СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Презентация

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Презентация

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Презентация»

А. С. Пушкин  « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Александр Сергеевич Пушкин  (1799 – 1837)  Пушкинские сказки - это чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта. П. Бажов

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

Пушкинские сказки - это чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта.

П. Бажов

А.С.Пушкин записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» написана в 1833 году, в её основе -сказка, рассказанная Ариной Родионовной.

А.С.Пушкин записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» написана в 1833 году, в её основе -сказка, рассказанная Ариной Родионовной.

Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?  Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?  Составьте цитатный план.
  • Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

  • Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?

  • Составьте цитатный план.
Цитатный план «Царь с царицею простился..» «Царь женился на другой..» «Но царевна молодая тихомолком расцветая..» «А царевна все ж милее..» «Вот Чернавка в лес пошла..» «Будь нам милая сестрица» «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить» «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..» «В руки яблочко взяла» «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..» «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет» «Гроб разбился. Дева вдруг ожила» «Свадьбу тотчас учинили»

Цитатный план

  • «Царь с царицею простился..»
  • «Царь женился на другой..»
  • «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
  • «А царевна все ж милее..»
  • «Вот Чернавка в лес пошла..»
  • «Будь нам милая сестрица»
  • «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
  • «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
  • «В руки яблочко взяла»
  • «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
  • «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
  • «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
  • «Свадьбу тотчас учинили»

ЦАРИЦА-МАТЬ Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга!

ЦАРИЦА-МАТЬ

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

ЦАРИЦА-МАТЬ Назовите слова и выражения, свойственные народной речи.  Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы?  Какие слова передают отношение автора к героине?

ЦАРИЦА-МАТЬ

  • Назовите слова и выражения, свойственные народной речи.

  • Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы?

  • Какие слова передают отношение автора к героине?
ЦАРИЦА-МАЧЕХА Правду молвить, молодица  Уж и впрямь была царица:  Высока, стройна, бела,  И умом и всем взяла;  Но зато горда, ломлива,  Своенравна и ревнива.

ЦАРИЦА-МАЧЕХА

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

ЦАРИЦА-МАЧЕХА Какие слова передают отношение автора к царице-мачехе? Объясните лексическое значение слова «ломлива». Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркалу? Какова роль повтора в данном отрывке?

ЦАРИЦА-МАЧЕХА

  • Какие слова передают отношение автора к царице-мачехе?
  • Объясните лексическое значение слова «ломлива».
  • Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркалу?
  • Какова роль повтора в данном отрывке?
КОНТРАСТ ОБРАЗОВ

КОНТРАСТ ОБРАЗОВ

ЦАРЕВНА Но царевна молодая,  Тихомолком расцветая,  Между тем росла, росла,  Поднялась — и расцвела,  Белолица, черноброва,  Нраву кроткого такого.  И жених сыскался ей,  Королевич Елисей.

ЦАРЕВНА

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

ЦАРЕВНА Почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза «но»? Объясните лексическое значение слова «кротость»? С кем сравнивает поэт царевну? Назовите слова, с помощью которых можно воссоздать характер и портрет царевны. Почему мачеха решила расправиться с царевной?

ЦАРЕВНА

  • Почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза «но»?
  • Объясните лексическое значение слова «кротость»?
  • С кем сравнивает поэт царевну?
  • Назовите слова, с помощью которых можно воссоздать характер и портрет царевны.
  • Почему мачеха решила расправиться с царевной?
Как меняется настроение царицы в разговоре с зеркальцем?  Какие слова появляются в её речи? На девичник собираясь,  Вот царица, наряжаясь  Перед зеркальцем своим,  Перемолвилася с ним: “ Я ль, скажи мне, всех милее,  Всех румяней и белее?”  Что же зеркальце в ответ? “ Ты прекрасна, спору нет;  Но царевна всех милее,  Всех румяней и белее”.
  • Как меняется настроение царицы в разговоре с зеркальцем?
  • Какие слова появляются в её речи?

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

“ Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?”

Что же зеркальце в ответ?

“ Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее”.

Что в сказке противопоставлено злобе царицы? В каких словах проявляется отношение автора к царице? Черт ли сладит с бабой гневной?  Спорить нечего. С царевной  Вот Чернавка в лес пошла  И в такую даль свела,  Что царевна догадалась  И до смерти испугалась…
  • Что в сказке противопоставлено злобе царицы?
  • В каких словах проявляется отношение автора к царице?

Черт ли сладит с бабой гневной?

Спорить нечего. С царевной

Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась

И до смерти испугалась…

О каких качествах героини рассказывает этот эпизод? И царевна очутилась  В светлой горнице; кругом  Лавки, крытые ковром,  Под святыми стол дубовый,  Печь с лежанкой изразцовой.  Видит девица, что тут  Люди добрые живут;
  • О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

Видит девица, что тут

Люди добрые живут;

Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива? Братья милую девицу  Полюбили. К ней в светлицу  Раз, лишь только рассвело,  Всех их семеро вошло.
  • Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки?
  • Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?

Братья милую девицу

Полюбили. К ней в светлицу

Раз, лишь только рассвело,

Всех их семеро вошло.

Между тем царица злая,  Про царевну вспоминая,  Не могла простить её,  А на зеркальце своё  Долго дулась и сердилась:  Наконец об нём хватилась…

Между тем царица злая,

Про царевну вспоминая,

Не могла простить её,

А на зеркальце своё

Долго дулась и сердилась:

Наконец об нём хватилась…

Раз царевна молодая,  Милых братьев поджидая,  Пряла, сидя под окном.  Вдруг сердито под крыльцом  Пёс залаял, и девица  Видит: нищая черница  Ходит по двору, клюкой  Отгоняя пса.

Раз царевна молодая,

Милых братьев поджидая,

Пряла, сидя под окном.

Вдруг сердито под крыльцом

Пёс залаял, и девица

Видит: нищая черница

Ходит по двору, клюкой

Отгоняя пса.

Почему автор называет черницу «старушонкой», а царевна – «бабушкой»? Почему так подробно описывает автор яблочко? Определите роль повторов в данном фрагменте сказки. Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини? В каких строчках проявляется отношение автора к героине?
  • Почему автор называет черницу «старушонкой», а царевна – «бабушкой»?
  • Почему так подробно описывает автор яблочко?
  • Определите роль повторов в данном фрагменте сказки.
  • Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини?
  • В каких строчках проявляется отношение автора к героине?
Братья в ту пору домой Возвращалися толпой С молодецкого разбоя. Им навстречу, грозно воя, Пес бежит и ко двору Путь им кажет.

Братья в ту пору домой

Возвращалися толпой

С молодецкого разбоя.

Им навстречу, грозно воя,

Пес бежит и ко двору

Путь им кажет.

Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей? Почему царевна даже мёртвая так прекрасна?
  • Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?
  • Почему царевна даже мёртвая так прекрасна?
В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне.  Чем отличаются героини? Царица Царевна Царского происхождения, умны, красивы Злая Добрая Завистливая Бескорыстная Гордая Скромная Своенравная Кроткая Трудолюбивая Ленивая Вежливая Грубая Надменная Простая Жестокосердная Добродетельная

В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини?

Царица

Царевна

Царского происхождения, умны, красивы

Злая

Добрая

Завистливая

Бескорыстная

Гордая

Скромная

Своенравная

Кроткая

Трудолюбивая

Ленивая

Вежливая

Грубая

Надменная

Простая

Жестокосердная

Добродетельная


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!