Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, дорогие ребята! У нас сегодня на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. – Покажите, с каким настроением вы пришли на этот урок. Если у вас хорошее настроение, то покажите солнышко. Если настроение не очень хорошее, то снежинку. А если совсем грустное, то тучку. – Я хочу вам подарить сегодня этот урок. Какие чувства у вас возникают, когда вам что–нибудь дарят? – Я надеюсь, что эти чувства возникнут у вас и на этом уроке литературного чтения. | Учащиеся выбирают карточку и показывают. | Психологический настрой | Личностные УУД Коммуникативные УУД |
2. Речевая разминка | – На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. – О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других? – Проведем речевую разминку. Представьте, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза. – Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее. – А сейчас прочитайте так, чтоб увеличивался темп чтения. – Прочитайте загадку с вопросительной интонацией (еще: с веселой интонацией, с грустной.) – Прочитайте с восклицанием. Слайд 1: С неба упала холодной звездой, А на ладошке вдруг стала водой. (Снежинка) | Высказывания детей. Упражнения для постановки правильного речевого дыхания. Правильное чтение предложения, постановка ударения и увеличение темпа чтения. | Речевая деятельность: учить правильно управлять дыханием во время разговора. | Личностные УУД Коммуникативные УУД |
3. Актуализация знаний. Введение в тему Постановка проблемы | -А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и послушать отрывок из произведения Антонио Вивальди «Времена года» Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года» (слайд 2) – Какое время года вы представляли, когда звучала эта музыка? Почему? – Да, слушая эту музыку, мы представляем сильный ветер, сильный снегопад, метель. Композиторы при помощи музыки могут передать то, что видят и хотят донести до своего слушателя. – Что вы можете сказать об этих явлениях природы? – Как думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить на уроке? – На доске задание, расшифруйте тему сегодняшнего урока. Что получилось? – Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием? (А. С. Пушкин «Зимнее утро») Слайд № 3 | (Слышали ветер, снег, метель, завывание вьюги). Высказывания детей. Предположения учащихся. | Мотивация к предстоящей деятельности Портрет | Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД |
4. Первичное восприятие произведения | – Сегодня мы познакомимся со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро». (слайды 4-18) Ребята, какие цели мы поставим сегодня на уроке, чему должны научиться? – Как вы думаете, какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? – Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт. (Звучит аудиозапись стихотворения) | Высказывания учащихся. | (Звучит аудиозапись, видеоряд.) | Коммуникативные УУД |
5. Самостоятельное чтение стихотворения детьми | Сейчас вы сами попробуете прочитать это стихотворение. – При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения. | Чтение учащимися про себя. | Самостоятельное чтение. | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
6. Словарная работа | – Какие слова требуют разъяснения? (слайд 19–30). Возможные варианты: нега – (устаревшее) блаженство, приятное состояние, иногда – сон мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек нынче – сейчас бурый – оттенок коричневого вечор – Вчера вечером. предадимся – Довериться Северная Аврора: Аврора – древнеримская богиня утренней звезды. Имеется в виду наступление утра на севере. Северная звезда – так называют планету Венеру. | | Работа в группах (со словарями) Словарная работа | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД |
7. Анализ лирического стихотворения | – Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки (слайд 31). – Давайте вспомним, что стихотворение делится на части – строфы. Что такое строфа? СТРОФА (греч. strophe – поворот) – группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. – Сколько строф в стихотворении? | | Работа над текстом стихотворения | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД |
– Почему Александр Сергеевич Пушкин вспоминает о зимней вьюге? | Ответы детей. (5) |
– В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине? | |
– Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. – Как герой обращается к своей собеседнице? | («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера») |
– Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице? | (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.) |
– Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости.) | (Настроения радостного ожидания, бодрости.) |
– Прочитаем вторую строфу. – Каким настроением окрашена вторая строфа? | (Печальное, тревожное) |
– Докажите словами из текста. | («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела») |
– Герой наблюдает за природой из окна. Прочитаем следующую строфу. | (Радостное, весёлое.) |
– Что можете сказать о настроении героя? | (Мечтательное, восторженное.) |
8. Физкультминутка «Танцующая ёлочка» на компьютере. | | |
– Ребята, как понимаете выражение «янтарный блеск»? | (Тёплый, уютный, жёлтый свет.) |
– Можно ли услышать, что происходит в доме? Давайте прочитаем 4 строфу Весёлым треском Трещит затопленная печь… | Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф. |
– Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч) – Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? – Волнует ли героя то, что чувствует героиня? – Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней? | Ответы детей. |
– Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг, которые рождены влюблённостью поэта. Он восхищается контрастными проявлениями природы. Пушкинский герой любит весь мир.) | |
– Какой вывод можно сделать. О чём это стихотворение? это стихотворение о красоте зимнего утра; это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком? | |
9.Выразительное чтение стихотворения | А теперь поработайте в парах. Прочитайте друг другу выразительно. А теперь прочитайте выразительно всему классу. | Дети работают в парах. Читают стихотворение друг другу Выразительное чтение стихотворения (чтение в парах). | Дети читают стихотворение друг другу выразительно. Работа в парах Развитие навыков выразительного чтения. Учитель организует конкурс чтецов, коллективно предлагает оценить выразительность чтения по критериям: четкость, логические ударения, интонация. | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД |
10. Игра «Художники» | А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру под названием «Художники» – Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам надо нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета (слайд 32). Ответы: 1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет) 2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета) 3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета) 4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый) 5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота) А теперь давайте сравним с моей палитрой. Такие цвета в стихотворении вижу я, а какие вы? Повесьте на доску свои палитры. | Презентация работ: палитры вывешиваются на доске. | Работа в парах | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД |
11. Домашнее задание | Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина | | | |
12. Итог урока | – С каким автором мы сегодня познакомились? – Какое произведение читали? – Какие чувство возникли у вас, после прочтения стиха? Как вы думаете достигли мы своей цели, поставленной в начале урока? – У нас на доске висит картина с зимним пейзажем. На столах у вас лежат солнышки, снежинки и тучки. Прикрепите ту картинку, которая соответствует вашему настроению в конце урока. Оценивание учащихся. Спасибо Вам, урок окончен. Слайд № 33 | (Учащиеся выбирают карточку и прикрепляют). Работа с карточками | | Коммуникативные УУД Личностные УУД |