Открытие нового знания.
Цель: познакомить учащихся с отрывками из романа «Евгений Онегин»
Учебное задание № 3 Словарная работа
- Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с новыми словами, уточнить их лексическое значение
- Учебная задача для учащихся: познакомиться с новыми словами, уточнить их лексическое значение
- Организация работы детей: фронтальная работа
- Формы и организация контроля за работой: учитель спрашивает значение слов, если учащиеся не знают, учитель подсказывает
- Содержание:
- Ребята, перед тем как начать работу, нам нужно познакомиться со словами, которые встретятся нам в тексте.
- Откроем текст, стр. 86-87. Прочитаем и попытаемся объяснить значения выделенных слов. Часть слов трудно объяснить, так как они являются устаревшими.
-
- Сень – то, что покрывает что-нибудь или кого-нибудь.
- Куртины – цветочные грядки, клумбы
- Опрятней – сравнение, аккуратный, чистый.
- Лона – в поэт. значит поверхность; на чём можно возлежать
- Подведение результатов работы:
- Важно ли знать лексическое значение слов? Для чего?
- Сможем ли мы понять произведение. Не зная некоторых слов?
Учебное задание №4 Знакомство с отрывком из романа «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало»
- Учебная задача для учителя: познакомить с отрывком из романа «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало»
- Учебная задача для учащихся: познакомиться с отрывком из романа «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало»
- Организация работы детей: фронтальная работа, знакомство с произведением при помощи аудио записи.
- Формы и организация контроля за работой: анализ ответов учащихся
- Содержание:
- Я предлагаю вам послушать, отрывок из романа «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало».
- Вы внимательно следите за произведением у себя в учебнике.
(Аудио запись «Уж небо осенью дышало»)
- Подведение результатов работы:
- Каким настроением проникнуто произведение? (Печальное)
– Почему так считаете? (Потому, что в произведении говорится о «грусти»)
– Как бы вы прочитали стихотворение? (Ответы учащихся)
Найдите близкие по смыслу слова, к слову скучная.
Близкие по смыслу слова к слову СКУЧНАЯ: невеселая, тоскливая, нудная, нерадостная, унылая.
Учебное задание №5 Анализ отрывка «Уж небо осенью дышало»
- Учебная задача для учителя: тренировать навык чтения отрывка из романа «Евгения Онегина» «Уж небо осенью дышало», развивать умение анализировать текст
- Учебная задача для учащихся: тренировать навык чтения отрывка из романа «Евгения Онегина» «Уж небо осенью дышало»
- Организация работы детей: фронтальная
- Формы и организация контроля за работой: анализ ответов, анализ ответов, учитель слушает, как дети читают, исправляет.
- Содержание:
- Прочитайте отрывок из романа «Евгений Онегин» «В этот год осенняя погода» (2 ученика по пять строк)
- Подведение результатов работы:
- Какую картину вы себе представили? (Осень, листья жёлтые, прохладно)
- Как вы понимаете слова: уж небо осенью дышало?
Может ли небо дышать? Как называется это средство выразительности?
(Это олицетворение, т.е. приписывание неодушевленным предметам свойств живых существ?)
- Есть ли другие олицетворения? (подсказка ищем глаголы) (Сень обнажалась, стоял ноябрь)
- Попробуем объяснить выражение: лесов таинственная сень, с печальным шумом обнажалась.
Ребята, обычно чем покрыты леса? (листьями) Листья опадаю и лес становится голым.
- А почему появляется слово «печальным»? Посмотрим в окно: какие деревья нас больше радуют - с пушистой зеленой листвой или когда голые ветки и стволы?
- Печально стало кому? (и Пушкину, и нам)
- Согласны ли вы с Пушкиным, что поздняя осень – это печальная пора?
- Почему гуси улетают?
- Как вы понимаете караван гусей? В каком значении используется слово караван. (В переносном, стая)
Физминутка – видео. Чударики – самолёт.
Учебное задание №6 Знакомство с отрывком из романа «Евгений Онегин»
«В это год осенняя погода»
- Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с отрывком из романа «Евгений Онегин» « В этот год осенняя погода»
- Учебная задача для учащихся: познакомиться с отрывком из романа «Евгений Онегин» « В этот год осенняя погода»
- Организация работы детей: фронтальная работа, аудио запись
- Формы и организация контроля за работой: анализ ответов учащихся
- Содержание:
– Другой отрывок из романа «Евгений Онегин», который мы прочитаем сегодня, – описание наступления зимы.
- Я включаю вам аудио запись, а вы так же следите в учебнике.
(Аудио запись – «В этот год осенняя погода»)
- Подведение результатов работы:
- Каким настроением проникнуто произведение? (радость)
– Почему так считаете? (Потому, что в произведении говорится о «радости», счастье)
– Как бы вы прочитали стихотворение? (Ответы учащихся)
Учебное задание №7 Анализ отрывка из романа «Евгений Онегин» «В этот год осенняя погода»
- Учебная задача для учителя: помочь учащимся проанализировать текст
- Учебная задача для учащихся: проанализировать текст
- Организация работы детей: фронтальная
- Формы и организация контроля за работой: анализ ответов, анализ ответов, учитель слушает, как дети читают, исправляет.
- Содержание: Сейчас я еще раз прочитаю стих, а вы следите и внимательно слушайте
- Подведение результатов работы:
- С чего начинается повествование в этом отрывке? (осень затянулась)
– В каких словах говорится о том, что все очень ждали наступления зимы? (Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе… )
Ребята, а у нас так бывает? (связь с личным опытом)
Когда выпал первый снег? Полные ответы
Ребята, Татьяна – это главная героиня романа Пушкина. Это юная, романтичная девушка, тонко чувствующая природу.
Почему сороки веселые? Почему у зимы блистательны ковер?
(все это показано глазами Татьяны, то есть ее это очень радует.)
В отличие от предыдущего стиха, какое настроение передает нам автор? Найдите, зачитайте.
Учебное задание №6 Знакомство с отрывком из романа «Евгений Онегин»
«Опрятней модного паркета»
- Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с отрывком из романа «Евгений Онегин» « Опрятней модного паркета»
- Учебная задача для учащихся: познакомиться с отрывком из романа «Евгений Онегин» « Опрятней модного паркета»
- Организация работы детей: фронтальная работа, учащиеся читают произведение сами
- Формы и организация контроля за работой: анализ ответов учащихся
- Содержание:
- Прочитайте третий отрывок про себя. (Дети читают)
- Читает 1 подготовленный ученик.
- Подведение результатов работы:
- Каким настроением проникнуто произведение? (радость, веселье)
– Почему так считаете? (Потому, что в произведении говорится о «радости», счастье)
– Как бы вы прочитали стихотворение? (Ответы учащихся)
Учебное задание №7 Анализ отрывка из романа «Евгений Онегин» «Опрятней модного паркета»
- Учебная задача для учителя: помочь учащимся проанализировать текст
- Учебная задача для учащихся: проанализировать текст
- Организация работы детей: фронтальная
- Формы и организация контроля за работой: анализ ответов, анализ ответов.
- Содержание:
- Какое время года изображено в произведении? (Зима)
(Сравнивается с модным паркетом)
- Подведение результатов работы:
- Похож ли этот отрывок, на 1й или на 2й отрывок? Чем?
- Какой из этих отрывков тебе больше понравился?
|