СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога». Пейзажная лирика поэта

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога». Пейзажная лирика поэта»

Тема: А. С. Пушкин. Стихотворения «Зимняя дорога». Пейзажная лирика поэта

Цели урока:формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения), развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом; учить чувствовать учащимся душевное состояние, настроение поэта; раскрывать его мысли, чувства в момент написания стихотворения; воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.

Планируемые результаты:

Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение высказывать свое отношение к героям.

Метапредметные:

Познавательные УУД: формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, применение методов информационного поиска; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре.

Регулятивные УУД: формирование умения высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Предметные: формирование умения анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник, портрет писателя, компьютер, презентация, видеоролики из фильма.

Ход урока

  1. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Проверка домашнего задания.



III. Изучение нового материала.

1.Подготовительная работа.

–Ребята! Вы любите путешествовать?

–Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки. Если же вы отправляетесь в путь зимой, и дорога ваша лежит через лес, то появляется прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.

–Представьте себе, что вы зимой отправляетесь в дальнее путешествие. Какие картины природы вы увидите?

Поможет представить вам эту зимнюю поездку музыка в исполнении Большого симфонического оркестра, дирижером которого является Георгий Свиридов. Называется она «Метель. Зимняя дорога» (звучит отрывок фонограммы)



–Какие картины вы рисовали в своем воображении, слушая эту музыку?

–Опишите своё настроение во время этого небольшого путешествия. Что вы чувствовали?

Давайте сравним ваши фантазии с картинами русских художников. Посмотрите на слайды. Вы видите картины:

Алексей Саврасов «Зимняя дорога» (слайд 1).

И. Левитан «Зимой в лесу» (слайд 2).

А. Саврасов «Зимний пейзаж» (слайд 3).

А. Дезарно «Карета, застрявшая в снегу» (слайд 4).

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Каким настроением проникнуты эти картины?

- Какие краски использовали художники?



- Ребята, а знаете ли вы лирические произведения, в которых изображается зимний пейзаж, зимняя дорога?



Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога» (слайд 5). Нам предстоит определить, какие средства изобразительности использовал поэт в этом стихотворении. Также попытаемся разобраться, как через описание природы поэт показывает личные переживания человека (на слайде 6 цели урока).

Пушкину приходилось много путешествовать. Вспомните о жизни поэта. Почему ему пришлось долгое время проводить в с. Михайловском? (был отправлен в ссылку). В то время ездили на лошадях, переезды эти были долги и утомительны. Во время такого переезда Пушкин написал «Зимнюю дорогу». Если быть точнее, то написано стихотворение в декабре 1826 года, когда друзья А.С. Пушкина — участники восстания декабристов были казнены, а сам он находился в ссылке в Михайловском.

2. Выразительное чтение стихотворения учителем

3. Обмен впечатлениями

Понравилось вам стихотворение?

–Какое настроение преобладает в стихотворении?

- Как вы догадались, что настроение грустное? Назовите слова, которые навевают скуку, тоску, грусть.

- Попытайтесь подробно описать, что бы вы увидели, если находились бы в то время в лесу?

Высоко в тёмном небе жёлтая мутная луна, впереди раскинулась бескрайняя степь, занесённая снегом, сквозь сугробы ведёт дорога, по краям которой стоят полосатые верстовые столбы. По дороге бежит тройка, далеко раздаётся звон колокольчика под дугой. Слышна однообразная, заунывная песня ямщика. Тройка приближается, всё громче звенит колокольчик, всё ближе песня ямщика. Ямщик, сидящий на облучке, одет в тяжёлый тулуп, воротник тулупа поднят, на голове меховая шапка. Обут он в валенки. В кибитке сидит путешественник. Он зябко кутается в тёплую шубу, ноги его укрывает медвежья шуба. Случайно удается увидеть лицо седока. Он погружён в невесёлые думы. На лице его печаль. Кибитка движется дальше, удаляется, тише звон колокольчика, глуше песня ямщика.

4. Словарная работа



Черная хата — крестьянский бедный дом, изба.

Одне — устаревшая форма слова одни.

Лик — лицо.

Борзая (тройка) — быстрая, резвая упряжка из трех лошадей.

Верста – старинная мера длины.

Ямщик — возница, кучер.

Докучный — наводящий скуку, надоедливый



- Как называют такие слова? (архаизмы)

- Что такое архаизмы? (устаревшие и вышедшие из употребления слова).

5.Анализ стихотворения

Ребята, вспомните, цель урока? (нам необходимо выяснить, какие средства изобразительности использовал поэт в этом стихотворении).

- Какие средства изобразительности вы знаете? (олицетворение, эпитет, метафора)

- Что такое олицетворение?

- Найдите примеры олицетворения в стихотворении (пробирается луна, луна “льёт печально свет”)

- Какие ещё яркие художественные средства использует автор, чтобы воссоздать изображаемую картину и состояние героя?

- Вспомните, что такое эпитет? (Образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения) (слайд 7)

- Найдите эпитеты в стихотворении (волнистые туманы, печальные поляны).

- Ребята, вы заметили, что некоторые слова повторяются? Найдите их. (печальные-печально, скучной-скучно, грустно-грустно) А какая фраза повторяется во 2 и 7 строфе? (колокольчик однозвучный). Как называется такое средство выразительности? (такой прием называется лексический повтор) (слайд 8).



- Для чего на сбруе висит колокольчик?

Колокольчик однозвучный – к конной дуге привязывали колокольчик, который служил сигналом. Тройка лошадей мчится очень быстро, есть вероятность столкновения с людьми. А колокольчик позволял предупредить окружающих о том, что кто-то мчится в тройке.



Физкультминутка

IV. Закрепление изученного материала.

Ответ на проблемный вопрос

-Почему же стихотворение названо «Зимняя дорога», ведь мы выяснили, что большая его часть посвящена изображению вовсе не картин природы, а раздумьям человека, его внутреннему состоянию? (В стихотворении изображена зимняя дорога, занесённая снегом.Стихотворение названо так потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.) В центре любого лирического произведения всегда стоит человек, даже если поэт рассказывает о природе.



V. Подведение итогов урока.

VI. Оценивание.

  1. Домашнее задание:выразительное чтение стихотворения

  1. Рефлексия

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!