I. Приветствие детей. Проверка готовности детей к работе. II. 1. Ребята, рассмотрите иллюстрации к «Маленьким трагедиям», определите, к каким произведениям написаны эти иллюстрации и назовите эти произведения. «Скупой рыцарь» «Моцарт и Сальери» «Пир во время чумы» «Каменный гость» (показ презентации). 2. Словарная работа. Трагедия, цикл. (Литерату́рный цикл — ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов. Общность также в жанре, месте и времени действия, персонажах, форме и стиле повествования) 3. Проверка индивидуального задания. Задание: Слушая сообщение «История создания и особенности цикла «Маленькие трагедии», записать в тетрадь особенности цикла. Особенности цикла в трагедии «Моцарт и Сальери» (общий замысел, самостоятельность, центральная роль монологов, мало действующих лиц, острота конфликтов, в центре-характер, одержимый какой-нибудь страстью) Проверка записей в тетрадях. III. 1. Формулировка темы урока и определение основной проблемы. Какая из трагедий затрагивает вопросы искусства, творчества и в связи с этим поднимает важнейшие нравственные проблемы? Сформулируйте тему урока. Прочитайте заключительные строчки трагедии. Какой вопрос волнует и героя произведения, и автора? Может ли он стать основной проблемой для нашего исследования на уроке? 2. Определение целей урока и составление плана действия. . Какие цели мы перед собой ставим, чтобы решить проблему? (выявить мотивы убийства Моцарта Сальери, определить, как герои и автор относится к вопросу о «гении и злодействе»?) Что для этого необходимо сделать? Составление плана действий: 1. анализ ключевых сцен трагедии; 2. анализ образов главных героев и их сопоставление; 3. сделать выводы по поводу отношения героев и Пушкина к вопросу о гении и злодействе. IV. «Открытие нового знания» (решение проблемы). Изучение нового материала. - Что вы знаете о Моцарте и Сальери? Дается задание по группам: «Как особенность, свойственная всем произведениям цикла, проявляется в трагедии «Моцарт и Сальери» и какой художественный смысл несет?» Анализ трагедии. Сцена I. Демонстрируется видеофрагмент (отрывок из художественного фильма «Моцарт и Сальери») - первый монолог Сальери: «Все говорят: нет правды на земле...». (4 мин) Словарная работа. Определение слова ремесленник. Дается задание по группам. Обсудить в группах и коротко записать в тетрадях ответ на вопрос: «Почему Сальери называет себя ремесленником?» Выразительно прочитайте второй монолог Сальери «Нет, не могу противиться я доле…». Подумайте над вопросом: «Что же совершает Моцарт, с точки зрения Сальери, что его нужно было остановить? Сравнительный анализ образов Моцарта и Сальери. Так почему же Сальери убивает Моцарта (именно Моцарта, хотя рядом с ним, как он говорит, на вершине славы находятся Глюк, Гайдн, Пуччини)? Дается задание по группам. Во время анализа текста произведения заполнить сравнительную таблицу. Критерии: отношение героев к игре слепого скрипача, своим творениям и себе, творчеству друг друга, окружающим людям, искусству. 2) Анализ сцены со слепым музыкантом. Зачитывается отрывок данной сцены. Вопрос к учащимся: «Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к незатейливой игре слепого скрипача? 3) Отношение Моцарта к своим творениям и к себе. Зачитать фрагмент со слов «Ты с этим шел ко мне...» до «Но божество мое проголодалось». - Почему Сальери называет Моцарта «безумцем, гулякой праздным»? (Легкость, стройность, глубина творений Моцарта кажутся ему не результатом напряженного духовного труда, а праздностью, дарованной свыше). - Но прав ли Сальери? Он слышит, что Моцарт называет написанное им безделицей, но не слышит, что он говорит, о времени, когда это было написано: «Бессонница моя меня томила...» - В каком случае можно называть бессонницу своей? (Если она постоянная спутница). - Какое еще слово подчеркивает трагичность вдохновения? (томила). 4) В чем главное отличие Моцарта и Сальери? Какие взгляды Моцарта Сальери настолько не приемлет, что даже готов на убийство? (Отношение к искусству). 4) Отношение героев к искусству и его целям. - А теперь давайте попробуем, работая в группах, сформулировать отношение к искусству и его целям двух героев трагедии. Анализ трагедии. Сцена II. 1) Анализ отрывков из произведений Моцарта. Задание. Прослушать музыку Моцарта (2-Зфрагмента). Сделать выводы о настроении нескольким словами и словосочетаниями (например, солнечная, веселая, звонкая, радость, надежда, свет, счастье и т. д.) - Почему Моцарт принял заказ написать музыку, полную напоминаний о смерти? (Идея создания реквиема - большого произведения для хора певцов-солистов и симфонического оркестра - глубоко захватила Моцарта... Согласившись писать реквием, он был рад случаю, позволившему ему обратиться к крупным хоровым формам) 2) Словарная работа. Определение слова реквием. Ре́квием (от лат. requies «покой», «упокоение») — траурная заупокойная месса (лат. Missa pro defunctis) в католической церкви латинского обряда. Анализ сцены отравления. Просмотр видеофрагмента. Беседа по вопросам: - Почему Сальери бросает яд в стакан Моцарта после его слов о гении и злодействе? - Прокомментируйте реплику Моцарта, пьющего яд, и Сальери: «Ты выпил!.. Без меня?» - Какой двойной смысл приобретают слова Моцарта «Мой реквием»? (сочиненный Моцартом и по нему). Слушают отрывок из «Реквиема»- «Лакримоза» - Почему в конце трагедии приводятся три истории злодейства: истории Бомарше и Микеланджело (легендарные, мнимые) и совершаемое в пьесе убийство Моцарта Сальери? (чтобы опровергнуть слова Сальери о его правде) - Почему трагедия заканчивается словами Сальери о якобы злодеянии Микеланджело? (оправдаться хочет) V. Работа над проблемным вопросом урока: - Как в трагедии решается вопрос о гении и злодействе? (гений и злодейство- две вещи несовместные) Учитель комментирует работу учащихся и выставляет оценки. VI. Заключение. Ф. М. Достоевский писал: «Пушкин умер в полном расцвете сил и, бесспорно, унес с собою великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем...» VII. Домашнее задание. Письменное рассуждение на одну из тем (1-1,5 страницы): 1. «Гений и злодейство - две вещи несовместные»? 2. Почему Сальери по ходу пьесы ни разу не играет на пианино? 3. Почему Пушкин по-разному записал одни и те же слова о гении и злодействе, которые произносят герои? 4. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Что я чувствую, слушая музыку А. Моцарта». Рефлексия. Что поняли вы на сегодняшнем уроке, чему удивились, о чем задумались? Вывод. - Кто из двух героев трагедии истинно трагедийный образ? (Сальери, т.к. в трагедии изображена борьба в его душе двух начал: высокого и низменного.) - Какова миссия человека на земле? (Единственная достойная миссия человека – быть творцом добра и красоты.) Послушаем еще одно произведение Моцарта (соната № 17). Слушая, попытайтесь воспроизвести ее в образах (музыкальное рисование). |