СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин. Поэма «Полтава». Исторические основы поэмы. Сюжет, проблематика. Сопоставление образов Петра 1 и Карла 1Х. Способы выражения авторской позиции в поэме.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

А. С. Пушкин. Поэма «Полтава». Исторические основы поэмы. Сюжет, проблематика. Сопоставление образов Петра 1 и Карла 1Х. Способы выражения авторской позиции в поэме.

Цели урока. развитие интереса к творчеству писателя; совершенствование навыков чтения «цепочкой»; снижение уровня тревожности на уроке.

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин. Поэма «Полтава». Исторические основы поэмы. Сюжет, проблематика. Сопоставление образов Петра 1 и Карла 1Х. Способы выражения авторской позиции в поэме.»

Урок № 7-8 _________________

А. С. Пушкин. Поэма «Полтава». Исторические основы поэмы. Сюжет, проблематика. Сопоставление образов Петра 1 и Карла 1Х. Способы выражения авторской позиции в поэме.

Цели урока. развитие интереса к творчеству писателя; совершенствование навыков чтения «цепочкой»; снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока.

I. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Изучение нового материала

- А.С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные произведения мирового уровня. Итак, ещё в лицейские годы Пушкин интересовался историей своей Родины. Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым    героем. Став царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695-1696 гг.) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода). Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700-1721 гг.) Россия добилась победы. Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, который долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовленными войсками противника. В 1709 году он начал поход с запада. Произошло сражение под Полтавой.

-Сегодня мы познакомимся с поэмой А.С. Пушкина “Полтава”.

- Кто скажет, что такое поэма? (это большое стихотворное произведение на историческую или героическую тему).

- Поэма «Полтава» Александром Пушкиным написана в 1828 году, впервые опубликована в 1829 году.
- Она посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку.

- Из чего состоит поэма? (Поэма состоит из трех песен. В первой песне повествуется о Марии (дочери В. Л. Кочубея), украинском гетмане Мазепе и о событиях Великой Северной войны. Во второй песне рассказывается о казни Кочубея. В третьей - описывается Полтавская баталия).

- В поэме Пушкин обращается к славным страницам истории нашей родины. Смело и широко он рисует Полтавскую битву, от исхода которой зависело существование России как самостоятельного государства.

- Где происходит действие поэмы? (Действие поэмы происходит на Украине в городе Полтава).

- Начав весной 1828 г. и вскоре бросив работу, Пушкин вернулся к поэме осенью (когда к нему обычно приходило вдохновение) и необыкновенно быстро, по его словам, "в несколько дней", закончил свою вторую по величине (после "Руслана и Людмилы") поэму.

- Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в своей поэме, так же как и изображения исторических лиц в ней.

Анализ произведения

- Дома вы прочитали поэму «Полтава».

- Какие эмоции вызвала у вас поэта? Что вы ощущали во время чтения? Какие ощущения были после прочтения?

Жанр — Поэма. Направление — Реализм.

Основная идея — В поэме отражена важность истинных ценностей – дружбы, любви, взаимоотношений с родителями, которые идут вразрез с понятиями «подлость» и «измена». Ярко, образно, красиво Пушкин рассказывает историю Полтавской битвы, говорит о роли Петра I в истории России.

Тема — Тематика войны и победы. Судьба России, быть или не быть ей самостоятельным государством, выстоит ли она в схватке с сильным противником. Роль личности в истории. Ни «его величество случай» или судьба вершат историю, а конкретные люди. «национальный вопрос»: отдельная личность, в данном случае, Мазепа пытается оторвать один братский украинский народ от другого братского, русского народа. Личная жизнь отдельно взятого человека, простой женщины Марии, которая пытается устроить свою личную жизнь.

Проблема — Проблема слепой доверчивости и предательства в делах государства.

В поэме четыре главных героя, а именно: Кочубей (генеральный судья Войска Запорожского), Мазепа (гетман Войска Запорожского), Петр I (царь всея Руси), Карл XII (король Швеции) и Мария (дочь Кочубея, единственный персонаж, не имеющий прямого отношения к описываемым историческим событиям).

Образ Петра I становится героическим, единственным достойным исторической славы. А стойкость, патриотизм и единение русского народа главной идеей произведения. Сам Петр Первый был гениальным стратегом и тактиком. Сам командовал войсками, заряжал их оптимизмом и верой в победу русского оружия. Был впереди наступающих колон. Именно благодаря этому русские солдаты и офицеры и одержали победу в Полтавской битве. Это не слепая случайность судьбы, а долгая и упорная работа. Единственным героем в поэме, достойным исторической славы и памяти, является Петр I, поступками которого движут интересы государства.

«Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,......Он весь, как божия гроза.

В портретной характеристике Петра нет ничего лишнего, так же как и все действия Петра устремлены только на победу. Вдохновенное, сияющее предчувствием победы лицо Петра можно сравнить только с ужасной, но несущей очищение и потому прекрасной грозой.

Петр, «толпой любимцев окруженный», появляется как былинный герой, богатырь: Идет. Ему коня подводят. Ретив и смирен верный конь.....И за учителей своих Заздравный кубок подымает.

Летним утром 1709 года на левом берегу Днепра вспыхнуло противостояние между русским и шведскими войсками. Русскими командовал великий Петр I. Царь Петр представлен зрителям в изумрудном мундире, с саблей в руке, сидящим на вздыбленном скакуне, как бесстрашный полководец. Он выехал на поле боя, когда уже очевидна победа русского войска, но еще присутствует опасность для жизни. Дабы уберечь государя от возможной гибели, ему преграждает путь простой солдат. Ломоносов нарочно в композиционном центре картины поставил этого солдата, желая показать таким образом значимость народа в битве, его отважный героизм.

Александр Сергеевич затрагивает в своем тексте такие вопросы, как судьба страны и отношения народа с европейцами. Он также касается проблемы истинного патриотизма, единения братских народов. Будучи блистательным мастером, Пушкин умело показывает войну не как политическую борьбу за официальную территорию, но и как страшнейшее событие в судьбах отдельных личностей.

1. Тематика и проблематика (в конце)

Конфликт произведения

Основной конфликт произведения разворачивается между Петром I и Мазепой. Долгие годы гетман верно служил царю, а впоследствии предал его.

4. Изучение материала.

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями. Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь всего сто с лишним посвящены Петру , его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.
На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношение автора к своему герою. В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.

Анализ отрывка « Полтавский бой»

- Итак, какая картина предстала перед вами? - Какие эмоции она у вас вызывает?

- Вы бы хотели оказаться в центре этих событий? Почему?

План: 1. Начало боя. 2.Появление Петра. 3.Передышка в бою. 4.Образ Петра и Карла. 5.Битва  в разгаре. 6.Победа. 7. Пир Петра.

Начало боя.

- Как рисует Пушкин начало боя? ( описание боя дается  с точного указания места и времени, где он произошел)

- Что здесь символизирует фраза «горит восток зарею новой»? ( имеет скрытый смысл : образ зари как начало новой жизни, будет война, мы одержим победу и начнется новая, мирная жизнь; победа Востока над Западом).

- «Дым багровый кругами всходит к небесам».  Почему дым багровый?

- Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ? ( Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)

- Почему поле брани называют роковым? От какого слова? ( Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

- Кто такой « бог браней»?

- «Счастье боевое служить уж начинает нам». Как вы понимаете это выражение? Что оно значит? (начинает выигрывать) ( У древних римлян Марс  - бог войны.)

- Кому этот Бог покровительствует? ( В данном сражении он покровительствует русским).

 - Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? Что использует? Какие части речи? (Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту .)

- Давайте найдем эти глаголы.

Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает, падают, тесним.

- Как поэт передает ощущение топота множества ног?

- Какое средство выразительности использует автор? (Для этого Пушкин использует звукопись).

- Что такое звукопись? (это повтор звуков, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. (""...Чуть слышно, бесшумно шуршат )

 - Давайте попробуем в тексте найти такое четверостишие, в котором передается ощущение топота ног.

Волнуясь, конница летит; .... Ее стремление крепит…

( в словах часто встречается звук  т, что и создает ощущение топота)

Появление Петра I.

-Какое впечатление на вас производит Появление Петра? ( впечатление силы, величия, красоты, готовность к бою)

- Как  поэт добивается этого эффекта? (Поэт использует слова, которые уже устарели   «лик, глас»)

- Как они называются? (архаизмы)

-  «Божия гроза» почему? (Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление).

- Вдумаемся в эти слова: Лик его ужасен. Движенья быстры.  Он прекрасен.

- Ужасен – прекрасен. Это что? (антонимы)

- Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого? (показать со всех сторон)

- С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?  ( Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

- А что можно сказать о коне Петра? (такой же как и Петр. Гордится могущим седоком).

Началась передышка в бою.

- С чем сравнивается образ битвы? ( « Как пахарь битва отдыхает» . Битва  - дело народное, трудное, как труд пахаря.)

-Обратите внимание на образ пушек. С кем они сравниваются? ( они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей).

Образы Петра и Карла.

- Заполните таблицу (слова характеризующие правителей, описание внешности, речь):

Петр I

Карл XII





- Как изображается появление  Петра I  перед своими войнами? (он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников)  

- А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?

- Какой прием использует автор? (антитеза - противопоставление)

- А как вы думаете, каким вообще должен быть настоящий воин? Какие качества ему должны быть присущи? (патриотизм, верность своему делу, отвага, мужество, смелость, хладнокровие, выносливость, стремление к победе над противником, самопожертвование)

- А кто является для воинов примером для подражания? На кого они равняются? (на царя, предводителя).

- Сравнивая Петра и Карла, чьи войска одержат победу и почему?

- С какой целью автор использует такое большое количество знаков препинания в тексте, в котором описывает Карла?( чтобы читатель смог представить  Карла, увидеть его безнадежность).

- Как вы понимаете выражение: «смущенный взор изобразил необычайное волненье. Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье»?

- Итак, Каким изображен Петр? (Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам).

- А Карл? (Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход  сражения) .

- А для чего автор использует антитезу? (Противопоставление двух полководцев  указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра . Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа).

Описание разгара битвы.

- Какими звуками поэт помогает нам услышать гул сражения, звуковой образ боя создает? (клики, срежет, гром, топот, ржанье, стон; сочетание звуков р, ж, т, создает звуковой образ боя, жужжания клинков и штыков)

- Заполните таблицу:

Глаголы

Существительные

( рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)




Выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность  боя.

Выбрать существительные, описывающие бой

- Какой смысл несет в себе заключительная строка: «И смерть и ад со всех сторон»? Но близок, близок миг победы. Ура! Мы ломим; гнутся шведы. ...... И за учителей своих Заздравный кубок поднимает

Описание победы.

- Какие чувства передает нам автор? Как он это делает, с помощью чего?( ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)

- Почему автор сравнивает падших с саранчой?

- Какие чувства испытывает Петр?

 Описание пира.

- За каких учителей поднимает кубок Петр I ?( Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии , таким образом преподали  полезные уроки).

- Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит? (Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).

Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.

5. Итог урока. Рефлексия

- Итак, с отрывками из какого произведения мы познакомились сегодня на уроке? Каким должен быть настоящий воин? Воины времен Петра таковыми являлись? А каким должен быть царь? Кем он должен быть? Когда за ним пойдут воины? (примером) А кого из вас присутствуют какие-либо вышеперечисленные качества? Вы бы пошли защищать Родину? Пушкин воспринимает себя и нас, читателей, в единстве с историей страны: «теснили мы шведов рать за ратью». Мы – это Россия, наш каждый шаг – это шаг государства, и вы – ее будущее, в ответе за благо Родины!

6. Домашнее задание. 1 урок Выучить отрывок из поэмы наизусть; 2 урок подготовиться к сочинению






















«Полтавский бой»

(Из поэмы «Полтава»)

Горит восток зарёю новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули,

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твёрдостью своею

Её стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Пальбой отбитые дружины,

Мешаясь, падают во прах.

Уходит Розен сквозь теснины;

Сдаётся пылкий Шлипенбах.

Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамён,

И Бога браней благодатью

Наш каждый шаг запечатлён.

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с Богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен

Он весь, как Божия гроза.

Идёт. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

 

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Ровняясь, строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки, присмирев,

Прервали свой голодный рев.

И се - равнину оглашая,

Далече грянуло «ура»:

Полки увидели Петра.


И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова –

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны:

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

 

И перед синими рядами

Своих воинственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.

Он в думу тихо погрузился.

Смущённый взор изобразил

Необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье...

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

 

И с ними царские дружины

Сошлись в дыму среди равнины:

И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскалённым,

Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский - колет, рубит, режет

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

………..


Но близок, близок миг победы.

Ура! Мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Ещё напор - и враг бежит.

И следом конница пустилась,

Убийством тупятся мечи,

И падшими вся степь покрылась,

Как роем чёрной саранчи.

Пирует Пётр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своём он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.



1. Тематика и проблематика

1. Тема: Тема военного столкновения. В произведение отражено историческое событие – Полтавская битва. Проблема: Непростые отношения военачальников, где верное служение сменяется на измену.


Перед нами разворачивается картина битвы. С большой теплотой Пушкин описывает образы русских солдат, которых Петр I ведет в бой. Царь показан сильным, храбрым, могущественным, с огненным взором. Читая поэму, живо представляешь битву, которая проходила давным-давно. Никакая историческая хроника не может воссоздать впечатления, которое передает художественное произведение, тем более, если поэма написана великим автором.

Пушкин рассказывает о непростых отношениях, которые связывали русского царя и его гетмана Мазепу. Верный и преданный воин вдруг переходит на сторону врага. До последней минуты царь не верит в измену Мазепы, отвергает донос. Непросто пережить предательство, особенно, если на кону стоит дальнейшая судьба государства. Думаю, что не стоит так безоглядно доверять своему приближенному, особенно, в государственных делах.

Для меня интересен внутренний мир Мазепы. Он прекрасно исполняет свои обязанности, верно служит царю. Вдруг Мазепа становится изменником. Что побудило его предать своего государя? Наверняка, это не сиюминутное чувство, а давний замысел, у которого не было возможности проявиться. Он хочет видеть свою страну независимой – хорошее желание. Жаль только, оно стремится реализоваться обманным путем. Представляю, что творилось в душе человека, который столько лет служил Петру и лелеял надежду свергнуть его.

2. Тема: Тема любви. Проблема: Любовь бывает слепой, излишне доверчивой и безоглядной.


Мария любит Мазепу – прекрасное чувство, но зачем идти таким сложным путем. В момент сватовства она не говорит о своем страстном желании выйти замуж за гетмана. Кто знает, как бы родители восприняли ее чистосердечное признание? Вдруг бы они смягчились и дали благословение на их брак? Она даже не пытается поговорить с ними. Девушка исчезает, не подозревая, что наносит травму своему влиятельному и гордому отцу.

Мария ввязывается в серьезный конфликт. Ее ум еще не окреп, чтобы воспринимать суровую правду жизни. Не перенеся смерти отца, которую она же и спровоцировала, девушка сходит с ума. Для нее так и остался не понятен Мазепа, ее возлюбленный, в котором она видит одновременно ужасный, и прекрасный образ. Этой двоякости Мария уместить в своей голове не смогла.


3. Тема: Жажда мести. Проблема: Желание отомстить оборачивается против мстителя.


Факт исчезновения дочери становится для Кочубея серьезным испытанием. Он искаженно воспринимает то, что произошло. Мария сбежала к Мазепе по доброй воле, но, почему-то, отец считает, что честь девушки поругана. Конечно, здесь речь идет о давних временах, когда такие события воспринимались по-другому. Представляешь Кочубея, которого обманула дочь. Обманул его и близкий друг, которому тот доверил роль крестного отца. Кочубей жаждет мщения, но, вместо этого, лишается собственной головы. Думаю, что эту ситуацию можно было разрешить мирным путем.

Основные герои (их место в образной системе)

Образ шведского короля и русского царя находятся в сильном противостоянии, которое будет урегулирована высокой ценой. Петр I побеждает, но поход Карла XII на Россию заканчивается большим количеством смертей со стороны обеих народов.

Образы Петра и Мазепы находятся в конфронтации. Несмотря на годы верного служения русскому царю, Мазепа переходит на сторону шведского короля в надежде разгромить Россию, сделав Украину независимой страной. Представляю, насколько был изумлен Петр, когда убедился в измене своего соратника. Он не поверил доносу, став перед фактом измены.

Не понятно, как Мазепа служил верой и правдой царю. Вынашивал ли он долгие годы план измены или поддался сиюминутному порыву? Представляя себе сильного и волевого человека, думаешь, что скорее всего, он ждал подходящего случая воплотить свою цель – сделать независимой Украину. Жаль, что гетман идет обманным путем. Однако, Мазепа выбрал слабого союзника, недооценил мощь Петра.

Пушкин по-разному описывает образы трех государственных деятелей. Он подчеркивает силу и великолепие Петра, пригласившего на пир победы шведских пленных генералов. Автор сравнивает его мощь, открывая читателю «глушь степей нагих», где мы видим шведского короля и Мазепы – беглецов.