СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Раскрывает нравственный смысл сказки. Рассматривает категории добра и зла на примере данной сказки.
Тема. А. С. Пушкин.»Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Система образов сказки. Борьба добрых и злых сил.
Цель: раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; отметить художественные особенности произведения;рассмотреть образ главного героя; рассказать о появлении сюжета сказки.
Планируемые результаты:
Предметные :знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные:
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Эпиграф урока:
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели
Ход урока
Слайд 1.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста
Слайд 2
Ну-ка, ты проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку … (хором) пять!
Учитель: Ребята, я надеюсь, что вы будете работать активно и заработаете только отличные отметки! Итак, мы начинаем наш урок.
Слайд 3
Звучит песня «В гостях у сказки»
2. Слово учителя.
Учитель:
-Итак, дорогие ребята, как вы уже догадались, на сегодняшнем уроке мы попадём снова в мир сказки. В необыкновенный волшебный мир сказки
На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией и творчеством и великого русского поэта? Кто это?
(А.С. Пушкина)
Слайд 4
-А.С. Пушкин был не только великим поэтом, но и сказочником. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, повторяем наизусть строки из его произведений. Дальше с его произведениями мы знакомились в начальных классах , в среднем и старшем звене вы тоже будете читать его произведения.
- Давайте с вами вспомним немного фактов из биографии А.С.Пушкина
Слайд 5
Слайд 6
1. Вспомните, когда родился А. С. Пушкин?
2. Где родился?
3. Где находится памятник А. С. Пушкину в Москве?
4. Где находится музей А. С. Пушкина в Москве?
5. Как звали няню поэта?
6. Где учился Пушкин?
7. Кто присутствовал на выпускном экзамене в лицее?
8. С кем из известных поэтов и писателей дружил Пушкин?
Учитель: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились
Пушкин! Это имя звучит для нас всю жизнь- с детства до старости. И ни одно из его стихотворений, ни одна из сказок этого прекрасного поэта не может наскучить. Их можно читать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством А. С. Пушкина. Но прежде вспомним, какие сказки он написал.
Слайд 7
Давайте посмотрим, как хорошо вы помните содержание сказок.
1. Воротился старик ко старухе
Что же он видит? Высокий терем
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке.
(«Сказка о золотой рыбке»)
Слайд 8
2. Чуть опасность где видна
Верный сторож, как со сна
Шевельнётся, встрепенется
К той сторонке обернется
И кричит «кири-ку-ку»
Царствуй лежа на боку
(«Сказка о золотом петушке»)
Слайд 9
3. К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Видно, на море не тихо;
Смотрит – видит дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней.
(«Сказка о царе Салтане»)
Слайд 10
4. Нужен мне работник
Повар, конюх и плотник
А где мне найти такого
Служителя не слишком дорогого!
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
Слайд 11
5. И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Слайд 12
Учитель: Молодцы, сказки А.С.Пушкина вы знаете.
Стук в дверь. Входит почтальон.
Учитель: Кто там? Ребята, нам прислали посылку. Давайте посмотрим, что в ней.
Учитель открывает посылку и достает из неё предметы: зеркальце, яблоко, портрет А.С Пушкина в рамочке.
Учитель: Странно, вы не знаете, зачем нам нужны эти предметы? Откуда они? Из какой сказки?
-О какой сказке сегодня пойдет речь на уроке?
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Слайд 13
Учитель: Правильно, на прошлом уроке мы с вами познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». Мы говорили о сюжете и о главных героях сказки. Сегодня мы продолжим наше знакомство со сказкой.
Звучит тихая музыка
Учитель рассказывает притчу.
- Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Доброи Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром,другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро
и зло, чего в его душе больше.
- Почему я вам эту притчу прочитала? Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какова тема?
Слайд 14
( Мы будем говорить о добре и зле, о добрых и злых героях сказки, будем их сравнивать)
Учитель: Тема. «А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов сказки. Борьба добрых и злых сил.»
Давайте откроем тетради, запишем число и тему урока
Учитель: Исходя из темы Цель нашего урока – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
Слайд 15
Учитель: А эпиграфом нашего урока будут слова грузинского поэта Шота Руставели. Давайте их прочитаем с доски
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели (грузинский госдеятель и поэт 12 века).
- Как вы думаете, так ли это?
(Доброта- одно из самых хороших качеств человека. Наша доброта заставляет других людей улыбаться , нас делает счастливее.Доброта- это когда ты помогаешь людям, не прося ничего взамен, не требуя благодарности¸ когда ты сочувствуешь, сопереживаешь, любишь, когда ты щедр и бескорыстен.
Зло- это отрицательные качества человека, противоположное понятию добра. Обозначает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому- либо вреда)
Учитель: Конечно, сразу тяжело ответить на этот вопрос. Мы разберемся с этим, анализируя сказку А.С.Пушкина. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
3. Проверка домашнего задания.
Учитель:
-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.
(Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря).
Учитель:
-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.
(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов):
Слайд 16
Учитель: «Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Слайд 17
Учитель: Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).
Слайд 18
«Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.
Зло - худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный»(Словарь живого русского языка В. Даля).
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия. Добрые люди всегда приносят пользу, злые постоянно вредят
Слайд 19
Учитель:
-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин раскрывает эти два понятия: добро и зло -в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.
4. Объяснение нового материала.
1. Работа с текстом.
Беседа.
Слайд 20
Учитель:
-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным ( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).
Слайд 21
Ученики: Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван - крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.
Слайд 22
Учитель:
-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?
Ученики: Да. Положительные: Царь, Зеркальце, пёс Соколко, 7 богатырей, Ветер, Солнце, Месяц, Царевич Елисей
Отрицательные: Царица
Учитель: Перечислив положительных и отрицательных героев, какой можно сделать вывод?
( В сказке больше положительных героев)
Учитель: Почему образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям?
(Сначала она делает зло, когда ведет царевну в глушь лесную, для того чтобы связать и оставить там на съедение волкам. Но потом она её жалеет и отпускает- это доброта)
Учитель:
- Правильно, ребята . А теперь подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
Ученики: В персонажах Царевны и царицы.
Слайд 23
Учитель:
- Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.
Какие они? Подберите к каждому образу свои определения. Для этого задания нам понадобятся карточки и листочки с определениями
(Ребята подбирают)
Учитель: А теперь заполним таблички, которые лежат у вас на партах Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей в презентации
Слайд 24
Учитель: Какая же царевна и какая царица?
Слайд 25
Учитель: Прочитайте свои определения и сравните с таблицей, представленной в виде слайда на экране:
| Царица | Царевна |
Внешность | Высока Стройна Бела | Белолица Черноброва |
Поведение, характер | Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая | Красавица-душа Милая Приветливая |
Цветовая гамма | Черны (зависть) | Белый Красный Румяный |
Учитель: Молодцы , ребята! С этим заданием вы справились. А теперь отдохнем и проведем физкультминутку
Слайд 26.
Проводится физкультминутка для учащихся.
2. Анализ художественного произведения.
Учитель:
-Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к анализу отрывков из сказки.
Слайд 27
Учитель: Прочитаем отрывки, где мы видим описание царицы и царевны
(Дети читают отрывок)
А) Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива, своенрана и ревнива.
Б) Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая, между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва
Нраву кроткого такого.
Учитель: Как описывает А.С.Пушкин своих героинь? Какие слова, характеризующие героинь, кажутся вам незнакомыми?
-Как вы думаете, что значат слова ломлива, нраву кроткого?
- Давайте сверим ваши предположения со словарной статьёй в толковом словарике.
-Давайте подытожим сказанное нами ранее.
- Что мы можем по данным характеристикам сказать о царевне и царице?( Несмотря на то, что обе героини красивы, характеры у них разные.)
Учитель: Какая царица? На примере отрывка мы продолжим доказывать, что она является олицетворением зла. Послушаем инсценировку «Царица и зеркало»
Слайд 28
1-й отрывок «Царица и зеркало» (инсценировка)
Учитель: Ребята, что вы можете сказать о царице? Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.
Учитель: А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
Ученики: Ненависть, зависть.
Слайд 29
Учитель: Что же такое ненависть? Давайте с вами прочитаем определение.
(Читают на слайде)
Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.
Учитель: Значит, какая царевна?
Ученики: Она злая. Не только сама совершает злые поступки, но и заставляет Чернавку совершать злые поступки
Слайд 30
Учитель:
-Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста молодая до зари в лесу блуждая…» , чтобы доказать, что царевна олицетворяет добро.
(Выразительное чтение учащимися отрывка.)
Учитель:
-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?
Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.
Учитель:
-Что сделала героиня в доме?
Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.
Учитель:
-Как это характеризует героиню?
Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.
Учитель:
-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.
Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.
Учитель: Значит, добро или зло олицетворяет царевна? Какая она?
Слайд 31
Учитель: А теперь прочитаем выразительно по ролям эпизод “Раз царевна молодая …
”
Учитель:
-Кто приходит к царевне с целью погубить ее?
Ученики: Царица, переодетая монахиней.
Учитель:
- На чьей стороне Соколко? Почему?
Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.
Учитель:
-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?
Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.
Учитель:
-В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.
Что же происходит со злой царицей-мачехой?
Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
(Учащиеся зачитывают строки:
“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла”.
Учитель:
-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.
5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.
Учитель:
-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли? Что побеждает в жизни?
Ученики: Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.
Учитель:
-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?
(Ответы учащихся)
Учитель: Молодцы, ребята, спасибо вам за урок. В заключении урока я хочу вам прочитать одно маленькое стихотворение…
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Домашнее задание
Учитель: Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить на вопрос «Что значит быть добрым человеком? Что вы хотите в себе изменить? От каких злых качеств избавиться?», а ответ нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.
7.Рефлекс
Учитель: - Какова же главная мысль этого произведения?
Старайся делать людям добро. Зависть и злоба сами себя наказывают.
Учитель: Ребята, давайте оценим нашу общую работу на уроке. Возьмите в руки то солнышко, которое соответствует вашему настроению: солнышко грустит- урок не понравился, улыбается- понравился, остались вопросы- солнышко в тучке.
(Ребята показывают солнышко)
Учитель: Я очень рада, что вам понравился урок. За вашу работу я всем поставлю по пятерке. На этом наш урок окончен. Большое вам спасибо.
На уроке я узнал, что …
На уроке мне было интересно…
Я понял, что такое…
8.Выставление отметок. Домашнее задание
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» является одной из наиболее известных сказок А. С. Пушкина. Написана эта замечательная сказка осенью 1833 года в Болдино.
В основу её была положена русская народная сказка, которую записал поэт в селе Михайловском. Пушкин, переодеваясь в крестьянский наряд, на ярмарках смешивался с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая в блокнот рассказы сказителей. Там ему посчастливилось записать сказку «Самоглядное зеркало», которая по сюжету похожа на «Сказку о мертвой царевне».
Кроме того, Пушкин с Жуковским заключили шутливое соглашение на лучшую обработку народной сказки. В результате появились сказка «Спящая царевна» Жуковского, «Сказка о мёртвой царевне» Пушкина. Так что данное шутливое соревнование стало также стимулом к написанию сказки.
Сюжет сказки перекликается сильно с сюжетом сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм, которая была опубликована в 10-20-х годах XIX века, т.е. раньше, чем сказка Пушкина (1833г.). Сходство между двумя сказками очень большое, предполагается, что Пушкину был знаком немецкий вариант сказки.
Гипотезы о происхождении сказки:
1. Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – это обработанный повтор народной сказки, 2. это самостоятельное произведение, 3. это заимствование из западноевропейской культуры.
Но в данном случае надо обязательно отметить, что совпадение двух этих сказок только исключительно внешнее: великому русскому поэту удалось создать свою неповторимую сказку, которую от сказки братьев Гримм отличает и сюжет, и герои, и язык. Сказка Пушкина является более красочной и поэтичной, выражающей идеалы и идеи русского народа.
Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер,
месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили
проявление добрых качеств героев.
- Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями.
Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу – мачеху)
Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.
Составление небольшого монологического высказывания.
- Как разворачиваются события дальше?
- Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и
любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой
красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.
Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много
помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает. Жалко Царицу? Почему?
Если бы вам предложили поучаствовать в постановке сказки на сцене, какого персонажа вы бы выбрали? Обратимся к иллюстрациям.
Заполняют таблицу-анкету.
Рефлексия. Ф.И._________________________________________________
Утверждение. | Ответ. | ||
Да. | Нет. | Затрудняюсь ответить. | |
На уроке я работал активно |
|
|
|
Своей работой на уроке я доволен |
|
|
|
Урок для меня показался длинным |
|
|
|
За урок я устал |
|
|
|
Мое настроение стало лучше |
|
|
|
Материал урока мне был понятен |
|
|
|
Домашнее задание показалось мне сложным и неинтересным |
|
|
|
Итог урока. Слайд 10
Оцените свою работу на уроке. Выставляют себе оценки в оценочные листы, учитель
контролирует.
Д/З На выбор:. Написать письмо одному из главных персонажей (положительному или отрицательному).
| Царица | Царевна |
Внешность | Высока Стройна Бела | Белолица Черноброва |
Поведение, характер | Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая | Красавица-душа Милая Приветливая |
Цветовая гамма | Черны (зависть) | Белый Красный Румяный |
Учитель:
-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.
Учитель:
-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
Ученики: Ненависть, зависть.
Учитель:
-Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.
Учитель:
-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.
Учитель:
-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.
Учитель:
-Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста молодая
До зари в лесу блуждая…» (стр. 95), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна- добро.
Выразительное чтение учащимися отрывка.
Учитель:
-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?
Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.
Учитель:
-Что сделала героиня в доме?
Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.
Учитель:
-Как это характеризует героиню?
Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.
Учитель:
-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.
Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.
Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”
Учитель:
-Кто приходит к царевне с целью погубить ее?
Ученики: Царица, переодетая монахиней.
Учитель:
- На чьей стороне Соколко? Почему?
Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.
Учитель:
-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?
Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.
Учитель:
-В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.
Что же происходит со злой царицей-мачехой?
Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Учащиеся зачитывают строки:
“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла”.
Учитель:
-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.
5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.
Учитель:
-А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.
Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?
Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.
Учитель:
-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?
Ученики: Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.
Учитель:
-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?
Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Понравившийся отрывок из сказки выучите наизусть.
6.Презентация сказок А.С.Пушкина (выставка книг). Просмотр картинной галереи и анализ рисунков ребят.
Выставление и комментирование отметок.
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать…
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинский сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом!
Итог урока:
- Какова же главная мысль этого произведения?
Старайся делать людям добро. Зависть и злоба сами себя наказывают.
Есть такая пословица: « Как аукнется, так и откликнется».
Ребята, давайте оценим нашу общую работу на уроке. Возьмите в руки то солнышко, которое соответствует вашему настроению: солнышко грустит- урок не понравился, улыбается- понравился, остались вопросы- солнышко в тучке.
- Очень хорошо! А теперь подумайте, кто из наших героев положительный герой, а кто – отрицательный?
Царица – отрицательная героиня, а царевна – положительная.
- Итак, мы выяснили, что главные герои, вернее, героини, совершенно разные, противоположные по характеру, хотя обе очень красивы.
Одна из них и представляет добро, а другая зло.
В сказке все время идет борьба между добрыми и злыми героями, между добром и злом.
- Скажите, ребята, а как мы можем определить, злой человек или добрый?
- По его поступкам! Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.
- А почему царица злая, что же плохого она делает?
- Царица любыми способами хочет погубить царевну, чтобы та не мешала ей быть прекрасней всех на свете.
- Найдите в тексте отрывок, подтверждающий это.
Итак, чем же , на ваш взгляд, сходство и различие царицы с царевной (обе красивы, но царевна в отличие от царицы, красива не только внешне, но и внутренне.)
Итак, давайте, вернемся ко второй части нашей темы и сформулируем её.
(Записываю под их диктовку продолжение темы «Красота внешняя и внутренняя»
Давайте поговорим о внешней и внутренней красоте человека. За что ценят или любят человека? За его внешнюю красоту или внутреннюю? Народная пословица говорит: “Встречают по одежке, а провожают по уму”. “Не красна изба углами, а красна пирогами”.
Конечно же, первое впечатление у нас формируется о человеке по его внешности, во что он одет, какова у него фигура, прическа, манера ходить, говорить, и т.д. А уж потом… Не даром народная мудрость гласит, что чтобы узнать человека, с ним нужно съесть пуд соли. Иногда внешность обманчива.
Человек красив как бог, а внутри одно гнилье. Иногда бывает и наоборот, невзрачный, серый по внешности человек, внутри – глыба!
Есть одна замечательная притча о красоте внешней и внутренней. Послушайте её внимательно, пожалуйста…
Притча “Внешняя и внутренняя красота”
Однажды ученик спросил у Учителя, что важнее в человеке: внешняя красота или внутренняя. В ответ на это Учитель спросил ученика:
- Скажи, если бы тебе понадобилось купить дом, а денег хватало бы либо на красивый внешне, но неуютный дом, либо на невзрачный, но теплый и надежный. Что бы ты выбрал?
- Я бы предпочел простой внешне, но удобный внутренне дом.
- А если бы дом покупал человек тщеславный, гордящийся своим положением, но не имеющий достаточно средств для покупки красивого и уютного дома? – снова задал вопрос Учитель.
- Наверное, он предпочел бы внешнюю красоту и блеск удобствам, – ответил Ученик.
- Думаю, ты прав, – сказал Учитель и добавил: – Да только вот вне зависимости от вашего выбора однажды каждый из вас бы понял, что ему не хватает либо красоты, либо уюта, и начал бы к этому стремится.
- Так, значит, внешняя и внутренняя красота по сути своей равнозначны и ценны лишь в гармонии? – спросил ученик.
- Можно сказать и так, – ответил улыбаясь Учитель, – но я думал прежде всего о том, что, обладая половиной, всегда стоит стремится к целому, не теряя при этом того, что уже имеешь. Ведь половина, какой бы она ни была, всегда будет лишь половиной.
Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте. (Виктор Мари Гюго)
Внешняя и внутренняя красота – это две половинки единого целого, из чего должен состоять человек. Точно так же внешняя красота или внутренняя красота, это две половинки, две составляющие человека. Чтобы человек был полноценным, у него должны быть две половинки в гармонии. Не редко человек заботится только о внешней красоте, забывая о внутренней. А иногда из-за невзрачной, или безобразной внешней красоты, трудно увидеть внутреннюю красоту человека. Давайте стремится к гармонии! Давайте развивать в себе как внешнюю, так и внутреннюю красоту! Давайте учиться любить, уважать друг друга, видеть в друг друге только доброе и светлое. И учиться мы этому начнем прямо сейчас.
- Есть замечательная пословица: «От доброго слова и лед тает», у меня есть волшебная шляпа. Она содержит очень много хороших и добрых слов. Тот, кто ее надевает, тот теряет все свои плохие качества и у него остается только хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, на ком надета эта шляпа. (Ребята называют хорошие качества).
- Молодцы, ребята, спасибо вам за игру. В заключении урока я хочу вам прочитать одно маленькое стихотворение…
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Учитель приглашает учеников встать в круг «От сердца к сердцу» ,
взяться за руки и сказать друг другу по одному комплименту…
Домашнее задание - Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить на вопрос «Что значит быть хорошим человеком?», а ответ нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.
Учитель: Вы все знаете, чем закончилась сказка:
Ученики: царевна торжествует, царица умирает – добро победило зло.
Целеполагание: Так почему силы добра побеждают? И в чём же секрет победы добра над злом – главный вопрос, на который хотелось бы сегодня ответить, он и будет темой урока.
Сравнительная характеристика героинь сказки.
Учитель: Я думаю, вы легко определите, какие два персонажа, а точнее две героини, ярко олицетворяют силы добра и зла? Какие это героини? назовём их.
Ученики: царевна и царица-мачеха.
Учитель: А как, ребята мы понимаем, что перед нами положительный или отрицательный герой? Как мы можем судить об этом?
Ученики: характер, поступки.
Учитель: Предлагаю вам ребята поработать в парах и определить, какими качествами обладает каждая из героинь, но не просто выбрать, но подтвердить свой ответ отрывком из сказки.
Учитель: У вас на столах находится раздаточный материал в виде полосок бумаги (набор полосок на пару) , на которых обозначены черты характера и у каждого из вас есть учебник.
Учитель: Итак, у вас есть 10 минут на всю работу.
Работа у доски. Прикрепить качество рядом с портретом персонажа (право выйти к доске получает тот, кто подтвердил ответ отрывком из текста).
царевна | царица |
Добрая Верная
Преданная Трудолюбивая Любящая | Злобная Жестокая Завистливая Равнодушная Эгоистичная Капризная |
Учитель: Почему царица такая? А ей кто-то помогает? Почему она одна?
Ученики: думает только о себе, только для себя старается.
Учитель: Выберите, пожалуйста, сами одну из полосок и подумайте, поразмышляйте, а как царевне можно было бы избавиться от того качества, которое вы выбрали?
Ученики: Завистливая (каждый хорош по-своему, найти в себе то, чем ты отличаешься от других)
Равнодушная …
Злобная…
Гордая…
Учитель: Вспомним, что с царицей происходит в финале сказки? Зло погибает, торжествует добро? Подумайте, есть ли сказка с другим, печальным концом? Нет, так почему же добро побеждает? В чём секрет?
Ученики: - в характере (не только о себе думать и т.д.)
- добрые поступки
- у добра всегда найдутся помощники
Учитель:
Домашнее задание: подумать над вопросом, всегда ли в жизни добро побеждает зло, и почему так происходит.
Рефлексия:
Сегодня на уроке мне понравилось…
У меня получилось…
Мне было непонятно…
Мне стоит задуматься о …
| Царица
| Царевна |
| Царского происхождения, умны, красивы | |
Внешность
| Высока Стройна Бела | Белолица Черноброва |
Характер и поведение
| Злая Завистливая Гордая Своенравная Ленивая Грубая Надменная Жестокосердная Ревнивая | Добрая Бескорыстная Скромная Кроткая Трудолюбивая Вежливая Простая Добродетельная Терпеливая |
- Найдите в тексте описание этих героинь.
«…Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива» ( Царица)
«Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась- и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву краткого такого» ( Царевна)
Пушкин! Это имя звучит для нас всю жизнь- с детства до старости. В детском саду, в школе и дома вы слушали и сами читали стихи и сказки Пушкина. И ни одно из его стихотворений, ни одна из сказок не может наскучить. Их можно читать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
- Вспомните, какие сказки Пушкина вы читали?
- Какие из них вам показались особенно интересными?
- Давайте посмотрим, как хорошо вы помните содержание сказок. Объявляется конкурс на знатока сказок Пушкина. Победителю вручается медаль. По прочитанным мною отрывкам определите название сказки и подберите иллюстрации к ней.
1. Нужен мне работник
Повар, конюх и плотник
А где мне найти такого
Служителя не слишком дорогого!
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
2. Чуть опасность где видна
Верный сторож, как со сна
Шевельнётся, встрепенется
К той сторонке обернется
И кричит «кири-ку-ку»
Царствуй лежа на боку
(«Сказка о золотом петушке»)
3. Воротился старик ко старухе
Что же он видит? Высокий терем
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке.
(«Сказка о золотой рыбке»)
4. К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Видно, на море не тихо;
Смотрит – видит дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней.
(«Сказка о царе Салтане»)
Сегодня на уроке мы побеседуем о главных героинях произведения. Цель нашей работы - раскрыть значение терминов добро и зло на примере сказки. Для этого мы сравним образы царицы и царевны. Нам всем знакомо выражение «В сказках добро всегда побеждает зло». Каково лексическое значение этих слов? Что же это такое - добро и зло? Обратимся к словарю Олега Даля.(слайд 2)
Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
В образах каких героев сказки наиболее ярко заметно противопоставление добра и зла?
2. Прием «Посылка».
- Ребята, вам передали посылку и попросили открыть её на уроке. Давайте посмотрим, что в ней.
Учитель открывает посылку и достает из неё предметы: зеркальце, яблоко, портрет А.С Пушкина в рамочке.
- Странно, вы не знаете, зачем нам нужны эти предметы? Откуда они? Из какой сказки?
-О какой сказке сегодня пойдет речь на уроке?
-(Правильно, сегодня на уроке мы продолжим анализировать сказку А.С. Пушкина «…о мертвой царевне и семи богатырях».) (СЛАЙ 2)
А что такое сказка? (СЛАЙД 3)
На какие группы делятся сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных).
К какой группе относится сказка о мертвой царевне? ( к волшебной)
Назовите особенности волшебной сказки. ( зачин, присказка, постоянные эпитеты, тройственное действие, концовка)
Но все особенности данной сказки мы не сможем рассмотреть за один урок, поэтому давайте определим: о чем конкретно пойдет сегодня разговор. Предлагаю послушать начало сказки.
Слайд 6 -Археологи нашли камень, на котором были высечены слова: « Добро и зло ведут вечный бой за душу человека, и красота – вечное их оружие» - Укажите слова с противоположным значением. Такой прием в литературе называется антитеза . - Какое отношение имеет это высказывание к теме нашего урока? (Красота может быть как на стороне добра, так и на стороне зла). - Чем мы будем заниматься на уроке? ( научимся выявлять смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, освоим навыки анализа сказки) | ||||||||
- За яркими, простыми образами и незамысловатым сюжетом скрывается серьёзный смысл. Умеющему внимательно читать сказку, чувствовать, проникать в её глубины откроется понимание чего-то очень важного в человеческом существовании. Давайте внимательно вчитаемся в сказку, обратившись к образам главных героинь. Работа в группах.( Обучающиеся разделены на две группы. 1 группа работает над образом царицы, 2 – над образом царевны) (Вспомним основные правила работы в группе) (СЛАЙД 7) Говорим вежливо; Называем друг друга по имени; Говорим по очереди не перебивая друг друга; Внимательно слушаем друг друга; В группе должен быть организатор обсуждения; Один говорит, а остальные слушают; В группе согласуется общее решение; Представитель группы защищает согласованное решение перед классом. 1.Портретная характеристика героинь. На столах разложены карточки с характеристиками образов царицы и царевны, учащимся необходимо выбрать те из них, которые соответствуют данной героине; прикрепить их доске рядом с портретом; подтвердить свой выбор примерами из текста.
Сверить со слайдом Слайд 8
Ребята , а мы можем подтвердить свои слова примерами из текста сказки? Пример из текста А) Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, соенрана и ревнива.
Б) Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, между тем росла, росла, Поднялась - и расцвела, Белолица, черноброва Нраву кроткого такого.
- Какие слова, характеризующие героинь, кажутся вам незнакомыми? -Как вы думаете, что значат слова ломлива, нраву кроткого? - Давайте сверим ваши предположения со словарной статьёй в толклвом словарике. -Давайте подытожим сказанное нами ранее. - Что мы можем по данным характеристикам сказать о царевне и царице?( Несмотря на то, что обе героини красивы, характеры у них разные.) Обратить внимание, что характер царевны раскрывается через действия, совершенные ею. А царица весела и приветлива только с зеркальцем). ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ-ЗАПОЛНИТЕ Физминутка (СЛАЙД 9) Мы ладонь к глазам приставим, Зеркало к лицу направим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И представим, как царица Возле зеркала любит крутиться. И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, гордо в зеркальце глядясь.
2. Поступки героинь. Слайд 10 - Людей ,впрочем как и литературных персонажей, мы оцениваем по их поступкам. Наши героини тоже совершают действия, которые мы можем оценить. -Какие поступки совершает каждая из героинь? Давайте рассмотрим некоторые эпизоды. (предварительное домашнее задание) -Найдите эти эпизоды в тексте сказки. -Выразительное чтение эпизодов. Прием «На чаше весов». На столе учителя стоят весы, учащиеся обсуждая поступки героинь, отдают свой голос за одну из них.
- Посмотрите на весы, чьи поступки перевесили? Значит вы, также как и автор на стороне добрых дел!
3. Авторская характеристика. Слайд 11 - А как все- таки автор относится к своим героиням? - Давайте подтвердим наши мысли примерами из текста. На столах разложены карточки с выбранными эпизодами из текста сказки. Обучающимся необходимо найти в тексте авторское отношение к героиням. Индивидуальная работа. Карточка 1 (В пушкинской сказке чувствуется открытое авторское отношение к героиням. Автор любит нежно царевну и ей восхищается («красавица-душа», «милая девица», «моя душа»), а вот царицу называет «гневной бабой», «царица злая», «злая мачеха». Слайд13 . Организует контроль деятельности обучающихся в группе по критериям: 1 Нашёл все примеры авторской характеристики героинь в тексте. 2. Нашёл не все примеры авторской характеристики героинь в тексте. 3 Не нашёл примеры авторской характеристики героинь в тексте. ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ-ЗАПОЛНИТЕ |
1.Портретная характеристика героинь.
На столах разложены карточки с характеристиками образов царицы и царевны, учащимся необходимо выбрать те из них, которые соответствуют данной героине; прикрепить их доске рядом с портретом; подтвердить свой выбор примерами из текста.
Сверить со слайдом Слайд 8
Царица | Царевна |
Высока Умна Стройна Бела Умна Горда Ломлива Своенравна Ревнива (завистлива)
| Белолица Черноброва Нраву кроткого Трудолюбивая Приветливая Скромная Вежливая Добрая
|
Ребята , а мы можем подтвердить свои слова примерами из текста сказки?
Пример из текста
А) Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива, соенрана и ревнива.
Б) Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая, между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва
Нраву кроткого такого.
- Какие слова, характеризующие героинь, кажутся вам незнакомыми?
-Как вы думаете, что значат слова ломлива, нраву кроткого?
- Давайте сверим ваши предположения со словарной статьёй в толклвом словарике.
-Давайте подытожим сказанное нами ранее.
- Что мы можем по данным характеристикам сказать о царевне и царице?( Несмотря на то, что обе героини красивы, характеры у них разные.)
Обратить внимание, что характер царевны раскрывается через действия, совершенные ею. А царица весела и приветлива только с зеркальцем).
ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ-ЗАПОЛНИТЕ
Прием «На чаше весов».
На столе учителя стоят весы, учащиеся обсуждая поступки героинь, отдают свой голос за одну из них.
Царица | Царевна |
1.Разговор с зеркальцем (Как царица отпрыгнет, да как ручку замахнет, да по зеркальцу как хлопнет, каблучком-то как притопнет!...) -Почему царица так себя ведет? Что ей не понравилось?( Она завидует чужой красоте, поэтому показывает своё недовольство, демонстрируя свой скверный характер) 2.Решение отвести в лес царевну. (Она, черной зависти полна……. ….Под сосной оставить там на съедение волкам. -Почему возникло такое решение? (Злоба и зависть царицы преумножились, она ещё сильней стала ненавидеть молодую царевну) 3. Решение погубить царевну. (И царица налетела на чернавку….. ….Положила иль не жить, иль царевну погубить.) -Какой план придумала злая мачеха? -Удалось ли его осуществить? Значит, в нашей сказке зло победило? Кто же тогда решил восстановить добро? А что же случилось с мачехой –царицей? (Тут её тоска взяла и царица умерла) | 1.В доме у семи богатырей ( Дверь тихонько отворилась… И тихонько улеглась) -Почему царевна так себя ведет? Что хочет сказать нам автор? (Автор уверен в том, что именно так ведут себя «хорошие» царевны. Царевна в сказке больше всего похожа на девушку скромную, добрую, хорошо воспитанную, любящую, умеющую трудиться. 2. Сватовство богатырей (Братья милую девицу полюбили… … Мне всех милей королевич Елисей) Какие черты царевны отмечает автор в этом эпизоде? (Целомудрие верность данному слову, честность, чистота) Слайд 3. Отношение к нищей старухе (Раз царевна молодая… …Кушай яблочко, мой свет, благодарствуй за обед) Как вы можете оценить поведение царевны в данном эпизоде? (она внимательна к нищей, выносит ей хлеба, называет её бабушкой, не обращает внимание на беспокойство Соколки). |
- Посмотрите на весы, чьи поступки перевесили? Значит вы, также как и автор на стороне добрых дел!
Прием «Камень на перекрестке дорог»
-Давайте вернемся к камню у дороги и ещё раз прочитаем надпись. Слайд 14
- Так какое отношение к сказке Пушкина имеет эта надпись на камне?
Мысли о справедливости, о правде, о добре и зле волновали всегда человека.
Рассказывая о доброте и кротости царевны, авторподчёркивает, что красота души важнее всего. Изображая ломание и кривляние царицы, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней. Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите, зло коварно, подло и жестоко, оно изначально обречено.
У вас на столах лежат зеркала. Возьмите их, посмотрите на себя внимательно. Какого человека вы видите? Однозначно красивого лицом. А теперь закройте глаза и представьте огромный мир вокруг себя. Себя в этом мире. Вот вы становитесь взрослыми. И вы творите добро: помогаете людям, любите своих родных и близких, совершаете хорошие поступки. Много раз, на протяжении многих лет. Откройте глаза, посмотрите, сколько в них сейчас доброты. Глаза - это зеркало души. Я желаю вам быть добрыми и нести это добро людям!
Ребята, приведите в порядок свои рабочие места, подведите итоги в листе самоконтроля и сдайте их. Я подведу итоги и сообщу оценки на следующем уроке.
Перед вами «Карта эмоционально - чувственного состояния» (СЛАЙД 15)
Какие эмоции вы получили от урока? Какой вам остров ближе по вашему состоянию?
3. Домашнее задание.
написать сочинение миниатюру на шаблоне зеркала(шаблон выдаёт учитель). Тема предлагается на выбор:
Каким я хочу стать человеком?
Как сказка помогает быть (стать) хорошим человеком?
Организационный момент:
Ну-ка ты проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку … (хором) пять!
II. Вступительная часть.
Ребята, я надеюсь, что вы будете работать активно и заработаете только отличные отметки!
Учитель:
-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.
Учитель:
-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
Ученики: Ненависть, зависть.
Учитель:
-Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.
Учитель:
-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.
Учитель:
-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.
5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.
Учитель:
-А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.
Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?
Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.
Учитель:
-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?
Ученики: Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.
Учитель:
-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?
Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Понравившийся отрывок из сказки выучите наизусть.
6.Презентация сказок А.С.Пушкина (выставка книг). Просмотр картинной галереи и анализ рисунков ребят.
Выставление и комментирование отметок.
Учитель:
-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.
Учитель:
-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
Ученики: Ненависть, зависть.
Учитель:
-Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.
Учитель:
-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.
Учитель:
-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.
Проводится физкультминутка для учащихся.
2. Анализ художественного произведения. Слайд 16.
Учитель:
-Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.
Чтение отрывков из учебника «Царица и зеркало», «Но царевна молодая…»
Учитель:
-Ребята, что вы можете сказать о Царице?
-С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась- и расцвела»?
Ученики: Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза.
Учитель:
-Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста молодая
До зари в лесу блуждая…» , чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна- добро.
Выразительное чтение учащимися отрывка.
Учитель:
-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?
Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.
Учитель:
-Что сделала героиня в доме?
Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.
Учитель:
-Как это характеризует героиню?
Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.
Учитель:
-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.
Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.
Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”
Учитель:
-Кто приходит к царевне с целью погубить ее?
Ученики: Царица, переодетая монахиней.
Учитель:
- На чьей стороне Соколко? Почему?
Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.
Учитель:
-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?
Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.
Учитель:
-В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.
Что же происходит со злой царицей-мачехой?
Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Учащиеся зачитывают строки:
“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла”.
Учитель:
-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.
5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.
Учитель:
-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?
Ученики: Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.
Учитель:
-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?
Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Понравившийся отрывок из сказки выучите наизусть.
Работа у доски. Прикрепить качество рядом с портретом персонажа (право выйти к доске получает тот, кто подтвердил ответ отрывком из текста).
царевна | царица |
Добрая Верная
Преданная Трудолюбивая Любящая | Злобная Жестокая Завистливая Равнодушная Эгоистичная Капризная |
Учитель: Почему царица такая? А ей кто-то помогает? Почему она одна?
Ученики: думает только о себе, только для себя старается.
Учитель: Выберите, пожалуйста, сами одну из полосок и подумайте, поразмышляйте, а как царевне можно было бы избавиться от того качества, которое вы выбрали?
Ученики: Завистливая (каждый хорош по-своему, найти в себе то, чем ты отличаешься от других)
Равнодушная …
Злобная…
Гордая…
Учитель: Вспомним, что с царицей происходит в финале сказки? Зло погибает, торжествует добро? Подумайте, есть ли сказка с другим, печальным концом? Нет, так почему же добро побеждает? В чём секрет?
Ученики: - в характере (не только о себе думать и т.д.)
- добрые поступки
- у добра всегда найдутся помощники
Учитель:
Домашнее задание: подумать над вопросом, всегда ли в жизни добро побеждает зло, и почему так происходит.
Рефлексия:
Сегодня на уроке мне понравилось…
У меня получилось…
Мне было непонятно…
Мне стоит задуматься о …
III-й уровень сложности.
1. Какие пословицы, могут быть отнесены к царице-мачехе, а какие – к царевне?
При солнышке тепло, а при матери добро. (Царевна.)
Злой человек – как уголь: если не жжет, то чернеет. (Царица.)
На языке мед, а на сердце – лед. (Царица.)
Терпенье и труд все перетрут. (Царевна.)
Белые руки чужие труды любят.
Берут завидки на чужие пожитки.
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
Не всё то золото, что блестит.
Итог урока.
Заключительное слово учителя.
В сказках все бывает,
В сказках чудеса:
Спящая царевна,
Девица – краса,
Золушки и принцы,
Ведьмы, короли.
Чудо совершится, если
Веришь ты.
Мертвая царевна
Проснулась неспроста,
Ей людская верность
Счастье принесла,
Потому что миром
Правит доброта,
Людям помогает
Светлая мечта.
Сказка нас научит,
Зло как победить,
Как с врагами сладить,
Счастье как добыть,
Нам всегда помогут
Добрые друзья.
Будут рядом биться
Верные сердца.
35