А.С. Пушкин. «Полтава». Система образов и проблематика поэмы 7 класс
УУД: продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, выяснить особенности жанра, своеобразие композиции, систему образов, проблематику поэмы «Полтава»; совершенствовать навыки анализа лирического произведения, способствовать формированию морально-нравственных качеств личности, таких как: совесть, честность, доброта, порядочность; воспитывать интерес к предмету, уверенность в себе
Оформление: презентация учителя и учащихся, подготовленные модели с системой образов.
Словарь:
Лирика – род художественной литературы, отражающий жизнь при помощи мыслей, чувств, переживаний человека.
Поэма – большое стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. В поэме изображаются выдающиеся события прошлого и настоящего, прославленные герои.
Ход урока
Ввод-мотив Оргмомент
Эмоциональный настрой – посмотрите друг на друга и скажите приятные слова
На прошлом уроке мы начали знакомство с поэмой А.Пушкина «Полтава» и обозначили ряд вопросов, которые необходимо решить.
Но прежде предлагаю решить ряд организационных вопросов:
Для объективности оценивания предлагаю выбрать экспертную группу (выбор экспертов).
Перед началом работы прошу вас озвучить правила работы в группе:
Быть доброжелательным.
Не критиковать.
Соблюдать регламент высказывания идей.
Принимать и записать все идеи.
Высказать свое мнение должен каждый.
Формировать собственное мнение
Совершать обдуманный выбор между различными мнениями
Решать проблемы бесконфликтно, уметь договариваться
Аргументировано спорить
Ценить совместную работу, в которой возникает общее решение
Уметь оценить чужую точку зрения
Экспертов попрошу озвучить критерии оценивания выступающих групп:
Участие каждого в работе группы
Четкость, доступность
Эмоциональность
Достоверность, знание текста, фактов
Логичность выступления
Напоминаю, что в оценочных листах вы должны отметить степень участия каждого члена группы
Стадия вызова Приступаем к анализу
Пожалуйста, озвучьте те вопросы, которые необходимо нам для анализа произведения (ответы учащихся, вопросы высвечиваются на интерактивной доске:
- особенности жанра, своеобразие композиции, система образов, вопросы (темы), поднятые автором, характеристика образов-персонажей, выводы).
Для чего нам нужен такой поэтапный анализ? - позволит определить тему и идею автора.
Несколько минут для обсуждения в группе, подготовки выступления (оформляют материал на доске)
Стадия осмысления Выступление групп
1 группа Особенности жанра (выступления учащихся 1 уровня)
Поэма – лиро-эпическое произведение с развёрнутым сюжетом.
В поэме изображаются выдающиеся события прошлого или настоящего, в центре событий – лирический герой.
Слово оценщикам:
Слово членам других групп:
2 группа Своеобразие композиции (выступления учащихся 2 и 3 уровня)
3 сюжетные линии:
Любовная линия
Мария ----------Мазепа
Гибель
победа
Историческая линия
Петр------ Карл
поражение
Семейная линия
М ария ----- Кочубей (отец) Мазепа
мать
К ольцевая композиция: (выступления учащихся 2 и 3 уровня)
Богатство Кочубея. Драма Кочубея
Историческое событие (бой войск Карла, Петра)
Судьба героев
Слово оценщикам:
Слово членам других групп:
3 группа Система образов (выступления учащихся 2 и 3 уровня)
Р оссия Швеция
П етр 1 Украина Карл
Кочубей Мазепа
Мать Мария
Задание классу: исходя из предложенной системы образов, обозначьте круг вопросов, которые поднимаются автором (дети называют, учитель записывает на доске):
Проблематика:
Проблема власти
Проблема предательства
Проблема любви
Проблемы долга и чести
4 группа Характеристика образов-персонажей (выступления учащихся с презентацией 2 и 3 уровня)
Кочубей | Мария | Мазепа | Петр | Карл |
Богат, знатен, гордится дочерью, верен долгу Казнен по доносу, оправдан после смерти | В начале поэмы: свежа, красива, стройна, грудь, как пена бела В конце поэмы: Пуглива, впалые глаза, рубище, худа, бледна | Нечестивый, хитростью лживой, хищный, угрюмый, коварный, Иуда, Гетман, хотел войны, легкомысленный восторг ненавистная Москва, нет Отчизны. Мотив ночи: черный, мрачный Картина боя: притворный, гетман бедный, развратная душа, черные помышления | Глаза сияют, божия гроза, движенья быстры, лик ужасен, могущ, радостен | Бледен, недвижим, слабый шведский паладин |
5 группа Выводы после характеристики каждого героя:
Карл, охваченный жаждой власти, покоряет страны, посягает на Россию.
Уязвленное самолюбие, корысть движет Мазепой, предавшим Петра.
Ослепленная любовью, Мария не разглядела в Мазепе злодея.
Праведный царь Петр1 - умелый правитель, стратег, человек, который может признать свои ошибки и покаяться.
Рефлексия Исходя из проведенного анализа, можно сформулировать тему и идею произведения:
Тема – человек в эпоху исторических событий
Идея – Петр1 – живой человек и наделен лучшими качествами, присущими самому прекрасному историческому деятелю, он триумфатор и герой
Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось
Домашнее задание: прочитать отрывок из поэмы «Медный всадник», сопоставить образ Петра1 в двух поэмах Пушкина.
Приложение к уроку
Правила работы в группе: 1.Быть доброжелательным. 2.Не критиковать. 3.Соблюдать регламент высказывания идей. 4.Принимать и записать все идеи. 5.Высказать свое мнение должен каждый. 6.Формировать собственное мнение 7.Совершать обдуманный выбор между различными мнениями 8.Решать проблемы бесконфликтно, уметь договариваться 9.Аргументировано спорить 10.Ценить совместную работу, в которой возникает общее решение 11.Уметь оценить чужую точку зрения | Критерии оценивания выступающих групп: 1.Участие каждого в работе группы 2.Четкость, доступность 3.Эмоциональность 4.Достоверность, знание текста, фактов 5.Логичность выступления | Рефлексивный экран сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… |
Оценочный лист. Группа №
№ | ФИ | Оценка за индивидуальную работу | Оценка за групповую работу | Итоговая оценка |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
7 | | | | |