СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин "Маленькие трагедии"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка посвящена одной из "маленьких трагедий" А.С. Пушкина "Каменный гость". Дон Жуан - нередкий гость в мировой литературе, поэтому его необходимо подвергнуть всестороннему анализу.

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин "Маленькие трагедии"»

Тема урока: «А.С. Пушкин. «Каменный гость».

Дон Жуан – мужчина, соблазнитель и страдалец.

Цель урока:

1)воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина;

2)развивать умение анализировать драматическое произведение;

3)познакомить учащихся  с «Маленькой трагедией» А.С Пушкина «Каменный гость»

Ход урока.

Слово учителя.

- Одним из любимых героев читателей всего мира – герой-любовник. Красив, умён, обольстителен, хитёр и постоянно в поисках идеала.

Давайте вспомним легендарных соблазнителей.

Ловелас Ричадсона, Маркиз де Сад – первый, кто начал практиковать БДСМ, Казанова, отдающий сердце каждой девушке, и завершает (или открывает?) наш список испанский разбиватель сердец, сластолюбец, Любовник с большой буквы – Дон Жуан.

Рассказ о каждом из любовников.

Прототипы Дон Жуана. Его жизнь и смерть.

Дон Жуан в мировой литературе и бессмертная опера Моцарта «Дон Жуан».

Обращение к философии Кьеркегор и его роману «Дневник обольстителя». Сравнение с Пушкином. Обучение интертекстуальному анализу.



Само произведение включено в философский трактат «Или-или», написанный человеком под именем Виктор Эремита. Виктор не раз выступал действующим лицом в творчестве Кьеркегора. Эремита с латыни переводится как «отшельник», что сразу заявляет нам о связи с христианством и образом отшельника.

Роман является аллюзией на библейский сюжет о грехопадении: грехопадение случается лишь после познания. Так Йоханнес, соблазнитель, постепенно переворачивает мир девушки с ног на голову, меняя понятия о добре и зле, и она оказывается в руках искусителя не только добровольно, но и сознательно. «Дневник обольстителя» о формировании чужой души и единственном подарке девушке – свободе. Грех дал человеку свободу, отделил его от бессознательно-животного мира. История грехопадения – история прозрения. Человек осознал себя отдельно от природы.

Не случаен и выбор имён главных героев. Искусителя зовут Йоханнесом, что является синонимом имени Хуан (Жуан), отсылая нас к легенде о великом соблазнителе Дон Жуане. Действительно, Кьеркегор посвятил немало статей исследованию образа Дон Жуана, особенно выделяя среди них оперу Моцарта. Йоханнес – искусный соблазнитель. Наш герой, подобно Дон Жуану, соблазняет служанку в первой части, далее идёт девушка из обеспеченной семьи и встречает, наконец, девушку, которая ему интересна. Но в отличие от Дон Жуана, для которого были важны поиски идеала, любовь для Йоханнеса – многоходовая игра, которая не обязательно заканчивается сексом. Для него важно понять, что девушка полностью в его власти, а тогда достаточно одного прикосновения или поцелуя.

Главного героя также сравнивают с Нероном в том смысле, что он также восстал против христианства и поставил своей целью уничтожение созданного Богом.

Принцип построения романа схож с новеллами, которые были популярны в Копенгагене в то время.

Обратимся к образу соблазнённой – Корделии. Как и в случае с Йоханнесом, имя отсылает нас в другие тексты, а именно к Шекспиру и «Королю Лиру». Корделия, как и прототип, нежна, чиста и способна к великому чувству – любви. Она отдаётся полностью, ни секунды не сомневаясь в своём выборе. Но в пьесе Корделию задушили, представив это как самоубийство, в романе же действительно произошло некое подобие самоубийства, которое Корделия совершила сама – потеря невинности.

В письмах к Корделии Йоханнес часто вспоминает народные легенды.

“Моя Кор­де­лия!

В ста­рин­ных ле­ген­дах рас­ска­зы­ва­ет­ся о реч­ном по­то­ке, влюб­лён­ном в мо­ло­дую де­вуш­ку. И моя ду­ша, как тот по­ток, влюб­ле­на в те­бя. Он то спо­кой­но да­ёт твое­му об­ра­зу от­ра­жать­ся не­под­виж­но в его глу­би­не, то вдруг во­об­ра­зит, что за­хва­тил твой лик и весь из­ви­ва­ет­ся как бы не да­вая ему ус­кольз­нуть; по­том опять ути­ха­ет и лишь слег­ка ко­лы­шет­ся, иг­рая тво­им изо­бра­же­ни­ем, ино­гда те­ря­ет его и то­гда вол­на на­бе­га­ет опять, по­тем­нев­шая и без­ыс­ход­ная от от­чая­ния... Так и моя ду­ша; как тот по­ток, что влю­бил­ся в те­бя.

Твой Йо­хан­нес”

В следующем пиьме Йоханнес обращается к священному писанию Иаков и ангел: борьба-объятие.

«Моя Кор­де­лия!

Объ­я­тия – раз­ве борь­ба!

Твой Йо­хан­нес»

Роман точно следует канону подобных романов, вспомним, к примеру, страдания юного Вертера: виртуозной стратегией достижения цели, утонченным психологизмом характеров, совершенно точных, совершенно реалистичных; продуманностью каждого, буквально каждого шага, одержимого высокой, или не очень высокой, целью главного героя; подробнейшим описанием всех шагов – последовательных и неотвратимых.
Любимым приёмом Кьеркегора всегда оставалась тавтология. Бесконечные ссылки на свои книги, Библию, творчество Гегеля, Гёте, Шекспира и других, несомненно, представляют интересное поле деятельности. Условности в виде дневников, бумаг, найденных в тайном ящике секретера, псевдонимов с многозначным означающим – всё это Кьеркегор. Роман является постоянной ссылкой на самого себя и творчество популярных в то время писателей. Книги Кьеркегора – запутанный и интересный клубок текстов, в которых едва ли и сам Кьеркегор разбирался. Правда, не всякий читатель сможет выжить в этих книгах.

Сопоставительный анализ Дон Жуана Пушкина и Кьеркегор.

Дон Хуан Пушкина – любовник, сумевший полюбить и отречь зло соблазнения.
Анализ заключительной сцены рукопожатия. Его любовь в доне Анне.

Вывод, почему литературоведы дали определение драматическим произведениям Пушкина название «Маленькие трагедии».

Углубление терминологического аппарата. Углубление знаний об антитезе.

Вечные темы «Маленьких трагедий» служат современности, они и прочитываются как современные произведения на историческом материале. Пушкин не дает оценки конфликтам, он их обнажает, он показывает драму жизни. А мы делаем выводы.

Пушкин придал своим пьесам характер философской поэзии. Вот почему «Маленькие трагедии» можно назвать большими трагедиями, большими и глубокими по вложенному в них смыслу.

Оставить ученика наедине с мыслями о величайшей трагедии в жизни любого человека – любви.

Умение анализировать ошибки.

Завершающее слово.

Любовь означает открытую экзистенцию или то, что составляет целое жизни, саму жизнь как синтез бесконечного и конечного… Но что такое экзистенция? То самое дитя, плод бесконечного и конечного, вечного и временного, и потому постоянно к чему-то устремленный.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!