СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Пушкин о Родине

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована на уроках литературы.Содержит аудиофайлы.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин о Родине»

А. С. Пушкин  о Родине   Автор презентации: Ляпунова Л.В.

А. С. Пушкин о Родине

Автор презентации:

Ляпунова Л.В.

Одна из главных тем творчества  Центральное место в творчестве Пушкина занимает патриотическая тема. Родина для поэта - это не только его родные, друзья, знакомые; родина - это весь русский народ. С самого раннего детства Пушкину были знакомы тяготы простого человека, его угнетенное, бесправное положение. Этому способствовали и рассказы няни, Арины Родионовны, и долгое времяпрепровождение с дворовым “дядькой” Никитой Тимофеевичем Козловым, и наблюдение за жизнью дворовой челяди.

Одна из главных тем творчества

Центральное место в творчестве Пушкина занимает патриотическая тема. Родина для поэта - это не только его родные, друзья, знакомые; родина - это весь русский народ. С самого раннего детства Пушкину были знакомы тяготы простого человека, его угнетенное, бесправное положение. Этому способствовали и рассказы няни, Арины Родионовны, и долгое времяпрепровождение с дворовым “дядькой” Никитой Тимофеевичем Козловым, и наблюдение за жизнью дворовой челяди.

Чему учит нас великий поэт? В первую очередь - любви к своей родине, большой и малой. Одной из главных черт творчества Пушкина был патриотизм. Каждая строчка его стихотво­рений проникнута горячей любовью к России, к Родине.

Чему учит нас великий поэт?

В первую очередь - любви к своей родине, большой и малой. Одной из главных черт творчества Пушкина был патриотизм. Каждая строчка его стихотво­рений проникнута горячей любовью к России, к Родине.

Москва для Пушкина В романе “Евгений Онегин” описанию Москвы автор отводит достаточно большое место. Отправляя Татьяну “в Москву на ярмарку невест”, Пушкин словно сам незримо участвует в этом путешествии. Не оставаясь равнодушным к увиденному героиней и ее спутниками, поэт размышляет о своей привязанности к этому городу: “ Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе!” Помимо глубоко личной симпатии к Москве как к родному городу, Пушкин восхищается ее стойкостью и мужественностью. Во время Отечественной войны 1812 года она предпочла погибнуть в огне, но не покориться Бонапарту: “ Нет, не пошла Москва моя К нему с повинною главою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою”.

Москва для Пушкина

В романе “Евгений Онегин” описанию Москвы автор отводит достаточно большое место. Отправляя Татьяну “в Москву на ярмарку невест”, Пушкин словно сам незримо участвует в этом путешествии.

Не оставаясь равнодушным к увиденному героиней и ее спутниками, поэт размышляет о своей привязанности к этому городу:

“ Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе!” Помимо глубоко личной симпатии к Москве как к родному городу, Пушкин восхищается ее стойкостью и мужественностью. Во время Отечественной войны 1812 года она предпочла погибнуть в огне, но не покориться Бонапарту:

“ Нет, не пошла Москва моя К нему с повинною главою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою”.

Москва для Пушкина

Москва для Пушкина

«Клеветникам России» События 1830 года, связанные с восстанием в Польше, всколыхнули не только Европу, но и Россию. В 19 веке территориальный передел носил особо острый характер, и в назревающий конфликт вмешалось российское правительство. Этот факт естественно, вызвал осуждение у европейцев и нашел отражение в творчестве многих поэтов, одним из которых стал Александр Пушкин. Возмущенный необоснованной критикой, он  в 1831 году опубликовал оду «Клеветникам России», в которой выразил свое отношение не только к польскому восстанию, но и к реакции Запада на попытки славянских народов найти общий язык . Обращаясь к тем, кто попытался обвинить Россию в экспансии, Пушкин отмечает: «Оставьте: это спор славян между собою».

«Клеветникам России»

События 1830 года, связанные с восстанием в Польше, всколыхнули не только Европу, но и Россию. В 19 веке территориальный передел носил особо острый характер, и в назревающий конфликт вмешалось российское правительство. Этот факт естественно, вызвал осуждение у европейцев и нашел отражение в творчестве многих поэтов, одним из которых стал Александр Пушкин.

Возмущенный необоснованной критикой, он  в 1831 году опубликовал оду «Клеветникам России», в которой выразил свое отношение не только к польскому восстанию, но и к реакции Запада на попытки славянских народов найти общий язык . Обращаясь к тем, кто попытался обвинить Россию в экспансии, Пушкин отмечает: «Оставьте: это спор славян между собою».

«Медный всадник»

«Медный всадник»

Тема поэмы В «Медном всаднике» отображена одна из главных тем – власть и маленький человек. Автор размышляет об управлении государством, о столкновении маленького человека с огромной махиной.

Тема поэмы

В «Медном всаднике» отображена одна из главных тем – власть и маленький человек. Автор размышляет об управлении государством, о столкновении маленького человека с огромной махиной.

Смысл названия поэмы заключает в себе основную мысль поэтического произведения. Памятник Петру выполнен из бронзы, но автор предпочёл другой эпитет, более тяжеловесный и мрачный. Так посредством выразительных художественных средств, поэт обрисовывает мощную государственную машину, для которой безразличны проблемы маленьких людей, страдающих от власти самодержавного правления.

Смысл названия поэмы

заключает в себе основную мысль поэтического произведения. Памятник Петру выполнен из бронзы, но автор предпочёл другой эпитет, более тяжеловесный и мрачный. Так посредством выразительных художественных средств, поэт обрисовывает мощную государственную машину, для которой безразличны проблемы маленьких людей, страдающих от власти самодержавного правления.

Композиция и язык поэмы Гениальная идея Пушкина в особенностях композиции поэмы служит доказательством творческого мастерства поэта. Большое вступление, посвященное Петру Первому и возведённому им городу, может читаться как самостоятельное произведение. Язык поэмы вобрал в себя всё жанровое своеобразие, подчёркивая отношение автора к описываемым им событиям. В описании Петра и Петербурга язык пафосный, величавый, полностью гармонирующий с обликом императора, великого и могущественного. Совершенно другим языком идёт повествование о простом Евгении. Повествовательная речь о герое идёт простым языком, отражает суть «маленького человека».

Композиция и язык поэмы

Гениальная идея Пушкина в особенностях композиции поэмы служит доказательством творческого мастерства поэта. Большое вступление, посвященное Петру Первому и возведённому им городу, может читаться как самостоятельное произведение.

Язык поэмы вобрал в себя всё жанровое своеобразие, подчёркивая отношение автора к описываемым им событиям. В описании Петра и Петербурга язык пафосный, величавый, полностью гармонирующий с обликом императора, великого и могущественного.

Совершенно другим языком идёт повествование о простом Евгении. Повествовательная речь о герое идёт простым языком, отражает суть «маленького человека».

Жанр поэмы Произведение «Медный всадник» относят к жанру стихотворной поэмы реалистического направления. Сам же Пушкин определил жанр как повесть, предпослав произведению подзаголовок “Петербургская повесть”. Поэма масштабна по своему глубокому содержанию, она включает в себя и историческую, и философскую проблематику. В поэме нет эпилога, и противоречия маленького человека и целого государства остаются открытыми.

Жанр поэмы

Произведение «Медный всадник» относят к жанру стихотворной поэмы реалистического направления. Сам же Пушкин определил жанр как повесть, предпослав произведению подзаголовок “Петербургская повесть”.

Поэма масштабна по своему глубокому содержанию, она включает в себя и историческую, и философскую проблематику. В поэме нет эпилога, и противоречия маленького человека и целого государства остаются открытыми.

«К Чаадаеву»

«К Чаадаеву»

История создания Написано стихотворение в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока ещё видел в нём умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за своё “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим. Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зелёная лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.

История создания

Написано стихотворение в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока ещё видел в нём умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за своё “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.

Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зелёная лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.

Тема стихотворения Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому его следует отнести к гражданской лирике. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нём рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.

Тема стихотворения

Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому его следует отнести к гражданской лирике. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нём рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.

Композиция Композиционно это произведение подразделяется на три части. В первой автор, ещё юный и наивный, ждёт любви и славы, но постепенно “ как утренний туман ” его мечты рассеиваются. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждёт и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “ Россия вспрянет ото сна “. Мотив пробуждения открывает и закрывает стих – таким образом композиция закольцовывается. Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется: если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию. Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографичным. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

Композиция

Композиционно это произведение подразделяется на три части.

В первой автор, ещё юный и наивный, ждёт любви и славы, но постепенно “ как утренний туман ” его мечты рассеиваются. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждёт и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “ Россия вспрянет ото сна “.

Мотив пробуждения открывает и закрывает стих – таким образом композиция закольцовывается.

Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется: если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.

Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографичным. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

Средства выразительности В своём послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафоры: “ горит ещё желанье “, свободою горим “, “ звезда пленительного счастья”. : Эпитеты – “ юные забавы “, “ утренний туман “, власти роковой “, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”. Оксюморон – “ тихой славы “. Сравнение – “ как сон, как утренний туман “, “ как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья “. Обращение – “ мой дру г”. Инверсия – “ власти роковой “. Любимый Пушкиным четырёхстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.

Средства выразительности

В своём послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафоры: “ горит ещё желанье “, свободою горим “, “ звезда пленительного счастья”. :

Эпитеты – “ юные забавы “, “ утренний туман “, власти роковой “, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.

Оксюморон – “ тихой славы “.

Сравнение – “ как сон, как утренний туман “, “ как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья “.

Обращение – “ мой дру г”.

Инверсия – “ власти роковой “.

Любимый Пушкиным четырёхстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.

Своеобразие русского национального духа Исключительное значение творчества Пушкина для всей культуры русского на­рода было признано уже его современниками: «Солнце русской поэзии закатилось», — писал В. Г. Белинский о смерти поэта. Все предшественники Пушкина, начиная от Нестора-летописца, каждый по-своему были поэтами Русской земли. Однако ни один из них не стал поэтом русского народа, его неповторимой национальной индивиду­альностью. Творчество Пушкина носит подлинно народный характер. Это объясняет­ся тем, что поэт сумел отразить в своих произведениях всю полноту «своеобразия русского национального духа». «Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения», — такую характеристику творчеству великого поэта дал за­мечательный русский писатель И. А. Гончаров.

Своеобразие русского национального духа

Исключительное значение творчества Пушкина для всей культуры русского на­рода было признано уже его современниками: «Солнце русской поэзии закатилось», — писал В. Г. Белинский о смерти поэта. Все предшественники Пушкина, начиная от Нестора-летописца, каждый по-своему были поэтами Русской земли. Однако ни один из них не стал поэтом русского народа, его неповторимой национальной индивиду­альностью. Творчество Пушкина носит подлинно народный характер. Это объясняет­ся тем, что поэт сумел отразить в своих произведениях всю полноту «своеобразия русского национального духа».

«Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения», — такую характеристику творчеству великого поэта дал за­мечательный русский писатель И. А. Гончаров.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя