СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин. Роман "Дубровский". Смысл финала романа. Урок в 6 классе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока отвечает всем требованиям обновленного ФГОС. Доступен в испоьзование . Материал интересный.

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин. Роман "Дубровский". Смысл финала романа. Урок в 6 классе.»

Тема :А.С. Пушкин. Роман "Дубровский". Смысл финала романа

Дата: Класс: 6

Цели урока: Размышление над проблемой нравственного выбора, возникшего перед главными героями романа.

Планируемые результаты: умения извлекать из текста необходимую информацию, анализировать текст, давать оценку событиям и поступкам героев; владение навыками монологической и диалогической речи.

                                                                    

                                    ХОД  УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя: Мы продолжаем разговор о незаконченном романе А.С. Пушкина «Дубровский». Впервые мы встретились с жанром романа. Давайте вспомним определение романа.

                       Роман- это эпическое произведение со сложным, разветвленным сюжетом, в котором повествуется о жизни многих действующих лиц, интересы и судьбы которых сталкиваются. По объему роман гораздо больше рассказа, в нем есть главы, части.

3. Решение проблемной задачи.

 Докажите, что изучаемое нами произведение-роман.

- Несколько сюжетных линий: изображение русского барства, взаимоотношения крестьян и дворян, тема крестьянского бунта, любовная линия.

- многообразие персонажей.

- изображение чувств, характеров и судеб героев.

Обратимся к эпиграфу нашего урока. ( ученик зачитывает эпиграф)

Вывод: Автору удалось в столь малом объеме создать значительное, емкое по содержанию произведение, в котором поднимаются важные нравственные проблемы, рассматриваются такие понятия, как честь, долг, благородство, порядочность.

Слово учителя: Ребята, сегодня у нас состоится урок-диалог. Мы постараемся ответить на  многие вопросы. Домашним заданием для вас было проследить одну из основных сюжетных линий романа- любовную. В центре нашего внимания  будут взаимоотношения двух героев, Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. В ходе нашей работы мы будем обращаться непосредственно к тексту отдельных глав романа.

4.Аналитическая беседа        -

Предлагаю вам вспомнить авторскую характеристику героев. Владимир Дубровский( противоречивость, переменчивость образа) Маша Троекурова (Воспитана на романах, не имеет подруг, редко бывает в обществе.)

Обратимся к главе 3-й 1-го тома, т.к. в этой главе мы встречаем первое  упоминание о Маше.( « Он хотел об ней осведомиться у Антона, но какая-то застенчивость удержала его»)

--Как вы думаете, что заставило Дубровского проникнуть в дом Троекурова?

Работа по главе 7(2-й том) сцена объяснения Дубровского с Машей

Зачитать»…я следовал за вами…»

ВЫВОД: Дубровский влюблен  в Машу, ради нее он совершает этот рискованный поступок.

         Под видом кого проник в дом Троекурова Дубровский?

Ему не составило труда  под видом француза Дефоржа поселиться в доме врага своего. Сам Пушкин называл этот прием « тайной занимательности»

А теперь понаблюдаем за Дефоржем…

--Чем понравился учитель-француз Троекурову?

--А как Маша отнеслась к Дефоржу?

--Какой случай и почему изменил отношение Маши к Дефоржу?

Анализ сцены « Убийство медведя» (гл.8 стр.138)

Вопрос классу: Как пишет Пушкин эпизод в медвежьей комнате7 Почему он так краток, стремителен и на каких словах построен этот эпизод?

--Сплошь глаголы(« не смутился, не побежал и ждал нападения…, вынул из кармана пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил.»)

---Как эта сцена характеризует Дубровского?

                ---Вспомните рассказ Анны СавишныГлобовой о Дубровском.

---Какое открытие сделала для себя Маша?

« Она увидела,что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию…»

ВЫВОД: Дубровский соответствует тому идеалу романтического героя, сформировавшемуся у Маши. Он благороден, умен, смел, красив и т.д. Поэтому автор утверждает, что Маша  в него влюбилась, сама себе еще в том не признаваясь.

----Найдите в тексте строки, подтверждающие этот вывод. (начало главы 12-й)

«…Она скучала без Дефоржа…» до слов « но при первом препятствии или внезапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнуть в ее сердце.»

 

--- Зачем Дефорж назначает Маше свидание в саду?

Анализируем признание Дубровского. « Я понял, что дом, где вы обитаете, священ, что ни единое чувство, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию, я отказался от мщения, как от безумства.»

---- К какому выводу подводит нас автор?

Любовь преображает героя…

----Какое событие послужило причиной второго свидания героев? (сватовство кн. Верейского)

--- Почему Дубровский не испытывает ненависти к Троекурову?

(« В сердце моем нет места ненависти»)

Ребята, мы не должны забывать, что в художественном произведении сюжет строится по воле автора: это его умысел, его желание. Так почему , по вашему мнению, в самый судьбоносный момент Дубровский опаздывает к любимой, и венчание Маши и князя состоялось?

---- При сложившихся обстоятельствах их союз и счастье невозможны.

Но Дубровский верен своему слову: он все же пытается спасти Машу. (зачитывается сцена из гл. 18)

--Ребята! Согласны ли вы с Машей?

--А на чьей стороне автор?

Еще раз обратимся к ответу Маши:» Нет… возразила она с твердостью… Я согласилась, я дала клятву…»

Маша Троекурова оказалась перед нравственным выбором, и она его сделала.

ВЫВОД: Пушкин утверждает, что счастье- это любовь, взаимоуважение, жизнь в соответствии с нравственными законами. Автор разводит жизненные дороги своих героев. Он не оставляет Дубровского предводителем разбойников, т.к. тот стал разбойником поневоле.

---Какие качества проявляет Дубровский?

Великодушие, благородство, отвага, честь.

5.Рефлексия : -что вы уже знали ? что узнали нового?

Мы анализировали поступки и чувства главных героев. Мы узнали, что лучшие герои Пушкина человечны и благородны. Как бы ни складывались обстоятельства, понятия чести и благородства остаются для них превыше всего.

6.Домашнее задание: Напишите  продолжение романа «Дубровский». Попробуйте стать соавторами великого А.С.Пушкина.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!