СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин "Руслан и Людмила"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта разработана по учебнику Г. С. Меркина для учащихся 5 класса

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин "Руслан и Людмила"»

МБОУ «Белоярская СШ» Алтайского района республики Хакасия


Технологическая карта

ФИО: Рябинина Любовь Николаевна

Автор учебника: Г.С. Меркин.- М.: ООО «Русское слово»

Тема: А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок)

Класс: 5

Предмет: Литература

Тип: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: знакомство и анализ поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Задачи:

- сформировать у учащихся умения реализовать способы действия, помогающие анализировать поэтический текст

- способствовать развитию навыков выразительного чтения, речевых умений;

- способствовать развитию внимания, коммуникативных навыков, умению анализировать  информацию и делать выводы;

- содействовать формированию осознанного интереса к изучению литературы;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.


Планируемые результаты

Предметные:

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы;

- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

- понимание ключевых проблем произведение русской литературы XIX века;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих ценностей и современного их звучания;

- умение анализировать литературное произведение;

- создавать устные монологические высказывания.

Метапредметные:

- целеполагание и планирование своей деятельности;  

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы в пользу собственного решения;

- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

- умение оценивать свою деятельность, определять сферу своих интересов;

-умение находить информацию, анализировать,  использовать ее в самостоятельной деятельности

- умение строить речевые высказывания

 

Личностные:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание чувства любви к Отечеству;

- воспитание уважительного отношения к культуре и истории страны и народа;

- использование для познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии)

Межпредметные связи: история, ИЗО, культуроведение


      Ресурсы урока: учебник литературы, методическое пособие, рабочая тетрадь



Содержание деятельности ученика

Содержание деятельности учителя

Мотивация познавательной деятельности

Приветствуют учителя и слушают эпиграф.

Формулируют интерпретацию

высказывания А.С.Пушкина:


Приветствует учеников и читает эпиграф к уроку:

Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.

А.С.Пушкин

- Как вы понимаете смысл высказывания А.С.Пушкина? (Л)

Актуализация познавательной деятельности

Учащиеся строят предположения и делают вывод: эпиграфа недостаточно для точного ответа.

Определяют связь между словами на карточках:

сказка   кот  Леший   дорожки    царевна    волк

Возможны разные варианты: сказка о царевне, волк на дорожке, Леший у кота, сказка про кота, волк и царевна и т.д.

- В эпиграфе поэт говорит о произведении, в котором будет описано много материалов из прошлого

- В произведении, которое называется поэма «Руслан и Людмила»

- Достаточно ли эпиграфа к уроку, чтобы понять, какова его тема? (Р)

- Для того чтобы понять, как связан эпиграф с темой нашего урока, обратимся к словам на доске. Слова, написанные на них, служат разгадкой к определению темы нашего урока. (Р)

- Найдите в парах найти связь между словами. Ответить можно в виде словосочетания. (К)

- Работа в парах завершена. Поблагодарите друг друга за работу! (К)

- Как связан эпиграф со словами, данными вам? (Р)

- В каком произведении А.С.Пушкина повествуется  о Лешем, царевне, коте?(Р)

Определение темы и постановка целей урока

-Изучение отрывка из поэмы  А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Учащиеся формулируют цели урока:

- узнать об истории создания поэмы,

- уметь определять тему и идею произведения,

- развивать навыки анализа произведения.

- Сформулируйте тему урока. (Р)

- Исходя из эпиграфа и темы урока, определите цели, поставленные сегодня на уроке. Можно начать со слов:

- узнать…

- уметь…

- развивать… (Р) 

Организация познавательной деятельности

  1. Составьте вопросы на основе сообщений одноклассников.

Карточка № 1.

Вопрос

Ответ

Оценка (+)

1

Где родился А.С.Пушкин?



2

Как звали бабушку  по матери А.С.Пушкина?



3

В каком учебном заведении учился А.С.Пушкин?



4

В каком году стихотворения юного поэта были впервые опубликованы?



5

В какое  литературно-театральное сообщество вступает А.С.Пушкин после окончания лицея?



-Серый волк, царевна, Баба Яга, кот ученый, Леший, русалка, избушка на курьих ножках, 30 морских  витязей и их  дядька, царь Кощей

-…

-Чудеса, которые там происходят

    V. Словарная работа. 

Карточка № 2.

Слово

Значение

Оценка (+)

Лукоморье

Поэма

витязь

пленяет

видение

крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала 

излучина морского берега

призрак, привидение

воин, богатырь

берет в плен


Учащиеся сверяют ответы с эталоном на доске и оценивают свою работу.

VI. Выразительное чтение части пролога от начал  до слов «…налево – сказку говорит».

- читает 1 хорошо читающий ученик

VII. Беседа с учащимися по тексту стихотворения.

Дол –

-дядька –

-тужить

-Как известно, А.И.Мусин-Пушкин издал «Слово о полку Игореве», ставшее для А.С.Пушкина источником творческого вдохновения и некоторых исторических фактов. Киевские князья постоянно вели войны с лукоморскими половцами. «Слово о полку Игореве» и русские летописные своды конкретно указывают имена ханов и местность, где в 11-12 веках кочевали половцы, то есть  Лукоморьем названа территория Северного Приазовья. Таким образом, излучин между нижним течением Днепра и Азовским морем и была историческим лукоморьем, воспетым Пушкиным.

-мимоходом –

-эпитеты: неведомых дорожках,невиданных зверей, из вод ясных

VIII. Выразительное чтение части пролога от слов «Там чудеса…»  до слов «Там русский дух…там Русью пахнет!».

IX. Работа со статьей учебника

-чтение статьи «Рифма»

- чтение 1 песни поэмы

XI. Рефлексия. (Р)

Учащиеся называют цели, которых достигли.

  1. Работа по таблице. Выступления учащихся.

-  Для того чтобы достигнуть целей урока, нам необходимо больше узнать об авторе и об истории создания произведения. (П, Р)

- Молодцы! Теперь обменяйтесь карточками со своим другом по парте. Устно ответив на вопросы, запишите ответы в третью колонку. (П, К)

IV .Прослушивание выразительного чтения отрывка

- «Руслан и Людмила» - оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями и бытовыми фрагментами. Сюжет поэмы – сказочный, в нем все дышит молодостью и здоровьем. «Руслан и Людмила»-это поэма, в которую тесным образом вплетены сказочные мотивы. «У Лукоморья дуб зеленый…» - вступление к поэме «Руслан и Людмила».

-Какие персонажи русских народных сказок  действуют в отрывке?

      -Назовите сказки, в которых действуют эти персонажи.

     -Что вам запомнилось более всего в этих сказках?

   V. Словарная работа. (П,Р)


VI. Выразительное чтение части пролога от начала  до слов «…налево – сказку говорит».

-

 VII. Беседа с учащимися по тексту стихотворения.(П,Р)

-Объясните значение слов: дол, дядька, тужить.

-Какой картиной начинается пролог? Как вы ее себе представляете?

-Что послужило поэту источником для названия местности «лукоморьем» в прологе к «Руслану и Людмиле»?

-Что явилось источником для поэта при создании сюжета о сказочном дубе?

-Объясните значение слов: мимоходом, пленять.

-Выпиши эпитеты и определите, с какой целью использовал их автор. В каких произведениях встречаются такие эпитеты?

-Объясните значение родственных слов. Найдите в них общий корень.

-Укажите чередование гласных и согласных звуков: злато, позолота, позлащенный, золотить, золотой; брег, побережье, прибрежный. 

-Используя словарь синонимов, продолжите синонимические ряды:

А)…кот ученый все ходит…; идет на право; леший бродит; ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой;

б)…песнь заводит; сказку говорит; сказку эту поведаю теперь я свету…

-Чем объясняется, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в обычной речи: дол, видений, брег, чредой? Какой становится нарисованная поэтом картина?

VIII. Выразительное чтение части пролога от слов «Там чудеса…»  до слов «Там русский дух…там Русью пахнет!».

IX. Работа со статьей учебника

--Найдите рифмы во вступлении к «Руслану и Людмиле».

  XI. Рефлексия. (Р)

- Вернитесь к целям урока. Каких целей урока вы достигли?

Я узнал (а)…

Я научился(ась)…

Я могу рассказать другу о …

Подведение итогов

-Автор восхищается историей своей страны

-Картины пролога проникнуты чувством единства русского духа, воплощенного в сказках

-Автор проводит читателя через все, чему поверить  нельзя и в то же время нельзя не поверить. Смеясь и делая нестрашными все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой.

- Как относится автор к изображаемому?

- Какое значение приобретает восклицание: «Там русский дух…там Русью пахнет!»

- Какой смысл приобретают финальные строчки пролога?(Р, Л)

Домашнее задание

  1. Выучить наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!