А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».
Урок внеклассного чтения в 9 классе подготовила Верещагина З.А., учитель литературы.
Выберете и запишите эпиграф к уроку. Обоснуйте свой выбор.
Талант великих душ есть узнавать великое в других людях.
Карамзин Н. М.
Труд — это душа гения, сердце таланта, он — внутренний огонь всякого таланта.
Франc
Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.
Камю А.
А.С. Пушкин
Маленькие трагедии
«Маленькие трагедии», написанные как единый цикл о трагедии человеческих страстей, включают четыре пьесы:
«Скупой рыцарь»
«Моцарт и Сальери»
«Каменный гость»
«Пир во время чумы»
Они были закончены друг за другом осенью 1830 года в Болдино . По словам В.А.Фаворского (автор иллюстраций), «Маленькие трагедии» - это кубок, наполненный страстями, «громокипящий кубок».
- «Маленькие трагедии» действительно маленькие, короткие истории, но столь захватывающие, что прочитываешь их на одном вздохе. Сюжеты о Дон Жуане или о Моцарте и Сальери были известны и до Пушкина, не только он использовал их в своём творчестве, но именно Пушкин сумел преподнести эти легенды так ярко и выразительно, что они стали для большинства настоящей и непреложной истиной. Очень сильна эмоциональная сторона трагедий. Характеры героев, их поведение представлены чрезвычайно ясно. Читатель вместе с ними переживает их внутреннюю борьбу, сомнения, страх.
- Это творение Пушкина вдохновляет своими сильными образами, красивыми и жуткими сценами. Есть здесь и страх, и любовь, и страсть, и предательство.
Моцарт и Пушкин
Великий композитор и великий поэт.
Оба рано начали творить.
Короткий жизненный путь (36 и 37 лет).
Создали огромное количество произведений.
Оба испытали зависть недоброжелателей
Моцарт Вольфганг Амадей
(1756— 1791), австрийский композитор.
Сальери Антонио
(1750—1825), итальянский композитор, дирижёр и педагог
Мы решили взять и рассмотеть одну из «Трагедий» Пушкина, а именно о Моцарте и Сальери.
Несмотря на то, что в названии трагедии имя Сальери стоит на втором месте, главным персонажем является всё же он, (если разобраться), а не Моцарт.
С а л ь е р и
«Родился я с любовию к искусству;
Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался - слезы
Невольные и сладкие текли.»
Официально его зовут Антонио Сальери, интересно, что с итальянского Антонио означает "неоценимый"...
Французский актёр Флорент Мот в образе Сальери
Истинная же тема трагедии Пушкина не музыка, не искусство и даже не творчество, а сама жизнь творцов , и притом не конкретно кого-то одного Моцарта или Сальери, но Моцарта и Сальери, это загадочное и чудесное двуединство дружбы, осуществляемая ею двуипостасность. Словом, «Моцарт и Сальери» есть трагедия о дружбе, нарочитое же ее имя – «Зависть», как первоначально и назвал было ее Пушкин.
Актёры Микеле
Локонте и Флорент
Мот в образах
Моцарта и Сальери
С а л ь е р и
Когда великий Глюк
Явился и открыл нам новы тайны
(Глубокие, пленительные тайны!) –
Не бросил ли я все, что прежде знал,
Что так любил, чему так жарко верил,
И не пошел ли бодро вслед за ним,
Безропотно, как тот, кто заблуждался,
И встречным послан в сторону иную?
- «Многие ли из прошедших искус творчества способны сделать такое признание даже пред самими собой? В Сальери чрезвычайно обострена сознательность и честность мысли: он ясно мыслит, много знает. И он не может не знать, что его восторги, вдохновения, его искусство - только зов, только обетование или намек: душа его любит Моцарта, как цветок солнечный луч; "когда же мне не до тебя" - этот стон души Сальери есть вопль его художественного самосознания.»
- С. БУЛГАКОВ
Сальери не завистник по природе, как и сам он свидетельствует об этом. Сальери присуща черта истинного благородства духа - способность признавать свои ошибки и сознательно учиться у другого, признавая его превосходство. Но всё же...
Теперь мы понимаем фразу "Убить в себе Сальери".
А Моцарт? В его отношениях к Сальери нельзя уловить чего-либо нездорового. Он - друг Сальери, доверчивый и ясный, в нем нет ни зависти, ни самопревознесения: "ведь он был гений, как ты да я", - этого не скажет Сальери. Моцарт несет ему на суд свои вещи и восхищается его любовью к искусству. Несомненно и Сальери представляет для своего друга в известном отношении высшую инстанцию, тоже высшее Я, и нельзя не верить искренности признаний и похвал Моцарта.
Моцарт слышит, что происходит в Сальери, до его чуткого уха доносится душевный его раздор, но он не оскорбил своей дружбы нечистым подозрением и не связал своих переживаний с их источником; это может казаться наивным до глупости, но, вместе с тем, благородно до гениальности .
Моцарт мучится мыслью о заказавшем ему реквием черном человеке: "мне кажется, он с нами сам-третей сидит", и однако он не допускает и мысли, что это - черная совесть самого Сальери.
Он отвечает последнему на молчаливую муку его вопрошаний, гений ли он и совместимо ль с гением злодейство.
Моцарт слышит и эти вопросы и тем не менее заранее отвергает, в связи с рассказом о Бомарше, всякое подозрение против друга. И когда в ответ на эту дружбу Сальери его отравляет, он дарит его последним доверием и в отчаянном плаче Сальери видит лишь проявление исключительной его любви к музыке.
"Когда бы все так чувствовали силу Гармонии!"
Моцарт не изменил дружбе и умирает победителем.
Пушкин опускает занавес в тот момент, когда у Сальери зародилось уже роковое и последнее сомнение в своей гениальности.
«Ты заснёшь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные. Неправда:
А Бонаротти? или это сказка
Тупой бессмысленной толпы - и не был
Убийцею создатель Ватикана?»
Сальери цепляется за легенду о Бонаротти , но зыбучая почва уходит из-под ног: "иль это сказка пустой, бессмысленной толпы, и не был убийцею создатель Ватикана?" Дальнейший жизненный путь Сальери уже обозначен в этих скупых словах - его ждет известная судьба: "шед удавися".
Он уже совершил духовное самоубийство, когда всыпал припасенный про черный день "последний дар Изоры", ибо не Моцарта, но себя отравил тогда Сальери...
1 ГРУППА. “МОЦАРТ”
-Что из диалога Моцарта и Сальери мы узнаем о Моцарте как о человеке и композиторе?
- Почему Моцарт пришел именно к Сальери?(Считает Сальери не только хорошим музыкантом, но и видит в нем единомышленника, а значит считает его гением, равным себе)
- С какой целью Моцарт приходит к Сальери? (поделиться “безделицей”) Объясните значение слова “безделица”. Почему свое гениальное произведение Моцарт называет безделица?
- Какие достоинства видит Моцарт в Сальери? Почему Моцарт их видит, а Сальери в себе их не видит
- - В каком душевном состоянии находится Моцарт в начале беседы с Сальери и как оно меняется? Чем это вызвано?
- В сцене 2 найдите строфу, характеризующую Моцарта как человека и творца.
2 ГРУППА. “САЛЬЕРИ”
- Что мы узнаем из монолога Сальери о себе?
- В каком душевном состоянии находится Сальери до и после встречи с Моцартом? Чем оно вызвано? Найдите подтверждение в тексте.
- Почему Сальери возмутило такое пренебрежительное определение, которое дал своему сочинению Моцарт, - “безделица”?
- Какое злодеяние затеял Сальери? Как он объясняет свое намерение?
- Почему Сальери не видит пользы в Моцарте?
- Что лежит в основе отношений между Моцартом и Сальери?
Герои всегда состязались в музыке, но первенство неизменно получал Моцарт, хотя его оппонент усерднее готовился и лучше учился. Он часами просиживал, пытаясь выдумать мелодию, что по силе и страсти превзойдет композицию коллеги. Но все напрасно. Гений сочинял шедевр за минуты, не прикладывая, казалось бы, никаких усилий. Тогда отчаявшийся композитор решил расправиться с удачливым соперником и подмешал тому яд. Но талант мертвеца не озарил убийцу, его смерть не помогла Сальери завоевать музыкальный Олимп. Дело было не в Моцарте, а в том, что кому-то свыше суждено проявить непревзойдённое дарование, а другим этого просто не дано. Возможно, они найдут свое призвание, но в другом деле. Таким образом, искусство – это дитя вдохновения, это дар свыше. Оно призвано созидать то, чего раньше не было. А ремесло – это, как правило, коммерческое воспроизведение того, что уже есть. Это не озарение, а рутинный процесс, цель которого – удовлетворение потребностей заказчика. Искусство же всегда направлено в вечность, оно не имеет ориентации на потребителя.