СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.»

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».        

Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.

Цели урока:

-раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;

-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;

-формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

                                                                       

 Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.

Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.

                                     

Ход урока

 1Организационный момент. (Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих).

 2. Слово учителя.

Я видел в жизни много зла, но и оно не изменило моего отношения к добру.

(Али Апшерони)


 - Нет в отечественной литературе писателя, чье творчество было бы столь многообразным и многогранным. Должна сообщить вам по секрету, что отношение к произведениям этого гениального писателя очень многое говорит о человеке. Я думаю, если кому-то не нравится Пушкин, если его произведения оставляют читателя равнодушным, значит, с читателем что-то не так, значит, он болен какой-то опасной болезнью: невежеством, черствостью души. От такого недуга не спасет ни один врач, если человек сам не захочет излечиться. Поэтому, если, читая Пушкина, вы испытываете скуку, никому не говорите об этом, постарайся разобраться, может быть, вам просто непонятны какие-то слова или вы невнимательно читали книгу.

Я уже говорила, что А. С. Пушкин написал очень много самых разных произведений. Сейчас вы начинаете изучать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Не правда ли, она чем-то напоминает немецкую народную сказку о Белоснежке? Но не подумайте, что А. С. Пушкин написал свое произведение, прочитав сказки братьев Гримм.

Вы должны запомнить, что сюжет о злой мачехе и трудолюбивой падчерице – один из самых распространенных в народных сказках. А Пушкин очень хорошо знал и любил фольклор не только русский, но и других народов.


Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей. Сегодня мы продолжим нашу с вами работу со «Сказкой о мертвой по знакомству со сказкой.

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

3. Проверка домашнего задания. 


-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.

(Обучающиеся  зачитывают определения терминов из толкового словаря).

-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.     

«Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).                

«Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

Зло - худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный» (Словарь живого русского языка В. Даля).

-Ребята, как вы думаете, можно ли  утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

4. Объяснение нового материала.

  1. Работа с текстом.

- На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным ( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).( Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван - крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое).

Учитель:

-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).

- Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла? ( В персонажах Царевны и царицы).

- Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).

-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь сказки

-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними? ( Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она).

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).

-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

 

   2. Анализ художественного произведения.

-Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.

Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна молодая…»

-Ребята, что вы можете сказать о Царице?

-С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась- и расцвела»? (Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза).

-Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая…» (стр. 95), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна- добро.

Выразительное чтение учащимися отрывка.

-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”? (Есть иконы, в горнице чисто, светло).

-Что сделала героиня в доме?

Зажгла свечу, затопила печь.

-Как это характеризует героиню? (Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая).

-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая? (Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”)

-Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

- На чьей стороне Соколко? Почему?

Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это? (Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту).

- В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

«Злая мачеха, вскочив,  

 Об пол зеркальце разбив,        

 В двери прямо побежала

 И царевну повстречала    

Тут ее тоска взяла,                

 И царица умерла».

-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

   5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.

-А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием Али Апшерони (Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит,  добро остается добром всегда).

-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли? ( Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано).

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?

Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Понравившийся отрывок из сказки выучите наизусть.

6.Рефлексия. Презентация сказок А.С.Пушкина (выставка книг).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!