СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Пушкин "Медный всадник". Образ Петра и Медного всадника. Конфликт поэмы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) образ Петра и Медного всадника. 2) Конфликт 3) Характре поэмы 4) Д.з. (наизучть по выбору)

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин "Медный всадник". Образ Петра и Медного всадника. Конфликт поэмы.»

Образы Петра в поэме Петр-царь (Петр I) Петр-всадник «Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне»  «возвышалсямедною главой» «ужасен он в окрестной мгле»,  «дума на челе!», «сила в нем сокрыта!» «мощный властелин судьбы «уздой железной Россию поднял на дыбы», «горделивый истукан», «строитель чудотворный» «На берегу пустынных волн Стоял Он дум высоких полн…» И думал Он:…»  «запируем на просторе», «ногою твердой стать при море»,  «в Европу прорубить окно», «красуйся, град Петров» Олицетворение самодержавного строя Царь-созидатель, реформатор

Образы Петра в поэме

Петр-царь (Петр I)

Петр-всадник

«Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне»

«возвышалсямедною главой»

«ужасен он в окрестной мгле»,

«дума на челе!»,

«сила в нем сокрыта!»

«мощный властелин судьбы

«уздой железной Россию поднял на дыбы»,

«горделивый истукан»,

«строитель чудотворный»

«На берегу пустынных волн

Стоял Он дум высоких полн…»

И думал Он:…»

«запируем на просторе»,

«ногою твердой стать при море»,

«в Европу прорубить окно»,

«красуйся, град Петров»

Олицетворение самодержавного строя

Царь-созидатель, реформатор

Медный всадник и Евгений Сколько раз Евгений «встречает» в Медным всадником? Зачитаем «первую встречу»? В какой момент это происходит? Это конец первой части поэмы, когда стихия в самом разгаре своего действия. Евгений сидит « на звере мраморно верхом »: И  он, как будто околдован,  Как будто к мрамору прикован,  Сойти не может! Вкруг него  Вода и больше ничего!  И, обращен к нему спиною ,  В неколебимой вышине ,  Над возмущенною Невою  Стоит с простертою рукою  Кумир на бронзовом коне .  Как вы думаете, с какой целью автор ввел образ Медного всадника именно в этот момент жизни Евгения? Какая заложена здесь идея? В момент, когда человек остался один на один со стихией (бурный круговорот жизни, опасность для жизни и пр), и власть, повернутая «к нему спиной», не отзывается на его несчастье.

Медный всадник и Евгений

  • Сколько раз Евгений «встречает» в Медным всадником?
  • Зачитаем «первую встречу»? В какой момент это происходит?
  • Это конец первой части поэмы, когда стихия в самом разгаре своего действия. Евгений сидит « на звере мраморно верхом »:

И он, как будто околдован, Как будто к мрамору прикован, Сойти не может! Вкруг него Вода и больше ничего! И, обращен к нему спиною , В неколебимой вышине , Над возмущенною Невою Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне .

  • Как вы думаете, с какой целью автор ввел образ Медного всадника именно в этот момент жизни Евгения? Какая заложена здесь идея?
  • В момент, когда человек остался один на один со стихией (бурный круговорот жизни, опасность для жизни и пр), и власть, повернутая «к нему спиной», не отзывается на его несчастье.
Медный всадник и Евгений Когда состоялась «вторая встреча» ? Зачитайте этот эпизод. Что мы наблюдаем во «внутренней жизни» героя? «Евгений вздрогнул . Прояснились / В нем страшно мысли …» « Стеснилась грудь его», «По сердцу пламень пробежал, / Вскипела кровь . Он мрачен стал», « злобно задрожав » Что происходило Евгениев в этот момент? Герой поднял «тихий бунт» в своем сознании. Он понял, что виновник его жизненных несчастий не стихия, а Петр, который построил в этом неспокойном месте город. Только ли этим можно ограничить его «тихий бунт»? Что еще осознал герой? Перед «большой идеей» Власть не думает о простом человеке , его проблемы их не волнуют. Евгений осознал, что он лишь мелкая, незначимая деталь в системе государства. В Евгении проснулась на мгновение Личность . Он бросает справедливое обвинение в сторону государства . Чем с точки зрения композиции является этот эпизод? Это кульминация поэмы .

Медный всадник и Евгений

  • Когда состоялась «вторая встреча» ? Зачитайте этот эпизод.
  • Что мы наблюдаем во «внутренней жизни» героя?
  • «Евгений вздрогнул . Прояснились / В нем страшно мысли …» « Стеснилась грудь его», «По сердцу пламень пробежал, / Вскипела кровь . Он мрачен стал», « злобно задрожав »
  • Что происходило Евгениев в этот момент?
  • Герой поднял «тихий бунт» в своем сознании. Он понял, что виновник его жизненных несчастий не стихия, а Петр, который построил в этом неспокойном месте город.
  • Только ли этим можно ограничить его «тихий бунт»? Что еще осознал герой?
  • Перед «большой идеей» Власть не думает о простом человеке , его проблемы их не волнуют. Евгений осознал, что он лишь мелкая, незначимая деталь в системе государства. В Евгении проснулась на мгновение Личность . Он бросает справедливое обвинение в сторону государства .
  • Чем с точки зрения композиции является этот эпизод?
  • Это кульминация поэмы .

Медный всадник и Евгений Что происходит после этого в Евгением? Почему он убегает? Зачитайте эпизод.  Что символизирует собой «сошествие памятника»? Что может означать это событие в поэме? Власть и государство не любят обвинений в свою сторону, и силой можно утихомирить бунтаря . Ради усмирения бунтующих Власть готовая спуститься вниз, чтобы продемонстрировать свою силу . Как после случившегося чувствует Евгений? Зачитайте. Евгений стал побаиваться . Он присмирел . « Тихий бунт » в нем подавлен силой Власти. Что случилось с Евгением в финале поэмы? Что стало причиной его смерти? Какова идея смерти героя? Смерть героя – метафора , под которой можно подразумевать подчинение человека воле государства , подавление его стремлений. Желание «маленького человека» – быть счастливым, желание царя – сделать счастливой страну.  Но порой это «большое» счастье стоит «маленького» счастья. И когда человека лишают счастья – его жизнь не имеет смыла . Смерть героя – наглядный показатель. Если бы он не умер, то это было смирение героя с положением

Медный всадник и Евгений

  • Что происходит после этого в Евгением? Почему он убегает? Зачитайте эпизод.
  • Что символизирует собой «сошествие памятника»? Что может означать это событие в поэме?
  • Власть и государство не любят обвинений в свою сторону, и силой можно утихомирить бунтаря . Ради усмирения бунтующих Власть готовая спуститься вниз, чтобы продемонстрировать свою силу .
  • Как после случившегося чувствует Евгений? Зачитайте.
  • Евгений стал побаиваться . Он присмирел . « Тихий бунт » в нем подавлен силой Власти.
  • Что случилось с Евгением в финале поэмы?
  • Что стало причиной его смерти? Какова идея смерти героя?
  • Смерть героя – метафора , под которой можно подразумевать подчинение человека воле государства , подавление его стремлений. Желание «маленького человека» – быть счастливым, желание царя – сделать счастливой страну. Но порой это «большое» счастье стоит «маленького» счастья. И когда человека лишают счастья – его жизнь не имеет смыла . Смерть героя – наглядный показатель. Если бы он не умер, то это было смирение героя с положением

Проблема и Конфликт Какой вопрос вытекает из взаимоотношений этих образов? Как соединить прогресс, историю страны и счастье каждого отдельного человека? (проблема) Какой конфликт возникает из поставленной проблемы? Конфликт «Медного всадника», состоит в столкновении конкретной личности с неизбежным ходом истории:  воля личной (Евгений) и общественная воля (Петр и Медный всадник)  Как вы считайте что, по мнению А.С.Пушкина, важнее: интересы государства или интересы маленького человека, песчинки? Для Пушкина были одинаково понятны истинны и деяния Петра Великого, и страдания бедного Евгения . Автор ратует за прогресс и развитие страны, но при этом он обращает свое и общественное внимание на простого, «меленького человека», которому нужно понимание и сочувствие, сострадание. Разрешим ли этот конфликт? *

Проблема и Конфликт

  • Какой вопрос вытекает из взаимоотношений этих образов?
  • Как соединить прогресс, историю страны и счастье каждого отдельного человека? (проблема)
  • Какой конфликт возникает из поставленной проблемы?
  • Конфликт «Медного всадника», состоит в столкновении конкретной личности с неизбежным ходом истории: воля личной (Евгений) и общественная воля (Петр и Медный всадник)
  • Как вы считайте что, по мнению А.С.Пушкина, важнее: интересы государства или интересы маленького человека, песчинки?
  • Для Пушкина были одинаково понятны истинны и деяния Петра Великого, и страдания бедного Евгения . Автор ратует за прогресс и развитие страны, но при этом он обращает свое и общественное внимание на простого, «меленького человека», которому нужно понимание и сочувствие, сострадание.
  • Разрешим ли этот конфликт? *

Характер поэмы   Какой вопрос, поставленный в поэме, мы уже проговорили? Каков характер этого вопроса? Какие еще воспросы поднимает автор в поэме помимо философских? Докажите свое мнение. Какой общий характер поэмы? Поэма «Медный всадник» - это социально-философская поэма , т.к. в ней ставятся вопрос о человеке и его роли в государстве , а также вопросы о счастье одного человека и общества и пр.    философский социальный

Характер поэмы

  • Какой вопрос, поставленный в поэме, мы уже проговорили?
  • Каков характер этого вопроса?
  • Какие еще воспросы поднимает автор в поэме помимо философских? Докажите свое мнение.
  • Какой общий характер поэмы?
  • Поэма «Медный всадник» - это социально-философская поэма , т.к. в ней ставятся вопрос о человеке и его роли в государстве , а также вопросы о счастье одного человека и общества и пр.

философский

социальный

Домашнее задание Наизусть  на выбор 2 отрывка Со слов «На берегу пустынных волн…» и до слов «…Порфироносная вдова.» Со слов «Люблю тебя, Петра творенье…» и до слов «…И, чуя вешни дни, ликует»

Домашнее задание

Наизусть на выбор 2 отрывка

  • Со слов «На берегу пустынных волн…» и до слов «…Порфироносная вдова.»
  • Со слов «Люблю тебя, Петра творенье…» и до слов «…И, чуя вешни дни, ликует»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!