СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок игра-драматизация по литературному чтению

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»»

МБОУ СОШ № 16

Урок игра-драматизация по литературному чтению на тему:

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
3 класс

Учитель: Акимова Светлана Олеговна



Пояснительная записка:

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, то есть, обучение различным видам речевой деятельности –чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Драматизация-это такая деятельность, в процессе которой прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится « в лицах», при помощи различных выразительных средств (интонации, мимики, жеста, позы, действия, мизансцены).

Ценность использования приема драматизации в учебном процессе:
-оказывает положительное влияние на все этапы работы над художественным произведением.
-является важным средством эстетического воспитания и развития.
- помогает детям отождествлять себя с героями произведения, пережить их чувства, понять их поступки, характеры.

Тип урока:

Урок-драматизация

Цель урока:

Формирование эстетической культуры личности школьников, формирование навыка чтения, развитие логического мышления, речи, воспитание интереса к миру прекрасного. Формирование положительного отношения детей к театральной игре, приобщение детей к театральной культуре. Развитие специальных умений, обеспечивающих освоение комплекса игровых позиций.

Планируемые достижения:


- умение пробудить интерес к чтению художественных произведений;
- умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся;

-глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную ценность.

Формирование УУД:


Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний. Развивать навык осмысленного чтения; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять её,  приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; высказывать предположения, – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор, заполнять лист самооценки, использовать к качестве обучения ИКТ..

Регулятивные: Обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), игре, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности; обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Личностные: Способность к самооценке. Способствовать формированию интереса к литературной сказке А.С.Пушкина, готовности преодолевать возникающие затруднения, применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; развивать умение выражать свои мысли ; закреплять навыки работы в группах и парах.



Оборудование урока:

Портрет А.С. Пушкина компьютер, проектор, презентация к уроку, тексты сказки А.С.Пушкина, толковые словари, медали победителям и участникам игры.


Организация работы, формы игры.

фронтальная, групповая, индивидуальная.
-игры-драматизации стихотворений
- творческие игры

План урока:


  1. . Мотивация к учебной деятельности

  2. Формулирование темы урока и постановка цели.

  3. Актуализация знаний

  4. Постановка учебной задачи

  5. Организация познавательной деятельности

  6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

  7. Итог (рефлексия учебной деятельности)

Список использованных источников:

- Литературное чтение. 3 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

- Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль, 1997.

- Ладченко А.Л. Использование пословиц на уроках // Начальная школа, 1997- №7.

- Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс.



Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;












- Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое? . У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.

Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются)


- Мы с вами прочитали сказку Пушкина. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"

Говорили о событиях, героях, их поступках.

А сегодня мы обобщим прочитанное.

Ученики слушают тему литературной игры, отвечают на вопрос.

(в строках сказок великого поэта мы найдём устаревшие и непонятные для нас слова, выражения и попробуем объяснить их значения, обратим внимание на слова-эпитеты, узнаем, как они помогают нарисовать образ, посмотрим, как действия, поступки раскрывают характер героя. найдём сравнения, которые подбирает

автор. проверим свои знания)

Личностные: Самоопределение

(мотивация учения)

2.Формулирование темы урока и постановка цели.


- Ребята, чтобы узнать тему нашего урока нужно отгадать зашифрованное слово

(Учащиеся составляют слово ТЕАТР)

Учитель:

- Вот и вечер – волшебник лукавый зажигает украдкой свечу,
Долгожданная встреча настала, вас в театр пригласить я хочу.
Театр – это шутки и краски, это жизнь, это свет и мечта,
Это драмы, комедии, сказки,
Это праздник души без конца.

- Догадались, что будет темой нашего урока?

(Ответы детей – предположения)

- Дети, сегодня мы поиграем в театр.

- В каждой игре есть правила, которые нужно соблюдать. Вот и в нашей игре тоже есть такие правила – это правила поведения в театре. Давайте с ними познакомимся.

(Выходят дети и читают стихи)

Посмотрите на свои листы самооценки и скажите: «Какие конкурсы вам нужно будет преодолеть, чтобы победить в игре?»



(Выходят ученики и читают стихи)

1. В кассе куплены билеты, 
Нарядно зрители одеты. 
Культурно иди по залу, 
Не опоздай к началу.

2. Проходя на своё место,
К людям повернись лицом,
И скажи: “Прошу прощения” -
Будешь просто молодцом.

3. Нужно сесть и не болтать 
На спектакле детям. 
И артистам не мешать, 
И своим соседям.

4. Вот спектакль позади.
Будет некрасиво
Сразу к выходу идти,
Не сказав спасибо.
После спектакля немножко
Актёрам похлопай в ладошки.

5. Сломя голову бежать 
В гардероб не надо. 
В очередь там нужно стать
Уж такой порядок.


3. Актуализация знаний

Цель:

- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала:

наблюдения, сравнения, аналогии;



У каждого из вас обозначен ряд и место. Запомнили правила поведения в театре? Давайте ещё раз повторим их:

(не опаздывать, не разговаривать, не есть, не мешать, не бегать, хлопать артистам)



- Кто знает, как называется место в театре, где происходит театральное действие?

- А как называется место перед сценой, где сидят зрители? Место для гостей?

- Давайте прочитаем.



- Знаете что такое театр?

(Учитель обобщает ответы учащихся)

- Театр – это не только место, где происходит представления. Это особый вид искусства, как музыка, живопись. Слово ТЕАТР произошло от греческого слова ТЭАТРОН – место для зрелищ.

Театр зародился очень давно. Он сильно изменился, но всегда занимал и занимает особое место в жизни людей. Какую радость испытываешь, когда занавес медленно открывает сцену и перед нами возникает особая жизнь. Артисты увлекают своей игрой, и ты невольно начинаешь переживать вместе с героями спектакля их радости и печали и будто сам становишься участником событий. А дома еще долго думаешь о том, что увидел.

Повторение театральной терминологии: режиссёр, художник, актёры, роли,сценарий, костюмы, маски, капельдинер, бутафор














Ученики отвечают.

“Сцена, партер, амфитеатр, ложа)









(Ответы учащихся)


























Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

4. Постановка учебной задачи

Цель:

- постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

- уточнение и согласование темы урока;

- определение средства (алгоритм);

- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

- Ребята, вы любите играть? А читать сказки?

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в игру-драматизацию сказки А.С. Пушкина которая называется "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

Вспомним, какие эпизоды сказки можно использовать для инсценировки.

  1. «Три девицы»

  2. «Море»

  3. "Царство Гвидона"

  4. Танец Лебеди

  5. «Три чуда»


Фронтальная беседа


Регулятивные УУД:

на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование(определение последовательности промежуточных целей).

Прогнозирование.


5. Организация познавательной деятельности




Цель:

- реализация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксация нового способа действия в речи;

- фиксация преодоления затруднения;

- уточнение общего характера нового знания;


1 конкурс «Лучший сказитель»


Подготовка: Дети делятся на группы. Учитель помогает группам в самостоятельной работе Подготовка театральной сцены и актёров

картина «Три девицы»

(Девицы усаживаются на лавочку)

1 девица: Кабы я была царица, то на весь крещенный мир.

Приготовила б я пир !

2 Девица: Кабы я была царица, то не весь бы мир одна

Наткала я полотна.

3 девица: Кабы я была царица, я б для батюшки царя

Родила богатыря. (девицы ухмыляются, шепчутся, хихикают)

(Входит Царь)

Царь: Здравствуй, красная девица, будь царица,

И роди богатыря мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки сестрицы, выбирайтесь из светлицы.

Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха.

(Царь берет под руку невесту. сестры с гордом видом сопровождают их!)

Под музыку Царь проходят по всему залу и уходят.


картина «Море»

Звучит шум моря, свет гаснет, освещает звезды на небе. По морю (из ткани) плывет бочка, 4-6 девочек – волны. На дальнем плане стоит ширма с теневым театром, идет изображение корабля, плывущего по морю. Из за ширмы появляется бочка. Бочка останавливается у края ширмы, слышен голос Гвидона.

Гвидон: Ты, волна моя. волна! Ты морские камни точишь,

Подымаешь корабли- не губи ты нашу душу,

Выплесни ты нас на сушу.


1 скоморох:: И послушалась волна: тут же на берег она

Бочку вынесла легонько и отхлынула тихонько.

2 скоморох: Сын на ножки поднялся, в дно головкой уперся,

Поднатужился немножко, вышеб дно и вышел вон.


На фоне шума моря, выходят Гвидон с матерью.


Гвидон: Море синее кругом (удивляется)

Дуб зеленый над холмом.

Добрый ужин был бы нам, однако, нужен.(подходит к дубу, делает лук)

Мать: Ты пойди на край долины у моря искать дичины.


(Мать машет Гвидону, расстил. платок, садится, дремлет. Гвидон идет. Звучит тревожная музыка.)



картина "Царство Гвидона"

Мать: Посмотри, город большой, стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами блещут маковки церквей.

Гвидон: То ли будет? Вижу я: Лебедь тешится моя.

(берет мать за руки) Разворачиваются к зрителям.

Звучит веселая р.н. музыка

Танец Лебеди.

Лебедь /Гвидону/ Здравствуй, князь ты мои прекрасный!

Что ты тих, .как день ненастны?

Опечалился чему?

Гвидон: Грусть-тоска мня съедает, видеть я б хотел отца.

Лебедь: Вот в чем горе! Ну, послушай: хочешь в море полететь за кораблем?

Будь же, князь ты, комаром.

(под муз. Лебедь плещет водой, князь прикрывается плащем, кружится, уходят с Лебедью)

«Три чуда»

/Занавес закрыт/ Звучит муз. вступление. из сказки "Золотой петушок"


I Скоморох: За морем житье не худо, у Гвидона вот-так чудо!

Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная, да затейница какая!

Белка песенки поет, да орешки все грызет,

А орешки не простые, все скорлупки золотые,

2 скоморох: Ядра – чистый изумруд, слуги белку стерегут.

Есть еще другое диво, море вздуется бурливо

Океан подымет вой, хлынет на берег пустой,

Расплеснется в шумном беге и очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя, 33 богатыря.


Открывают занавес, в стороне стоит домик белки со слугами, белкой, царевна-девица и Царевна-Лебедь за ширмой, Салтан с тетками. Звучит музыка Лебеди. Гвидон грустит, появляется лебедь


Лебедь: Здравствуй, князь ты мой прекрасный,

что ты тих, как день ненастный. Опечалился чему?

Гвидон: Грусть-тоска меня съедает: люди женятся, гляжу,

Не женат лишь я хожу. Говорят, царевна есть.

Что не можно глаз отвесть, месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Лебедь: Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта-я!

/улетает за ширму, выходит Царевна-девица/

Гвидон встречает ее. Звучит колокольный звон

Выходят богатыри, выстраиваются в полукруг.

Черномор/смотрит в подзорную .трубу/

-Из лазоревой дали показались корабли.

Богатырь: По равнинам океана едет флот царя Салтана /плыв. корабль/

Колок. звон. Гвидон встречает Салтана.

Салтан: /удивл/ Все красавцы молодые, великаны удалые!

Все равны, как на подбор, с ними дядька Черномор.

Черном: А теперь пора нам в море, тяжек воздух нам земли.

Богатыри уходят

Гвидон подводит Салтана к Белочке.

Салтан: Белка песенку поет, золотой орех грызет,

Изумрудец вынимает и в мешочек опускает.






Дети делятся на группы. - Дети выбирают актёров. Остальные делятся на две группы: художники и костюмеры. Актёры репетируют. Художники рисуют декорации: изба деревенская


































































6.Самостоятель

ная работа с самопроверкой в классе


2 конкурс «Лучший иллюстратор»


Художники показывают свою иллюстрацию




Цель:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

- организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;


3 конкурс «Устаревшие слова.»


«Со креста снурок шелковый,

Натянул на лук дубовый…»

«Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате…»

«Торговали мы булатом,

Чистым серебром и златом…»

«В чешуе, как жар горя,

Идут витязи четами…»

Свет о белке правду бает.


Каждая команда получает карточку

Дети с помощью словаря или учебника находят ответы на вопросы
















4 конкурс «Узнай героя.» по действиям .



1. Плывёт, клюёт, торопит, топит, отплачу, сослужу, не забуду

2.Вздуется, закипит, подымит вой, хлынет, расплеснётся .

3.Разбежались, признались, повинились, разрыдались 4.Уменьшился, оборотился, полетел, зажужжал, догнал, опустился, забился

5.Поёт, грызёт, вынимает, опускает



Читают глаголы на листе самооценки и рядом записывают имена героев.- взаимопроверка по слайду с ответами.


За каждый правильный ответ- балл


Регулятивные УУД:

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

7.Итог

(рефлексия учебной деятельности)

(6 мин)

Цель:

- фиксация нового содержания, изученного на уроке;- оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;



- Понравилось вам играть в театр?

- Что вас поразило?

- Что было интересно?

- Что было трудно?

- О чём расскажите дома?

- Хотите сами играть в спектаклях?

Наше представление подошло к концу

- Итог, награждение грамотами «За активное участие»



- Домашнее задание: Продолжить чтение сказки до стр. 266. Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.


- Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах.

Организация фиксирования нового знания









Награждение грамотами


Запись домашнего задания







Регулятивные

УУД:

Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).

Оценка(осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)

Приложение: Листы для команд.

3. конкурс «Устаревшие слова.» Объясни выделенное слово.

«Со креста снурок шелковый, Натянул на лук дубовый...»


«Видит; весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате...»


«Торговали мы булатом, Чистым серебром и златом...»


«В чешуе, как жар горя. Идут витязи четами...»


Свет о белке правду бает






















4 конкурс «Узнай героя.» по действиям .



1 .Плывёт, клюёт, торопит, топит, отплачу, сослужу, не забуду

1 .

2. Вздуется, закипит, подымит вой, хлынет, расплеснётся

2

3. Разбежались, признались, повинились, разрыдались

3.

4. Уменьшился, оборотился, полетел, зажужжал, догнал, опустился,забился




4.



5. Поёт, грызёт, вынимает, опускает

5.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей