Приветствуют учителя и слушают эпиграф. Формулируют интерпретацию высказывания А.С.Пушкина: | Приветствует учеников и читает эпиграф к уроку: Для вас, души моей царицы, Красавицы, для вас одних Времен минувших небылицы, В часы досугов золотых, Под шепот старины болтливой, Рукою верной я писал; Примите ж вы мой труд игривый! Ничьих не требуя похвал, Счастлив уж я надеждой сладкой, Что дева с трепетом любви Посмотрит, может быть украдкой, На песни грешные мои. А.С.Пушкин - Как вы понимаете смысл высказывания А.С.Пушкина? (Л) |
Учащиеся строят предположения и делают вывод: эпиграфа недостаточно для точного ответа. Определяют связь между словами на карточках: сказка кот Леший дорожки царевна волк Возможны разные варианты: сказка о царевне, волк на дорожке, Леший у кота, сказка про кота, волк и царевна и т.д. - В эпиграфе поэт говорит о произведении, в котором будет описано много материалов из прошлого - В произведении, которое называется поэма «Руслан и Людмила» | - Достаточно ли эпиграфа к уроку, чтобы понять, какова его тема? (Р) - Для того чтобы понять, как связан эпиграф с темой нашего урока, обратимся к словам на доске. Слова, написанные на них, служат разгадкой к определению темы нашего урока. (Р) - Найдите в парах найти связь между словами. Ответить можно в виде словосочетания. (К) - Работа в парах завершена. Поблагодарите друг друга за работу! (К) - Как связан эпиграф со словами, данными вам? (Р) - В каком произведении А.С.Пушкина повествуется о Лешем, царевне, коте?(Р) |
Составьте вопросы на основе сообщений одноклассников. Карточка № 1. № | Вопрос | Ответ | Оценка (+) | 1 | Где родился А.С.Пушкин? | | | 2 | Как звали бабушку по матери А.С.Пушкина? | | | 3 | В каком учебном заведении учился А.С.Пушкин? | | | 4 | В каком году стихотворения юного поэта были впервые опубликованы? | | | 5 | В какое литературно-театральное сообщество вступает А.С.Пушкин после окончания лицея? | | | -Серый волк, царевна, Баба Яга, кот ученый, Леший, русалка, избушка на курьих ножках, 30 морских витязей и их дядька, царь Кощей -… -Чудеса, которые там происходят V. Словарная работа. Карточка № 2. Слово | Значение | Оценка (+) | Лукоморье Поэма витязь пленяет видение | крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала излучина морского берега призрак, привидение воин, богатырь берет в плен | | Учащиеся сверяют ответы с эталоном на доске и оценивают свою работу. VI. Выразительное чтение части пролога от начал до слов «…налево – сказку говорит». - читает 1 хорошо читающий ученик VII. Беседа с учащимися по тексту стихотворения. Дол – -дядька – -тужить -Как известно, А.И.Мусин-Пушкин издал «Слово о полку Игореве», ставшее для А.С.Пушкина источником творческого вдохновения и некоторых исторических фактов. Киевские князья постоянно вели войны с лукоморскими половцами. «Слово о полку Игореве» и русские летописные своды конкретно указывают имена ханов и местность, где в 11-12 веках кочевали половцы, то есть Лукоморьем названа территория Северного Приазовья. Таким образом, излучин между нижним течением Днепра и Азовским морем и была историческим лукоморьем, воспетым Пушкиным. -мимоходом – -эпитеты: неведомых дорожках,невиданных зверей, из вод ясных VIII. Выразительное чтение части пролога от слов «Там чудеса…» до слов «Там русский дух…там Русью пахнет!». IX. Работа со статьей учебника -чтение статьи «Рифма» - чтение 1 песни поэмы XI. Рефлексия. (Р) Учащиеся называют цели, которых достигли. | Работа по таблице. Выступления учащихся. - Для того чтобы достигнуть целей урока, нам необходимо больше узнать об авторе и об истории создания произведения. (П, Р) - Молодцы! Теперь обменяйтесь карточками со своим другом по парте. Устно ответив на вопросы, запишите ответы в третью колонку. (П, К) IV .Прослушивание выразительного чтения отрывка - «Руслан и Людмила» - оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями и бытовыми фрагментами. Сюжет поэмы – сказочный, в нем все дышит молодостью и здоровьем. «Руслан и Людмила»-это поэма, в которую тесным образом вплетены сказочные мотивы. «У Лукоморья дуб зеленый…» - вступление к поэме «Руслан и Людмила». -Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке? -Назовите сказки, в которых действуют эти персонажи. -Что вам запомнилось более всего в этих сказках? V. Словарная работа. (П,Р) VI. Выразительное чтение части пролога от начала до слов «…налево – сказку говорит». - VII. Беседа с учащимися по тексту стихотворения.(П,Р) -Объясните значение слов: дол, дядька, тужить. -Какой картиной начинается пролог? Как вы ее себе представляете? -Что послужило поэту источником для названия местности «лукоморьем» в прологе к «Руслану и Людмиле»? -Что явилось источником для поэта при создании сюжета о сказочном дубе? -Объясните значение слов: мимоходом, пленять. -Выпиши эпитеты и определите, с какой целью использовал их автор. В каких произведениях встречаются такие эпитеты? -Объясните значение родственных слов. Найдите в них общий корень. -Укажите чередование гласных и согласных звуков: злато, позолота, позлащенный, золотить, золотой; брег, побережье, прибрежный. -Используя словарь синонимов, продолжите синонимические ряды: А)…кот ученый все ходит…; идет на право; леший бродит; ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой; б)…песнь заводит; сказку говорит; сказку эту поведаю теперь я свету… -Чем объясняется, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в обычной речи: дол, видений, брег, чредой? Какой становится нарисованная поэтом картина? VIII. Выразительное чтение части пролога от слов «Там чудеса…» до слов «Там русский дух…там Русью пахнет!». IX. Работа со статьей учебника --Найдите рифмы во вступлении к «Руслану и Людмиле». XI. Рефлексия. (Р) - Вернитесь к целям урока. Каких целей урока вы достигли? Я узнал (а)… Я научился(ась)… Я могу рассказать другу о … |