СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование урока литературного чтения по теме «Александр Сергеевич Пушкин. Страницы из романа»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование урока литературного чтения по теме

«Александр Сергеевич Пушкин. Страницы из романа»

 

УМК: Школа России Учебник: В.Г. Горецкий, Литературное чтение, 3 класс, 1 часть Основная цель темы  - продолжить работу по творчеству А. С. Пушкина, познакомить учащихся с  отрывками из романа «Евгений Онегин», формировать умение анализировать текст и определять его главную мысль.

Раздел «Великие русские писатели» -14 часов. На изучение темы «Творчество А. С. Пушкина» программой отведено 8 часов, данный урок является вторым.

 

Задачи

С точки зрения учителя

С точки зрения ученика

Образовательные

Познакомить с отрывками из романа    А. С. Пушкина «Евгений Онегин»; проанализировать художественный текст

Узнать больше о творчестве поэта; понимать содержание произведения, стараться высказывать свое мнение.

Развивающие

Совершенствовать навык выразительного чтения

Развивать творческое воображение

Читать выразительно текст.

Фантазировать. Отвечать на вопросы учителя.

Воспитательные

Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению, способствовать развитию чувства юмора

Пробудить любознательность и интерес к литературному чтению.

 

Предмет усвоения: отрывки из романа «Евгений Онегин» Средства усвоения:

Тип урока — изучение нового материала (анализ эпического произведения)

Ресурсы урока (средства обучения): учебник, аудио записи отрывков из романа «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало», «В этот год осенняя погода», видео-физминутка.

 

 

Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока

Этапы усвоения:

Этапы урока:

1.Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

 

   Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

  Цель: создание благоприятных условий для проведения урока

- Здравствуйте ребята, меня зовут Дарья Андреевна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

- Присаживайтесь.

 - Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения.

 

 2.Подготовка к чтению.

 

Актуализация опорных знаний, умений.

Цель: повторить биографию А. С. Пушкина

Учебное задание №1 Повторение биографии А. С. Пушкина

  • Учебная задача для учителя: повторить биографию А. С. Пушкина
  • Учебная задача для учащихся: повторить биографию А. С. Пушкина
  • Организация работы детей: фронтальная работа, учитель задаёт вопросы, учащиеся отвечают
  • Формы и организация контроля  за работой: учитель анализирует ответы учащихся, подсказывает, направляет
  • Содержание работы:

- Посмотрите на слайд, что вы видите? (зашифрованную запись)

ИИИЕЕПЕЕИИУИИИЕШЕЕКЕЕИИИИИНИ

- Внимание! Задание: зачеркните все буквы И и Е. Прочитайте слово. (Пушкин)

 - С этим поэтом вы познакомились на предыдущем уроке, давайте повторим биографию А. С. Пушкина, я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них.

Викторина:

  1. В каком городе родился А. С. Пушкин? Ответ: в Москве
  2. Какое самое любимое занятие было у Пушкина в детстве? Ответ: чтение
  3. На каком языке написано первое стихотворение А.С. Пушкина?

Ответ:  На французском

  1. Кто учил писать А. С. Пушкина по-русски?

Ответ:  Бабушка

  1. Как назывался Лицей, в котором учился А.С. Пушкин? Ответ: Царскосельский
  2. Сколько лет Пушкин учился в Царскосельском лицее?

Ответ: 6

  1. Какой журнал основал Пушкин?

Ответ: Современник

  •  
  • Подведение результатов работы:

- Мы с вами повторили  биографию А. С. Пушкина, а знаете ли вы его произведения? (Да) Какие произведения вы знаете? (Сказки, Няне, Зимнее утро,  Руслан и Людмила (У лукоморья)).

Назовите сказки А. С. Пушкина.

 

Учебное задание №2 Формулировка темы урока

 

  • Учебная задача для учителя:  помочь сформулировать тему урока
  • Учебная задача для учащихся: сформулировать тему урока
  • Организация работы детей: фронтальная работа
  • Формы и организация контроля  за работой: анализ ответов учащихся
  • Содержание:

А. С. Пушкин – автор не только множества прекрасных стихотворений, замечательных сказок, но также повестей, романов, поэм.

- Ребята, а вы знаете, что такое роман? (Ответы учащихся)

- Роман (франц . roman –это крупное произведение, в котором очень много героев и события происходят в течение нескольких лет.

 

– И сегодня мы познакомимся с отрывками из романа Пушкина «Евгений Онегин»,  в это произведение А. С. Пушкин включил несколько поэтических описаний русской деревенской природы в разные времена года, и одно из них, конечно, описание осени.

– Пушкин не раз, и в прозе и в стихах, повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновение», особое состояние, «блаженное расположение духа...».

 

  • Подведение результатов работы:

 - Давайте поставим перед собой цель и задачи урока. (Познакомиться с отрывками из романа «Евгений Онегин»)

Хорошо, молодцы!

3.Первичный синтез

 

Открытие нового знания.

Цель: познакомить учащихся с отрывками из романа «Евгений Онегин»

 

Учебное задание № 3 Словарная работа

  • Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с новыми словами, уточнить их лексическое значение
  • Учебная задача для учащихся: познакомиться с новыми словами, уточнить их лексическое значение
  • Организация работы детей: фронтальная работа
  • Формы и организация контроля  за работой: учитель спрашивает значение слов, если учащиеся не знают, учитель подсказывает
  • Содержание:

- Ребята, перед тем как начать работу, нам нужно познакомиться со словами,  которые встретятся нам в тексте.

- Откроем текст, стр. 86-87.  Прочитаем и попытаемся объяснить значения выделенных слов. Часть слов трудно объяснить, так как они являются устаревшими.

    1. Сень – то, что покрывает что-нибудь или кого-нибудь.
    2. Куртины – цветочные грядки, клумбы
    3. Опрятней – сравнение, аккуратный, чистый.
    4. Лона – в поэт. значит поверхность; на чём можно возлежать

 

  • Подведение результатов работы:

- Важно ли знать лексическое значение слов? Для чего?

- Сможем ли мы понять произведение. Не зная некоторых слов?

 

Учебное задание №4 Знакомство с отрывком из романа «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало»

  • Учебная задача для учителя: познакомить с отрывком из романа «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало»
  • Учебная задача для учащихся: познакомиться с отрывком из романа «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало»
  • Организация работы детей: фронтальная работа, знакомство с произведением при помощи аудио записи.
  • Формы и организация контроля  за работой: анализ ответов учащихся
  • Содержание:

- Я предлагаю вам послушать, отрывок из романа «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало». 

 - Вы внимательно следите за произведением у себя в учебнике.

(Аудио запись «Уж небо осенью дышало»)

 

  • Подведение результатов работы:

 -  Каким настроением проникнуто произведение? (Печальное)

– Почему так считаете? (Потому, что в произведении говорится о «грусти»)

– Как бы вы прочитали стихотворение? (Ответы учащихся)

 

Найдите близкие по смыслу слова, к слову скучная.

Близкие по смыслу слова к слову СКУЧНАЯ: невеселая, тоскливая, нудная, нерадостная, унылая.

 

Учебное задание №5 Анализ отрывка «Уж небо осенью дышало»

 

  • Учебная задача для учителя: тренировать навык чтения отрывка из романа «Евгения Онегина» «Уж небо осенью дышало», развивать умение анализировать текст
  • Учебная задача для учащихся: тренировать навык чтения отрывка из романа «Евгения Онегина» «Уж небо осенью дышало»
  • Организация работы детей: фронтальная
  • Формы и организация контроля  за работой: анализ ответов, анализ ответов, учитель слушает, как дети читают, исправляет.
  • Содержание:

- Прочитайте отрывок из романа «Евгений Онегин» «В этот год осенняя погода» (2 ученика по пять строк)

  • Подведение результатов работы:

 - Какую картину вы себе представили? (Осень, листья жёлтые, прохладно)

 - Как вы понимаете слова: уж небо осенью дышало?

Может ли небо дышать? Как называется это средство выразительности?

(Это олицетворение, т.е. приписывание неодушевленным предметам свойств живых существ?)

 - Есть  ли другие олицетворения? (подсказка ищем глаголы) (Сень обнажалась, стоял ноябрь)

  - Попробуем объяснить выражение: лесов таинственная сень, с печальным шумом обнажалась.

Ребята, обычно чем покрыты леса? (листьями) Листья опадаю и лес становится голым.

 - А почему появляется слово «печальным»? Посмотрим в окно: какие деревья нас больше радуют  - с пушистой зеленой листвой или когда голые ветки и стволы?

 - Печально стало кому? (и Пушкину, и нам)

 - Согласны ли вы с Пушкиным, что поздняя осень – это печальная пора?

 - Почему гуси улетают?

  - Как вы понимаете караван гусей?  В каком значении используется слово караван. (В переносном, стая)

 

Физминутка – видео. Чударики – самолёт.

 

 

Учебное задание №6 Знакомство с отрывком из романа «Евгений Онегин»

«В это год осенняя погода»

 

  • Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с отрывком из романа «Евгений Онегин» « В этот год осенняя погода»
  • Учебная задача для учащихся: познакомиться с отрывком из романа «Евгений Онегин» « В этот год осенняя погода»
  • Организация работы детей: фронтальная работа, аудио запись
  • Формы и организация контроля  за работой: анализ ответов учащихся
  • Содержание:

– Другой отрывок из романа «Евгений Онегин», который мы прочитаем сегодня, – описание наступления зимы.

 - Я включаю вам аудио запись, а вы так же следите в учебнике.

(Аудио запись – «В этот год осенняя погода»)

  • Подведение результатов работы:

-  Каким настроением проникнуто произведение? (радость)

– Почему так считаете? (Потому, что в произведении говорится о «радости», счастье)

– Как бы вы прочитали стихотворение? (Ответы учащихся)

 

 

Учебное задание №7 Анализ отрывка из романа «Евгений Онегин» «В этот год осенняя погода»

  • Учебная задача для учителя: помочь учащимся проанализировать текст
  • Учебная задача для учащихся: проанализировать текст
  • Организация работы детей: фронтальная
  • Формы и организация контроля  за работой: анализ ответов, анализ ответов, учитель слушает, как дети читают, исправляет.
  • Содержание: Сейчас я еще раз прочитаю стих, а вы следите и внимательно слушайте
  • Подведение результатов работы:

- С чего начинается повествование в этом отрывке? (осень затянулась)

– В каких словах говорится о том, что все очень ждали наступления зимы? (Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе… )

Ребята, а у нас так бывает? (связь с личным опытом)

 Когда выпал первый снег? Полные ответы

Ребята, Татьяна – это главная героиня романа Пушкина. Это юная, романтичная девушка, тонко чувствующая природу.

Почему сороки веселые? Почему у зимы блистательны ковер?

(все это показано глазами Татьяны, то есть ее это очень радует.)

В отличие от предыдущего стиха, какое настроение передает нам автор? Найдите, зачитайте.

 

Учебное задание №6 Знакомство с отрывком из романа «Евгений Онегин»

«Опрятней модного паркета»

 

  • Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с отрывком из романа «Евгений Онегин» « Опрятней модного паркета»
  • Учебная задача для учащихся: познакомиться с отрывком из романа «Евгений Онегин» « Опрятней модного паркета»
  • Организация работы детей: фронтальная работа, учащиеся читают произведение сами
  • Формы и организация контроля  за работой: анализ ответов учащихся
  • Содержание:

 - Прочитайте третий отрывок про себя. (Дети читают)

- Читает 1 подготовленный ученик.

  •  Подведение результатов работы:

  -  Каким настроением проникнуто произведение? (радость, веселье)

– Почему так считаете? (Потому, что в произведении говорится о «радости», счастье)

– Как бы вы прочитали стихотворение? (Ответы учащихся)

 

 

 

Учебное задание №7 Анализ отрывка из романа «Евгений Онегин» «Опрятней модного паркета»

  • Учебная задача для учителя: помочь учащимся проанализировать текст
  • Учебная задача для учащихся: проанализировать текст
  • Организация работы детей: фронтальная
  • Формы и организация контроля  за работой: анализ ответов, анализ ответов.
  • Содержание:

 - Какое время года изображено в произведении? (Зима)

 

(Сравнивается с модным паркетом)

  • Подведение результатов работы:

- Похож ли этот отрывок, на 1й или на 2й отрывок? Чем?

 - Какой из этих отрывков тебе больше понравился?

 

 

4. Вторичный синтез.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: формировать умение обобщать понятое, умение формулировать идею произведения и доказывать свою точку зрения.

Учебной задание № 7 Обобщающая беседа.

  • Учебная задача для учителя: обобщить понятое по рассказу через работу с пословицей, определить главную мысль
  • Учебная задача для учащихся: выбрать подходящую по смыслу пословицу, определить главную мысль рассказа
  • Организация работы детей: фронтальная
  • Формы и организация контроля  за работой:  учитель и учащиеся контролируют ответы друг друга 
  • Подведение результатов работы: устное
  • Содержание:

-С отрывками, из какой книги мы познакомились? (Об отрывках из романа «Евгений Онегин»)

 - Чем схожи и чем отличаются  по характеру и интонации отрывки?

- Какой темой объединены все три отрывка: времена года (красота русской природы)

 

6. Итог урока

Цель: подвести итог урока и оценить работу учащихся

  • Учебная задача для учителя: повторить новую тему; оценить учащихся;
  • Учебная задача для учащихся: закрепить новые понятия ;
  • Форма организации: фронтальная;
  • Форма контроля: учитель слушает ответы учащихся.

 

Чем мы занимались сегодня на уроке? Какие задачи решали?

Чему научились?

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: оценить свою деятельность на уроке

  

Учебная задача для учителя:  формировать навыки оценки своей деятельности

Учебная задача для учащихся: оценить свою деятельность на уроке

Организация работы детей: индивидуальная

Формы и организация контроля  за работой: фронтальный опрос

Подведение результатов работы: письменно

 - Ребята, на парте у вас лежат листочки, вам нужно нарисовать смайлик, который соответствует вам. Веселый - значит, вы хорошо поняли тему и довольны собой, грустный - если вам не понравилось на уроке и вы плохо поняли тему.

Покажите мне и друг другу ваши смайлики!

 

7. Домашнее задание

 

Обсуждение и запись домашнего задания.

  • Учебная задача для учителя: дать домашнее задание
  • Учебная задача для учащихся: выполнить домашнее задание
  • Организация работы детей: индивидуальная
  • Формы и организация контроля  за работой: проверка домашнего задания
  • Содержание:

Подготовить выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...» (с. 86), «...За весной, красой природы...» (с. 85, часть 1-я), одно из стихотворений (по выбору учащихся) выучить наизусть.

Спасибо за урок, мы было очень приятно работать с вами.

 

Просмотр содержимого документа
«Проектирование урока литературного чтения по теме «Александр Сергеевич Пушкин. Страницы из романа»»


Проектирование урока литературного чтения по теме

«Александр Сергеевич Пушкин. Страницы из романа»


УМК: Школа России
Учебник: В.Г. Горецкий, Литературное чтение, 3 класс, 1 часть
Основная цель темы - продолжить работу по творчеству А. С. Пушкина, познакомить учащихся с отрывками из романа «Евгений Онегин», формировать умение анализировать текст и определять его главную мысль.

Раздел «Великие русские писатели» -14 часов. На изучение темы «Творчество А. С. Пушкина» программой отведено 8 часов, данный урок является вторым.


Задачи

С точки зрения учителя

С точки зрения ученика

Образовательные

Познакомить с отрывками из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»; проанализировать художественный текст

Узнать больше о творчестве поэта; понимать содержание произведения, стараться высказывать свое мнение.

Развивающие

Совершенствовать навык выразительного чтения

Развивать творческое воображение

Читать выразительно текст.

Фантазировать.
Отвечать на вопросы учителя.

Воспитательные

Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению, способствовать развитию чувства юмора

Пробудить любознательность и интерес к литературному чтению.


Предмет усвоения: отрывки из романа «Евгений Онегин»
Средства усвоения:

Опорные знания

Опорные умения

Произведения разных авторов для детей

Первоначальное представление о биографии и творчестве А. С. Пушкина

Знают стихи и сказки А. С. Пушкина


Умение работать с текстом, иллюстрациями.

Умение отвечать на вопросы учителя

Умение выразительно читать

Умение анализировать, обобщать, отстаивать свою точку зрения


Тип урока — изучение нового материала (анализ эпического произведения)
Ресурсы урока (средства обучения): учебник, аудио записи отрывков из романа «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало», «В этот год осенняя погода», видео-физминутка.



Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока

Этапы усвоения:

Этапы урока:

1.Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.


Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание благоприятных условий для проведения урока

- Здравствуйте ребята, меня зовут Дарья Андреевна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

- Присаживайтесь.

- Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения.


2.Подготовка к чтению.


Актуализация опорных знаний, умений.

Цель: повторить биографию А. С. Пушкина

Учебное задание №1 Повторение биографии А. С. Пушкина

  • Учебная задача для учителя: повторить биографию А. С. Пушкина

  • Учебная задача для учащихся: повторить биографию А. С. Пушкина

  • Организация работы детей: фронтальная работа, учитель задаёт вопросы, учащиеся отвечают

  • Формы и организация контроля за работой: учитель анализирует ответы учащихся, подсказывает, направляет

  • Содержание работы:

- Посмотрите на слайд, что вы видите? (зашифрованную запись)

ИИИЕЕПЕЕИИУИИИЕШЕЕКЕЕИИИИИНИ

- Внимание! Задание: зачеркните все буквы И и Е. Прочитайте слово. (Пушкин)

- С этим поэтом вы познакомились на предыдущем уроке, давайте повторим биографию А. С. Пушкина, я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них.

Викторина:

  1. В каком городе родился А. С. Пушкин?
    Ответ: в Москве

  2. Какое самое любимое занятие было у Пушкина в детстве?
    Ответ: чтение

  3. На каком языке написано первое стихотворение А.С. Пушкина?

Ответ: На французском

  1. Кто учил писать А. С. Пушкина по-русски?

Ответ: Бабушка

  1. Как назывался Лицей, в котором учился А.С. Пушкин?
    Ответ: Царскосельский

  2. Сколько лет Пушкин учился в Царскосельском лицее?

Ответ: 6

  1. Какой журнал основал Пушкин?

Ответ: Современник

  • Подведение результатов работы:

- Мы с вами повторили биографию А. С. Пушкина, а знаете ли вы его произведения? (Да) Какие произведения вы знаете? (Сказки, Няне, Зимнее утро, Руслан и Людмила (У лукоморья)).

Назовите сказки А. С. Пушкина.


Учебное задание №2 Формулировка темы урока


  • Учебная задача для учителя: помочь сформулировать тему урока

  • Учебная задача для учащихся: сформулировать тему урока

  • Организация работы детей: фронтальная работа

  • Формы и организация контроля за работой: анализ ответов учащихся

  • Содержание:

А. С. Пушкин – автор не только множества прекрасных стихотворений, замечательных сказок, но также повестей, романов, поэм.

- Ребята, а вы знаете, что такое роман? (Ответы учащихся)

- Роман (франц . roman –это крупное произведение, в котором очень много героев и события происходят в течение нескольких лет.


– И сегодня мы познакомимся с отрывками из романа Пушкина «Евгений Онегин», в это произведение А. С. Пушкин включил несколько поэтических описаний русской деревенской природы в разные времена года, и одно из них, конечно, описание осени.

– Пушкин не раз, и в прозе и в стихах, повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновение», особое состояние, «блаженное расположение духа...».


  • Подведение результатов работы:

- Давайте поставим перед собой цель и задачи урока. (Познакомиться с отрывками из романа «Евгений Онегин»)

Хорошо, молодцы!

3.Первичный синтез


Открытие нового знания.

Цель: познакомить учащихся с отрывками из романа «Евгений Онегин»


Учебное задание № 3 Словарная работа

  • Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с новыми словами, уточнить их лексическое значение

  • Учебная задача для учащихся: познакомиться с новыми словами, уточнить их лексическое значение

  • Организация работы детей: фронтальная работа

  • Формы и организация контроля за работой: учитель спрашивает значение слов, если учащиеся не знают, учитель подсказывает

  • Содержание:

- Ребята, перед тем как начать работу, нам нужно познакомиться со словами, которые встретятся нам в тексте.

- Откроем текст, стр. 86-87. Прочитаем и попытаемся объяснить значения выделенных слов. Часть слов трудно объяснить, так как они являются устаревшими.

    1. Сень – то, что покрывает что-нибудь или кого-нибудь.

    2. Куртины – цветочные грядки, клумбы

    3. Опрятней – сравнение, аккуратный, чистый.

    4. Лона – в поэт. значит поверхность; на чём можно возлежать


  • Подведение результатов работы:

- Важно ли знать лексическое значение слов? Для чего?

- Сможем ли мы понять произведение. Не зная некоторых слов?


Учебное задание №4 Знакомство с отрывком из романа «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало»

  • Учебная задача для учителя: познакомить с отрывком из романа «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало»

  • Учебная задача для учащихся: познакомиться с отрывком из романа «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало»

  • Организация работы детей: фронтальная работа, знакомство с произведением при помощи аудио записи.

  • Формы и организация контроля за работой: анализ ответов учащихся

  • Содержание:

- Я предлагаю вам послушать, отрывок из романа «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало».

- Вы внимательно следите за произведением у себя в учебнике.

(Аудио запись «Уж небо осенью дышало»)


  • Подведение результатов работы:

-  Каким настроением проникнуто произведение? (Печальное)

– Почему так считаете? (Потому, что в произведении говорится о «грусти»)

– Как бы вы прочитали стихотворение? (Ответы учащихся)


Найдите близкие по смыслу слова, к слову скучная.

Близкие по смыслу слова к слову СКУЧНАЯ: невеселая, тоскливая, нудная, нерадостная, унылая.


Учебное задание №5 Анализ отрывка «Уж небо осенью дышало»


  • Учебная задача для учителя: тренировать навык чтения отрывка из романа «Евгения Онегина» «Уж небо осенью дышало», развивать умение анализировать текст

  • Учебная задача для учащихся: тренировать навык чтения отрывка из романа «Евгения Онегина» «Уж небо осенью дышало»

  • Организация работы детей: фронтальная

  • Формы и организация контроля за работой: анализ ответов, анализ ответов, учитель слушает, как дети читают, исправляет.

  • Содержание:

- Прочитайте отрывок из романа «Евгений Онегин» «В этот год осенняя погода» (2 ученика по пять строк)

  • Подведение результатов работы:

- Какую картину вы себе представили? (Осень, листья жёлтые, прохладно)

- Как вы понимаете слова: уж небо осенью дышало?

Может ли небо дышать? Как называется это средство выразительности?

(Это олицетворение, т.е. приписывание неодушевленным предметам свойств живых существ?)

- Есть ли другие олицетворения? (подсказка ищем глаголы) (Сень обнажалась, стоял ноябрь)

- Попробуем объяснить выражение: лесов таинственная сень, с печальным шумом обнажалась.

Ребята, обычно чем покрыты леса? (листьями) Листья опадаю и лес становится голым.

- А почему появляется слово «печальным»? Посмотрим в окно: какие деревья нас больше радуют - с пушистой зеленой листвой или когда голые ветки и стволы?

- Печально стало кому? (и Пушкину, и нам)

- Согласны ли вы с Пушкиным, что поздняя осень – это печальная пора?

- Почему гуси улетают?

- Как вы понимаете караван гусей? В каком значении используется слово караван. (В переносном, стая)


Физминутка – видео. Чударики – самолёт.



Учебное задание №6 Знакомство с отрывком из романа «Евгений Онегин»

«В это год осенняя погода»


  • Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с отрывком из романа «Евгений Онегин» « В этот год осенняя погода»

  • Учебная задача для учащихся: познакомиться с отрывком из романа «Евгений Онегин» « В этот год осенняя погода»

  • Организация работы детей: фронтальная работа, аудио запись

  • Формы и организация контроля за работой: анализ ответов учащихся

  • Содержание:

– Другой отрывок из романа «Евгений Онегин», который мы прочитаем сегодня, – описание наступления зимы.

- Я включаю вам аудио запись, а вы так же следите в учебнике.

(Аудио запись – «В этот год осенняя погода»)

  • Подведение результатов работы:

-  Каким настроением проникнуто произведение? (радость)

– Почему так считаете? (Потому, что в произведении говорится о «радости», счастье)

– Как бы вы прочитали стихотворение? (Ответы учащихся)



Учебное задание №7 Анализ отрывка из романа «Евгений Онегин» «В этот год осенняя погода»

  • Учебная задача для учителя: помочь учащимся проанализировать текст

  • Учебная задача для учащихся: проанализировать текст

  • Организация работы детей: фронтальная

  • Формы и организация контроля за работой: анализ ответов, анализ ответов, учитель слушает, как дети читают, исправляет.

  • Содержание: Сейчас я еще раз прочитаю стих, а вы следите и внимательно слушайте

  • Подведение результатов работы:

- С чего начинается повествование в этом отрывке? (осень затянулась)

– В каких словах говорится о том, что все очень ждали наступления зимы? (Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе… )

Ребята, а у нас так бывает? (связь с личным опытом)

Когда выпал первый снег? Полные ответы

Ребята, Татьяна – это главная героиня романа Пушкина. Это юная, романтичная девушка, тонко чувствующая природу.

Почему сороки веселые? Почему у зимы блистательны ковер?

(все это показано глазами Татьяны, то есть ее это очень радует.)

В отличие от предыдущего стиха, какое настроение передает нам автор? Найдите, зачитайте.



Учебное задание №6 Знакомство с отрывком из романа «Евгений Онегин»

«Опрятней модного паркета»


  • Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с отрывком из романа «Евгений Онегин» « Опрятней модного паркета»

  • Учебная задача для учащихся: познакомиться с отрывком из романа «Евгений Онегин» « Опрятней модного паркета»

  • Организация работы детей: фронтальная работа, учащиеся читают произведение сами

  • Формы и организация контроля за работой: анализ ответов учащихся

  • Содержание:

- Прочитайте третий отрывок про себя. (Дети читают)

- Читает 1 подготовленный ученик.

  • Подведение результатов работы:

-  Каким настроением проникнуто произведение? (радость, веселье)

– Почему так считаете? (Потому, что в произведении говорится о «радости», счастье)

– Как бы вы прочитали стихотворение? (Ответы учащихся)




Учебное задание №7 Анализ отрывка из романа «Евгений Онегин» «Опрятней модного паркета»

  • Учебная задача для учителя: помочь учащимся проанализировать текст

  • Учебная задача для учащихся: проанализировать текст

  • Организация работы детей: фронтальная

  • Формы и организация контроля за работой: анализ ответов, анализ ответов.

  • Содержание:

- Какое время года изображено в произведении? (Зима)

(Сравнивается с модным паркетом)

  • Подведение результатов работы:

- Похож ли этот отрывок, на 1й или на 2й отрывок? Чем?

- Какой из этих отрывков тебе больше понравился?



4. Вторичный синтез.










Цель: формировать умение обобщать понятое, умение формулировать идею произведения и доказывать свою точку зрения.

Учебной задание № 7 Обобщающая беседа.

  • Учебная задача для учителя: обобщить понятое по рассказу через работу с пословицей, определить главную мысль

  • Учебная задача для учащихся: выбрать подходящую по смыслу пословицу, определить главную мысль рассказа

  • Организация работы детей: фронтальная

  • Формы и организация контроля за работой: учитель и учащиеся контролируют ответы друг друга

  • Подведение результатов работы: устное

  • Содержание:

-С отрывками, из какой книги мы познакомились? (Об отрывках из романа «Евгений Онегин»)

- Чем схожи и чем отличаются по характеру и интонации отрывки?

- Какой темой объединены все три отрывка: времена года (красота русской природы)


6. Итог урока

Цель: подвести итог урока и оценить работу учащихся

  • Учебная задача для учителя: повторить новую тему; оценить учащихся;

  • Учебная задача для учащихся: закрепить новые понятия ;

  • Форма организации: фронтальная;

  • Форма контроля: учитель слушает ответы учащихся.


Чем мы занимались сегодня на уроке?
Какие задачи решали?

Чему научились?

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: оценить свою деятельность на уроке

Учебная задача для учителя: формировать навыки оценки своей деятельности

Учебная задача для учащихся: оценить свою деятельность на уроке

Организация работы детей: индивидуальная

Формы и организация контроля за работой: фронтальный опрос

Подведение результатов работы: письменно

- Ребята, на парте у вас лежат листочки, вам нужно нарисовать смайлик, который соответствует вам. Веселый - значит, вы хорошо поняли тему и довольны собой, грустный - если вам не понравилось на уроке и вы плохо поняли тему.

Покажите мне и друг другу ваши смайлики!


7. Домашнее задание


Обсуждение и запись домашнего задания.

  • Учебная задача для учителя: дать домашнее задание

  • Учебная задача для учащихся: выполнить домашнее задание

  • Организация работы детей: индивидуальная

  • Формы и организация контроля за работой: проверка домашнего задания

  • Содержание:

Подготовить выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...» (с. 86), «...За весной, красой природы...» (с. 85, часть 1-я), одно из стихотворений (по выбору учащихся) выучить наизусть.

Спасибо за урок, мы было очень приятно работать с вами.


Дополнительные творческие задания.

Нарисуйте эпизод из любого отрывка, которого мы прочитали.


Выполнила: Тирских Дарья Андреевна


Методист: Альбрехт Татьяна Владимировна // ____________ //_____________//



Учитель: Шарова Надежда Алексеевна //___________//___________//



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!