СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин "Зимняя дорога". Пейзажная лирика поэта.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема А.С.Пушкин «Зимняя дорога». Пейзажная лирика поэта.

Цель  знакомство с лирикой А. С .Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг.момент. Д\З.

Актуализация

 

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

 

Открытие нового знания

 

–Ребята! Вы любите путешествовать?

 –Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки. Если же вы отправляетесь в путь зимой, и дорога ваша лежит через лес, то появляется прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.

–Представьте себе, что вы зимой отправляетесь в дальнее путешествие. Какие картины природы вы увидите?

Поможет представить вам эту зимнюю поездку музыка в исполнении Большого симфонического оркестра, дирижером которого является Георгий Свиридов. Называется она «Метель. Зимняя дорога»

(звучит отрывок фонограммы)

–Какие картины вы рисовали в своем воображении, слушая эту музыку?

–Опишите своё настроение во время этого небольшого путешествия. Что вы чувствовали?

СЛАЙД

Давайте сравним ваши фантазии с  картинами русских художников. Посмотрите на слайды. Вы видите картины:

Алексей Саврасов «Зимняя дорога».

И. Левитан «Зимой в лесу».

А. Дезарно «карета, застрявшая в снегу».

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Каким настроением проникнуты эти картины?

 

-  Ребята, а знаете ли вы лирические произведения, в которых изображается зимний пейзаж, зимняя дорога?

СЛАЙД

-Чтобы ответить на это вопрос, нужно вспомнить, что такое лирика? (если не помните – запишем определение).

 

СЛАЙД

-Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Откройте тетради и запишите тему.

«А.С.Пушкин «Зимняя дорога». Пейзажная лирика поэта.»

- Пушкину приходилось много путешествовать. Вспомните о жизни поэта. Почему ему пришлось долгое время проводить в с. Михайловском?

В то время ездили на лошадях, переезды эти были долги и утомительны. Во время такого переезда Пушкин написал «Зимнее утро». Если быть точнее, то написано стихотворение  в декабре 1826 года, когда друзья А.С. Пушкина — участники восстания декабристов были казнены, а сам он находился  в ссылке в Михайловском.

 

Знакомство со стихотворением. Первичное восприятие.

Давайте познакомимся со стихотворением.

прослушивается фонограмма

–Понравилось вам стихотворение?

–Какое настроение преобладает в стихотворении?

 

 

 

 

 

- Как вы догадались, что настроение грустное?(Работа с текстом, примеры)

 

 

 

 

 

- Попытайтесь подробно описать, что бы вы увидели, если находились бы в то время в лесу?

 

 

 

 

 

СЛАЙД

Словарная работа

        Ребята, все ли слова понятны в этом стихотворении? Давайте попытаемся выяснить значение этих слов?

        Борзая (тройка) — быстрая, резвая  упряжка из трех лошадей.

        Верста – старинная мера длины, равная 106 км.

        Ямщик — возница, кучер.

        Докучный — наводящий скуку, надоедливый

       Пока ученики выполняют словарную работу:

   - Ребята, без словарей мы можем объяснить значения слов:

        Черная хата — крестьянский бедный дом, изба.

        Одне — устаревшая форма слова одни.

        Лик — лицо.

-Как  называют такие слова?

-Что такое архаизмы?

 

 

-Нам необходимо выяснить, какие средства изобразительности использовал поэт в этом стихотворении. Я буду читать вам определение, а вы должны назвать соответствующее средство и найти пример в тексте.

(Запись средства и примера в тетрадь)

-Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы.

 

 

-Образное определение  предмета, обычно выражено прилагательными, дающее ему дополнительную характеристику.

 

 

- Ребята, вы заметили, что некоторые слова используются несколько раз? Найдите их.

-А какая фраза повторяется во 2 и 7 строфе?

 -Как называется такое средство выразительности?

- Для чего на сбруе висит колокольчик?

 

 

 

 

 

- Передайте с помощью голоса звук колокольчика при медленном беге лошадей, а теперь быстрый. Молодцы.

–Как вы понимаете значение слова «долгая»?

 

–Правильно. А какое действие она оказывает на того, кто сидит рядом?

-А на вас какое действие оказывает?

–Однако в песнях ямщика герой слышит что-то родное. Подберите синоним к слову «родное».

-Да, безусловно, в песне ямщика показано основное состояние русской души: «разгулье удалое», «сердечная тоска». Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихотворения Пушкина – к изображению внутреннего состояния, переживаний человека.

- Вывод: действительно, рисуя природу, А. С. Пушкин (что делает?) изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека.

- Какие слова создают переживание скуки, одиночества, тоски?

-Что еще показывает настроение героя? Обратите внимание на знаки препинания.

СЛАЙД

- Ребята, а как вы понимаете слова «версты полосаты»? Посмотрите на картину.

 

 

 -А о чем мечтает герой?

 

- Как вы понимаете строки:

«Звучно стрелка часовая

Мерный круг свой совершит»

 

- Кто такая Нина, имя которой упоминает лирический герой, осталось неизвестным. Видимо, это любимая женщина. Поэт очень точно и достоверно изображает свидание с нею.

- Что переживает лирический герой в последней строфе?

 

 

-Что осознает лирический герой в завершении стихотворения? Почему смолк ямщик?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Действительно, картины передают грусть, тоску, можно почувствовать холод зимы.

 

 

 

- Лирика — род литературы, в котором внимание автора направлено на изображение внутреннего мира героя, его переживаний.

 

 

 

 

-был отправлен в ссылку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да/Нет

-Строфы "Зимней дороги" Александра Сергеевича Пушкина описывают печальную картину зимнего пути в лесу. Зима, холод и снег создают мрачную атмосферу, и стихотворение отражает чувство грусти и утраты.

 

-Это можно понять по выбору слов и образов, использованных Пушкиным. В стихах описывается пустынный и тихий лес, замерзшая вода, снег, затрудняющий передвижение. Отсутствие жизни и движения создает ощущение утраты, трагичности.

 

-Если бы мы находились в лесу в то время, видимо, увидели бы замерзшие деревья, покрытые слоем белого снега, пронизанного холодным ветром. Воздух был бы наполнен печальной тишиной, и возможно, слышались бы только звуки нашего шага по хрустящему снегу. Вдалеке, возможно, был бы виден смутный силуэт протяженной дороги, уводящей в никуда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-архаизмы

-устаревшие и вышедшие из употребления слова, у которых есть другие, современные названия.

 

 

 

 

 

-Олицетворение.

Пробирается луна, луна “льёт печально свет”.

 

-Эпитеты.

Волнистые туманы, печальные поляны, «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «чёрная хата», «вёрсты полосаты»

- печальные-печально, скучной-скучно, грустно-грустно.

-колокольчик однозвучный.

-прием называется лексический повтор.

- Колокольчик однозвучный – к конной дуге привязывали колокольчик, который служил сигналом. Тройка лошадей мчится очень быстро, есть вероятность столкновения с людьми. А колокольчик позволял предупредить окружающих о том, что кто-то мчится в тройке.

 

 

-Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная.

-Седоку грустно, тоскливо.

- И читателю невесело.

-  свое, исконное, прародное, прежнее, истинное

 

 

 

 

 

 

 

 

-ни огня, глушь, снег, полосаты вёрсты одне.

- печаль героя, А.С. Пушкин заканчивает многоточием несколько предложений.

 

 

- На иллюстрации видны столбики с полосками, которыми отмечается расстояние. Вот почему версты полосаты.

-возвратиться домой, к милой, забыться у камина.

- всё в нашей жизни преходящее, время остановить нельзя.

 

 

 

 

 

- в стихотворении появляется “огонь”, и от картинки веет теплом и уютом. Временное утешение ему облегчения не принесло

-состояние смиренности, нет ясности цели и смысле своей жизни и будущее его неизвестно, это выражено в последней строке: «Отуманен лунный лик».

Закрепление

 

Итак, ребята, мы проанализировали полностью стихотворение.

-Вернёмся к названию стихотворения. Как вы думает, почему оно так названо, ведь мы выяснили, что большая его часть посвящена изображению вовсе не картин природы, а раздумьям человека, его внутреннему состоянию?

 

 

- Вы правы! А с чем, по-вашему, связаны переживания лирического героя?

- Тема его гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение (чего в жизни человека?) жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами: (запишите тему стихотворения)

Ни огня, ни чёрной хаты…

Глушь и снег… Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне.

-О каком жизненном пути героя свидетельствует данное стихотворение?

 

-Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина. Поэтический образ “полосатых вёрст” - это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека.

-На сколько частей мы можем условно поделить стихотворение?(запишите)

 

 

 

-Проанализируйте записи в тетрадях и сделайте вывод: какие художественные средства помогали нам анализировать произведение А. С. Пушкина?

 

- В стихотворении изображена зимняя дорога, занесённая снегом. Я думаю, что стихотворение названо так потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.

 

- Разлука с любимой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Конечно, о нелёгком, полном трудностей, неприятностей.

 

 

 

 

 

- По смыслу стихотворение условно делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Картины зимней природы обрамляют обращение к девушке.

 

-Мы сегодня работали с эпитетами, олицетворением, метафорами.

Рефлексия

 

– В чём актуальность стихотворения для современного человека?

- Узнавая о жизни прежних поколений, люди осознают свои корни, лучше понимают себя. Сопереживая герою, читатель переносится на два столетия назад, погружается в его мир, видит его глазами поэта. Он путешествует и мечтает вместе с героем.

Красота и образность языка не только вызывают восхищение, но и расширяют кругозор читателя, позволяя прикоснуться к «магии творения словом».

Д/з + оценки

 

СЛАЙД

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин "Зимняя дорога". Пейзажная лирика поэта.»

А. Саврасов «Зимняя дорога». И. Левитан «Зимой в лесу». А. Дезарно «карета, застрявшая в снегу».

А. Саврасов «Зимняя дорога».

И. Левитан «Зимой в лесу».

А. Дезарно «карета, застрявшая в снегу».

Лирика — род литературы, где внимание автора направлено на изображение внутреннего мира героя, его переживаний.
  • Лирика — род литературы, где внимание автора направлено на изображение внутреннего мира героя, его переживаний.
А.С.Пушкин «Зимняя дорога».  Пейзажная лирика поэта.

А.С.Пушкин «Зимняя дорога». Пейзажная лирика поэта.

Борзая (тройка) старинная мера длины, равная 106 км. наводящий скуку, надоедливый Верста  крестьянский бедный дом, изба. Ямщик быстрая, резвая упряжка из трех лошадей. Докучный Черная хата устаревшая форма слова одни. Кучер, человек управляющий лошадьми. Одне

Борзая (тройка)

старинная мера длины, равная 106 км.

наводящий скуку, надоедливый

Верста

крестьянский бедный дом, изба.

Ямщик

быстрая, резвая упряжка из трех лошадей.

Докучный

Черная хата

устаревшая форма слова одни.

Кучер, человек управляющий лошадьми.

Одне


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!