Тема: А.С. Пушкина. Повесть «Дубровский». Трагические последствия конфликта между соседями
Цели урока:
- формировать навыки сопоставления героев;
- развивать умение анализировать художественное произведение, логически и аналитически мыслить;
-способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя.
1. Слово учителя.
- Эпиграфом к нашему уроку будут слова Ф. И. Тютчева: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся».
Как вы их понимаете? Как вы думаете, почему именно эти слова будут эпиграфом к уроку?
- Тема урока: А.С. Пушкина. Повесть «Дубровский». Трагические последствия конфликта между соседями.
- Как вы думаете, какие задачи будут стоять перед нами на уроке?
Запишите тему в тетрадь.
2. Усвоение теоретических понятий.
- Можете ли вы назвать три рода литературы? (Эпос, лирика и драма.). А что представляет собой эпос? (Эпос — это род художественной литературы, в произведениях которого рассказывается о людях, об окружающем мире, о событиях, происходивших в прошлом.). Может быть, вы расскажете мне и о жанрах эпоса? (Сказка, рассказ, повесть, роман и т. д.)
- Велик ли рассказ по объему? Сравните объемы рассказа и повести.
- Повесть — это самый объемный эпический жанр? Произведения какого жанра по объему больше повестей? (Романы.)
- Повесть «Дубровский» часто называли романом. Почему? Потому что разница между романом и повестью довольно условна. Так, в зарубежном литературоведении такого термина вовсе нет: употребляется лишь слово «пове1». А во времена Пушкина повестью называли то, что мы сейчас назовем рассказом: отсюда название цикла «Повести Белкина», которые вам предстоит изучить в этом году. Итак, можем ли мы сформулировать определение повести.
- Повесть — это эпический жанр литературы, который по объему, числу действующих лиц и охвату событий больше рассказа, но меньше романа.
- Запишите в тетрадь определение.
3. История создания повести. Слово учителя.
- Вам, наверное, интересно, при каких обстоятельствах создавалась повесть «Дубровский». Над романом «Дубровский» А.С. Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Роман не был завершён и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В. Нащокина, который был другом поэта, «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский, который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить». Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С. Пушкина легли жизненный обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.
Первоначально он хотел написать три части повести (три тома), но закончил только две. Далее увлекся более масштабной работой — написанием «Истории Пугачевского бунта».
4. Аналитическая беседа по произведению.
- Назовите главного героя произведения, богатого помещика. (Троекуров Кирила Петрович)
- Какой он человек? (Кирила Петрович Троекуров имел власть над людьми, мог поступать, как ему заблагорассудится. Такую власть ему давали «богатство, знатный род и связи». Соседи и губернские чиновники относились к нему льстиво, подобострастно, «рады были угождать малейшим его прихотям»; «губернские чиновники трепетали при его имени».)
- Чем он занимался? Как развлекался? (Троекуров пользовался всеми правами владетельного барина, не знающего ни в чём отказа. Он был «необразован», избалован, своеволен, при «довольно ограниченном уме». Время проводил в шумных, а иногда и буйных увеселениях, пировал, «страдал от обжорства», пил, ежедневно изобретал «проказы», жертвами которых становились его знакомые – он, по существу, издевался над ними. Троекуров стравливал медвежат с кошками и щенятами, держал зверей на цепи, развлекался тем, что доводил медведей до бешенства при помощи бочки, утыканной гвоздями. Ещё одной забавой было впрячь в телегу медведей, волей или неволей посадить в телегу гостей и пускать их «скакать на волю Божью». Но «лучшею шуткой» считалось у Троекурова втолкнуть гостя-новичка в комнату с привязанным медведем. Авторское отношение к «увеселениям» Троекурова – ироническое осуждение диких нравов, безнаказанности и самодурства барства вообще.)
5. Просмотр отрывка из кинофильма.
- Почему Троекуров так поступал с людьми?
- Все его знакомые поддерживали такие забавы? Нет.
- Кто не поддерживал? Андрей Дубровский.
Почему? Какой он был человек? (Андрей Гаврилович Дубровский был горд и независим, хотя и беден, «прямо высказывал своё мнение»; Дубровский был «опытным и тонким ценителем псовых достоинств», «горячим охотником» - всё это вызывало уважение Троекурова).
6. Работа с учебником. Заполнение таблицы в парах.
- Давайте сопоставим героев и заполним таблицу. Вы в парах работаете, найдите в тексте и запишите. Все понимают значение слов социальное положение, достаток, звание?
Прежде чем вы приступите к выполнению задания, я хочу вам напомнить некоторые моменты, характерные для 19 века.
7. Актуализация опорных знаний.
а) Крепостное право. Одной из реалий того времени было крепостное право. Скажите, а что такое крепостное право? Есть ли оно сейчас? (Это зависимость крестьян от своего владельца: ситуация, когда крестьяне были прикреплены к определенному участку земли, являлись собственностью помещика.)
Это действительно так. Достаток помещика определялся не количеством земли и не числом денег, а только числом «душ» — крепостных крестьян, ему принадлежавших! Например, у А. Г. Дубровского — 70 душ. Это мало. А вот у Кирилы Петровича Троекурова — больше 3 000. При этом к «душам» относились только мужчины: женщин и детей не считали. Поэтому, чтобы узнать фактическое количество людей, принадлежавших помещику, можно смело умножать количество душ на 4 или 5.
- Скажите, а как помещики относились к своим крестьянам? (Учащиеся ищут в тексте доказательства, что относились по-разному: у Троекурова крестьянам жилось плохо, а у Дубровского — хорошо.)
б) Табель о рангах. Все население империи делилось на сословия: дворяне, разночинцы, духовенство, крестьянство... Однако разделение существовало и внутри дворянского сословия: и военные, и государственные служащие делились на чины и звания. Табель о рангах включала 14 гражданских чинов, которым соответствовали военные звания. Из них первый класс был самым высоким, четырнадцатый — самым низким.
-Найдите, в каком звании был Троекуров. (Генерал-аншеф.)
-А Дубровский? (Поручик.)
- Согласно табелю о рангах, генерал-аншеф — это второй класс, а поручик — одиннадцатый. Скажите, пожалуйста, а в каких отношениях между собой находились Троекуров и Дубровский? (В приятельских.)
в) Псовая охота. Знаете ли вы, как развлекались помещики в XIX веке?
Действительно, охота с собаками тогда была популярна, и (богатые помещики держали много собак. Скажите, сколько собак бы у Троекурова? (Более 500.)
- А у Дубровского? (Учащиеся находят цитату: «держал пару гончих и одну свору борзых».)
- А сколько это? (Учащиеся предлагают варианты.)
- Скажите, что такое свора? Стая? Возможно, сейчас это слово имеет и такое значение. Однако раньше «сворой» называли поводок, на котором во время охоты держали одну или две пары собак. Соответственно, у Дубровского было всего 4 или 6 охотничьих собак. Тем не менее, Троекуров всегда приглашал Дубровского на охоту. Почему? (Потому что он отлично разбирался в собаках.)
- Разберем, в чем причина конфликта между Дубровским и Троекуровым.
8. Анализ литературного произведения
- Кирила Петрович и Андрей Гаврилович были друзьями, хотя занимали совершенно разное положение в обществе: один был богат, и горой нет. Почему же между ними были дружеские отношения? (Они были знакомы с детства, были ровесниками, начали служить примерно в одно и то же время.)
- Скажите, как Дубровский относился к Троекурову? Как он относился к собакам богатого приятеля (Дубровский «не мог удержаться от некоторой зависти» при виде великолепной псарни богатого соседа).
- Что произошло на псарне?
(Дерзкая выходка псаря, чувствовавшего свою безнаказанность, вывела Дубровского из себя – он «побледнел» и вскоре «скрылся» незаметно: он был глубоко оскорблён и не мог стерпеть унижения).
Просмотр отрывка из кинофильма .
Как себя повёл псарь? Почему? Как отреагировал Троекуров? Почему?
Какова реакция Дубровского? Мог ли он всё превратить в шутку?
На кого намекал псарь? (На Дубровского.)
- Дубровский это понял? (Да. В фильме это видно особенно ярко: герой сломал стек.)
- Что же было дальше? (Дубровский покинул компанию, а с утра написал Троекурову письмо.)
- Давайте прочитаем письмо Андрея Гавриловича Дубровского к Троекурову. Текст письма приведен в ваших учебниках на странице 204. (Учащийся читает письмо вслух.)
-Что мы можем сказать об Андрее Гавриловиче, исходя из текста письма? Почему Троекуров разгневался, прочтя письмо?
- А кто виноват в ссоре помещиков? Псарь Парамошка, Троекуров или Дубровский? Давайте это обсудим. Да, вопрос неоднозначный, и можно найти доводы против любого из персонажей. Давайте сделаем так. Одни учащиеся (первый ряд) будут искать доказательства вины псаря Парамошки. Другие (средний ряд) — Дубровского. Третьи (третий ряд) — Троекурова.
- Смотрите, что получилось: мы нашли аргументы, подтверждающие вину каждого из персонажей. Кого же считать виноватым в большей степени?
9.Обобщение полученных знаний
Физкультминутка.
Как развивались события после ссоры? Как вёл себя Дубровский? А Троекуров?
(Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова – «известных разбойников». Троекуров «вышел из себя», «хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвку, разорить её дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Такие подвиги были ему не в диковину» - в Троекурове вспыхивает жажда мести.)
Действия и поступки Троекурова:«велел тотчас его догнать и воротить непременно», «вторично послал за соседом». Получив письмо оскорблённого Дубровского: «Я не шут, а старинный дворянин», Троекуров «загремел», «вскочил», потом «разбранил гостей», «нарочно поехал полями Дубровского», «без него скучал».
Вывод: обидеть Дубровского Троекуров не хотел.
- Что решил предпринять Троекуров? Почему?
Кого он призывает себе в помощники?
Какой человек Шабашкин? Об этом человеке говорит уже его фамилия. Внешность: «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели».Поведение: отвешивает «поклон за поклоном», «с благоговением ожидая» приказаний Троекурова, «поклониться до земли» - он готов с рвением выполнить противозаконные замыслы Троекурова, то есть нарушить закон, представителем которого сам являлся.
Шабашкин хлопотал за Троекурова, «действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы».
- Как Троекуров относится к Шабашкину? (Кирила Петрович общается с Шабашкиным с пренебрежением – он знает, что ему подчиняются все, в том числе и «законники»: «Как бишь тебя зовут? Зачем пожаловал. Выпей водки да выслушай». Обращается к заседателю на «ты».)
Давайте найдем в полном тексте диалог Шабашкина с Троекуровым и прочитаем его по ролям. Только сначала обсудим: каким тона должен говорить Троекуров? Каким — Шабашкин? (Троекуров — наглым, Шабашкин — заискивающим, подобострастным.) Учащиеся читают диалог, комментируют его.
- Скажите, пожалуйста, как сейчас проходит заседание суда? (Учащиеся вспоминают про прокуроров, адвокатов, присяжных, прения.)
В 19 веке уездный суд решал мелкие уголовные и гражданские дела, чаще всего — споры о землевладениях. Как действовал суд, подкупленный богатым помещиком, ярко показано во второй главе повести «Дубровский». Никакого следствия, прений сторон, защиты. Вызванный в суд Андрей Гаврилович Дубровский вынужден выслушать уже готовое решение, согласно которому он лишается законно принадлежащего ему имения. Потерпевшему предоставлено только право апелляции, то есть обжалования решения в вышестоящей инстанции.
Скажите, а как Троекурову удалось завладеть имением, которое было законной собственностью Дубровского? (Троекуров подкупил заседателя Шабашкина.)
Вот так мы подходим к ключевому моменту нашей беседы. Предстоит дать ответ на важный вопрос: «Мог ли конфликт Дубровского и Троекурова завершиться иначе? Как можно было бы избежать трагического конца?»
Можем ли мы сказать, что эпиграф к уроку отражает суть нашего занятия? Почему?
10.Рефлексия.
Составим синквейн
Учащимся предлагается ответить на вопросы, продолжив две фразы.
Я не знал... — Теперь я знаю... Я не умел... — Теперь я умею...
11.Выставление отметок за урок.
12.Домашнее задание
Создайте синквейн «Владимир Дубровский»
Запишите нравственные уроки, которые вынесли из произведения