Урок литературы в 6 классе «Узник» А.С. Пушкина. Вольнолюбивые устремления поэта.
Цели: повторение изученного материала о жизни и творчестве А. С. Пушкина, знакомство учащихся, с его стихотворением «Узник»; выработка навыков выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие творческих способностей и речевой культуры учащихся.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Работа по теме урока.
Писатель Всеволод Александрович Рождественский в своей книге «Читая Пушкина» писал: «Узник» – одно из самых замечательных стихотворений Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка этого произведения говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте».
«Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с театрами, балами, литературными обществами захватила поэта. Он встречается с молодыми офицерами, вступает с ними в горячие споры о том, как добиться свободы. Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его приближенных расходились по всему Петербургу. Дошли они и до царя. И царь решил: „Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодежь наизусть их читает“.
Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему:
— Все мои стихи сожжены — у меня ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам все напишу.
Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью. И обещал ему от имени государя прощение. Вступились за Пушкина и его друзья, они попросили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев. Там он должен был служить чиновником.
Кишинев был в те годы глухой провинцией. Над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно принимали пищу.
Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так появилось стихотворение „Узник“. Его полюбили не только просвещенные читатели, но и простые люди: стихотворение стало народной песней».
Пояснения.
Кишинев — столица Молдавии. Кишинев был присоединен к России в 1812 году, то есть всего за восемь лет до того, как туда сослали Пушкина. Русского населения там почти не было, кроме офицеров, под чьим руководством находились войска, охранявшие пограничную с Румынией и близкую от враждебно настроенной Турции территорию.
Ссылка — удаление осужденного с места его жительства с обязательным переселением его в определенную, как правило, отдаленную, местность. В России ссылка применялась по суду (с XVI века до 1993 года) или в административном порядке главным образом для людей, обвинявшихся в политических преступлениях.
За ссыльным устанавливался постоянный надзор. Он не мог без позволения уехать с места ссылки.
Если бы он уехал в другую страну, то, во-первых, могли пострадать члены его семьи и его друзья; во-вторых, он бы фактически навсегда лишил себя возможности вернуться в Россию.
Представьте себе одиночество поэта, который внезапно остался один, вдалеке от друзей, от родных. Письма шли очень долго, к тому же они проверялись полицией: по существу, нельзя было написать ничего личного, так как все становилось известно посторонним людям. Поэт не сидел в тюрьме, он мог свободно ходить по Кишиневу, но сам Кишинев был для него большой тюрьмой, которую он не мог покинуть. Работа над выразительным чтением стихотворения «Узник»
Анализ стихотворения.
- Каждая строчка стихотворения Пушкина «Узник» говорит о свободе, хотя само это слово ни разу не встречается в тексте. Свобода ощущается тем ярче, чем выразительнее описана несвобода, неволя.
Стихотворение построено на антитезе
Слову сижу противопоставлено движение: «Давай улетим!»; решетке и сырой темнице — горы, тучи, морские края.
В первой строфе два товарища — узник и орел, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища — орел и ветер.
Постоянный эпитет к слову ветер в произведениях устного народного творчества — вольный; эта жажда движения подчеркивается антитезой («Вскормленный в неволе...» — «Мы вольные птицы...») и повторением слова пора: «...пора, брат, пора!». В этом повторении три раза встречается звук [р], что создает ощущение призыва к движению и свободе.
Выпишем в тетрадь определение антитезы, данное в учебнике.
– Обратите внимание, как мрачно сосредоточенна интонация начала: нет простора, нет красок, нет света, движения однообразны («клюет», «махая крылом»).
Но вот во второй строфе появляется движение: «бросает», «смотрит». Пространство начинает раздвигаться. В этой строфе очень много глаголов, что придает речи устремленность вдаль, напряженность. Каждое новое действие начинается с более высокой интонационной точки, отчего возникает цепь восходящих, нарастающих интонаций, завершаясь восклицанием. В последней строфе торжествует чувство свободы. Появляются краски – чистые, сияющие, синий и белый цвета. Вместо темницы – свет. Вместо решеток – простор. Образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер; они говорят о стихийности, величии, свободе. Словесные, метрические, синтаксические повторы придают речи поэтичность и песенный характер.
Подведение итогов урока.
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Рефлексия.
Задавание домашнего задания.
Выучить стихотворение «Узник». Уметь объяснить, что такое антитеза.