Урок литературы в 7 классе
Урок№12
Дата:
Тема: А.С. Пушкин «Медный всадник» (Вступление. «На берегу пустынных волн…»).
Цель: выявить историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника».
Оборудование: презентация, проектор, экран, компьютер, фонохрестоматия 7 класс.
Ход урока 1.
I. Слово учителя.
История создания города на Неве, история создания «Медного всадника».
С момента основания Петербурга реальная история города интерпретировалась в разнообразных мифах, легендах и пророчествах. «Град Петра» представал в них не как обычный город, а как воплощение таинственных, роковых сил. В зависимости от оценки личности царя и его реформ эти силы понимались как божественные, благие, одарившие русский народ городом-раем, или, напротив, как злые, бесовские, а следовательно, антинародные.
В XVIII — начале XIX в. Параллельно складывались две группы мифов, зеркально отражавших друг друга. В одних мифах Петр представал «отцом Отечества», божеством, основавшим некий разумный космос, «преславный град», «любезную страну», оплот государственной и военной мощи. Эти мифы возникали в поэзии (в том числе в одах и эпических поэмах А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина) и официально поощрялись. В других мифах, складывавшихся в народных сказаниях и пророчествах раскольников, Петр был порождением сатаны, живым антихристом, а Петербург, основанный им,— городом «нерусским», сатанинским хаосом, обреченным на неминуемое исчезновение. Если первые, полуофициальные, поэтические мифы были мифами о чудесном основании города, с которого в России начался «золотой век», то вторые, народные, — мифами о его разрушении или запустении. «Петербургу быть пусту», «город сгорит и потопнет» — так отвечали противники Петра тем, кто видел в Петербурге рукотворный «северный Рим».
Пушкин создал синтетические образы Петра и Петербурга. В них обе взаимоисключающие мифологические концепции дополнили друг друга. Поэтический миф об основании города развернут во вступлении, ориентированном на литературную традицию, а миф о его разрушении, затоплении — в первой и во второй частях поэмы.
Своеобразие пушкинской поэмы состоит в сложном взаимодействии исторического и легендарно-мифологического смысловых планов. Во вступлении основание города показано в двух планах. Первый — легендарно-мифологический: Петр предстает здесь не как исторический персонаж, а как безымянный герой легенды. Он — основатель и будущий строитель города, исполняющий волю самой природы. Однако его «думы великие» исторически конкретны: город создается русским царем «на зло надменному соседу», для того, чтобы Россия смогла «в Европу прорубить окно». Исторический смысловой план подчеркнут словами «прошло сто лет». Возникновение «юного града» «из тьмы лесов, из топи блат» подобно чуду: город не построен, а «вознесся пышно, горделиво».
II. Слушание вступления через фонохрестоматию.
III. Анализ текста «Вступления».
- Найти в первой строфе фольклорные традиции в изображении величия и мощи исторической личности.
(А.С. Пушкин использует былинные способы изображения исторической личности' широкий взгляд на мир «укрупняет» и личность героя — «… он, дум великих полн…», дан на фоне огромного пространства, которое предстоит преобразовать, покорить.)
- С какой целью автор употребляет местоимение «мы», раскрывая замысел Петра построить новый город?
- Найдите лексические и другие средства художественной выразительности, показывающие отношение автора к деятельности Петра как исторически необходимой и направленной на благо государства.
Учащиеся должны убедиться, что вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте есть славянизмы (отсель, град, полнощных (северных), ветхий, порфироносная), приемы ораторского искусства (звуковая организация речи, повелительные интонации, торжественность и т. П.). В жанре оды традиционно писали о событиях и делах государственного значения, направленных на укрепление его мощи и процветания. Таким образом, не только поэтическая речь, но и выбранный автором жанр вступления к повести «Медный всадник» должны были подчеркнуть в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.
IV. Конкурс выразительного чтения отрывка.
- Какие стороны преобразовательной деятельности Петра через «сто лет» отмечает Пушкин в строках:
«… и юный град…
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов…
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод…»?
Замысел реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление к повести призвано подвести читателя к пониманию его основного конфликта — истории и личности.
V. Работа со словарем. Найти определение конфликта.
Конфликт в литературном произведении — столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета.
VI. Определение жанра.
«Медный всадник» имеет подзаголовок: «Петербургская повесть». Однако мы в трудах многих литературоведов встречаем обозначение этого произведения как поэмы. Прочтите определения повести и поэмы в словаре. К какому жанру ближе произведение «Медный всадник»и почему?
Однако Пушкин пишет предисловие, которым стремится подчеркнуть достоверность событий: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В.Н. Верхом».
Для автора было важно подчеркнуть масштаб этих конфликта, и он своим подзаголовком подчеркивает, что это не просто романтическая поэма наподобие «Цыган», а нечто более глубокое и масштабное. Таким образом мы видим, что очень часто авторы усложняют жанры своих произведений, и мы будем сталкиваться с этим часто. Определение жанра по словарю — это только некоторая основа, а истинные шедевры, сложные по замыслу, нередко не умещаются в привычные представления читателей о жанрах, и автор часто таким образом дает им подсказки.
Домашнее задание.
1. Выучить отрывок из «Медного всадника» наизусть (возможно, и не только отрывок, данный в учебнике).
2. Написать мини-сочинение по одной из иллюстраций к поэме. (Вариант: подготовить устный рассказ по иллюстрации к поэме «Эпизод из музейной экскурсии»).