А. С. Пушкин о Родине
Автор презентации:
Ляпунова Л.В.
Одна из главных тем творчества
Центральное место в творчестве Пушкина занимает патриотическая тема. Родина для поэта - это не только его родные, друзья, знакомые; родина - это весь русский народ. С самого раннего детства Пушкину были знакомы тяготы простого человека, его угнетенное, бесправное положение. Этому способствовали и рассказы няни, Арины Родионовны, и долгое времяпрепровождение с дворовым “дядькой” Никитой Тимофеевичем Козловым, и наблюдение за жизнью дворовой челяди.
Чему учит нас великий поэт?
В первую очередь - любви к своей родине, большой и малой. Одной из главных черт творчества Пушкина был патриотизм. Каждая строчка его стихотворений проникнута горячей любовью к России, к Родине.
Москва для Пушкина
В романе “Евгений Онегин” описанию Москвы автор отводит достаточно большое место. Отправляя Татьяну “в Москву на ярмарку невест”, Пушкин словно сам незримо участвует в этом путешествии.
Не оставаясь равнодушным к увиденному героиней и ее спутниками, поэт размышляет о своей привязанности к этому городу:
“ Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе!” Помимо глубоко личной симпатии к Москве как к родному городу, Пушкин восхищается ее стойкостью и мужественностью. Во время Отечественной войны 1812 года она предпочла погибнуть в огне, но не покориться Бонапарту:
“ Нет, не пошла Москва моя К нему с повинною главою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою”.
Москва для Пушкина
«Клеветникам России»
События 1830 года, связанные с восстанием в Польше, всколыхнули не только Европу, но и Россию. В 19 веке территориальный передел носил особо острый характер, и в назревающий конфликт вмешалось российское правительство. Этот факт естественно, вызвал осуждение у европейцев и нашел отражение в творчестве многих поэтов, одним из которых стал Александр Пушкин.
Возмущенный необоснованной критикой, он в 1831 году опубликовал оду «Клеветникам России», в которой выразил свое отношение не только к польскому восстанию, но и к реакции Запада на попытки славянских народов найти общий язык . Обращаясь к тем, кто попытался обвинить Россию в экспансии, Пушкин отмечает: «Оставьте: это спор славян между собою».
«Медный всадник»
Тема поэмы
В «Медном всаднике» отображена одна из главных тем – власть и маленький человек. Автор размышляет об управлении государством, о столкновении маленького человека с огромной махиной.
Смысл названия поэмы
заключает в себе основную мысль поэтического произведения. Памятник Петру выполнен из бронзы, но автор предпочёл другой эпитет, более тяжеловесный и мрачный. Так посредством выразительных художественных средств, поэт обрисовывает мощную государственную машину, для которой безразличны проблемы маленьких людей, страдающих от власти самодержавного правления.
Композиция и язык поэмы
Гениальная идея Пушкина в особенностях композиции поэмы служит доказательством творческого мастерства поэта. Большое вступление, посвященное Петру Первому и возведённому им городу, может читаться как самостоятельное произведение.
Язык поэмы вобрал в себя всё жанровое своеобразие, подчёркивая отношение автора к описываемым им событиям. В описании Петра и Петербурга язык пафосный, величавый, полностью гармонирующий с обликом императора, великого и могущественного.
Совершенно другим языком идёт повествование о простом Евгении. Повествовательная речь о герое идёт простым языком, отражает суть «маленького человека».
Жанр поэмы
Произведение «Медный всадник» относят к жанру стихотворной поэмы реалистического направления. Сам же Пушкин определил жанр как повесть, предпослав произведению подзаголовок “Петербургская повесть”.
Поэма масштабна по своему глубокому содержанию, она включает в себя и историческую, и философскую проблематику. В поэме нет эпилога, и противоречия маленького человека и целого государства остаются открытыми.
«К Чаадаеву»
История создания
Написано стихотворение в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока ещё видел в нём умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за своё “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.
Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зелёная лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.
Тема стихотворения
Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому его следует отнести к гражданской лирике. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нём рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.
Композиция
Композиционно это произведение подразделяется на три части.
В первой автор, ещё юный и наивный, ждёт любви и славы, но постепенно “ как утренний туман ” его мечты рассеиваются. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждёт и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “ Россия вспрянет ото сна “.
Мотив пробуждения открывает и закрывает стих – таким образом композиция закольцовывается.
Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется: если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.
Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографичным. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.
Средства выразительности
В своём послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафоры: “ горит ещё желанье “, свободою горим “, “ звезда пленительного счастья”. :
Эпитеты – “ юные забавы “, “ утренний туман “, власти роковой “, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.
Оксюморон – “ тихой славы “.
Сравнение – “ как сон, как утренний туман “, “ как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья “.
Обращение – “ мой дру г”.
Инверсия – “ власти роковой “.
Любимый Пушкиным четырёхстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.
Своеобразие русского национального духа
Исключительное значение творчества Пушкина для всей культуры русского народа было признано уже его современниками: «Солнце русской поэзии закатилось», — писал В. Г. Белинский о смерти поэта. Все предшественники Пушкина, начиная от Нестора-летописца, каждый по-своему были поэтами Русской земли. Однако ни один из них не стал поэтом русского народа, его неповторимой национальной индивидуальностью. Творчество Пушкина носит подлинно народный характер. Это объясняется тем, что поэт сумел отразить в своих произведениях всю полноту «своеобразия русского национального духа».
«Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения», — такую характеристику творчеству великого поэта дал замечательный русский писатель И. А. Гончаров.