СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин "Зимнее утро" Литературное чтение 3 класс УМК "Школа России"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин "Зимнее утро" Литературное чтение 3 класс УМК "Школа России"»

 Школа России  Литературное чтение  3 класс

Школа России

Литературное чтение

3 класс

НАЧИНАЕТСЯ УРОК!

НАЧИНАЕТСЯ

УРОК!

Начнем урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка.

Начнем урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка.

 Руки? -На месте! Ноги? -На месте! Локти? - У края! Спинка? - Прямая!

Руки?

-На месте!

Ноги?

-На месте!

Локти?

- У края!

Спинка?

- Прямая!

Прочитайте загадку Отгадайте её. Я с морозами дружу, Землю заметаю. Прилетаю и кружу, Песню завываю. Ветерок — мой младший брат — Мне всегда бывает рад.

Прочитайте загадку

Отгадайте её.

Я с морозами дружу,

Землю заметаю.

Прилетаю и кружу,

Песню завываю.

Ветерок — мой младший брат —

Мне всегда бывает рад.

Д/з Подготовиться к выразительному чтению стихотворений А.С. Пушкина «В тот год осенняя погода…» и «Опрятней модного паркета…» (с.86-87).

Д/з

Подготовиться к выразительному чтению стихотворений

А.С. Пушкина

«В тот год осенняя погода…» и «Опрятней модного паркета…» (с.86-87).

Для чего автор написал это стихотворение?   -Чтобы рассказать о своих чувствах.  -Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями.  -Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.

Для чего автор написал это стихотворение? -Чтобы рассказать о своих чувствах. -Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями. -Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.

Подберите строки из стихотворения к иллюстрациям.

Подберите строки из стихотворения к иллюстрациям.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро» .   Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне .

Сегодня мы познакомимся со стихотворением

А.С. Пушкина «Зимнее утро» .   Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне .

Александр Сергеевич  Пушкин Мы читать тебя привыкли с детских лет, И дорог нам твой образ благородный, Ты рано смолк, но в памяти народной Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.

Александр Сергеевич

Пушкин

Мы читать тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный,

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.

Стихотворение написано автором в годы ссылки в Михайловском. Эти годы были наполнены не толь ко горестным чувства одиночества и зависимости, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви и, самое главное- творческого вдохновения.  Написано стихотворение очень быстро, за один день 3 ноября 1829 года.

Стихотворение написано автором в годы ссылки в Михайловском. Эти годы были наполнены не толь ко горестным чувства одиночества и зависимости, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви и, самое главное- творческого вдохновения.  Написано стихотворение очень быстро, за один день 3 ноября 1829 года.

слушать Зимнее утро - Понравилось ли вам стихотворение?  - Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?  - От чьего имени ведется рассказ?  - Какое настроение у рассказчика? - Как мы называем стихотворения о чувствах человека?   лирическое

слушать

Зимнее утро

- Понравилось ли вам стихотворение? - Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали? - От чьего имени ведется рассказ? - Какое настроение у рассказчика?

- Как мы называем стихотворения о чувствах человека?  

лирическое

Зимнее утро смотреть

Зимнее утро смотреть

Работа по теме урока  с. 88 - 89

Работа по теме урока с. 88 - 89

нега - блаженство, вечор - вечер, нынче - сегодня, янтарь - окаменевшая смола хвойных деревьев, бурый - цвет серовато-коричневый или тёмно-коричневый с красноватым отливом. Северная Аврора- Аврора - древнеримская богиня утренней звезды. Имеется в виду наступление утра на севере. Северная звезда  - так называют планету Венеру.

нега - блаженство,

вечор - вечер,

нынче - сегодня,

янтарь - окаменевшая смола хвойных деревьев,

бурый - цвет серовато-коричневый или тёмно-коричневый с красноватым отливом.

Северная Аврора- Аврора - древнеримская богиня утренней звезды. Имеется в виду наступление утра на севере.

Северная звезда  - так называют планету Венеру.

- Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки. Стихотворение делится на части – строфы. Сколько строф в стихотворении? - В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине? - Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. - Как герой обращается к своей собеседнице? - Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице? - Какие настроения испытывает герой Пушкина? - Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена? - Каким настроением окрашена вторая строфа? Докажите словами из текста.   Какое настроение у героя? - Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы - Приведите примеры.

- Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки.

  • Стихотворение делится на части – строфы.
  • Сколько строф в стихотворении?

- В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?

- Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице.

- Как герой обращается к своей собеседнице?

- Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице?

- Какие настроения испытывает герой Пушкина?

- Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена?

- Каким настроением окрашена вторая строфа?

  • Докажите словами из текста.
  •   Какое настроение у героя?

- Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы

- Приведите примеры.

Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф. - Что можете сказать о настроении героя? - Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные. - Как понимаете «янтарный блеск Можно ли услышать, что происходит в доме?  Послушайте: Весёлым треском Трещит затопленная печь… - Какие согласные помогают передать треск дров в печи? - Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? - Волнует ли героя то, что чувствует героиня? - Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней? - Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»?  - Какой вывод можно сделать: это стихотворение о красоте зимнего утра; это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?

Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф.

- Что можете сказать о настроении героя?

- Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные.

- Как понимаете «янтарный блеск

  • Можно ли услышать, что происходит в доме?
  • Послушайте:

Весёлым треском

Трещит затопленная печь…

- Какие согласные помогают передать треск дров в печи?

- Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна?

- Волнует ли героя то, что чувствует героиня?

- Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней?

- Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»?

- Какой вывод можно сделать:

это стихотворение о красоте зимнего утра;

это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?

Работа над выразительностью чтения   - С одинаковой ли интонацией и настроением будем читать каждую строфу? - Что надо передать при чтении первой строфы? - А второй строфы? - Следует помнить, что на словах: «А нынче… погляди в окно…» настроение резко меняется. С каким настроением читаем далее?

Работа над выразительностью чтения

- С одинаковой ли интонацией и настроением будем читать каждую строфу?

- Что надо передать при чтении первой строфы?

- А второй строфы?

- Следует помнить, что на словах: «А нынче… погляди в окно…» настроение резко меняется. С каким настроением читаем далее?

1 строфа – восторженность, призыв. 2 строфа – тревожность, тоска, печаль, последняя строка – радостное удивление. 3 строфа – восторг, радость, чувство любования картинами природы. 4 строфа – чувство спокойствия, удовлетворения, мечтательность. 5 строфа – предвкушение удовольствия, приятных впечатлений.

1 строфа – восторженность, призыв.

2 строфа – тревожность, тоска, печаль, последняя строка – радостное удивление.

3 строфа – восторг, радость, чувство любования картинами природы.

4 строфа – чувство спокойствия, удовлетворения, мечтательность.

5 строфа – предвкушение удовольствия, приятных впечатлений.

Перечитайте стихотворение и подберите к каждой части заголовок. 1-я строфа –« Пробуждение». 2-я  строфа – «Воспоминание о вчерашнем дне». 3- строфа –«Описание природы зимним утром.» 4 – строфа – «Описание  комнаты.» 5 – я строфа «Приглашение на прогулку.»

Перечитайте стихотворение и подберите к каждой части заголовок.

1-я строфа –« Пробуждение».

2-я  строфа – «Воспоминание о вчерашнем дне».

3- строфа –«Описание природы зимним утром.»

4 – строфа – «Описание  комнаты.»

5 – я строфа «Приглашение на прогулку.»

 Зимнее утро 1. Объясни значение слова «нега», «вечор», «нынче», «янтарь», «бурый». 2. Подбери синонимы к словам «прелестный», «вьюга», «думать», «бурый». 3.Подбери антонимы к словам «дремлешь», «великолепный», «нетерпеливый». 4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. 5. Выпиши сравнения и метафоры 6. Сколько героев в этом стихотворении? 7. Выпиши, как называет поэт свою подругу. 8. Как изменения в природе влияют на настроение героев стихотворения? Приведи цитаты. 9. Какие картины нарисовал поэт в этом стихотворении? Перечисли их. 10. Найди прием антитезы в этом стихотворении. Для чего он применен?

Зимнее утро

1. Объясни значение слова «нега», «вечор», «нынче», «янтарь», «бурый».

2. Подбери синонимы к словам «прелестный», «вьюга», «думать», «бурый».

3.Подбери антонимы к словам «дремлешь», «великолепный», «нетерпеливый».

4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

5. Выпиши сравнения и метафоры

6. Сколько героев в этом стихотворении?

7. Выпиши, как называет поэт свою подругу.

8. Как изменения в природе влияют на настроение героев стихотворения? Приведи цитаты.

9. Какие картины нарисовал поэт в этом стихотворении? Перечисли их.

10. Найди прием антитезы в этом стихотворении. Для чего он применен?

Синонимы прелестный - красивый, отличный, привлекательный , вьюга - ветер, метель, буран, думать - размышлять, рассуждать, соображать, бурый - коричневатый, ржавый. Антонимы дремлешь - бодрствуешь, великолепный - невзрачный, неприметный, нетерпеливый - терпеливый.

Синонимы

прелестный - красивый, отличный, привлекательный ,

вьюга - ветер, метель, буран,

думать - размышлять, рассуждать, соображать,

бурый - коричневатый, ржавый.

Антонимы

дремлешь - бодрствуешь,

великолепный - невзрачный, неприметный, нетерпеливый - терпеливый.

Эпитеты сомкнуты негой взоры, тучи мрачные, прозрачный лес, янтарным блеском Метафоры звездою севера, луна, как бледное пятно, великолепными коврами снег лежит

Эпитеты

сомкнуты негой взоры,

тучи мрачные, прозрачный лес, янтарным блеском

Метафоры

звездою севера, луна,

как бледное пятно,

великолепными коврами снег лежит

Можно ли это стихотворение  назвать пейзажной зарисовкой? Нет, т. к. здесь присутствует общение близких людей. Находясь в деревне, они пережили зимнюю погоду и теперь испытывают радость от  ясного солнечного утра.)

Можно ли это стихотворение  назвать пейзажной зарисовкой?

Нет, т. к. здесь присутствует общение близких людей. Находясь в деревне, они пережили зимнюю погоду и теперь испытывают радость от  ясного солнечного утра.)

-Найдите прием антитезы (противопоставление)  в этом стихотворении. -Для чего он применен? Антитеза - резкая смена настроения или картин на противоположное. Для яркости образа, для большей силы выражения. Одно как бы оттеняет другое.  В смене картин:   тепло комнаты – холод улицы;   состояние покоя на лежанке -  бег лошади   ; состояние размышления -  активное действие ( катание  на лошади ).

-Найдите прием антитезы (противопоставление)

в этом стихотворении.

-Для чего он применен?

Антитеза - резкая смена настроения или картин на противоположное. Для яркости образа, для большей силы выражения. Одно как бы оттеняет другое.

В смене картин:   тепло комнаты – холод улицы;   состояние покоя на лежанке -  бег лошади   ; состояние размышления -  активное действие ( катание  на лошади ).

 Работа в парах - Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам на до нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета. - Почему выбрали именно эти цвета? 1 строфа: «Мороз и  солнце !» (солнечный цвет),  «навстречу северной  Авроры …» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет) 2 строфа : «на  мутном  небе», «как  бледное  пятно», «сквозь тучи  мрачные желтела » (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)

Работа в парах

- Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам на до нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета.

- Почему выбрали именно эти цвета?

1 строфа: «Мороз и  солнце !» (солнечный цвет),

«навстречу северной  Авроры …» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет)

2 строфа : «на  мутном  небе», «как  бледное  пятно», «сквозь тучи  мрачные желтела » (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)

3 строфа : «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка…блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета) 4 строфа : «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый) 5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и пустота)

3 строфа : «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка…блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)

4 строфа : «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый)

5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и пустота)

Прочитайте самое красивое место в стихотворении.

Прочитайте самое красивое место в стихотворении.

Подбери строчки из стихотворения к иллюстрациям.

Подбери строчки из стихотворения к иллюстрациям.

Найди ошибки в стихотворении. Мороз и солнце; день чудесный!  Еще ты дремлешь, друг прелестный —  Пора, красавец мой, проснись:  Открой сомкнуты негой взоры  Навстречу северной Авроры,  Звездою севера явись! Мороз и солнце; день чудесный!  Еще ты дремлешь, друг прелестный —  Пора, красавица, проснись:  Открой сомкнуты негой взоры  Навстречу северной Авроры,  Звездою севера явись!

Найди ошибки в стихотворении.

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавец мой, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, буря злилась,  На мутном небе мгла носилась;  Луна, как бледное пятно,  Сквозь тучи мрачные желтела,  И ты печальная сидела —  Теперь же... погляди в окно: Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,  На мутном небе мгла носилась;  Луна, как бледное пятно,  Сквозь тучи мрачные желтела,  И ты печальная сидела —  А нынче... погляди в окно:

Вечор, ты помнишь, буря злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — Теперь же... погляди в окно:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно:

Вся комната алмазным блеском  Озарена. Веселым треском  Трещит затопленная печь.  Приятно думать у лежанки.  Но знаешь: не велеть ли в санки  Коровку бурую запречь? Вся комната янтарным блеском  Озарена. Веселым треском  Трещит затопленная печь.  Приятно думать у лежанки.  Но знаешь: не велеть ли в санки  Кобылку бурую запречь?

Вся комната алмазным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Коровку бурую запречь?

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Ответы . Зимнее утро

1. Объясни значение слова «нега» - блаженство,

«вечор» - вечер,

«нынче» - сегодня,

«янтарь» - окаменевшая смола хвойных деревьев,

«бурый» - цвет серовато-коричневый или тёмно-коричневый с красноватым отливом.

2. Подбери синонимы к словам «прелестный» - красивый, отличный, привлекательный ,

«вьюга» - ветер, метель, буран,

«думать» - размышлять, рассуждать, соображать,

«бурый» - коричневатый, ржавый.

3.Подбери антонимы к словам «дремлешь» - бодрствуешь, «великолепный» - невзрачный, неприметный, «нетерпеливый» - терпеливый.

4. Выпиши эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (сомкнуты негой взоры, тучи мрачные, прозрачный лес, янтарным блеском)

5. Выпиши сравнения и метафоры (звездою севера, луна, как бледное пятно, великолепными коврами снег лежит)

6. Сколько героев в этом стихотворении? (2 - няня и автор)

7. Выпиши, как называет поэт свою подругу. (друг прелестный, красавица, друг милый)

8.Как изменения в природе влияют на настроение героев стихотворения? Приведи цитаты.

9. Какие картины нарисовал поэт в этом стихотворении? Перечисли их.

10. Найди прием антитезы (противопоставление) в этом стихотворении. Для чего он применен?

Резкая смена настроения или картин на противоположное. Для яркости образа, для большей силы выражения. Одно как бы оттеняет другое.

-С каким произведением познакомились? -Что нового для себя узнали?

-С каким произведением познакомились?

-Что нового для себя узнали?

Какие открытия вы сделали на уроке? Чему научил вас урок? Кто доволен своей работой? Кто считает, что может работать лучше? Кому захотелось выучить стихотворение наизусть? Кому захотелось создать иллюстрацию к произведению?

Какие открытия вы сделали на уроке?

Чему научил вас урок?

Кто доволен своей работой?

Кто считает, что может работать лучше?

Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?

Кому захотелось создать иллюстрацию к произведению?

«Приём «Знаю, узнал, хочу узнать»   Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. знаю узнал хочу знать

«Приём «Знаю, узнал, хочу узнать»

Применяется как на стадии объяснения нового

материала, так и на стадии закрепления.

Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

знаю

узнал

хочу знать

Подготовиться к выразительному чтению стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро». (с.88-89). 48

Подготовиться к выразительному чтению стихотворения

А.С. Пушкина

«Зимнее утро».

(с.88-89).

48

Прозвенел звонок весёлый, Подошёл урок к концу. Повторили всё, что знали Мы сегодня МОЛОДЦЫ!

Прозвенел звонок весёлый,

Подошёл урок к концу.

Повторили всё, что знали

Мы сегодня МОЛОДЦЫ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!