СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин. Поэма «Полтава». Историческая основа поэмы. Сюжет, проблематика произведения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация помогает разобраться в тематике поэмы "Полтава", её исторической основе.

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин. Поэма «Полтава». Историческая основа поэмы. Сюжет, проблематика произведения.»

А. С. Пушкин. Поэма «Полтава». Историческая основа поэмы. Сюжет, проблематика произведения.    Подготовила учитель русского языка и литературы  МБОУ «Александровская школа Марьинского района» Кириченко С.В.

А. С. Пушкин. Поэма «Полтава». Историческая основа поэмы. Сюжет, проблематика произведения.

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ «Александровская школа Марьинского района» Кириченко С.В.

Александр Сергеевич Пушкин является признанным и непревзойденным мастером Золотого века русской литературы.

Александр Сергеевич Пушкин является признанным и непревзойденным мастером Золотого века русской литературы.

Весной в 1828 году Пушкин начинает работу над поэмой под названием «Полтава». Увлеченный исторической тематикой, он останавливает свой выбор на эпохе правления Петра I и, в частности, на Полтавском бою – крупнейшим сражением между русскими войсками и шведской армией, состоявшемся 27 июня 1709 года. Во время работы над произведением поэт не раз обращается к историческим документам, украинским народным песням и молдавским легендам.

Весной в 1828 году Пушкин начинает работу над поэмой под названием «Полтава». Увлеченный исторической тематикой, он останавливает свой выбор на эпохе правления Петра I и, в частности, на Полтавском бою – крупнейшим сражением между русскими войсками и шведской армией, состоявшемся 27 июня 1709 года. Во время работы над произведением поэт не раз обращается к историческим документам, украинским народным песням и молдавским легендам.

Полтавская битва – крупнейшее генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.  Полтавская битва завершилась уже через 2 часа после начала. К примеру, великое Бородинское сражение шло на протяжении целых суток.

Полтавская битва – крупнейшее генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Полтавская битва завершилась уже через 2 часа после начала. К примеру, великое Бородинское сражение шло на протяжении целых суток.

 Тематика поэмы:  Судьба России, быть или не быть ей самостоятельным государством, выстоит ли она в схватке с сильным противником. Роль личности в истории. Ни «его величество случай» или судьба вершат историю, а конкретные люди. «национальный вопрос»: отдельная личность, в данном случае, Мазепа пытается оторвать один братский украинский народ от другого братского, русского народа. Личная жизнь отдельно взятого человека, простой женщины Марии, которая пытается устроить свою личную жизнь.

Тематика поэмы:

  • Судьба России, быть или не быть ей самостоятельным государством, выстоит ли она в схватке с сильным противником.
  • Роль личности в истории. Ни «его величество случай» или судьба вершат историю, а конкретные люди.
  • «национальный вопрос»: отдельная личность, в данном случае, Мазепа пытается оторвать один братский украинский народ от другого братского, русского народа.
  • Личная жизнь отдельно взятого человека, простой женщины Марии, которая пытается устроить свою личную жизнь.
Поэма написана в стиле украинских народных песен, которые называются «думы». В основу поэмы легли реальные исторические события – Северная война, Полтавская битва, присоединение Украины к России.

Поэма написана в стиле украинских народных песен, которые называются «думы». В основу поэмы легли реальные исторические события – Северная война, Полтавская битва, присоединение Украины к России.

В поэме четыре главных героя, а именно: Кочубей (генеральный судья Войска Запорожского), Мазепа (гетман Войска Запорожского), Петр I (царь всея Руси), Карл XII (король Швеции) и Мария (дочь Кочубея, единственный персонаж, не имеющий прямого отношения к описываемым историческим событиям).

В поэме четыре главных героя, а именно: Кочубей (генеральный судья Войска Запорожского), Мазепа (гетман Войска Запорожского), Петр I (царь всея Руси), Карл XII (король Швеции) и Мария (дочь Кочубея, единственный персонаж, не имеющий прямого отношения к описываемым историческим событиям).

Образ Петра I становится героическим, единственным достойным исторической славы. А стойкость, патриотизм и единение русского народа главной идеей произведения.

Образ Петра I становится героическим, единственным достойным исторической славы. А стойкость, патриотизм и единение русского народа главной идеей произведения.

Сам Петр Первый был гениальным стратегом и тактиком. Сам командовал войсками, заряжал их оптимизмом и верой в победу русского оружия. Был впереди наступающих колон. Именно благодаря этому русские солдаты и офицеры и одержали победу в Полтавской битве. Это не слепая случайность судьбы, а долгая и упорная работа

Сам Петр Первый был гениальным стратегом и тактиком. Сам командовал войсками, заряжал их оптимизмом и верой в победу русского оружия. Был впереди наступающих колон. Именно благодаря этому русские солдаты и офицеры и одержали победу в Полтавской битве. Это не слепая случайность судьбы, а долгая и упорная работа

Единственным героем в поэме, достойным исторической славы и памяти, является Петр I, поступками которого движут интересы государства. «Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе»

Единственным героем в поэме, достойным исторической славы и памяти, является Петр I, поступками которого движут интересы государства.

«Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

Огромный памятник себе»

«За дело, с Богом!» Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза.

«За дело, с Богом!»

Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр.

Его глаза Сияют.

Лик его ужасен.

Движенья быстры.

Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

В портретной характеристике Петра нет ничего лишнего, так же как и все действия Петра устремлены только на победу. Вдохновенное, сияющее предчувствием победы лицо Петра можно сравнить только с ужасной, но несущей очищение и потому прекрасной грозой.

В портретной характеристике Петра нет ничего лишнего, так же как и все действия Петра устремлены только на победу. Вдохновенное, сияющее предчувствием победы лицо Петра можно сравнить только с ужасной, но несущей очищение и потому прекрасной грозой.

Петр, «толпой любимцев окруженный», появляется как былинный герой, богатырь:  Идет. Ему коня подводят. Ретив и смирен верный конь. Почуя роковой огонь, Дрожит. Глазами косо водит И мчится в прахе боевом, Гордясь могучим седоком.

Петр, «толпой любимцев окруженный», появляется как былинный герой, богатырь:

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могучим седоком.

Горит восток зарёю новой. Уж на равнине, по холмам Грохочут пушки. Дым багровый Кругами всходит к небесам Навстречу утренним лучам. Полки ряды свои сомкнули. В кустах рассыпались стрелки, Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки. Сыны любимые победы, Сквозь огнь окопов рвутся шведы; Волнуясь конница летит; Пехота движется за нею И тяжкой твердостью своею Её стремления крепит. И битвы поле роковое Гремит, пылает здесь и там, Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам....

Горит восток зарёю новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки,

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Её стремления крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам....

Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. Но близок, близок миг победы. Ура! мы ломим; гнутся шведы.

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Но близок, близок миг победы.

Ура! мы ломим; гнутся шведы.

Пирует Петр. И горд, и ясен,  И славы полон взор его.  И царский пир его прекрасен.  При кликах войска своего,  В шатре своем он угощает  Своих вождей, вождей чужих,  И славных пленников ласкает,  И за учителей своих  Заздравный кубок подымает.

Пирует Петр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.

Летним утром 1709 года на левом берегу Днепра вспыхнуло противостояние между русским и шведскими войсками. Русскими командовал великий Петр I.  Царь Петр представлен зрителям в изумрудном мундире, с саблей в руке, сидящим на вздыбленном скакуне, как бесстрашный полководец. Он выехал на поле боя, когда уже очевидна победа русского войска, но еще присутствует опасность для жизни.  Дабы уберечь государя от возможной гибели, ему преграждает путь простой солдат. Ломоносов нарочно в композиционном центре картины поставил этого солдата, желая показать таким образом значимость народа в битве, его отважный героизм.

Летним утром 1709 года на левом берегу Днепра вспыхнуло противостояние между русским и шведскими войсками. Русскими командовал великий Петр I.

Царь Петр представлен зрителям в изумрудном мундире, с саблей в руке, сидящим на вздыбленном скакуне, как бесстрашный полководец. Он выехал на поле боя, когда уже очевидна победа русского войска, но еще присутствует опасность для жизни.

Дабы уберечь государя от возможной гибели, ему преграждает путь простой солдат. Ломоносов нарочно в композиционном центре картины поставил этого солдата, желая показать таким образом значимость народа в битве, его отважный героизм.

Александр Сергеевич затрагивает в своем тексте такие вопросы, как судьба страны и отношения народа с европейцами. Он также касается проблемы истинного патриотизма, единения братских народов. Будучи блистательным мастером, Пушкин умело показывает войну не как политическую борьбу за официальную территорию, но и как страшнейшее событие в судьбах отдельных личностей.

Александр Сергеевич затрагивает в своем тексте такие вопросы, как судьба страны и отношения народа с европейцами. Он также касается проблемы истинного патриотизма, единения братских народов. Будучи блистательным мастером, Пушкин умело показывает войну не как политическую борьбу за официальную территорию, но и как страшнейшее событие в судьбах отдельных личностей.

Домашнее задание:   Выучить отрывок из поэмы наизусть;  Желающие рисуют иллюстрацию к поэме;  Дать характеристику образа Петра.

Домашнее задание:

  • Выучить отрывок из поэмы наизусть;

  • Желающие рисуют иллюстрацию к поэме;

  • Дать характеристику образа Петра.

Отрывок из поэмы «Полтава» « За дело, с богом!» Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр. Его глаза Сияют.Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен. Он весь, как божия гроза. Идет. Ему коня подводят. Ретив и смирен верный конь. Почуя роковой огонь, Дрожит. Глазами косо водит И мчится в прахе боевом, Гордясь могущим седоком. Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Равняясь строятся полки .

Отрывок из поэмы «Полтава»

« За дело, с богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют.Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он

прекрасен.

Он весь, как божия гроза.

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

Уж близок полдень. Жар

пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Равняясь строятся полки .

Молчит музыка боевая. На холмах пушки, присмирев. Прервали свой голодный рев. И се– равнину оглашая, Далече грянуло ура: Полки увидели Петра. И он промчался пред полками, Могущ и радостен как бой. Он поле пожирал очами. За ним вослед неслись толпой Сии птенцы гнезда Петрова – В переменах жребия земного, В трудах державства и войны Его товарищи, сыны: И Шереметев благородный, И Брюс, и Боур, и Репнин, И, счастья баловень безродный, Полудержавный властелин.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки, присмирев.

Прервали свой голодный рев.

И се– равнину оглашая,

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

И он промчался пред

полками, Могущ и радостен как бой.

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда

Петрова –

В переменах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны:

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!