Цель: формирование понятия «литературная сказка», создание целостного представления жизни и творчестве А. С. Пушкина.
Задачи: 1) обучаться интонационно-выразительному чтению сказки в стихах.
2)развивать связную речь, образное мышление, умение анализировать произведение, обогащать словарный запас учащихся.
3)воспитывать доброту, милосердие.
Оборудование: слайды о детстве и творчестве А. С. Пушкина, выставка книг, фонограмма.
Ход урока
- Орг момент.
Я приглашаю вас в «Круг радости».(звучит музыка)
Мы с вами снова вместе
Я рада, рады вы
Приветствуем друг друга
Объятием дружбы мы.
Дети в кругу обнимают друг друга.
- Введение в тему
- Закройте глаза и послушайте музыку.
-Что вы представили?(волшебное,таинственное)
-В некотором царстве, в некотором государстве жили –были сказки. А какие ассоциации возникли у вас со словом «сказки»?
-А какие бывают сказки?(волшебные, бытовые, о животных)
-А еще?(литературные, народные)
-Чем отличаются литературные сказки от народных? Народные сказки не записывались, а передавались из поколения в поколение.
Литературные сказки сочиняют писатели.
-Сегодня мы будем читать и анализировать литературную сказку, автором которого является вы узнаете, послушав стихотворение.
Чтоб не грустить в пору ненастья
Что бы не слышать ветра сток
В мир сказок Пушкин возвращается
Которым был всегда пьянен.
Конечно, Пушкин беспределен
Неиссякаем, как родник.
Но Пушкин есть и будет с нами
И через 100, тыщу лет.
Он не померкнет, не увянет.
-Будем читать «сказку о рыбаке и рыбке». А. С. Пушкина
А. С. Пушкин внёс большой вклад в развитие русской поэзии. Как называют великого русского поэта А. С. Пушкина творчеству которого посвящён наш урок?
На слайде 1 запись
Скоклкнкцкек
Рцуясттсякяцпойп
Пнонэнзнинин
-Вычеркните из каждой строки повторяющиеся буквы, и у вас получится такое высказывание Солнце русской поэзии.
Биография А. С. Пушкина.
- Детство.
Упражнение «рассыпанное предложение».
сыпались из мешком
и глазами смуглым
так живыми со
искры очень мальчик
которых с Кудрявый
(слайд)
-Прочитайте слова в ячейках таблицы. Вы узнаете, как описывала поэта его бабушка, Мария Алексеевна.
-Как понимаете выражение, «искры так и сыпались»?
-родился (1799-1837) в Москве в дворянской семье. В доме была большая библиотека. Здесь маленький Саша проводил долгие часы за чтением. В 7 лет он уже свободно читал и писал на двух языках- русском и французком, пытался сочинять стихи. У маленького Саши была заботливая и добрая няня арина Родионовна. Она очень любила мальчика, и Саша отвечал ей взаимностью. Он искал у няни утешения, когда его обижали.
А. С. Пушкин посвятил стихотворение, в котором он обращался к ней с нежностью и любовью: «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя».(одна в глуши лесов сосновых, давным давно ты ждёшь меня)
Именно Арина Родионовна подсказала ,из которых родились пушкинские сказки.
4.-Викторина по сказкам А. С. Пушкина.
-какие сказки А. С. Пушкина вам известны?
1) «Сказка о попе и его работнике Балде»
2) «Сказка о царе Салтане»
3) «Сказка о золотом петушке»
4) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
5) «Сказка о рыбаке и рыбке»
1) Что кричал петушок, сидя на спице?
(кири-куку, царствуй, лёжа на боку)
2)К кому обращался за помощью королевич Енисей?
(к солнцу, месяцу, ветру)
3)На какую работу нанял поп Балду?
(повар, конюх, плотник)
4)Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка?
(«Волю первую твою я исполню, как мою»)
5)Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей?
(Соколко)
6)Когшо назвал Балда меньшим братом?
(зайц?
5. Блиц-опрос «сказочный марафон» (слайд с 13 по 22)
Работа над произведением.
Сказки А. С. Пушкина написаны в стихах, они звучат как музыка. Будем учиться читать сказку неторопливо, протяжно, в стиле русского народного сказа. Постарайтесь мысленно представить себе всё, о чём там говорится.
- Чтение I части (наше то совсем раскололось)
Словарная работа.
Ветхая землянка-старое жилище, вырытое в земле.
Невод-большая рыболовная сеть.
Откуп-вознаграждение за полученную свободу.
Простофиля-глупый, несообразительный человек.
- Что узнали из зачина жизни старика и старухи?
-Какое однажды произошло чудо?
-Как поступил старик? Как поступок характеризует его?
-Как отнеслась старуха к рассказу старика?
-Вы согласны с ней, что старик поступил неразумно?
2) Чтение части (поклонись ей, выпроси уже избу)
Словарная работа
Кликать-звать
Пуще-больше, сильнее
Браниться-ругаться
Корысть-выгода, польза.
-Почему старик сначала отпустил рыбку,а потом снова вернулся к ней?
-Как рыбка отнеслась к просьбе старика?
-Обрадовалась ли старуха новому корыту?
-Что теперь захотела старуха?
3) Чтение (хочу быть столбовою дворянкой)
-Какую избу получила старуха?
-Успокоилась ли она?
-Чего ей теперь захотелось?
4) Чтение части (не пойдешь, поведут по неволе)
Словарная работа.
Душегрейка-женская теплая кофта без рукавов.
Парчовая кичка-старинный головной убор из нарядной блестящей ткани.
Чупрун-чуб.
Белены объелась-обезумела.
-Как объясняет старик рыбке, почему ему снова пришлось обратиться к ней с просьбой?
-Выполнила ли рыбка просьбу старика?
-Кем стала теперь старуха?
-Опиши «её», используя слова из текста.
-Нравится ли вам её внешний вид?
Наряд был великолепным , но он не делал её привлекательнее.
-как изменились взаимоотношения старика и старухи?
-Кем теперь захотела стать старуха?
-Почему это желание испугало старика?
-Как отреагировала старуха на высказанное стариком сомнение.
5) Чтение части (и была б у меня на посылках)
-Выполнил ли старик приказ старухи? Почему?
-Какой увидел старик свою старуху в роли царицы? Как она изменилась?
-Как теперь старуха относится к старику?
-Кем захотела стать старуха? О какой жизни размечталась?
6) Чтение части
-Попытался ли старик образумить старуху, остановить её? Почему? Ведь он понимал абсурдность её требования.
-как рыбка отреагировала на это желание старухи? Чем закончилась сказка? Почему?
7) Проверка восприятия.
-Хорошо ли плохо закончилась сказка? Почему?
-Что понравилось? Что не понравилось?
-Каких героев осуждаете?
-Каких вам жаль?
-По каким признакам можно определить, что это произведение – сказка?
-Есть ли в сказке волшебство и волшебный помощник?
-Какие магические числа присутствуют в сказке?
-За что была наказана старуха?
(за жадность, за то, что она хотела унизить рыбку, старика. Нужно иметь чувство меры)
8) Итог:
-Какую сказку читали-народную или литературную? Докажите?
Слайд: Сказка-ложь, да в ней намёк «добрым молодцам урок»- писал А. С. Пушкин.
-Какой урок преподнесла вам сказка?
Домашнее задание.
Написать письмо старухе. Как бы поступили вы, если поймали золотую рыбку
Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»»
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цель: формирование понятия «литературная сказка», создание целостного представления жизни и творчестве А. С. Пушкина.
Задачи: 1) обучаться интонационно-выразительному чтению сказки в стихах.
2)развивать связную речь, образное мышление, умение анализировать произведение, обогащать словарный запас учащихся.
3)воспитывать доброту, милосердие.
Оборудование: слайды о детстве и творчестве А. С. Пушкина, выставка книг, фонограмма.
Ход урока
Орг момент.
Я приглашаю вас в «Круг радости».(звучит музыка)
Мы с вами снова вместе
Я рада, рады вы
Приветствуем друг друга
Объятием дружбы мы.
Дети в кругу обнимают друг друга.
Введение в тему
Закройте глаза и послушайте музыку.
-Что вы представили?(волшебное,таинственное)
-В некотором царстве, в некотором государстве жили –были сказки. А какие ассоциации возникли у вас со словом «сказки»?
-А какие бывают сказки?(волшебные, бытовые, о животных)
-А еще?(литературные, народные)
-Чем отличаются литературные сказки от народных? Народные сказки не записывались, а передавались из поколения в поколение.
Литературные сказки сочиняют писатели.
-Сегодня мы будем читать и анализировать литературную сказку, автором которого является вы узнаете, послушав стихотворение.
Чтоб не грустить в пору ненастья
Что бы не слышать ветра сток
В мир сказок Пушкин возвращается
Которым был всегда пьянен.
Конечно, Пушкин беспределен
Неиссякаем, как родник.
Но Пушкин есть и будет с нами
И через 100, тыщу лет.
Он не померкнет, не увянет.
-Будем читать «сказку о рыбаке и рыбке». А. С. Пушкина
А. С. Пушкин внёс большой вклад в развитие русской поэзии. Как называют великого русского поэта А. С. Пушкина творчеству которого посвящён наш урок?
На слайде 1 запись
Скоклкнкцкек
Рцуясттсякяцпойп
Пнонэнзнинин
-Вычеркните из каждой строки повторяющиеся буквы, и у вас получится такое высказывание Солнце русской поэзии.
Биография А. С. Пушкина.
Детство.
Упражнение «рассыпанное предложение».
сыпались из мешком
и глазами смуглым
так живыми со
искры очень мальчик
которых с Кудрявый
(слайд)
-Прочитайте слова в ячейках таблицы. Вы узнаете, как описывала поэта его бабушка, Мария Алексеевна.
-Как понимаете выражение, «искры так и сыпались»?
-родился (1799-1837) в Москве в дворянской семье. В доме была большая библиотека. Здесь маленький Саша проводил долгие часы за чтением. В 7 лет он уже свободно читал и писал на двух языках- русском и французком, пытался сочинять стихи. У маленького Саши была заботливая и добрая няня арина Родионовна. Она очень любила мальчика, и Саша отвечал ей взаимностью. Он искал у няни утешения, когда его обижали.
А. С. Пушкин посвятил стихотворение, в котором он обращался к ней с нежностью и любовью: «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя».(одна в глуши лесов сосновых, давным давно ты ждёшь меня)
Именно Арина Родионовна подсказала ,из которых родились пушкинские сказки.
4.-Викторина по сказкам А. С. Пушкина.
-какие сказки А. С. Пушкина вам известны?
1) «Сказка о попе и его работнике Балде»
2) «Сказка о царе Салтане»
3) «Сказка о золотом петушке»
4) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
5) «Сказка о рыбаке и рыбке»
1) Что кричал петушок, сидя на спице?
(кири-куку, царствуй, лёжа на боку)
2)К кому обращался за помощью королевич Енисей?
(к солнцу, месяцу, ветру)
3)На какую работу нанял поп Балду?
(повар, конюх, плотник)
4)Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка?
(«Волю первую твою я исполню, как мою»)
5)Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей?
(Соколко)
6)Когшо назвал Балда меньшим братом?
(зайц?
5. Блиц-опрос «сказочный марафон» (слайд с 13 по 22)
Работа над произведением.
Сказки А. С. Пушкина написаны в стихах, они звучат как музыка. Будем учиться читать сказку неторопливо, протяжно, в стиле русского народного сказа. Постарайтесь мысленно представить себе всё, о чём там говорится.
Чтение I части (наше то совсем раскололось)
Словарная работа.
Ветхая землянка-старое жилище, вырытое в земле.
Невод-большая рыболовная сеть.
Откуп-вознаграждение за полученную свободу.
Простофиля-глупый, несообразительный человек.
- Что узнали из зачина жизни старика и старухи?
-Какое однажды произошло чудо?
-Как поступил старик? Как поступок характеризует его?
-Как отнеслась старуха к рассказу старика?
-Вы согласны с ней, что старик поступил неразумно?
2) Чтение II части (поклонись ей, выпроси уже избу)
Словарная работа
Кликать-звать
Пуще-больше, сильнее
Браниться-ругаться
Корысть-выгода, польза.
-Почему старик сначала отпустил рыбку,а потом снова вернулся к ней?
-Как рыбка отнеслась к просьбе старика?
-Обрадовалась ли старуха новому корыту?
-Что теперь захотела старуха?
3) Чтение III (хочу быть столбовою дворянкой)
-Какую избу получила старуха?
-Успокоилась ли она?
-Чего ей теперь захотелось?
4) Чтение IV части (не пойдешь, поведут по неволе)
Словарная работа.
Душегрейка-женская теплая кофта без рукавов.
Парчовая кичка-старинный головной убор из нарядной блестящей ткани.
Чупрун-чуб.
Белены объелась-обезумела.
-Как объясняет старик рыбке, почему ему снова пришлось обратиться к ней с просьбой?
-Выполнила ли рыбка просьбу старика?
-Кем стала теперь старуха?
-Опиши «её», используя слова из текста.
-Нравится ли вам её внешний вид?
Наряд был великолепным , но он не делал её привлекательнее.
-как изменились взаимоотношения старика и старухи?
-Кем теперь захотела стать старуха?
-Почему это желание испугало старика?
-Как отреагировала старуха на высказанное стариком сомнение.
5) Чтение V части (и была б у меня на посылках)
-Выполнил ли старик приказ старухи? Почему?
-Какой увидел старик свою старуху в роли царицы? Как она изменилась?
-Как теперь старуха относится к старику?
-Кем захотела стать старуха? О какой жизни размечталась?
6) Чтение VI части
-Попытался ли старик образумить старуху, остановить её? Почему? Ведь он понимал абсурдность её требования.
-как рыбка отреагировала на это желание старухи? Чем закончилась сказка? Почему?
7) Проверка восприятия.
-Хорошо ли плохо закончилась сказка? Почему?
-Что понравилось? Что не понравилось?
-Каких героев осуждаете?
-Каких вам жаль?
-По каким признакам можно определить, что это произведение – сказка?
-Есть ли в сказке волшебство и волшебный помощник?
-Какие магические числа присутствуют в сказке?
-За что была наказана старуха?
(за жадность, за то, что она хотела унизить рыбку, старика. Нужно иметь чувство меры)
8) Итог:
-Какую сказку читали-народную или литературную? Докажите?
Слайд: Сказка-ложь, да в ней намёк «добрым молодцам урок»- писал А. С. Пушкин.
-Какой урок преподнесла вам сказка?
Домашнее задание.
Написать письмо старухе. Как бы поступили вы, если поймали золотую рыбку?