Урок № 3-4 _________________
А.С. Пушкин Стихотворения «Во глубине сибирских руд...», «19 октября» («Роняет лес багряный свой узор...»), «И.И. Пущину», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». Тематика и проблематика лирических произведений. Особенности мировоззрения поэта и их отражение в творчестве, средства выразительности
Цели урока. выявить особенности творчества А.С.Пушкина петербургского периода, художественные идеи стихотворений
Ход урока.
I. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение новой темы
- Работа с учебником. Прочитайте материал (стр. 93-96.)
Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы и вольности. Эта тема возникает в его творчестве постоянно. Он исследует разные виды свободы, переосмысливает и видоизменяет их содержание. В течение всего творческого пути взгляды П-на на свободу менялись. На раннее творчество П-на оказала влияние особая атмосфера Лицея. Там внушали высокие принципы, проповедовали естественное право каждого человека на свободу, независимость суждений и поступков. Повторюсь, что свобода претерпевала эволюцию в творчестве Пушкина.
4. Знакомство со стихотворениями и их анализ
«Во глубине сибирских руд»
произведение А. С. Пушкина, тесно связанное с русской историей, общественным движением декабристов первой половины ХІХ века.
История создания – произведение было написано в 1827 г. в поддержку сосланных в Сибирь декабристов.
Тема стихотворения – память о тех, кто за «дум высокое стремленье» очутился в ссылке; надежда на скорое освобождение.
Композиция – Стихотворение А. Пушкина – условно можно поделить на две части: рассказ о терпенье и надеждах людей, которые пребывают в Сибири и предсказание освобождения из «темницы». Формально стихотворение поделено на 4 катрена.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка в первой строфе перекрёстная АВАВ, в остальных – кольцевая АВВА.
Метафоры – «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье», «дум высокое стремленье», «несчастью верная сестра надежда», «оковы тяжкие падут».
Эпитеты – «скорбный труд», «мрачное подземелье», «мрачные затворы», «свободный глас».
Сравнения – «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас».
«19 октября»
В биографии А.С. Пушкина есть периоды, когда поэт не по своей воле оказывался оторванным от привычной жизни и любимого круга друзей. В это время он создал произведения, наполненные страданием и надеждой. Находясь в ссылке в селе Михайловское Псковской губернии, он написал стихотворение «19 октября »(1825 г.).
История создания – произведение было написано в 1825 г., когда поэт отбывал ссылку в Михайловском и не смог приехать на традиционную встречу лицеистов.
Тема стихотворения – воспоминания о друзьях и лицейской жизни.
Композиция. Стихотворение построено как монолог-обращение к друзьям. В нём можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала Лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формально произведение делится на октавы.
Жанр – дружеское послание.
Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ и кольцевая АВВА.
Метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «с огнём в очах», «он тихо спит» (о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада».
Эпитеты – «пленительная привычка», «пустынная келья», «гитара сладкогласная», «печальной и мятежной мольбой», «отрадное свиданье».
Сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».
«Пущину»
Александром Сергеевичем Пушкиным было написано немало произведений, посвящённых близким и дорогим сердцу людям. Стихотворение «Пущину» было посвящено верному лицейскому другу Пушкина и написано в драматический период жизни обоих товарищей.
История создания – Стихотворение написано в 1826 году и посвящено Ивану Пущину, близкому другу поэта.
Тема стихотворения – Дружба.
Композиция – Произведение состоит из двух условных частей: в первой части автор вспоминает встречу с дорогим другом в Михайловском, во второй – старается поддержать друга в его трагическую минуту.
Жанр – Дружеское послание.
Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с перекрёстной и парной рифмой.
Метафоры – «лучом лицейских…дней».
Эпитеты – «бесценный», «печальным», «ясных».
Олицетворение – «колокольчик огласил».
Анафора – «Да голос.… Да озарит…».
«На холмах Грузии»
В трудные минуты А.С. Пушкин находил утешение в природе, поэтому в его творчестве очень тесно переплетаются пейзажная и интимная лирика. Примером является стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
История создания – стихотворение было написано в 1829 г., впервые напечатано в «Северных цветах» в 1831 г.
Тема стихотворения – любовь и грусть.
Композиция – Произведение являет собой лаконичный монолог лирического героя, который делится на смысловые части: пейзажная зарисовка и рассказ героя о своих чувствах. Формально текст не делится на строфы.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёх- и шестистопный ямб с пиррихием, рифмовка перекрёстная АВАВ.
Метафоры – «на холмах Грузии лежит ночная мгла», «печаль моя полна тобою», «унынья моего ничто не мучит, не тревожит», «и сердце вновь горит».
Эпитет – «печаль светла».
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
1 урок. Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд…».
2 урок. Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
История создания Для русской литературы первой половины XIX века актуальными были проблемы свободы, борьбы за неё. В творчестве А. С. Пушкина они занимают почётное место. Стихи поэта хранились в декабристских архивах, хоть сам он не был участником восстания. В декабре 1825 года Александр Сергеевич пребывал в ссылке в Михайловском. В июле 1826 г. вступил в действие приговор, вынесенный декабристам, с которыми поэт был хорошо знаком. Среди них был Кюхельбекер, Рылеев, Пущин. Участников восстания хотели казнить, но потом заменили приговор и отправили их на каторжные работы. В 1826 г. Пушкин вернулся в Москву, а вскоре приехал и в Петербург. Он всячески поддерживал друзей, пытался оправдать их действия. В это время он встречался с Николаем І, но даже после разговора с царем поэт не покинул друзей. Под угрозой ссылки он отправляет им письма со стихами. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1827 г. Те, кому посвящено стихотворение, получили запретное письмо. В Сибирь его доставила А. Г. Муравьева, жена одного из декабристов.
Тема В произведении автор раскрывает тему памяти о тех, кто был сослан на каторгу за свои высокие стремленья. В связи с темой развивается идея, насколько важна поддержка друзей и крепкая надежда на то, что труд был ненапрасный. Поэт уверен, что надежда способна пробуждать в человеке радость и веселье, даже когда он находится в «темнице». Лирический герой стихотворения обращается к людям, которые пребывают в заточении. Он не указывает, кем ему приходятся адресаты, создавая сборный образ людей, пребывающих «во глубине сибирских руд». Он уверен, что действия и помыслы заточённых обязательно дадут свои плоды. Адресант пытается подбодрить пленников, говоря, что надежда найдёт их даже в мрачном подземелье. За нею придут и любовь, и «дружество». Лирический герой уверен, что оковы не вечны, и когда они «падут», освобожденные снова смогут бороться за права, причём уже с поддержкой «братьев», которые были на свободе.
Композиция стихотворения условно делится на две части: краткое описание людей пребывающих в темнице, их высоких помыслов, пророчество лирического героя о скором освобождении каторжников. Переход между частями плавный, сопровождается переменами настроения от мрачного до радостного, возвышенного. Произведение состоит из четырёх катренов, которые продолжают содержание друг друга.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Поэт использует разные виды рифмовки: перекрёстную АВАВ и кольцевую АВВА. В стихотворении есть и мужские, и женские рифмы.
Жанр анализируемого произведения – послание, так как автор адресует свои слова другим людям.
Средства выразительности Послание Пушкина пестреет художественными средствами. Тропы помогают поэту выразить его переживания за друзей, поддержать товарищей в трудную минуту.
Больше всего в тексте метафор: «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье», «дум высокое стремленье», «несчастью верная сестра надежда», «оковы тяжкие падут», «свобода примет вас радостно у входа». При помощи этого языкового средства поэт оживляет абстрактные понятия. Эпитеты служат для создания сибирской атмосферы, поэтому большинство из них мрачные: «скорбный труд», «мрачное подземелье», «мрачные затворы», «оковы тяжкие».
Сравнение в тексте одно, но оно занимает целую строфу: «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас».
В некоторых строфах используется аллитерация, например, в первых строчках нанизывание слов с согласным «р» указывает на непоколебимость духа каторжников, их силу воли: «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье».
История создания А. С. Пушкин был в числе первых выпускников Царскосельского Лицея, открывшего свои двери 19 октября 1811 года. На курсе с поэтом учились люди, которые стали выдающимися личностями, например издатель и поэт Дельвиг, полярный исследователь Матюшкин, поэт Кюхельбекер, министр иностранных дел Горчаков и другие. Лицеисты очень сдружились за время учебы, поэтому договорились встречаться каждый год 19 октября. В 1825 г. Пушкин пребывал в ссылке в имении Михайловском и на ежегодную встречу попасть не смог, с чем и связана история создания анализируемого произведения. Оно было передано друзьям-лицеистам и торжественно зачитано в их кругу.
Тема В стихотворении поэт развивает темы лицейской жизни и дружбы. В центре произведения лирический герой, который полностью сливается с автором, ведь в тексте ярко выражена автобиографическая основа. Начинается стихотворение с осеннего пейзажа, видимо, эта картина ассоциировалась у Пушкина с традиционными посиделками в кругу друзей. Лирический герой стихотворения одинок. Он грустит из-за того, что не имеет возможности встретиться с друзьями, одно воображение воспроизводит близкие сердцу образы. Герой знает, что, в то время как он пьёт в одиночестве, друзья вспоминают о нем на берегах Невы. Герой беспокоится за товарищей: все ли пришли.Далее он начинает вспоминать о самых близких друзьях. Сначала он говорит о тех, кто точно не смог попасть на встречу. Их имена заменяются красноречивыми перифразами: «кудрявый наш певец», который теперь в Италии «тихо спит» (о Корсакове), «чужих небес любовник беспокойный» (о путешественнике Матюшкине). Чтобы узнать, кто скрывается за этими описаниями, недостаточно разбора произведения, нужно знать биографию поэта и его товарищей. Несколько строф стихотворения посвящены трем бывшим лицеистам, которые рискнули проведать поэта в Михайловском: Пущину, Дельвигу и Горчакову. О каждом из них поэт пишет с любовью и уважением. Образы этих людей выписаны детально, особое внимание автор обращает на достижения друзей. В последних строфах прославляется Лицей и царь. Царя Пушкин славит за то, что он «взял Париж и основал лицей». В эти дифирамбы поэт добавляет и несколько резких слов: «он раб молвы, сомнений и страстей». Напоследок автор с горечью представляет, как в далёком будущем из его курса на встречу придет лишь кто-то один. Он проводит параллель между собой и этим человеком, желает провести «сей день за чашей». Главная мысль произведения: – настоящая дружба не боится расстояний и преград, все тяготы судьбы нужно встречать с достоинством.
Композиция Анализируемое произведение построено в традиционной для литературы форме. В нём можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала Лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формальная композиция – разделение на октавы.
Жанр – дружеское послание: лирический герой обращается к друзьям. Также в стихотворении есть признаки оды и элегии. Стихотворный размер – пятистопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки – перекрёстная АВАВ и кольцевая АВВА, есть и мужские, и женские рифмы.
Средства выразительности Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воссоздания образов друзей Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «с огнем в очах», «он тихо спит» (о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада»; эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный»; сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный». Эмоциональной выразительности строкам придает интонация.
История создания Александр Сергеевич всегда имел славу смелого поэта, писавшего очень «вольные» стихи. Боясь опасного влияния поэта, в 1820 году император отправил его подальше от столицы, в жаркую Одессу. Однако и там Пушкин пробыл недолго – после серьёзного конфликта с местным губернатором он был сослан в родовое поместье – глухое село Михайловское. Будучи отрезанным от блестящей светской жизни Петербурга и Москвы, Александр Сергеевич был вынужден вести уединённый образ жизни. Одним из первых, кто навестил опального поэта, стал преданный друг его юности – Иван Пущин. Он пробыл в имении Пушкина всего один день, но и этого времени хватило, чтобы поддержать друга в трудную минуту. Уже тогда Пущин, один из активных участников декабристского движения, прекрасно понимал, что эта встреча будет последней, но не обмолвился об этом ни словом. Как позже узнает Пушкин, после провала восстания на Сенатской, Пущин будет осуждён и приговорён к пожизненной каторге. В 1826 году, вспоминая последнюю встречу с верным другом и желая как-то его поддержать, Пушкин пишет стихотворение и посвящает его Пущину.
Тема Главная тема произведения – дружба и её высокая ценность для Пушкина. Он представляет её как наивысший дар, способный подарить искреннюю радость и утешить в тяжёлые минуты. До последних дней своей жизни поэт оставался верен идеалам, заложенным во время обучения в Царскосельском лицее. Именно тогда судьба связала его с Иваном Пущиным, ставшим одним из самых верных и преданных его товарищей. Их связывало истинное братство и общие жизненные ценности – честь, свобода, любовь к отчизне. Встреча с Пущиным во время ссылки поэта стала для него подарком судьбы, наилучшим подарком, который он мог получить в те непростые для него дни. Это событие оставило глубокий след в душе поэта, который спустя время отобразил его в своём произведении. Узнав о трагической судьбе товарища-декабриста, Пушкин не мог поддержать его добрым словом при личной встрече: посещение политических узников было под строжайшим запретом. Однако поэт сделал это при помощи пера, посвятив стихотворение своему лицейскому другу. Он молит «святое провиденье», чтобы во времена тяжких испытаний его товарищ не пал духом, и его заточение было озарено «лучом лицейских ясных дней». Всего в нескольких строках переплелись скорбь, торжественность и страдание от разлуки. Произведение наполнено удивительно глубоким и чистым чувством к своему товарищу. Недаром впоследствии оно будет признано одним из лучших образцов дружеской лирики.
Композиция В произведении отсутствует сюжет, что характерно для лирики; оно имеет форму дружеского обращения. Послание состоит из двух пятистиший. Условно стихотворение можно разделить на две части. В первой части лирический герой, который является прототипом самого Пушкина, выражает свою искреннюю дружескую привязанность к Пущину. Поэт всегда очень высоко ставил дружбу и дорожил теми крепкими узами, которые появились ещё во времена обучения в Царскосельском лицее. Второе пятистишие посвящено Ивану Пущину, сосланному в Сибирь. После провала плана по свержению императора Николая I он, отказавшись бежать за границу, дожидался ареста в своем доме в Петербурге. Пушкин надеется, что эти строчки смогут поднять дух товарища, которого постигла столь горькая участь. Стих написан четырёхстопным ямбом с перекрёстной и парной рифмовкой.
Жанр Произведение написано в жанре дружеского послания.
Средства выразительности Произведение написано высоким торжественным стилем, который подчёркивается анафорой («Да голос.… Да озарит…») и старославянской лексикой («святое провиденье»). Эмоции и переживания автора подчёркивают эпитеты («бесценный», «печальным», «ясных»), метафоры («лучом лицейских…дней»), олицетворения («колокольчик огласил»).
История создания Стихотворение появилось в 1829 г., после того как поэт сделал предложение Н. Гончаровой и получил отказ. Александр Сергеевич понимал, что, скорее всего, не получит положительный ответ, поэтому передал предложение через своего друга. Тем не менее уберечь себя от разочарования поэт не смог. Чтобы успокоить своё сердце, он отправился на Кавказ. Какое-то время поэт гостил у друзей в Тифлисе. Здесь и было написано стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Большинство исследователей уверены, что оно навеяно чувствами к Н. Гончаровой. Но вопрос, кому посвящено стихотворение, остаётся спорным. Дочь генерала Раевского Мария утверждала, что в стихах говорится о ней, ведь в юности, путешествуя с семьёй Раевских по Кавказу и Крыму, поэт был влюблён в неё.
Тема Кавказские мотивы были очень популярны в русской литературе первой половины XIX в. В анализируемом стихотворении они помогают раскрыть центральную тему чистой и светлой, но безответной любви. В первых строках описана картина, которая открывается его взору. Ночная мгла и шум Арагвы пробуждают в сердце лирического героя высокие чувства. Он предаётся размышлениям о любви. Их можно назвать откровением, адресованным возлюбленной. Внутреннее состояние влюблённого неоднозначное: он признаётся, что грустит, но в то же время ему легко. Свою печаль герой называет светлой, а потом объясняет: «печаль моя полна тобою». Однако забыть любимую он не может. В последних строках выражена идея стихотворения: «и сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может».
Композиция Анализируемое стихотворение – монолог-откровение лирического героя. По смыслу он делится на пейзажную и психологическую зарисовки. Формально стихотворение не делится на строфы. Это одна октава, две строки которой посвящены природе, а остальные – описанию состояния лирического героя. Такая организация подчёркивает единение человеческой души с природой.
Жанр произведения – элегия, так как внимание акцентируется на человеческих чувствах. В стихотворении преобладает грустное настроение, хоть печаль и «светлая». Написано оно четырёх- и шестистопным ямбом с пиррихием (нечётные строки длиннее чётных на две стопы). Поэт использовал перекрёстную рифмовку АВАВ. В стихотворении чередуются мужские и женские рифмы.
Средства выразительности В стихотворении мало средств выразительности. Тем не менее они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния. Преобладают в тексте метафоры – «на холмах Грузии лежит ночная мгла», «печаль моя полна тобою», «унынья моего ничто не мучит, не тревожит», «и сердце вновь горит». Большинство метафор служит для описания чувств лирического «Я». Эпитетов меньше, но они позволяют лаконично передать эмоции героя: «печаль моя светла», «мне грустно и легко». Сравнений в стихотворении нет. Вспомогательным инструментом для отображения внутреннего состояния главного героя является интонация. В рассказе о печали и унынии поэт использовал многоточие и тире, что помогает сделать паузы при чтении. Интересно, что в стихотворении, изображающем личные переживания, нет местоимения “я” в именительном падеже – есть “мне, моя”, что говорит о мягкой исповедальности текста. Средством выразительности здесь становится аллитерация. Например, в описании преобладают слова с шипящими согласными «ж», «ч»: «Унынья моего ничто не мучит, не тревожит». В тексте также много слов с согласным «л», что придаёт монологу нежность, подчёркивает ощущение легкой грусти.
Во глубине сибирских руд…
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
1827 г.
И. И. ПУЩИНУ
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
1826 г.
На холмах Грузии лежит ночная мгла…
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
1829 г.
19 октября Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. Пылай, камин, в моей пустынной келье; А ты, вино, осенней стужи друг, Пролей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье горьких мук. Печален я: со мною друга нет, С кем долгую запил бы я разлуку, Кому бы мог пожать от сердца руку И пожелать веселых много лет. Я пью один; вотще воображенье Вокруг меня товарищей зовет; Знакомое не слышно приближенье, И милого душа моя не ждет. Я пью один, и на брегах Невы Меня друзья сегодня именуют… Но многие ль и там из вас пируют? Еще кого не досчитались вы? Кто изменил пленительной привычке? Кого от вас увлек холодный свет? Чей глас умолк на братской перекличке? Кто не пришел? Кого меж вами нет? Он не пришел, кудрявый наш певец, С огнем в очах, с гитарой сладкогласной: Под миртами Италии прекрасной Он тихо спит, и дружеский резец Не начертал над русскою могилой Слов несколько на языке родном, Чтоб некогда нашел привет унылый Сын севера, бродя в краю чужом. Сидишь ли ты в кругу своих друзей, Чужих небес любовник беспокойный? Иль снова ты проходишь тропик знойный И вечный лед полунощных морей? Счастливый путь!.. С лицейского порога Ты на корабль перешагнул шутя, И с той поры в морях твоя дорога, О волн и бурь любимое дитя! Ты сохранил в блуждающей судьбе Прекрасных лет первоначальны нравы: Лицейский шум, лицейские забавы Средь бурных волн мечталися тебе; Ты простирал из-за моря нам руку, Ты нас одних в младой душе носил И повторял: «На долгую разлуку Нас тайный рок, быть может, осудил!» Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; | Отечество нам Царское Село. Из края в край преследуем грозой, Запутанный в сетях судьбы суровой, Я с трепетом на лоно дружбы новой, Устав, приник ласкающей главой… С мольбой моей печальной и мятежной, С доверчивой надеждой первых лет, Друзьям иным душой предался нежной; Но горек был небратский их привет. И ныне здесь, в забытой сей глуши, В обители пустынных вьюг и хлада, Мне сладкая готовилась отрада: Троих из вас, друзей моей души, Здесь обнял я. Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его лицея превратил. Ты, Горчаков, счастливец с первых дней, Хвала тебе — фортуны блеск холодный Не изменил души твоей свободной: Все тот же ты для чести и друзей. Нам разный путь судьбой назначен строгой; Ступая в жизнь, мы быстро разошлись: Но невзначай проселочной дорогой Мы встретились и братски обнялись. Когда постиг меня судьбины гнев, Для всех чужой, как сирота бездомный, Под бурею главой поник я томной И ждал тебя, вещун пермесских дев, И ты пришел, сын лени вдохновенный, О Дельвиг мой: твой голос пробудил Сердечный жар, так долго усыпленный, И бодро я судьбу благословил. С младенчества дух песен в нас горел, И дивное волненье мы познали; С младенчества две музы к нам летали, И сладок был их лаской наш удел: Но я любил уже рукоплесканья, Ты, гордый, пел для муз и для души; Свой дар как жизнь я тратил без вниманья, Ты гений свой воспитывал в тиши. Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво: Но юность нам советует лукаво, И шумные нас радуют мечты… Опомнимся — но поздно! и уныло Глядим назад, следов не видя там. Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, Мой брат родной по музе, по судьбам? Пора, пора! душевных наших мук Не стоит мир; оставим заблужденья! Сокроем жизнь под сень уединенья! Я жду тебя, мой запоздалый друг — Приди; огнем волшебного рассказа Сердечные преданья оживи; Поговорим о бурных днях Кавказа |
,
О Шиллере, о славе, о любви.
Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.
Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.