СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения в 9 классе  при изучении творчества А. С. Пушкина. 

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».»

А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Урок внеклассного чтения в 9 классе подготовила Верещагина З.А., учитель литературы.

А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

Урок внеклассного чтения в 9 классе подготовила Верещагина З.А., учитель литературы.

Выберете и запишите эпиграф к уроку. Обоснуйте свой выбор.   Талант великих душ есть узнавать великое в других людях. Карамзин Н. М. Труд — это душа гения, сердце таланта, он — внутренний огонь всякого таланта. Франc Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу. Камю А.  

Выберете и запишите эпиграф к уроку. Обоснуйте свой выбор.

Талант великих душ есть узнавать великое в других людях.

Карамзин Н. М.

Труд — это душа гения, сердце таланта, он — внутренний огонь всякого таланта.

Франc

Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.

Камю А.

 

А.С. Пушкин    Маленькие трагедии

А.С. Пушкин

Маленькие трагедии

«Маленькие трагедии», написанные как единый цикл о трагедии человеческих страстей, включают четыре пьесы: «Скупой рыцарь» «Моцарт и Сальери» «Каменный гость» «Пир во время чумы»  Они были закончены друг за другом осенью 1830 года в Болдино . По словам В.А.Фаворского (автор иллюстраций), «Маленькие трагедии» - это кубок, наполненный страстями, «громокипящий кубок».

«Маленькие трагедии», написанные как единый цикл о трагедии человеческих страстей, включают четыре пьесы:

«Скупой рыцарь»

«Моцарт и Сальери»

«Каменный гость»

«Пир во время чумы»

Они были закончены друг за другом осенью 1830 года в Болдино . По словам В.А.Фаворского (автор иллюстраций), «Маленькие трагедии» - это кубок, наполненный страстями, «громокипящий кубок».

«Маленькие трагедии» действительно маленькие, короткие истории, но столь захватывающие, что прочитываешь их на одном вздохе. Сюжеты о Дон Жуане или о Моцарте и Сальери были известны и до Пушкина, не только он использовал их в своём творчестве, но именно Пушкин сумел преподнести эти легенды так ярко и выразительно, что они стали для большинства настоящей и непреложной истиной. Очень сильна эмоциональная сторона трагедий. Характеры героев, их поведение представлены чрезвычайно ясно. Читатель вместе с ними переживает их внутреннюю борьбу, сомнения, страх. Это творение Пушкина вдохновляет своими сильными образами, красивыми и жуткими сценами. Есть здесь и страх, и любовь, и страсть, и предательство.
  • «Маленькие трагедии» действительно маленькие, короткие истории, но столь захватывающие, что прочитываешь их на одном вздохе. Сюжеты о Дон Жуане или о Моцарте и Сальери были известны и до Пушкина, не только он использовал их в своём творчестве, но именно Пушкин сумел преподнести эти легенды так ярко и выразительно, что они стали для большинства настоящей и непреложной истиной. Очень сильна эмоциональная сторона трагедий. Характеры героев, их поведение представлены чрезвычайно ясно. Читатель вместе с ними переживает их внутреннюю борьбу, сомнения, страх.
  • Это творение Пушкина вдохновляет своими сильными образами, красивыми и жуткими сценами. Есть здесь и страх, и любовь, и страсть, и предательство.
 Моцарт и Пушкин Великий композитор и великий поэт. Оба рано начали творить. Короткий жизненный путь (36 и 37 лет). Создали огромное количество произведений. Оба испытали зависть недоброжелателей

Моцарт и Пушкин

Великий композитор и великий поэт.

Оба рано начали творить.

Короткий жизненный путь (36 и 37 лет).

Создали огромное количество произведений.

Оба испытали зависть недоброжелателей

Моцарт Вольфганг Амадей (1756— 1791), австрийский композитор. Сальери Антонио (1750—1825), итальянский композитор, дирижёр и педагог

Моцарт Вольфганг Амадей

(1756— 1791), австрийский композитор.

Сальери Антонио

(1750—1825), итальянский композитор, дирижёр и педагог

Мы решили взять и рассмотеть одну из «Трагедий» Пушкина, а именно о Моцарте и Сальери. Несмотря на то, что в названии трагедии имя Сальери стоит на втором месте, главным персонажем является всё же он, (если разобраться), а не Моцарт. С а л ь е р и «Родился я с любовию к искусству; Ребенком будучи, когда высоко Звучал орган в старинной церкви нашей, Я слушал и заслушивался - слезы Невольные и сладкие текли.»  Официально его зовут Антонио Сальери, интересно, что с итальянского Антонио означает

Мы решили взять и рассмотеть одну из «Трагедий» Пушкина, а именно о Моцарте и Сальери.

Несмотря на то, что в названии трагедии имя Сальери стоит на втором месте, главным персонажем является всё же он, (если разобраться), а не Моцарт.

С а л ь е р и

«Родился я с любовию к искусству;

Ребенком будучи, когда высоко

Звучал орган в старинной церкви нашей,

Я слушал и заслушивался - слезы

Невольные и сладкие текли.»

Официально его зовут Антонио Сальери, интересно, что с итальянского Антонио означает "неоценимый"...

Французский актёр Флорент Мот в образе Сальери

 Истинная же тема трагедии Пушкина не музыка, не искусство и даже не творчество, а сама жизнь творцов , и притом не конкретно кого-то одного Моцарта или Сальери, но Моцарта и Сальери, это загадочное и чудесное двуединство дружбы, осуществляемая ею двуипостасность. Словом, «Моцарт и Сальери» есть трагедия о дружбе, нарочитое же ее имя – «Зависть», как первоначально и назвал было ее Пушкин.  Актёры Микеле Локонте и Флорент Мот в образах Моцарта и Сальери

Истинная же тема трагедии Пушкина не музыка, не искусство и даже не творчество, а сама жизнь творцов , и притом не конкретно кого-то одного Моцарта или Сальери, но Моцарта и Сальери, это загадочное и чудесное двуединство дружбы, осуществляемая ею двуипостасность. Словом, «Моцарт и Сальери» есть трагедия о дружбе, нарочитое же ее имя – «Зависть», как первоначально и назвал было ее Пушкин.

Актёры Микеле

Локонте и Флорент

Мот в образах

Моцарта и Сальери

С а л ь е р и Когда великий Глюк Явился и открыл нам новы тайны (Глубокие, пленительные тайны!) – Не бросил ли я все, что прежде знал, Что так любил, чему так жарко верил, И не пошел ли бодро вслед за ним, Безропотно, как тот, кто заблуждался, И встречным послан в сторону иную?  «Многие ли из прошедших искус творчества способны сделать такое признание даже пред самими собой? В Сальери чрезвычайно обострена сознательность и честность мысли: он ясно мыслит, много знает. И он не может не знать, что его восторги, вдохновения, его искусство - только зов, только обетование или намек: душа его любит Моцарта, как цветок солнечный луч;

С а л ь е р и

Когда великий Глюк

Явился и открыл нам новы тайны

(Глубокие, пленительные тайны!) –

Не бросил ли я все, что прежде знал,

Что так любил, чему так жарко верил,

И не пошел ли бодро вслед за ним,

Безропотно, как тот, кто заблуждался,

И встречным послан в сторону иную?

  • «Многие ли из прошедших искус творчества способны сделать такое признание даже пред самими собой? В Сальери чрезвычайно обострена сознательность и честность мысли: он ясно мыслит, много знает. И он не может не знать, что его восторги, вдохновения, его искусство - только зов, только обетование или намек: душа его любит Моцарта, как цветок солнечный луч; "когда же мне не до тебя" - этот стон души Сальери есть вопль его художественного самосознания.»
  • С. БУЛГАКОВ
Сальери не завистник по природе, как и сам он свидетельствует об этом. Сальери присуща черта истинного благородства духа - способность признавать свои ошибки и сознательно учиться у другого, признавая его превосходство. Но всё же...  Теперь мы понимаем фразу

Сальери не завистник по природе, как и сам он свидетельствует об этом. Сальери присуща черта истинного благородства духа - способность признавать свои ошибки и сознательно учиться у другого, признавая его превосходство. Но всё же...

Теперь мы понимаем фразу "Убить в себе Сальери".

 А Моцарт? В его отношениях к Сальери нельзя уловить чего-либо нездорового. Он - друг Сальери, доверчивый и ясный, в нем нет ни зависти, ни самопревознесения:

А Моцарт? В его отношениях к Сальери нельзя уловить чего-либо нездорового. Он - друг Сальери, доверчивый и ясный, в нем нет ни зависти, ни самопревознесения: "ведь он был гений, как ты да я", - этого не скажет Сальери. Моцарт несет ему на суд свои вещи и восхищается его любовью к искусству. Несомненно и Сальери представляет для своего друга в известном отношении высшую инстанцию, тоже высшее Я, и нельзя не верить искренности признаний и похвал Моцарта.

Моцарт слышит, что происходит в Сальери, до его чуткого уха доносится душевный его раздор, но он не оскорбил своей дружбы нечистым подозрением и не связал своих переживаний с их источником; это может казаться наивным до глупости, но, вместе с тем, благородно до гениальности .

Моцарт мучится мыслью о заказавшем ему реквием черном человеке: "мне кажется, он с нами сам-третей сидит", и однако он не допускает и мысли, что это - черная совесть самого Сальери.

Он отвечает последнему на молчаливую муку его вопрошаний, гений ли он и совместимо ль с гением злодейство.

Моцарт слышит и эти вопросы и тем не менее заранее отвергает, в связи с рассказом о Бомарше, всякое подозрение против друга. И когда в ответ на эту дружбу Сальери его отравляет, он дарит его последним доверием и в отчаянном плаче Сальери видит лишь проявление исключительной его любви к музыке.

Моцарт слышит и эти вопросы и тем не менее заранее отвергает, в связи с рассказом о Бомарше, всякое подозрение против друга. И когда в ответ на эту дружбу Сальери его отравляет, он дарит его последним доверием и в отчаянном плаче Сальери видит лишь проявление исключительной его любви к музыке.

"Когда бы все так чувствовали силу Гармонии!"

Моцарт не изменил дружбе и умирает победителем.

Пушкин опускает занавес в тот момент, когда у Сальери зародилось уже роковое и последнее сомнение в своей гениальности.  «Ты заснёшь Надолго, Моцарт! Но ужель он прав, И я не гений? Гений и злодейство Две вещи несовместные. Неправда: А Бонаротти? или это сказка Тупой бессмысленной толпы - и не был Убийцею создатель Ватикана?»    Сальери цепляется за легенду о Бонаротти , но зыбучая почва уходит из-под ног:

Пушкин опускает занавес в тот момент, когда у Сальери зародилось уже роковое и последнее сомнение в своей гениальности.

«Ты заснёшь

Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство

Две вещи несовместные. Неправда:

А Бонаротти? или это сказка

Тупой бессмысленной толпы - и не был

Убийцею создатель Ватикана?»

Сальери цепляется за легенду о Бонаротти , но зыбучая почва уходит из-под ног: "иль это сказка пустой, бессмысленной толпы, и не был убийцею создатель Ватикана?" Дальнейший жизненный путь Сальери уже обозначен в этих скупых словах - его ждет известная судьба: "шед удавися".

Он уже совершил духовное самоубийство, когда всыпал припасенный про черный день "последний дар Изоры", ибо не Моцарта, но себя отравил тогда Сальери...

1 ГРУППА. “МОЦАРТ” -Что из диалога Моцарта и Сальери мы узнаем о Моцарте как о человеке и композиторе? - Почему Моцарт пришел именно к Сальери?(Считает Сальери не только хорошим музыкантом, но и видит в нем единомышленника, а значит считает его гением, равным себе) - С какой целью Моцарт приходит к Сальери? (поделиться “безделицей”) Объясните значение слова “безделица”. Почему свое гениальное произведение Моцарт называет безделица? Какие достоинства видит Моцарт в Сальери? Почему Моцарт их видит, а Сальери в себе их не видит - В каком душевном состоянии находится Моцарт в начале беседы с Сальери и как оно меняется? Чем это вызвано? - В сцене 2 найдите строфу, характеризующую Моцарта как человека и творца.

1 ГРУППА. “МОЦАРТ”

-Что из диалога Моцарта и Сальери мы узнаем о Моцарте как о человеке и композиторе?

- Почему Моцарт пришел именно к Сальери?(Считает Сальери не только хорошим музыкантом, но и видит в нем единомышленника, а значит считает его гением, равным себе)

- С какой целью Моцарт приходит к Сальери? (поделиться “безделицей”) Объясните значение слова “безделица”. Почему свое гениальное произведение Моцарт называет безделица?

  • Какие достоинства видит Моцарт в Сальери? Почему Моцарт их видит, а Сальери в себе их не видит
  • - В каком душевном состоянии находится Моцарт в начале беседы с Сальери и как оно меняется? Чем это вызвано?

- В сцене 2 найдите строфу, характеризующую Моцарта как человека и творца.

2 ГРУППА. “САЛЬЕРИ” - Что мы узнаем из монолога Сальери о себе? - В каком душевном состоянии находится Сальери до и после встречи с Моцартом? Чем оно вызвано? Найдите подтверждение в тексте. Почему Сальери возмутило такое пренебрежительное определение, которое дал своему сочинению Моцарт, - “безделица”? Какое злодеяние затеял Сальери? Как он объясняет свое намерение? Почему Сальери не видит пользы в Моцарте? Что лежит в основе отношений между Моцартом и Сальери?

2 ГРУППА. “САЛЬЕРИ”

- Что мы узнаем из монолога Сальери о себе?

- В каком душевном состоянии находится Сальери до и после встречи с Моцартом? Чем оно вызвано? Найдите подтверждение в тексте.

  • Почему Сальери возмутило такое пренебрежительное определение, которое дал своему сочинению Моцарт, - “безделица”?
  • Какое злодеяние затеял Сальери? Как он объясняет свое намерение?
  • Почему Сальери не видит пользы в Моцарте?
  • Что лежит в основе отношений между Моцартом и Сальери?
Герои всегда состязались в музыке, но первенство неизменно получал Моцарт, хотя его оппонент усерднее готовился и лучше учился. Он часами просиживал, пытаясь выдумать мелодию, что по силе и страсти превзойдет композицию коллеги. Но все напрасно. Гений сочинял шедевр за минуты, не прикладывая, казалось бы, никаких усилий. Тогда отчаявшийся композитор решил расправиться с удачливым соперником и подмешал тому яд. Но талант мертвеца не озарил убийцу, его смерть не помогла Сальери завоевать музыкальный Олимп. Дело было не в Моцарте, а в том, что кому-то свыше суждено проявить непревзойдённое дарование, а другим этого просто не дано. Возможно, они найдут свое призвание, но в другом деле. Таким образом, искусство – это дитя вдохновения, это дар свыше. Оно призвано созидать то, чего раньше не было. А ремесло – это, как правило, коммерческое воспроизведение того, что уже есть. Это не озарение, а рутинный процесс, цель которого – удовлетворение потребностей заказчика. Искусство же всегда направлено в вечность, оно не имеет ориентации на потребителя.

Герои всегда состязались в музыке, но первенство неизменно получал Моцарт, хотя его оппонент усерднее готовился и лучше учился. Он часами просиживал, пытаясь выдумать мелодию, что по силе и страсти превзойдет композицию коллеги. Но все напрасно. Гений сочинял шедевр за минуты, не прикладывая, казалось бы, никаких усилий. Тогда отчаявшийся композитор решил расправиться с удачливым соперником и подмешал тому яд. Но талант мертвеца не озарил убийцу, его смерть не помогла Сальери завоевать музыкальный Олимп. Дело было не в Моцарте, а в том, что кому-то свыше суждено проявить непревзойдённое дарование, а другим этого просто не дано. Возможно, они найдут свое призвание, но в другом деле. Таким образом, искусство – это дитя вдохновения, это дар свыше. Оно призвано созидать то, чего раньше не было. А ремесло – это, как правило, коммерческое воспроизведение того, что уже есть. Это не озарение, а рутинный процесс, цель которого – удовлетворение потребностей заказчика. Искусство же всегда направлено в вечность, оно не имеет ориентации на потребителя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!