СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин. Повесть "Станционный смотритель". Конспект урока

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель".

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин. Повесть "Станционный смотритель". Конспект урока»

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель».

История Самсона Вырина и его дочери

Цель:

  • Проследить за судьбой Дуни и его отца; раскрыть тему «маленького человека» в повести; формировать навыки социально-психологической характеристики персонажа;

  • развивать умения и навыки анализа художественного текста, коммуни­кативную компетентность учащихся;

  • содействовать осмыслению нравственных проблем, поставленных в по­вести, гуманистическому отношению к людям.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Тема урока: Повесть «Станционный смотритель». История Самсона Вырина и его дочери.

      • Как вы думаете, какие задачи будут стоять перед нами?

Запишите тему урока в тетрадь.

Эпиграфом к уроку будут слова: «Почитай отца твоего и мать, чтобы продлились дни твои на земле…»

      • Как вы понимаете их? Почему именно они будут эпиграфом?

      • Кто автор повести?

  1. Слово учителя

В 1830 г. А. С. Пушкин находился в имении Болдино, т.к. в Москве была эпидемия холеры. Этот период является самым плодотворным. «Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение А.Пушкина. Автор так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». Время создания цикла: с 9 сентября по 20 октября 1830 г. (Болдинская осень).

Цикл состоит из 5 повестей: «Выстрел»; «Метель»; «Гробовщик»; «Станционный смотритель»; «Барышня-крестьянка».

Как известно, Пушкин много путешествовал. Около 34 тыс. верст проехал он по дорогам России, сотни почтовых станций довелось ему посетить, со многими смотрителями встречаться. Не менее 13 раз был он и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою повести он дал от названия этой станции. Местные легенды также ут­верждают, что именно здесь жил герой повести, что будто бы отсюда проезжий гусар увез его дочь Дуню и что Самсон Вырин и похоронен на местном кладбище. Пушкин словно подтверждает это: гусар Минский едет из Смоленска в Петербург;

  • станция расположена близ Петербурга — смотритель идет пеш­ком в Петербург за «бедной» Дуней;

  • из архивных документов известно, что на Вырской станции дей­ствительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. Был ли прототипом пушкинского Самсона Вырина конкретный вырский смо­тритель, или поэт создал обобщенный образ 1649 «сущих мучеников» 14 класса, обслуживающих тогда почтовые тракты необъятной России? Фамилия главного героя созвучна названию действительной станции.

В деревне Выра Гатчинского района Ленинградской области нахо­дится «Домик станционного смотрителя» — первый в стране музей литературных героев, созданный по повести А. С. Пушкина «Стан­ционный смотритель», по архивным документам и материалам Цен­трального музея связи. Это памятник дорожного быта России, ушедшего в прошлое.

Музей открылся в октябре 1972 года в сохранившемся здании Вырской почтовой станции. История станции началась в 1800 году. В пуш­кинское время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей станцией от Петербурга. Здесь путешествующие меняли лошадей. Все почтовые станции делились на четыре разряда. Выра была станцией третьего разряда: 55 лошадей, без гостиницы, тракти­ра, все постройки деревянные. К примеру, соседняя станция в Ящере имела 60 лошадей, гостиницу, каменные постройки и была станцией второго разряда. Станций первого разряда на тракте не было.

Здесь кипела жизнь: въезжали и выезжали тройки, суетились ям­щики, конюхи уводили взмыленных лошадей и выводили свежих. Смо­тритель в форменном сюртуке покрикивал на нерасторопных, проезжа­ющие отряхивали шубы, торопясь в тепло. Звон бубенцов, храп лоша­дей, скрип полозьев... Как знакома была эта картина русскому человеку XIX столетия! Путешествия по почтовым трактам, медлительные, с долгим ожиданием на станциях, превращались для современников Пушкина в событие и, конечно, отражались в литературе.

  1. Словарная работа.

Устаревшие слова и выражения

Коллежский регистратор – чиновник низшего (14) класса.

Класс

Гражданские чины

I

Канцлер

II

Действительный Тайный Советник

III

Тайный Советник

IV

Действительный Статский Советник

V

Статский Советник

VI

Коллежский Советник Военный Советник

VII

Надворный Советник

VIII

Коллежский асессор

IX

Титулярный советник

X

Коллежский секретарь

XI

Корабельный секретарь

XII

Губернский секретарь

XIII

Провинциальный секретарь, Сенатский регистратор, Синодский регистратор, Кабинетский регистратор

XIV

Коллежский регистратор



Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси.

Фельдъегерь - правительственный курьер.

Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми.

На перекладных - меняя лошадей на каждой станции.

Прогоны - плата за пользование лошадьми.

  1. Аналитическая беседа по повести.

  • Кто главный герой? Чем он занимался?

Объясните значение имени Самсона Вырина, соот­несите с библейской легендой о Самсоне. (Библейский персонаж Самсон — израильский богатырь, который прославился в войнах с филистимлянами. Много раз враги израильтян, филистимляне, по­кушались убить его, но всегда безуспешно. Богатыря погубила лю­бовь к филистимлянке Далиле. Узнав, что сила героя заключается в его длинных волосах, она во время сна остригла их, а затем пере­дала его в руки филистимлян. Язычники, лишив Самсона зрения, по­садили его в темницу. Согласно Ветхому Завету, однажды мучители привели Самсона на всенародное поругание в свой языческий храм. Самсон попросил отрока, водившего его за руку, подвести его к двум колоннам, на которых держалось все здание, чтобы прислониться к ним. Помолившись Богу, он уперся в столбы руками и сдвинул их с места. Здание обрушилось. Под развалинами здания погибли все филистимляне, бывшие там, а с ними и сам Самсон.)

  • Есть ли сходство истории Самсона Вырина с историей библей­ского героя? Как вы объясняете это несоответствие?

  1. Работа в парах.

  • Какими изображены в повествовании станционные смотрители? Запишите 5—6 ключевых слов, которые помогут дать их характеристику. Совпадает ли с этими представлениями образ Выри­на? Сформулируйте вывод об отличиях реального героя повествова­ния Вырина от абстрактного станционного смотрителя.

Составьте портрет Дуни, используя цитаты из текста. Какое впечатление производит на гостя девушка? В каких словах вы­ражается это отношение?

Найдите описание жилища станционного смотрителя.

  1. Аналитическая беседа.

  • Какую роль играет в повести история о блудном сыне, представленная на ли­тографиях в комнате Вырина?

  • Сколько раз рассказчик побывал на станции, где служил Самсон Вырин? (В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию.)

  • В какие времена года рассказчик оказывался там?

Задания по рядам:

    1. й ряд работает с отрывком «Первый приезд рассказчика на стан­цию» (весна).

    2. й ряд работает с отрывком «Второй приезд рассказчика на стан­цию» (зима).

    3. й ряд работает с отрывком «Третий приезд рассказчика на стан­цию» (осень).

  • Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Поч­ти все, как в первый приезд? Как вы считаете? (Нет. Нет Дуни, на окнах не было цветов, и все кругом показывало ветхость и запустение.)

  • А сам смотритель остался прежним или изменился? (Он поста­рел. Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина, хилый старик.)

1-я встреча 2-я встреча

свежий седина

бодрый морщины

мужчина небритое лицо

сгорбленная спина хилый старик

  • В чем причина такой перемены? Расскажите, что случилось с Дуней.

  • Как смотритель начинает бороться за свою дочь? (Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у почтмейстера отпуск на два меся­ца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправил­ся за своею дочерью.)

  • Что происходит в Петербурге? (Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Отца не пустили даже на порог. Бедняк не просто остался бедняком — оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бес­правных бедняков, и тягаться ему с сильными мира сего бесполезно.)

  • Почему смотритель так переживает за Дуню, ведь она живет в роскоши и богатстве? («Всякое случается. Не ее первую, не ее по­следнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Мно­го их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как поду­маешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы...»)

  1. Физкультминутка

  2. Просмотр отрывка из кинофильма

9.Обобщение полученных знаний

  • Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью?

  • Как живёт его дочь в Петербурге?

  • Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери?

  • Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, а испугалась и упала в обморок?

- Чем закончились их истории?

10.Рефлексия.

Составим синквейн.

Учащимся предлагается продолжить фразу: Сегодня на уроке я…

11.Выставление отметок за урок.

12.Домашнее задание

Создайте синквейн «Самсон Вырин»

Запишите нравственные уроки, которые вынесли из произведения.