СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин. Повесть "Капитанская дочка": тематика и проблематика, своеобразие конфликта и системы образов.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.С. Пушкин. Роман "Капитанская дочка": тематика и проблематика, своеобразие конфликта и системы образов.

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин. Повесть "Капитанская дочка": тематика и проблематика, своеобразие конфликта и системы образов.»

Учитель: Зайцева М.А. ЛИТЕРАТУРА

9

Дата:

Класс: 8-А 8-Б 8-Г 8-Д

Тема. А.С. Пушкин. Роман "Капитанская дочка": тематика и проблематика, своеобразие конфликта и системы образов.

Цели урока: постичь суть произведения через внутренний мир героев;

  • способствовать становлению активной нравственной позиции;

  • углубить понимание идейно-художественного богатства повести, расширить представление об этических понятиях;

  • учиться видеть настоящую красоту за внешней простотой;

  • развивать память.

Тип урока: усвоения новых знаний

Оборудование урока: на мультимедиа эпиграфы, портрет А.С. Пушкина, рисунки учащихся,текст произведения.

Ход урока



  1. Организационный этап

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся


  1. Актуализация знаний

Проверка знания текста.

  • Литературный диктант.

Глава 1. «Сержант гвардии»

1. Как звали отца главного героя? (Андрей Петрович)

2. Под чьим надзором главный герой выучился русской грамоте? (Савельич)

3. За какие достоинства стремянной Савельич получил «повышение», став дядькой? («За трезвое поведение»)

4. Кем был в «отечестве своем» мосье Бопре, обучавший Петрушу французскому, немецкому и «всем наукам»? (парикмахер)

5. Почему батюшка прогнал Бопре со двора? (застал его пьяным и спящим во время урока)

6. Куда отправил отец служить своего сына, Петра Гринева? (в Оренбург)

7. Сколько Петр Гринев проиграл Ивану Ивановичу Зурину  и в какую игру? (100 рублей в биллиард)

8. На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно? (когда Гринев закричал на дядьку и велел принести 100 рублей)

Глава 2. «Вожаты»

1. Какая погода была во время первой встречи Гринева и Пугачева? (метель, буран)

2. Какой сон увидел Петр Гринев, задремав в кибитке во время бурана? (он приехал домой, в кровати отца видит бородатого мужика, мать говорит, что это посаженный отец и велит целовать ему руку; Гринев хотел бежать, но мужик вскочил с постели, выхватил топор и стал махать во все стороны)

3. Как отблагодарил Петр Гринев вожатого? (подарил заячий тулуп)

4. О чем просил отец Гринева в письме генералу Андрею Карловичу? (держать сына в ежовых рукавицах и не давать ему волю)

5. Куда отправил на службу Гринева старый генерал? (в Белогорскую крепость)


  1. Первичное усвоение новых знаний

Год написания – 1836 (наброски, черновики, собирание материалов – с 1834 г.)
История создания: Пушкин обратился к Николаю I с замыслом описать в романе Пугачёвский бунт и получил одобрение. Служа в Министерстве иностранных дел, он имел доступ к историческим документам, что помогло создать достоверную картину эпохи.
Жанр: историческая повесть или исторический роман.
Направление: романтизм и реализм.
Основная идея: каждый человек может проявить себя как сильная личность, если будет верен своим убеждениям.
Тема: описание Пугачёвского восстания и людей, участвовавших в нём.
Проблема: сложность нравственного выбора, когда есть риск для жизни.
Композиция – роман состоит из 14 глав, написанных в форме «семейственных записок». Также существует глава, не включенная в роман (под фамилией Гринёва описан Зурин, а Гринёв носит фамилию Буланин).


Тематика и проблематика

1. Тема народного восстания против крепостнического режима

Проблема: русский бунт часто оказывается "бессмысленным и беспощадным", потому что он стихийный, а не четко скоординированный.

2. Тема нравственного выбора в трудных жизненных условиях

Проблема: Трудно отстоять идеалы и принципы, когда из-за них можно потерять жизнь. Гринёву во многом везёт, он не раз мог поплатиться жизнью.

3. Тема воспитания и отношений между родителями и детьми

Проблема: Отец Гринёва не раз испытывает стыд за сына, посрамившего честь семьи. Однако это возникает из-за недопонимания, незнания всей ситуации.

4. Тема власти и общества

Проблема: оба представителя власти - и Пугачев, и Екатерина - хотят улучшить жизнь в государстве, но у них разные представления о долге, чести и о том, что важнее для народа.

Тема настоящего и ложного патриотизма

Проблема: не все, кто выступает на стороне Пугачёва, хотят улучшения жизни страны, многие примкнули к нему из-за страха (Швабрин - образец лжепатриота).


  1. Первичная проверка понимания


1.Чтение 3 главы.

2. Объясните название третье главы. Раскройте смысл эпиграфа.

- Расскажите о первом впечатлении Петра Гринева от крепости, сопоставив его с той воображаемой крепостью, которую ожидал увидеть Петруша. («Мысль о службе сливалась во мне с мыслью о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, мо мнению моему, было верхом благополучия человеческого. …Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком, не знающего ничего, кроме своей службы, и готовым за всякую безделицу сажать меня под арест на хлеб и воду. … Ожидал увидеть грозные бастионы, башни и вал» - это ожидания героя. «Деревушка, окруженная бревенчатым забором, три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом; с другой стороны -   скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными; старая чугунная пушка; улицы тесны и кривы; избы низки и большей частию покрыты соломою» - увиденное Гриневым в крепости.)

- Каким было первое впечатление Гринева от обитателей крепости?

(Швабрин – «очень неглуп; разговор остер и занимателен; я смеялся от чистого сердца».

Капитан Миронов, комендант – « старик добрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате; сказал мне несколько ласковых слов».

Василиса Егоровна – «приняла запросто и радушно, обошлась со мною как бы век была знакома».

Маша – «с первого взгляда не очень мне понравилась; смотрел на нее с предупреждением».)

- В третьей главе мы узнаем о Пугачеве и его восстании. О чем прежде шла речь? Кто участвовал в разговоре, и как можно охарактеризовать участников разговора?


  1. Первичное закрепление


  • Задание для учащихся.

- Перед вами краткое содержание третьей главы (у каждого на парте лежат распечатки), дополните его деталями, которые вам запомнились. Объясните, почему  вам запомнились именно эти детали.

Крепость похожа на деревушку. Распоряжается всем разумная и добрая старушка, жена коменданта, Василиса Егоровна. На другое утро Гринев знакомится с Алексеем Ивановичем Швабриным, молодым офицером, переведенного в крепость за дуэль. Швабрин рассказывает Гриневу о жизни в крепости, описывает семью коменданта, особенно нелестно отзывается о дочери коменданта крепости Маше. Швабрин и Гринев приглашены на обед в семью коменданта. По пути Гринев видит «учения»: Миронов командует взводом. Сам он при этом одет в колпак и китайчатый халат.


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Читать главы 3-6. Подготовить подробный  пересказ эпизода с описанием бурана (для всех); индивидуальное задание: гл. 4-6 – краткий пересказ.  



  1. Рефлексия (подведение итогов)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс