МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Мюрегинская СОШ»
Методическая разработка урока на тему:
А.С.Пушкин
«Песнь о вещем Олеге»
7 класс
Алиева Зухра Адилпашаевна
Учитель русского языка и литературы
2020
Цели урока:
образовательные
Понятия о балладе, роль жанра, использование фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий
развивающие
формировать у обучающихся умение вести дискуссию, работать в группах, развивать навыки сравнительно-сопоставительного анализа
работа с учебными понятиями:
поэма, тема “маленького человека”, образ, метафора, эпитет, контраст; авторская позиция;
Ход урока:
Организационный момент:
Словарная работа: лексика «Песни», обычаи, традиции, фольклорные традиции, литературные традиции.
Слово учителя: А.С.Пушкин в поисках доказательств правоты в своих взглядов на явления и события современной ему жизни часто обращался в своем творчестве к истории.
«Песнь о вещем Олеге», опираясь на летописные источники, воссоздает эпоху княжения Олега.
1 задание: Прочитать «Сказание о смерти Олега то коня своего». С какой целью А.С.Пушкин обратился к этой легенде? В ответе использовать статью из учебника.
2. Чтение «Песни». Отметить средства поэтической выразительности: славянизмы, постоянные эпитеты(фольклорные традиции), торжественная неторопливость речи (ода).
Уточнить лексическое значение некоторых слов (например, «вещий» и т.д.)
Каким слогом написано стихотворение? Учащиеся имеют основания сделать вывод о том, что произведение написано высоким слогом.
Посему песнь нельзя считать одой? Учащиеся вспоминают о предмете содержания од Ломоносова. Убеждаются в том, что «Песнь» - о человеке и его судьбе.
«Песнь» - баллада. Жанр баллады, как и всякий другой жанр, имеет свои характерные черты.
1. В балладах поэты часто обращались к историческому прошлому.
Задание. Найти в «Песне» средства воссоздания эпохи княжения Олега. Учащиеся отметят об упоминании исторически достоверных походов Олега, действительно существовавших в древней Руси обычаях и традициях(тризна, пиры, отношение дружинника к коню).
2. Другая особенность жанра баллады – таинственный, иногда фантастический ход событий.
Учащиеся должны убедиться, что «Песнь» по содержанию соответствует и этой особенности жанра: кудесник обладал таинственным чудесным даром предвидения.
3. Обилие средств художественной выразительности в балладе объясняется особенностями ее содержания.
Учащиеся еще раз возвращаются к языку произведения.
Материал для учителя: тема «Песни» - столкновение могучего князя с «вдохновенным кудесником», пророком. Сложность. Многоплановость стихотворения.
Историческая основа образа «вещего Олега» . На рубеже 9-10 веков Олег овладел Киевом, уничтожил династию Киевичей. Совершил во главе славянского войска удачный поход на Царьград. По преданию, Олега «уклюнила змея», и он умирает «неведомо где».
1. Пушкин намекает на «доблесть Олега» - обрек «мечам и пожарам» нивы и села.
2. Встретив кудесника, князь высокомерно требует, а не просит «открыть правду».
3. По верованиям древних славян убитый в загробном мире становится рабом убийцы.
Пророчество:
смерть не от ран - как воин;
не от болезни и старости - как праведник;
смерть от коня
4. Могучий воин размышляет, как обойти судьбу. Меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Отвергнуты смелость, верность, преданность.
5. Не изменился Олег и с годами. Презрение к кудеснику, насмешливость. Наступает на череп коня ногой.
Подведение итога урока:
Ответы на вопросы: С какой поэмой Пушкина познакомились на уроке? Ее основная тема, конфликт? С образами кого связан данный конфликт?
Выставление оценок.
7. Домашнее задание.
1. Выучить отрывок из «Медного всадника» наизусть.
2. Письменно ответить на вопрос «как изменилось отношение Пушкина к Петру в период написания поэмы «Медный всадник по отношению к тому образу Петра, который дан в поэме «Полтава»
Используемая литература:
1.Рыбаков Б.А. «Киевская Русь и русские княжества 12-13 веков».М..1982
2. Б.И.Турьянская, Е.В. Комиссарова - литература в 7 классе «Русское слово»