А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».
Цели: представить исторический комментарий к балладе поэта; совершенствовать навыки анализа литературного текста, умение характеризовать героев по их речи, поступкам.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
К какому роду литературы можно отнести поэму? Что называется поэмой? (Поэма – один из жанров лироэпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемому, как в лирике.)
III. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что А. С. Пушкин живо интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков того времени (в этом мы уже убедились), интересовался и далеким прошлым славян и неоднократно перечитывал старинную летопись, называющуюся «Повесть временных лет», составленную монахом Нестором.
Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника (предсказатели, прорицатели, колдуны, волшебники, волхвы) киевскому князю Олегу, победителю хазар (кочевого народа, совершавшего набеги на русские земли) и Византийской империи, овладел столицей империи Константинополем (русские называли его Царицынградом) и в знак победы на воротах прибил свой щит. Об этом великом воине-победителе поведал нам А. С. Пушкин в «Песне о вещем Олеге». Название произведения нередко многое сообщает читателю. Слово «Песнь» указывает на связь ее с народным героическим эпосом. Но это не былина, а баллада, где ведущую роль играет диалог кудесника с князем.
В «Песне…» есть вступление, где говорится о князе Олеге, едущем по полю, основная часть, в которой происходит действие, и концовка, повествующая о наследниках князя и его дружине.
2. Работа с учебником.
Чтение «Песни…».
3. Беседа по вопросам.
– Что поведал кудесник о жизни князя? («…Прославлено имя», «щит на вратах «Цареграда», «волны и суша покорны», «завидует недруг».)
– Что предсказал кудесник князю? («…Смерть от коня своего».)
– Каковы отношения «могучего владыки» и мудрого старца? (Олег властен, снисходителен («любого возьмешь ты коня), недоверчив («усмехнулся»), кудесник – спокоен, смел, горд («волхвы не боятся», «дар им не нужен».)
– Какой взгляд Пушкина на поэта и поэзию выразил кудесник в ответе князю?
(«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен».
Вещий – мудрый, предсказывающий. Поэт независим, неподкупен, по мнению Пушкина, творит по велению Бога и сердца.)
– Что чувствует князь, прощаясь с конем? (Ему грустно, жаль расставаться с верным товарищем, который не раз выносил его с поля брани живым и невредимым.)
– Какой эпизод «Песни…» изображен на рисунке в учебнике? (С. 83.)
4. Чтение летописи.
– Есть ли различие между летописью и «Песнью…»? (В «Песне…» рас-ставание с конем после предсказания, в летописи – до него.)
5. Словарная работа.
– Назвать в «Песне…» лексику высокого стиля, устаревшие слова. (Сбирается, обрёк, грядущего, вещий, отрада, вратах, ведаешь, тризна, секира, чело.)
Вывод. Мы уже с вами говорили о независимости поэзии и о духовной свободе поэта от мирской власти царей. Но поэт должен быть патриотом своей страны и использовать свободу в «ее интересах».
IV. Подведение итогов урока.
– Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песнь о вещем Олеге».
– Какой из этих текстов лучше пересказать; какой – инсценировать или прочитать по ролям?
– Какие произведения изобразительного искусства предпочтительнее для каждого из текстов: иллюстрации, памятники, портреты героев?
Домашнее задание: стр. 102 – 107.