Тема урока: А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Автор: Учитель – дефектолог
І квалификационной категории
Шаповал Татьяна Петровна.
Задачи : углубить знания учеников о жизненном и творческом пути А.С.Пушкина; ознакомить обучающихся с содержанием сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях; работать над языком художественного произведения; обучать вдумчивому прочтению сказки; развивать навыки словесно - образного мышления, долговременную память на основе припоминания прочитанного, умение делать выводы, обобщения, выделять главную мысль прочитанного, умение видеть и чувствовать красоту природы; обогащать лексику обучающихся словами и выражениями из произведений; корректировать умственные и речевые недостатки; способствовать развитию коммуникативной компетентности; развивать креативные способностей у детей, проследить к чему приводит человеческая гордость, зависть и себялюбие, какие трудности преодолевает любовь;
Оборудование : портреты А.С. Пушкина и Жуковского; доска; учебник; атрибуты костюмов: царевны, месяца, солнца, ветра, королевича Елисея; карточки для записи характерологических качеств царевны и царицы.
Ход урока.
1. Разминка:
а) Назовите дату рождения А.С. Пушкина
б) Как называлось учебное заведение, в котором учился поэт?
в) Над каким произведением Пушкин работал на протяжении восьми лет?
г) Почему о Пушкине говорят «Великий поэт, сказочник, прозаик»?
д) У Жуковского «Сказка о спящей царевне», а у Пушкина?
2. Формулировка темы урока.
Сегодня на уроке мы продолжаем чтение сказки. Дома вы дочитали ее до конца и потому без труда определите, к каким героям и в каких ситуациях относятся данные пословицы:
На доске:
1. Где счастье родится, там и зависть плодится.
2. Завистливый по чужому счастью сохнет.
3. Немил и белый свет, когда милого нет.
4. Сердцу не прикажешь.
5. Смерть злым, а добрым вечная память.
Учащиеся высказывают свои мнения, подтверждая событиями из сказки.
Кто может привести свои примеры пословиц, относящихся к героям сказки?
1. Для милого дружка и сережка из ушка.
2. Без милого и свет постыл.
3. Выборочное чтение и анализ сказки по вопросам.
Что мы узнали о характере царицы в начале сказки?
Правду молвить, молодица, …
Какие чувства испытывала царица, когда волшебное зеркальце говорило о ее красоте и превосходстве?
с.99. Царица хохотала,…
В чем видна гордость, себялюбие?
В осанке, во взгляде.
О чем говорит тот факт, что лишь с зеркальцем царица была добродушно весела?
Как изменилась царица, узнав о красоте царевны?
Наполнилась черной завистью.
4. Инсценировка разговора царицы с зеркальцем.
Что предпринимала царица, чтобы избавиться от соперницы?
Что спасло царевну в первый раз?
Любовь Чернавки, ее доброе сердце.
Доброта спасает жизнь царевне и доброта же губит ее. Что я имею в виду?
Помощь Чернице.
Давайте найдем описание встречи царевны с переодевшейся царицей и прочитаем.
Чтение по ролям.
Получается, права пословица?
6). Не хочешь себе зла - не делай людям добра.
Добро нужно делать всегда,…
Вы правы, без худа добра не бывает. Как знать, может быть не нашел бы королевич Елисей свою невесту, не случись все именно так.
5 . Инсценировка обращения Елисея к Солнцу, Месяцу и Ветру.
Однако сказка не была бы таковой, если бы не элементы волшебства. О чем я говорю?
О волшебном зеркале, что умело говорить.
О яблоке, усыпившем царевну.
О ветре, месяце и солнце, которые говорили человеческими голосами.
О чудесном пробуждении царевны.
Чтение сцены пробуждения царевны от сна.
Прочитайте пословицу.
7) Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.
Как вы понимаете ее смысл?
Как раскрыл смысл пословицы Пушкин?
Чтение.
6. Сочинение-обращение к литературному герою.
Напишите, какие чувства вы испытываете к царице и к царевне.
7. Обобщающая беседа.
Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок следует извлечь из этой сказки?
К чему приводит гордость, зависть и чрезмерное любование собой?
На чьем месте вы бы не хотели оказаться?
Что для этого нужно?
Спасибо за подготовку к уроку, активную работу на уроке.