно мне не судьба... Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич; будьте хоть вы счастливы...
Петр Гринев: Этому не бывать! (Кричит, схватив ее за руку) Ты меня любишь; я готов на все. Пойдем, кинемся в ноги к твоим родителям; они люди простые, не жестокосердые гордецы... Они нас благословят; мы обвенчаемся... а там со временем, я уверен, мы умолим отца моего; матушка будет за нас; он меня простит... "
Марья Ивановна: Нет, Петр Андреич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле божией. Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую - бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих… (Плачет, убегает, Гринев в смятении уходит.)
Подведение итогов урока.
( последний эпизод объясняет название повести. Тихая, робкая девушка стала победительницей в сложнейших испытаниях. Сила любви, способность к большому и глубокому чувству, её простота, нравственная чистота, сила воли – всё это делает Машу нарвственным идеалом Пушкина. Автор пишет о ней с большой любовью и теплотой) 2) Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего, относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.
Заключительное слово учителя.
- Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с интересом?
(Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)
Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост - как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные, нравственные загадки.
Домашнее задание.
Подготовиться к итоговому уроку по повести «Капитанская дочка».
Прочитать статью В. Коровина «Исторический труд А. С. Пушкина».