СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин. Роман "Дубровский". Противостояние Дубровского и Троекурова. Роль второстепенных персонажей

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

1.Умение определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров.2.Устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей.3.Характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.

Метапредметные:

1.Умение формулировать цели и задачи своей учебной деятельности, оценивать ее результативность, осуществлять самоконтроль поиск и выделение необходимой информации, 2.Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; 3.Содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. 4.Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные:

самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; воспитание толерантности, умения общаться.

Формы: коллективная, частично индивидуальная.

Ход урока.

I. Организационный момент

2. Литературный эксперимент

-Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского).

-Конфликт- столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.

3.Формулировка темы и цели урока Целеполагание.  Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, а для этого необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь

4 Актуализация ЗУНов. 1. Прежде чем начать анализ эпизодов, кратко вспомним материал 1-й главы. На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества: пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости

Распределить данные качества в таблице:

К.П.Троекуров

А.Г.Дубровский

   

Вспомните, в каких эпизодах герои проявляют данные качества характера. (“Ссора на псарне”, “Поимка Дубровским мужиков Троекурова, ворующих лес”,” Разговор Троекурова с Шабашкиным”, ”Суд”)

2. эпизод “На псарне”.  - Кто, по-твоему, виноват в ссоре? (Властолюбие, своенравие одного и горячность, пылкий нрав другого в два счёта разрушили многолетнюю дружбу).

- Что усугубило ссору и сделало примирение невозможным? (Воровство покровскими мужиками леса, их поимка Дубровским, расправа, изъятие лошадей).

-Троекуров не смог смириться со случившимся, хотел было учинить нападение на деревню Дубровского, разорить её дотла, но передумал… Почему? (Решил отнять имение у друга).

-Что мы знаем о положении в обществе, материальном положении героев?

Понять характеры героев помогают их поступки, их речь, также в романе дается описание поместий Троекурова и Дубровского.

3. Работа в парах: Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях.

Покровское

Кистенёвка

Он (Дубровский) ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка, вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с огородами и колодезями

Владимир увидел березовую рощу и влево в открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось. Перед собой видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца… Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь.

Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания?

-Почему Пушкин дает имениям героев именно такие названия? Какие ассоциации у вас возникают?

 -К какому слову близко слово Покровское? (Покровское – что-то большое, солидное значительное, как и сам Троекуров. Соотносится со словом “покрывать”, что неслучайно, ведь Троекуров - покровитель всей губернии). )

-Какой ассоциативный ряд возникает при произнесении названия имения А.Г.Дубровского? (Кистенёвка – маленькое, незначительное). 

-Обратите внимание, что в названиях поместий отражается социальное положение их владельцев: Кистеневка – суффикс –к- придает пренебрежительный оттенок названию, Покровское – что-то торжественное, важное, значительное

-Таким образом, случаен ли выбор названий поместий?-В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значимыми именами героев. Говорящими являются и имена героев. Заглянем в «Словарь русских личных имён»  Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель Петр - скала, утес, камень.  Андрей (древнееврейское) – сильный муж, крепость. Гавриил-(др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость.

-О чем говорят имена героев? -Можно ли считать имена пушкинских героев значимыми? А теперь вернёмся к роману. Какова судьба этих героев? Что об этом говорит Пушкин?

В некотором отношении и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели»).

-Таким образом, К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский занимают различное социальное положение.

Троекуров: Отставной генерал-аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи, большой вес в губерниях.

Дубровский: Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, беден и независим

-Как вы думаете, а есть ли что-то, что сближает героев, они совершенно разные по характеру? (Женились по любви, скоро овдовели,  у обоих оставалось по ребёнку, были друзьями)

-На чем основывается их дружба? (Воспоминания о прошлом сближают героев).

-Что стало причиной ссоры героев? (Дубровский неодобрительно отозвался об условиях жизни слуг Троекурова по сравнению с собаками. Один из псарей, обидевшись, ответил: «Мы на свое житье не жалуемся, а вот иному дворянину не мешало бы променять свою усадьбу на собачью конуру».   Троекуров громко рассмеялся на дерзость своего псаря. Дубровский побледнел и промолчал. За столом Троекуров хватился Дубровского. Ему сказали, что Дубровский уехал домой.  Троекуров  «велел  догнать и воротить его. Но сосед не вернулся и передал записку, в которой  требовал прислать к нему дерзкого псаря, а уж он сам решит: “наказать его или помиловать”. А сносить дерзости от кого бы то ни было он не намерен, так как является старинным дворянином. Письмо Дубровского рассердило Троекурова. Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила.)      

8.Физкультминутка.

9. Работа с новым материалом. Анализ эпизодов.

-Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское? («В первую минуту гнева он хотел учинить нападение на Кистиневку…разорить ее дотла. Но, поразмыслив, решил отнять имение Дубровского. Все документы на имение Дубровского сгорели при пожаре. Это заметно облегчало дело, кроме того, Дубровский мало смыслил в делах, был горяч и полагался на закон. Троекуров доверился Шабашкину, который занимался подкупом судей, и добился рассмотрения дела в суде.)

-Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин)

-Открываем учебники, найдите в 1-й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова”.(лушать)

Прочитайте портретное описание Шабашкина. Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его.

-Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство)

-Как ведет себя Шабашкин у Троекурова? (Угодничает).

-С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне)

-В чем особенность его речи? -Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”). Почему? (Хочет подчеркнуть значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева)

-Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть какие- либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее)

-Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову)

-Как вы понимаете слова “Шабашкин поклонился почти до земли, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение (“Стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы, заботился о выигрыше затеянного им дела”). для заседателя, помощника судьи, который был представителем закона, деньги стали главным законом жизни.

-Почему “хлопотать”, а не работать, заниматься этим делом?

(1) Хлопотать - Добиваться чего-нибудь 2) Хлопотать - Заниматься чем-нибудь усердно, находясь в движении, переходя от одного к другому 3) Хлопотать - Стараться помочь кому-нибудь в чем-нибудь, ходатайствуя перед кем-нибудь)

-Почему по “замышленному делу”, а не начатому? Какие оттенки в характеристику поведения героя вносят эти слова?

-Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”, что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания).

-Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”). О чем говорят эти слова?

-Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую достаточно одного слова, чтобы понять характер героя.

Проведем исследовательскую работу (работа в парах)

Благодаря чему дело в суде продвинулось очень быстро? Как ведет себя Шабашкин, улаживая дела в суде? (“Шабашкин хлопотал, стращая и покупая судей, толкуя вкривь и вкось всевозможные указы”) Шабашкин был как бы орудием низкой мести Троекурова, который не хотел сам хлопотать о грязном деле, а поручил его подлому судейскому чиновнику.

Что значит “толкуя вкривь и вкось”, “всевозможные указы”?( (судить) неправильно.;

-Почему Дубровский не предпринял ответных мер? (уверен в своей правоте)

-Как были встречены в суде К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский?(глава 2) Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Он «стоя прислонился к стенке».  Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности».) Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестествен-ность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке.

Анализ эпизода “Суд”.

Работа в группах: Выписать ключевые слова, характеризующие образ Дубровского в сцене суда, заполнив таблицу:

Приезд в суд

 Никто не обратил на него внимания

Слушание протокола

 Стоял

Подписывание решения

 Поднесли бумаги

Отъезд из суда

 Вывели и усадили в сани

Выписать ключевые слова, характеризующие образ Троекурова в сцене суда, заполнив таблицу:

Приезд в суд

 С изъявлением глубокого подобострастия

Слушание протокола

 Сел в кресло

Подписывание решения

 Обратился с низким поклоном

Отъезд из суда

 Сопровождаемый всем судом

В чем особенности поведения героев? Какие черты характера героев подчеркивает А.С.Пушкин, на что особенно обращает внимание?

    — Как вели себя чиновники после оглашения решения суда? («Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову, приглашая его подписать предлагаемую бумагу»; Троекуров вышел, «сопровождаемый всем судом»; «Секретарь поднес ему [Дубровскому] бумагу».)

    — Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании «решением суда»? (Автор выделяет другим шрифтом слово решением, потому что не считает, что суд вообще что-нибудь решал)

-Как принимает решение суда Троекуров? (торжествует)(«Торжествующий Троекуров... подписал под решением суда совершенное свое удовольствие»;

-А Дубровский? «Дубровский стал неподвижен, потупя голову». Несправедливое решение суда привело А. Г. Дубровского к внезапному сумасшествию.)

-Как вы думаете, чем вызвано сумасшествие Дубровского: тем, что он лишился последнего имения, разорен или чем- то другим? (тем, что все совершено не по закону, бесчестием, подлостью). Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены.

-Итак, мы видим, что задуманное совершилось, Троекуров “торжествует”, но его торжество недолго, он очень скоро уехал, а судьи не дождались благодарности. Почему? (внезапное сумасшествие Дубровского поразило его, он понял, что совершил подлость) В Троекурове проснулся человек, обнаружилась совесть. Он чувствует себя неудобно, жажда мести завлекла его слишком далеко, и он понимает, что поступил с Дубровским не по справедливости. Победа не радовала Троекурова. И он отправляется к Дубровскому, решив помириться и вернуть старому другу его законное владение. Примирение не состоялось. Когда стоящий у окна Дубровский увидел подъезжающего Троекурова, он пришел в сильное волнение, упал без чувств, с ним сделался паралич. Дубровский скончался.

А теперь, подводя итоги, произведем математический подсчет. Попробуем представить характеристику Дубровского и Троекурова в виде дроби. В числителе укажем, что на самом деле представляют собой эти герои, а в знаменателе – что они о себе думают.

В результате получится схема:

 

Дубровский:

Троекуров:

Что представляет

 собой

независимый, горячий, смелый, прямой, решительный, неосмотрительный, нетерпеливый

самодур-помещик              

Что он о себе думает?

гордый, честный

независимый, гостеприимный, богатый, сильный, строгий, влиятельный, здоровый, избалованный,  хороший отец

-   Из математики  вам известно: чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Что у нас получилось: у Троекурова в знаменателе оказалось больше слов. Значит, его величина маленькая, ничтожная.

-Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал? (Троекурову нужна не Кистеневка, он хочет наказать своего непокорного соседа, сломить его гордость, независимость, сломить его достоинство)

10. Итог. Рефлексия

-Обрисовывая конфликт Дубровского и Троекурова, Пушкин обличил жестокость и мстительность, ведущую к потере друзей; показал цену горячности, когда уязвлённая гордость не позволяет трезво взглянуть на ситуацию и пойти на компромисс. Ссора героев, суд – это испытание героев, испытание на честность и чувство собственного достоинства. Фактически судебную тяжбу выиграл Троекуров. А морально?

мы пришли к выводу: когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно. «Дубровский» - произведение не только о событиях двухсотлетней давности, но и о нашем времени. Читая его, можно извлечь для себя много нравственных уроков. Первый из них: «Мирись с соперником скорее, пока ты еще на пути с ним». Эти слова принадлежат библейскому персонажу Матфею. Помните, к чему могут привести длительные ссоры. Я вам желаю никогда не допускать подобного в отношениях с близкими и друзьями.

      Писатель остро поставил нравственные вопросы, волнующие людей и сегодня: что такое истинная дружба? Как научиться её беречь? Дружба – это умение быть чутким и внимательным, умение прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное – вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить ее.

12. Домашнее задание. пересказ

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин. Роман "Дубровский". Противостояние Дубровского и Троекурова. Роль второстепенных персонажей»

Урок № 29 _________________

А.С. Пушкин. Роман "Дубровский". Противостояние Дубровского и Троекурова. Роль второстепенных персонажей

Цели урока. Продолжить работу над романом Пушкина «Дубровский», учить определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

1.Умение определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров.2.Устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей.3.Характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.

Метапредметные:

1.Умение формулировать цели и задачи своей учебной деятельности, оценивать ее результативность, осуществлять самоконтроль поиск и выделение необходимой информации, 2.Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; 3.Содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. 4.Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные:

самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; воспитание толерантности, умения общаться.

Формы: коллективная, частично индивидуальная.

Ход урока.

I. Организационный момент

2. Литературный эксперимент

-Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского).

-Конфликт- столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.

3.Формулировка темы и цели урока Целеполагание. Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, а для этого необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь

4 Актуализация ЗУНов. 1. Прежде чем начать анализ эпизодов, кратко вспомним материал 1-й главы. На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества: пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости

Распределить данные качества в таблице:

К.П.Троекуров

А.Г.Дубровский



Вспомните, в каких эпизодах герои проявляют данные качества характера. (“Ссора на псарне”, “Поимка Дубровским мужиков Троекурова, ворующих лес”,” Разговор Троекурова с Шабашкиным”, ”Суд”)

2. эпизод “На псарне”. - Кто, по-твоему, виноват в ссоре? (Властолюбие, своенравие одного и горячность, пылкий нрав другого в два счёта разрушили многолетнюю дружбу).

- Что усугубило ссору и сделало примирение невозможным? (Воровство покровскими мужиками леса, их поимка Дубровским, расправа, изъятие лошадей).

-Троекуров не смог смириться со случившимся, хотел было учинить нападение на деревню Дубровского, разорить её дотла, но передумал… Почему? (Решил отнять имение у друга).

-Что мы знаем о положении в обществе, материальном положении героев?

Понять характеры героев помогают их поступки, их речь, также в романе дается описание поместий Троекурова и Дубровского.

3. Работа в парах: Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях.

Покровское

Кистенёвка

Он (Дубровский) ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка, вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с огородами и колодезями

Владимир увидел березовую рощу и влево в открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось. Перед собой видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца… Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь.

Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания?

-Почему Пушкин дает имениям героев именно такие названия? Какие ассоциации у вас возникают?

 -К какому слову близко слово Покровское? (Покровское – что-то большое, солидное значительное, как и сам Троекуров. Соотносится со словом “покрывать”, что неслучайно, ведь Троекуров - покровитель всей губернии). )

-Какой ассоциативный ряд возникает при произнесении названия имения А.Г.Дубровского? (Кистенёвка – маленькое, незначительное). 

-Обратите внимание, что в названиях поместий отражается социальное положение их владельцев: Кистеневка – суффикс –к- придает пренебрежительный оттенок названию, Покровское – что-то торжественное, важное, значительное

-Таким образом, случаен ли выбор названий поместий?-В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значимыми именами героев. Говорящими являются и имена героев. Заглянем в «Словарь русских личных имён» Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель Петр - скала, утес, камень. Андрей (древнееврейское) – сильный муж, крепость. Гавриил-(др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость.

-О чем говорят имена героев? -Можно ли считать имена пушкинских героев значимыми? А теперь вернёмся к роману. Какова судьба этих героев? Что об этом говорит Пушкин?

В некотором отношении и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели»).

-Таким образом, К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский занимают различное социальное положение.

Троекуров: Отставной генерал-аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи, большой вес в губерниях.

Дубровский: Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, беден и независим

-Как вы думаете, а есть ли что-то, что сближает героев, они совершенно разные по характеру? (Женились по любви, скоро овдовели, у обоих оставалось по ребёнку, были друзьями)

-На чем основывается их дружба? (Воспоминания о прошлом сближают героев).

-Что стало причиной ссоры героев? (Дубровский неодобрительно отозвался об условиях жизни слуг Троекурова по сравнению с собаками. Один из псарей, обидевшись, ответил: «Мы на свое житье не жалуемся, а вот иному дворянину не мешало бы променять свою усадьбу на собачью конуру».   Троекуров громко рассмеялся на дерзость своего псаря. Дубровский побледнел и промолчал. За столом Троекуров хватился Дубровского. Ему сказали, что Дубровский уехал домой.  Троекуров  «велел  догнать и воротить его. Но сосед не вернулся и передал записку, в которой  требовал прислать к нему дерзкого псаря, а уж он сам решит: “наказать его или помиловать”. А сносить дерзости от кого бы то ни было он не намерен, так как является старинным дворянином. Письмо Дубровского рассердило Троекурова. Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила.)      

8.Физкультминутка.

9. Работа с новым материалом. Анализ эпизодов.

-Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское? («В первую минуту гнева он хотел учинить нападение на Кистиневку…разорить ее дотла. Но, поразмыслив, решил отнять имение Дубровского. Все документы на имение Дубровского сгорели при пожаре. Это заметно облегчало дело, кроме того, Дубровский мало смыслил в делах, был горяч и полагался на закон. Троекуров доверился Шабашкину, который занимался подкупом судей, и добился рассмотрения дела в суде.)

-Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин)

-Открываем учебники, найдите в 1-й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова”.(лушать)

Прочитайте портретное описание Шабашкина. Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его.

-Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство)

-Как ведет себя Шабашкин у Троекурова? (Угодничает).

-С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне)

-В чем особенность его речи? -Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”). Почему? (Хочет подчеркнуть значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева)

-Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть какие- либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее)

-Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову)

-Как вы понимаете слова “Шабашкин поклонился почти до земли, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение (“Стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы, заботился о выигрыше затеянного им дела”). для заседателя, помощника судьи, который был представителем закона, деньги стали главным законом жизни.

-Почему “хлопотать”, а не работать, заниматься этим делом?

(1) Хлопотать - Добиваться чего-нибудь 2) Хлопотать - Заниматься чем-нибудь усердно, находясь в движении, переходя от одного к другому 3) Хлопотать - Стараться помочь кому-нибудь в чем-нибудь, ходатайствуя перед кем-нибудь)

-Почему по “замышленному делу”, а не начатому? Какие оттенки в характеристику поведения героя вносят эти слова?

-Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”, что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания).

-Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”). О чем говорят эти слова?

-Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую достаточно одного слова, чтобы понять характер героя.

Проведем исследовательскую работу (работа в парах)

Благодаря чему дело в суде продвинулось очень быстро? Как ведет себя Шабашкин, улаживая дела в суде? (“Шабашкин хлопотал, стращая и покупая судей, толкуя вкривь и вкось всевозможные указы”) Шабашкин был как бы орудием низкой мести Троекурова, который не хотел сам хлопотать о грязном деле, а поручил его подлому судейскому чиновнику.

Что значит “толкуя вкривь и вкось”, “всевозможные указы”?( (судить) неправильно.;

-Почему Дубровский не предпринял ответных мер? (уверен в своей правоте)

-Как были встречены в суде К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский?(глава 2) Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Он «стоя прислонился к стенке». Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности».) Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестествен-ность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке.

Анализ эпизода “Суд”.

Работа в группах: Выписать ключевые слова, характеризующие образ Дубровского в сцене суда, заполнив таблицу:

Приезд в суд

 Никто не обратил на него внимания

Слушание протокола

 Стоял

Подписывание решения

 Поднесли бумаги

Отъезд из суда

 Вывели и усадили в сани

Выписать ключевые слова, характеризующие образ Троекурова в сцене суда, заполнив таблицу:

Приезд в суд

 С изъявлением глубокого подобострастия

Слушание протокола

 Сел в кресло

Подписывание решения

 Обратился с низким поклоном

Отъезд из суда

 Сопровождаемый всем судом

В чем особенности поведения героев? Какие черты характера героев подчеркивает А.С.Пушкин, на что особенно обращает внимание?

   — Как вели себя чиновники после оглашения решения суда? («Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову, приглашая его подписать предлагаемую бумагу»; Троекуров вышел, «сопровождаемый всем судом»; «Секретарь поднес ему [Дубровскому] бумагу».)

    — Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании «решением суда»? (Автор выделяет другим шрифтом слово решением, потому что не считает, что суд вообще что-нибудь решал)

-Как принимает решение суда Троекуров? (торжествует)(«Торжествующий Троекуров... подписал под решением суда совершенное свое удовольствие»;

-А Дубровский? «Дубровский стал неподвижен, потупя голову». Несправедливое решение суда привело А. Г. Дубровского к внезапному сумасшествию.)

-Как вы думаете, чем вызвано сумасшествие Дубровского: тем, что он лишился последнего имения, разорен или чем- то другим? (тем, что все совершено не по закону, бесчестием, подлостью). Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены.

-Итак, мы видим, что задуманное совершилось, Троекуров “торжествует”, но его торжество недолго, он очень скоро уехал, а судьи не дождались благодарности. Почему? (внезапное сумасшествие Дубровского поразило его, он понял, что совершил подлость) В Троекурове проснулся человек, обнаружилась совесть. Он чувствует себя неудобно, жажда мести завлекла его слишком далеко, и он понимает, что поступил с Дубровским не по справедливости. Победа не радовала Троекурова. И он отправляется к Дубровскому, решив помириться и вернуть старому другу его законное владение. Примирение не состоялось. Когда стоящий у окна Дубровский увидел подъезжающего Троекурова, он пришел в сильное волнение, упал без чувств, с ним сделался паралич. Дубровский скончался.

А теперь, подводя итоги, произведем математический подсчет. Попробуем представить характеристику Дубровского и Троекурова в виде дроби. В числителе укажем, что на самом деле представляют собой эти герои, а в знаменателе – что они о себе думают.

В результате получится схема:


Дубровский:

Троекуров:

Что представляет

 собой

независимый, горячий, смелый, прямой, решительный, неосмотрительный, нетерпеливый

самодур-помещик              

Что он о себе думает?

гордый, честный

независимый, гостеприимный, богатый, сильный, строгий, влиятельный, здоровый, избалованный,  хороший отец

-   Из математики  вам известно: чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Что у нас получилось: у Троекурова в знаменателе оказалось больше слов. Значит, его величина маленькая, ничтожная.

-Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал? (Троекурову нужна не Кистеневка, он хочет наказать своего непокорного соседа, сломить его гордость, независимость, сломить его достоинство)

10. Итог. Рефлексия

-Обрисовывая конфликт Дубровского и Троекурова, Пушкин обличил жестокость и мстительность, ведущую к потере друзей; показал цену горячности, когда уязвлённая гордость не позволяет трезво взглянуть на ситуацию и пойти на компромисс. Ссора героев, суд – это испытание героев, испытание на честность и чувство собственного достоинства. Фактически судебную тяжбу выиграл Троекуров. А морально?

мы пришли к выводу: когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно. «Дубровский» - произведение не только о событиях двухсотлетней давности, но и о нашем времени. Читая его, можно извлечь для себя много нравственных уроков. Первый из них: «Мирись с соперником скорее, пока ты еще на пути с ним». Эти слова принадлежат библейскому персонажу Матфею. Помните, к чему могут привести длительные ссоры. Я вам желаю никогда не допускать подобного в отношениях с близкими и друзьями.

      Писатель остро поставил нравственные вопросы, волнующие людей и сегодня: что такое истинная дружба? Как научиться её беречь? Дружба – это умение быть чутким и внимательным, умение прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное – вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить ее.

12. Домашнее задание. пересказ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!