Тема урока: «А.С. Пушкин. «Каменный гость».
Дон Жуан – мужчина, соблазнитель и страдалец.
Цель урока:
1)воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина;
2)развивать умение анализировать драматическое произведение;
3)познакомить учащихся с «Маленькой трагедией» А.С Пушкина «Каменный гость»
Ход урока.
Слово учителя.
- Одним из любимых героев читателей всего мира – герой-любовник. Красив, умён, обольстителен, хитёр и постоянно в поисках идеала.
Давайте вспомним легендарных соблазнителей.
Ловелас Ричадсона, Маркиз де Сад – первый, кто начал практиковать БДСМ, Казанова, отдающий сердце каждой девушке, и завершает (или открывает?) наш список испанский разбиватель сердец, сластолюбец, Любовник с большой буквы – Дон Жуан.
Рассказ о каждом из любовников.
Прототипы Дон Жуана. Его жизнь и смерть.
Дон Жуан в мировой литературе и бессмертная опера Моцарта «Дон Жуан».
Обращение к философии Кьеркегор и его роману «Дневник обольстителя». Сравнение с Пушкином. Обучение интертекстуальному анализу.
Само произведение включено в философский трактат «Или-или», написанный человеком под именем Виктор Эремита. Виктор не раз выступал действующим лицом в творчестве Кьеркегора. Эремита с латыни переводится как «отшельник», что сразу заявляет нам о связи с христианством и образом отшельника.
Роман является аллюзией на библейский сюжет о грехопадении: грехопадение случается лишь после познания. Так Йоханнес, соблазнитель, постепенно переворачивает мир девушки с ног на голову, меняя понятия о добре и зле, и она оказывается в руках искусителя не только добровольно, но и сознательно. «Дневник обольстителя» о формировании чужой души и единственном подарке девушке – свободе. Грех дал человеку свободу, отделил его от бессознательно-животного мира. История грехопадения – история прозрения. Человек осознал себя отдельно от природы.
Не случаен и выбор имён главных героев. Искусителя зовут Йоханнесом, что является синонимом имени Хуан (Жуан), отсылая нас к легенде о великом соблазнителе Дон Жуане. Действительно, Кьеркегор посвятил немало статей исследованию образа Дон Жуана, особенно выделяя среди них оперу Моцарта. Йоханнес – искусный соблазнитель. Наш герой, подобно Дон Жуану, соблазняет служанку в первой части, далее идёт девушка из обеспеченной семьи и встречает, наконец, девушку, которая ему интересна. Но в отличие от Дон Жуана, для которого были важны поиски идеала, любовь для Йоханнеса – многоходовая игра, которая не обязательно заканчивается сексом. Для него важно понять, что девушка полностью в его власти, а тогда достаточно одного прикосновения или поцелуя.
Главного героя также сравнивают с Нероном в том смысле, что он также восстал против христианства и поставил своей целью уничтожение созданного Богом.
Принцип построения романа схож с новеллами, которые были популярны в Копенгагене в то время.
Обратимся к образу соблазнённой – Корделии. Как и в случае с Йоханнесом, имя отсылает нас в другие тексты, а именно к Шекспиру и «Королю Лиру». Корделия, как и прототип, нежна, чиста и способна к великому чувству – любви. Она отдаётся полностью, ни секунды не сомневаясь в своём выборе. Но в пьесе Корделию задушили, представив это как самоубийство, в романе же действительно произошло некое подобие самоубийства, которое Корделия совершила сама – потеря невинности.
В письмах к Корделии Йоханнес часто вспоминает народные легенды.
“Моя Корделия!
В старинных легендах рассказывается о речном потоке, влюблённом в молодую девушку. И моя душа, как тот поток, влюблена в тебя. Он то спокойно даёт твоему образу отражаться неподвижно в его глубине, то вдруг вообразит, что захватил твой лик и весь извивается как бы не давая ему ускользнуть; потом опять утихает и лишь слегка колышется, играя твоим изображением, иногда теряет его и тогда волна набегает опять, потемневшая и безысходная от отчаяния... Так и моя душа; как тот поток, что влюбился в тебя.
Твой Йоханнес”
В следующем пиьме Йоханнес обращается к священному писанию Иаков и ангел: борьба-объятие.
«Моя Корделия!
Объятия – разве борьба!
Твой Йоханнес»
Роман точно следует канону подобных романов, вспомним, к примеру, страдания юного Вертера: виртуозной стратегией достижения цели, утонченным психологизмом характеров, совершенно точных, совершенно реалистичных; продуманностью каждого, буквально каждого шага, одержимого высокой, или не очень высокой, целью главного героя; подробнейшим описанием всех шагов – последовательных и неотвратимых.
Любимым приёмом Кьеркегора всегда оставалась тавтология. Бесконечные ссылки на свои книги, Библию, творчество Гегеля, Гёте, Шекспира и других, несомненно, представляют интересное поле деятельности. Условности в виде дневников, бумаг, найденных в тайном ящике секретера, псевдонимов с многозначным означающим – всё это Кьеркегор. Роман является постоянной ссылкой на самого себя и творчество популярных в то время писателей. Книги Кьеркегора – запутанный и интересный клубок текстов, в которых едва ли и сам Кьеркегор разбирался. Правда, не всякий читатель сможет выжить в этих книгах.
Сопоставительный анализ Дон Жуана Пушкина и Кьеркегор.
Дон Хуан Пушкина – любовник, сумевший полюбить и отречь зло соблазнения.
Анализ заключительной сцены рукопожатия. Его любовь в доне Анне.
Вывод, почему литературоведы дали определение драматическим произведениям Пушкина название «Маленькие трагедии».
Углубление терминологического аппарата. Углубление знаний об антитезе.
Вечные темы «Маленьких трагедий» служат современности, они и прочитываются как современные произведения на историческом материале. Пушкин не дает оценки конфликтам, он их обнажает, он показывает драму жизни. А мы делаем выводы.
Пушкин придал своим пьесам характер философской поэзии. Вот почему «Маленькие трагедии» можно назвать большими трагедиями, большими и глубокими по вложенному в них смыслу.
Оставить ученика наедине с мыслями о величайшей трагедии в жизни любого человека – любви.
Умение анализировать ошибки.
Завершающее слово.
Любовь означает открытую экзистенцию или то, что составляет целое жизни, саму жизнь как синтез бесконечного и конечного… Но что такое экзистенция? То самое дитя, плод бесконечного и конечного, вечного и временного, и потому постоянно к чему-то устремленный.