Образы Петра в поэме
Петр-царь (Петр I)
Петр-всадник
«Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне»
«возвышалсямедною главой»
«ужасен он в окрестной мгле»,
«дума на челе!»,
«сила в нем сокрыта!»
«мощный властелин судьбы
«уздой железной Россию поднял на дыбы»,
«горделивый истукан»,
«строитель чудотворный»
«На берегу пустынных волн
Стоял Он дум высоких полн…»
И думал Он:…»
«запируем на просторе»,
«ногою твердой стать при море»,
«в Европу прорубить окно»,
«красуйся, град Петров»
Олицетворение самодержавного строя
Царь-созидатель, реформатор
Медный всадник и Евгений
- Сколько раз Евгений «встречает» в Медным всадником?
- Зачитаем «первую встречу»? В какой момент это происходит?
- Это конец первой части поэмы, когда стихия в самом разгаре своего действия. Евгений сидит « на звере мраморно верхом »:
И он, как будто околдован, Как будто к мрамору прикован, Сойти не может! Вкруг него Вода и больше ничего! И, обращен к нему спиною , В неколебимой вышине , Над возмущенною Невою Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне .
- Как вы думаете, с какой целью автор ввел образ Медного всадника именно в этот момент жизни Евгения? Какая заложена здесь идея?
- В момент, когда человек остался один на один со стихией (бурный круговорот жизни, опасность для жизни и пр), и власть, повернутая «к нему спиной», не отзывается на его несчастье.
Медный всадник и Евгений
- Когда состоялась «вторая встреча» ? Зачитайте этот эпизод.
- Что мы наблюдаем во «внутренней жизни» героя?
- «Евгений вздрогнул . Прояснились / В нем страшно мысли …» « Стеснилась грудь его», «По сердцу пламень пробежал, / Вскипела кровь . Он мрачен стал», « злобно задрожав »
- Что происходило Евгениев в этот момент?
- Герой поднял «тихий бунт» в своем сознании. Он понял, что виновник его жизненных несчастий не стихия, а Петр, который построил в этом неспокойном месте город.
- Только ли этим можно ограничить его «тихий бунт»? Что еще осознал герой?
- Перед «большой идеей» Власть не думает о простом человеке , его проблемы их не волнуют. Евгений осознал, что он лишь мелкая, незначимая деталь в системе государства. В Евгении проснулась на мгновение Личность . Он бросает справедливое обвинение в сторону государства .
- Чем с точки зрения композиции является этот эпизод?
Медный всадник и Евгений
- Что происходит после этого в Евгением? Почему он убегает? Зачитайте эпизод.
- Что символизирует собой «сошествие памятника»? Что может означать это событие в поэме?
- Власть и государство не любят обвинений в свою сторону, и силой можно утихомирить бунтаря . Ради усмирения бунтующих Власть готовая спуститься вниз, чтобы продемонстрировать свою силу .
- Как после случившегося чувствует Евгений? Зачитайте.
- Евгений стал побаиваться . Он присмирел . « Тихий бунт » в нем подавлен силой Власти.
- Что случилось с Евгением в финале поэмы?
- Что стало причиной его смерти? Какова идея смерти героя?
- Смерть героя – метафора , под которой можно подразумевать подчинение человека воле государства , подавление его стремлений. Желание «маленького человека» – быть счастливым, желание царя – сделать счастливой страну. Но порой это «большое» счастье стоит «маленького» счастья. И когда человека лишают счастья – его жизнь не имеет смыла . Смерть героя – наглядный показатель. Если бы он не умер, то это было смирение героя с положением
Проблема и Конфликт
- Какой вопрос вытекает из взаимоотношений этих образов?
- Как соединить прогресс, историю страны и счастье каждого отдельного человека? (проблема)
- Какой конфликт возникает из поставленной проблемы?
- Конфликт «Медного всадника», состоит в столкновении конкретной личности с неизбежным ходом истории: воля личной (Евгений) и общественная воля (Петр и Медный всадник)
- Как вы считайте что, по мнению А.С.Пушкина, важнее: интересы государства или интересы маленького человека, песчинки?
- Для Пушкина были одинаково понятны истинны и деяния Петра Великого, и страдания бедного Евгения . Автор ратует за прогресс и развитие страны, но при этом он обращает свое и общественное внимание на простого, «меленького человека», которому нужно понимание и сочувствие, сострадание.
- Разрешим ли этот конфликт? *
Характер поэмы
- Какой вопрос, поставленный в поэме, мы уже проговорили?
- Каков характер этого вопроса?
- Какие еще воспросы поднимает автор в поэме помимо философских? Докажите свое мнение.
- Какой общий характер поэмы?
- Поэма «Медный всадник» - это социально-философская поэма , т.к. в ней ставятся вопрос о человеке и его роли в государстве , а также вопросы о счастье одного человека и общества и пр.
философский
социальный
Домашнее задание
Наизусть на выбор 2 отрывка
- Со слов «На берегу пустынных волн…» и до слов «…Порфироносная вдова.»
- Со слов «Люблю тебя, Петра творенье…» и до слов «…И, чуя вешни дни, ликует»