СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"а. с. пушкин. «станционный смотритель»: автор и герои".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок постороен на групповой работе учащихся, которые, отвечая на вопросы, приходят к выводу - как тяжело живется в мире маленькому человеку.

Просмотр содержимого документа
«"а. с. пушкин. «станционный смотритель»: автор и герои".»

Урок литературы в 7 классе.

Тема: А. С. ПУШКИН. «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»: АВТОР И ГЕРОИ


Планируемые результаты


Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование нравственных чувств; осознание значения семьи в жизни человека и общества; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.


Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, оценивать правильность выполнения учебной задачи; выбирать основания для сопоставления, применять таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе; развитие ИКТ - компетентности.


Предметные: воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение и создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.


1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой.


2. Изучение нового материала.

Слово учителя:

- Ребята, я предлагаю вам совершить заочное путешествие на тройке коней, как во времена А. С. Пушкина, по просторам нашей родины.

- После долгого путешествия мы остановились на почтовой станции.

Перед учащимися появляется портрет А. С. Пушкина и иллюстрации, отражающие почтовые станции.

Почтовая станция (ранее в России также называлась почтовым станом) — в прошлом почтовое учреждение в России и ряде других стран, где отдыхали проезжающие (пассажиры), меняли почтовых лошадей и другие средства передвижения и где производился обмен почтой между почтарями. В более ранние времена, соответствующие скорой ямской гоньбе, такое место называлось ямом.

Определение учащимися (самостоятельно) темы и целей урока.

- О каком произведении мы сегодня будем говорить? Как вы догадались?

- Речь пойдет о повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», которая вошла в цикл «Повести Белкина».

Тема нашего урока «А. С. ПУШКИН. «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»: АВТОР И ГЕРОИ»


3.Групповая работа:

Группа 1.
Прослушайте в актёрском исполнении начало повести «Станционный смотритель».
Как вы понимаете название повести и эпиграф к ней?
Прокомментируйте слова и выражения роковая книга, князь Вяземский, сребролюбивый, по казённой надобности.
Ответы на вопросы 1—4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Каково было положение станционных смотрителей в России?
Почему симпатии автора на их стороне?
*Как в этом фрагменте отразилась психология титулярного советника, помещика Белкина и черты биографии самого Пушкина?


Группа 2.
Расскажите о двух встречах рассказчика и смотрителя до приезда смотрителя в Петербург.

Прокомментируйте слова и выражения шлафрок, почтовый домик, от беды не отбожишься, в разгоне, нагайка, почтовая книга, на паперти, почтмейстер, ротмистр.

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Сравните детали портрета смотрителя во время его первой и второй встречи с рассказчиком.
Что и почему изменилось во внешности и психологическом состоянии Самсона Вырина?
Какими положительными качествами обладал смотритель? Почему он хотел вернуть Дуню домой?
*Как в рассказах о Дуне проявились черты характера Вырина?
*Какой смысл имеет описание интерьера дома станционного смотрителя?

Группа 3.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов «С этой мыслию прибыл он в Петербург…» до слов «…долго думал я о бедной Дуне».

Прокомментируйте слова и выражения отставной унтер-офицер, по Литейной, молебен у Всех Скорбящих, повеса.

Что чувствовал смотритель, придя к Минскому?
*Какие детали портрета говорят о его душевном состоянии?
Почему он отверг деньги Минского и почему пожалел об этом?
*Почему смотритель не стал жаловаться на Минского?
*Почему Вырин не поверил Минскому, что Дуня счастлива?
Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 4.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов «Это случилось осенью» до конца повести или прослушайте этот эпизод в актёрском исполнении.

Ответьте на вопросы 5—6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Почему третья встреча рассказчика со смотрителем оказалась такой печальной?
Как Вырина характеризует причина его смерти?
*Какова роль пейзажа в этом эпизоде?
*Какие мысли автора можно назвать гуманистическими?
*Прокомментируйте значение имени Самсон (др.-евр. — солнечный) и фамилии Вырин (выр, др.-рус. — пучина, омут).

4. Практическая работа.
Составление плана характеристики Самсона Вырина.

Подбор цитатных примеров.

1. Происхождение, возраст и социальное положение Самсона Вырина.
2. Предыстория героя (рассказ о жизни Вырина до знакомства с повествователем).
3. Авторские приёмы создания образа Самсона Вырина:
1) Значение имени и фамилии героя.
2) Появление героя в повести.
3) Портретная характеристика (детали портрета, динамика портрета).
4) Интерьер, мир вещей, характеризующий Вырина.
5) Поступки героя. Ситуации, раскрывающие его внутреннюю сущность.
6) Речь героя, её особенности.
7) Оценка героя другими персонажами.

4. Авторское отношение к герою, способы его выражения.
5. Читательские оценки образа Самсона Вырина и их аргументация.

5. Комментарий учителя о сущности литературного образа «маленького человека».

6. Обсуждение иллюстраций к повести и ответы на вопросы из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».

Итоговый вопрос:

Ответ на вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание


Письменно ответить на один из вопросов:

1. Какой показана история России в произведениях Пушкина? (На примере одного-двух произведений.)

2. Каково авторское отношение к «маленькому человеку» в повести «Станционный смотритель»?

3. В чём своеобразие рассказчика в «Повестях Белкина»? (На примере одной-двух повестей.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!