СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События в сказке и герои.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События в сказке и герои.»

Конспект урока по литературе в 5-м классе

на тему: «А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События в сказке и герои.»

Предмет: литература.

Дата:

Тема урока: «А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События в сказке и герои.»

Тип урока:  урок усвоения новых знаний .

Цель: знакомство с жизнью и творческим наследием А.С. Пушкина на примере

«Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся..

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Предметные: знать: сюжет и содержание «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»; уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, работа с учебником.

Оборудование: рабочая тетрадь, учебник.

Класс: 5, учебник под редакцией В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин.

Место данного урока в системе уроков по теме: девятый урок по теме «Из литературы XIX века».



























Ход урока

I. Организационный момент

  • Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас. Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением? Подарим друг другу несколько приятных мгновений ? Повернитесь друг к другу лицом и улыбнитесь. Повернитесь ко мне - улыбнёмся друг другу.

Молодцы! Я уверена, что ваши улыбки помогут нам сегодня в работе. Можете садиться на места.

II. Актуализация знаний

Учитель: Мы продолжаем работу по изучению произведений А.С. Пушкина. И мне нужна ваша помощь.

  • Кто может продолжить вот эти строки….


Пошёл старик к синему морю

(Неспокойно синее море).

Стал он кликать …(золотую рыбку.)

Приплыла к нему рыбка, спросила:

"Чего тебе надобно, старче?"


  • Как называется это произведение? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Учитель: Правильно! Молодец!

  • Предположите, с каким литературным материалом мы будем работать на уроке литературы? (со сказками)


Учитель: Одну сказку вы уже отгадали. Вы читали другие сказки А.С.Пушкина ?

  • Проверим, хорошо ли вы их знаете!

1. Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

2. Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой.(«Сказка о золотом петушке»)

3. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир». («Сказка о царе Салтане»)

Учитель: Молодцы! Доказали, что читали замечательные сказки А.С.Пушкина



III. Мотивация деятельности уч-ся.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать ещё с одной сказкой А.С.Пушкина, которую вы прочитали самостоятельно. Как эта сказка называется?

Уч-ся отвечают. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Учитель: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События в сказке и герои.

Учитель: А знаете, у неё очень интересная история. Пушкин записывал сказки со слов своей няни Арины Родионовны.

ПОРТРЕТ Няня и поэт

В основе этой сказки тоже лежит народная сказка, рассказанная няней. Вот одна из его записей: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой, убирает его. 12 братьев приезжают: «Ах, - говорят, - тут был кто-то, али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать али сестра…»

…Мачеха её приходит в лес под видом нищенки - собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне красивую рубашку, которую та, надев, умирает…»

  • Сюжет этот стал «Сказкой о мёртвой царевне и о семи богатырях».

  • Понравилась вам сказка? Вы помните её содержание? Это очень важно.



  • Учитель: Какая цель нашего урока ? будем работать над содержанием сказки, определять её героев



Учитель: определить героев сказки, разделить их на группы. Поможет нам в работе таблица.

Герои бывают главные и второстепенные. Положительные и отрицательные.

Главные - без которых не было бы всех описанных событий.

Второстепенные – участвуют в событиях, но не являются основными действующими лицами, помогают свершению действий и событий.



Главные герои

Второстепенные персонажи

положительные

отрицательные

Царь + -

Царевна

Царица-мачеха

Зеркальце+

Семь богатырей


Солнце+

Королевич Елисей


Ветер+



Месяц+



Собака Соколко+



Чернавка - +

IV. Работа над темой урока

Учитель: Итак, начнём работу! Работать будем в табличках, которые лежат перед вами на партах. Определять героев будем в форме разминки для ума.

1. Чтобы расшифровать имя первого героя сказки, надо прочитать только русские буквы.

R L w ц g а Y l р J и L Z i ц v Y а

Учитель: У нас появилось имя первого героя сказки. Царица

  • Как же царица-мачеха появилась в сказке? (У царя умерла жена и царь женился на другой.)

  • Давайте подтвердим ваши высказывания словами из сказки стр.103

Уч-ся читают отрывок: стр.

Учитель: В отрывке прозвучали имена ещё двух героев. Каких? (Царь, зеркальце.)

– В какую группу отнесёте Царя? Он главный герой или второстепенный ?

Царь виноват в том, что случилось?( Нет, он не знал, что царица злая)

– А автор осуждает царя за это? (Скорее сочувствует.)

– Давайте найдём строки, подтверждающие ваши слова. 

2. Почему именно царице Пушкин предназначил зеркало? (Только оно могло сказать правду, остальные её боялись.)

  • Чему нас учит зеркальце? (Говорить правду.)

Какой герой ЗЕРКАЛО? Второстепенный положительный

– А всегда ли нужно говорить правду? (Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)

– В сказке есть такие строчки «Чёрной зависти полна. Как вы понимаете значение выражения «чёрная зависть»?

  • К чему привела чёрная зависть в сказке?(царица решила погубить царевну)

  • Почему царица решила погубить царевну? (Завидовала её красоте.)

  • Куда поместим Царицу за её дела? Главный отрицательный

3. Чтобы определить имя след. героя сказки, вы должны прочесть только подчёркнутые буквы.

Прцбьалшрюбеапвшгнщнпра царевна

– Найдём в тексте, как говорит поэт о царевне. Стр.

С чем сравнивает Пушкин царевну? (С цветком, с ромашкой, так как нежная, а с розой можно сравнить царевну, такую же красивую, но с шипами?)

Определим её место в табличке. Главный положительный

  • Вы помните, что случилось с царевной? (царица приказала отвести её в лес и оставить там на съедение волкам)

  • Кто помог царевне, кто приютил её в своём тереме?(семь богатырей)

Их место в таблице? Главный положительный

– Угадайте, где зашифровано это слово и по какому принципу его надо прочесть?

1 3 5 7 2 4 6 8 10 12 14 16 18

Срелмгь рбдощгтадтгыоргежй

(Первое слово- читаем нечетные буквы, а во втором слове все чётные.)

  • Следующий герой сказки. По какому принципу надо прочитать его имя?

Ко-Е-ро-ли-ле-сей-вич

(Сначала нечетные слоги, а затем чётные.)

  • В чём заслуга этого героя? (спас царевну, разрушил злые чары царевны-мачехи)

  • Его куда поместим? Главный положительный

IV. Физкультминутка

Учитель: Молодцы! Проведём физкультминутку, заодно вспомним тех персонажей, которые не являются героями. Но без них сказка была бы не такая интересная.

IV. Физкультминутка

Дети повторяют движения за учителем

Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер.)


Садятся


  • Учитель показывает картинки:

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь. А больно жжёт;
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печёт. (Солнце.)



Ночью над домом, над дорожкой
Висит пол-лепёшки. (Месяц.)

  • Как эти слова-отгадки связаны со сказкой? (Они помогли найти королевичу невесту, они помощники.)

  • Куда их поместим в табличке? Второстепенные положительные

  • А какие герои сказки остались неназванными? 

(Чернавка, собака Соколко

Их куда поместим? Собака- второстепенные +;Чернавка –второстепенные+и-

V. Обобщение

Учитель: Итак, табличка заполнена? Мы разделили героев сказки на группы.

1. Главные и второстепенные герои.

Главные: Царица, Царевна, семь богатырей, Царевич Елисей.

Положительные герои и отрицательные: Царица – отрицательный герой, а остальные положительные.

2.Второстепенные герои – положительные :солнце, ветер, месяц, собака Соколко.

Царь и Чернавка- наделены и положительными чертами, и отрицательными.

  • По какому принципу произвели распределение?

По делам и поступкам

Учитель: Чтобы определить героев мы работали над содержанием сказки?

Уч-ся: работали

Учитель: Цели, которые мы поставили в начале урока, выполнили?

Уч-ся: Да, выполнили


VII.Рефлексия

Учитель: Оцените свою работу на уроке.


1. На уроке я работал достаточно …активно/неактивно

2. Своей работой на уроке я… довольна/недовольна


3.На уроке я не устал/устал


4.Моё настроение /стало лучше/хуже.


Учитель: Молодцы. Спасибо за работу


  • Выставление отметок.



Домашнее задание: сравнительная характеристика героев





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

10.03.2022 20:49
Бурмистрова Людмила Леонидовна @id76827681
Спасибо!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс