На уроке проверяются краткие сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина; дети знакомятся со стихотворением А.С.Пушкина «Зимняя дорога»; учатся детальному анализу стихотворения, используя систему вопросов; привлекается внимание учеников к образным средствам языка; отрабатывается навык выразительного чтения стихотворения, развивается умение анализировать стихотворение: определять вид рифмы, отыскивать различные средства художественной выразительности, использованные автором, развивается воображение на основе словесного рисования картин, воспитывать любовь к родной земле, природе, поэзии.
На уроке формируются навыки анализа лирического текста, развиваются творческие способности учащихся и умение работать в группе, индивидуально, воспитывается чувство любви к русской поэзии. На доске портрет А. Пушкина, кроссворд, используется музыкальная запись П.Чайковского "Времена года. Зима", колокольчики, наборные рисунки, запись романса А. Алябьева "Зимняя дорога", картина Саврасова "Зимняя дорога", лексический словарь.
Конспект урок литературного чтения в 4-м классе
Тема: Стихотворение А. С. Пушкина “Зимняя дорога”.
Цели:
1. Отрабатывать навык выразительного чтения стихотворения.
2. Развивать умения анализировать стихотворение: определять вид
рифмы, отыскивать различные средства художественной
выразительности, использованные автором.
3. Развивать воображение на основе словесного рисования картин.
4. Воспитывать любовь к творчеству русских поэтов, к родной
природе.
Ход урока:
Организационный момент.
- Ребята, кого можно назвать «… незаходящим солнцем русской поэзии»?
- Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения А.С.Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло более 160 лет со дня смерти поэта, а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся нам всё ближе, дороже и нужнее.
Наш урок посвящен творчеству великого русского поэта А.С.Пушкину. Вы покажете знание его биографии, стихотворений, проявите свои творческие способности и доброжелательное отношение друг к другу. И сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями этого
замечательного поэта.
Проверка домашнего задания.
- Дома вы повторяли стихи А.С.Пушкина, изученные ранее. Знание этих стихотворений пригодится вам чуть позже.
- А сейчас проверим, что вы знаете из биографии А.С.Пушкина.
1) Где родился поэт? (Москва)
2) Когда он родился? (6 июня 1799 г.)
3) Каким был Пушкин в раннем детстве? (Увалень, ленивенький,
толстенький)
4) Как ласково называла его няня? (Мой свет, красно солнышко, милый
ангел)
Как звали няню Пушкина?
Фамилия Арины Родионовны? (Яковлева)
Имя прадеда Пушкина? (Абрам Ганнибал)
С каким царём встретился Пушкин в детстве? (С Павлом 1)
В каком учебном заведении он учился? (В Царскосельском лицее)
Что говорила няня, укладывая Пушкина спать? (Спи глазок, спи
другой, о хорошем думай…)
В какое село по приказу царя был сослан поэт? ( Михайловское)
За что он был сослан?
Как звали жену великого поэта? (Наталья Гончарова)
Сколько детей было у Пушкина? (4)
Лучший друг поэта? ( Иван Пущин - друг по Царскосельскому лицею)
Назовите жанры произведений, написанные Пушкиным (Стихи, поэмы, романы, рассказы, повести, сказки)
Как погиб поэт? Сколько ему было лет? ( 37 лет. Смертельно ранил на дуэли француз Дантес, жестоко оскорбивший поэта и его жену, 10 февраля 1837 года)
Работа в группах.
- Мы будем говорить не только о Пушкине. А вот какую тему стихотворений Пушкина мы возьмём сегодня на уроке вы определите сами.
- У вас на столах лежат разные тексты, прочитайте, определите вид жанра. Какой вид рифмы присутствует?
1 группа:
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)
2 группа:
Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
(Мороз)
3 группа:
Шёл, шёл без дорог,
Где шёл – там и лёг.
До весны пролежал,
А весной побежал.
(Снег)
- К какому жанру относятся тексты?
- Какая рифма присутствует?
- Какой теме посвящены все эти загадки?
- Значит какова тема стихотворений Пушкина на этом уроке?
- Продолжая разговор о зиме, я предлагаю вам прочитать на доске фразу справа налево.
(Доска, оформлена падающим снежинками).
теаничан умиз а ,теачнок дог ьрбакеД
(Декабрь год кончает, а зиму начинает).
– Как называется эта фраза? К какому жанру относится? Какая рифма
присутствует?
– Как понимаете эту пословицу?
Подготовка к восприятию нового материала.
Вступительная беседа.
Все мы любим лето, с нетерпением ждём его прихода, но и зиму народ любит не меньше, с её зимними забавами, трескучими морозами, ведь недаром зиме русские поэты посвятили очень много стихов.
2. Работа в группах.
У вас на столах лежат отрывки из замечательных стихов великого русского поэта и писателя.
Ваша задача: прочитать отрывки, попытаться узнать, из каких стихотворений эти отрывки.
1 группа:
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ,
Коньками звучно режет лёд….
(“Опрятней модного паркета”
Из романа «Евгений Онегин»)
2 группа:
…пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
(“Вот север тучи нагоняя…”
Из романа «Евгений Онегин»)
3 группа:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…
(“Зимнее утро”)
- Из каких стихотворений эти отрывки?
- А сейчас я вас попрошу ещё раз очень внимательно проанализировать эти отрывки и определить, какую рифму использовал поэт при написании этих стихов, и какие средства художественной выразительности использовал автор? (повторить, какие виды рифм и средства художественной выразительности знают).
(1 гр. – парная рифма, использовал образные сравнения, олицетворения).
(2 гр. – перекрёстная, олицетворения, эпитеты).
(3 гр. – парная, олицетворения, эпитеты, образные сравнения).
- Какая общая тема во всех этих стихах? (тема зимы).
- Я предлагаю вам выполнить следующее задание.
- Я читаю начало стихотворения, ваша задача узнать его и продолжить. Готовы? Тогда в путь!
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя. («Зимний вечер»)
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня. («Няне»)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквози иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит («Зимнее утро»)
- Следующее задание. По окончанию строчек угадать стихотворение.
1 группа:
--------------------зелёный;
-------------------- том;
--------------------учёный
-------------------- кругом. ( поэма «Руслан и Людмила»)
2 группа:
---------------------ноги,
---------------------рек!
--------------------- тревоги?..
---------------------снег… («Осень» отрывки)
3 группа:
---------------------торжествуя,
---------------------путь;
---------------------почуя,
---------------------как-нибудь… ( Из романа «Евгений Онегин»)
Физкультминутка.
VI. Работа по теме урока.
Вступительная беседа:
Сегодня мы с вами прочитаем и исследуем ещё одно стихотворение
А. С. Пушкина “Зимняя дорога” , которое Пушкин посвятил тоже зиме.
Чтение и анализ стихотворения “Зимняя дорога” (дети открывают
учебник на стр. 59).
Дети читают стихотворение про себя, предварительно учитель задал вопрос:
- Какие картины вы себе представите, прочитав это стихотворение?
- Какие чувства вы испытываете при виде такой картины? (чувства грусти,
печали).
- Почему?
- Все ли слова вам были понятны?
3. Словарная работа:
Борзая (устар.) – быстрый, резвый;
Ямщик – кучер (человек);
Вёрста – в старину вдоль проезжих дорог ставили для измерения расстояния
столбы – вёрсты, - окрашенные белыми и чёрными полосами.
Разгулье – весёлое времяпрепровождение;
Удалое – безудержная, лихая смелость;
Одне – (устар.) одни;
Чёрная хата – крестьянский бедный дом ( дети по группам отыскивают в толковом словаре значения тех слов, которые не смогут объяснить).
– Подчеркните рифмующиеся слова в 1 четверостишии.
Анализ стихотворения.
- Прежде чем мы прочитаем это стихотворение, давайте определим, в каком темпе надо его читать – ваши предположения?
Давайте вернёмся к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный…
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась…
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета..
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
- На какой слог падает ударение? (на первый).
- А какая рифма присутствует? (парная).
- Проанализируйте первое четверостишие стихотворения «Зимняя дорога».
К какой рифме здесь обратился поэт? (к перекрёстной).
- На какой слог в этом стихотворении чаще падает ударение? (на второй,
третий).
- Какая рифма более энергичная, а какая более спокойная? (перекрёстная
более спокойная).
- Почему поэт использовал в данном случае эту рифму? (чтобы показать,
как скучна долгая зимняя дорога)
- В каком темпе будем читать это стихотворение? (в медленном, нараспев).
Учитель читает стихотворение, а дети подчёркивают слова , на которые падает логическое ударение, и отмечают логическую паузу.
Закрепление.
- Кто попытается прочитать это стихотворение, соблюдая всё то, о чём мы сейчас с вами говорили? (учитель спрашивает 2-3 человека).
- Какие средства художественной выразительности использовал автор?
(дети работают в группах).
Творческая минутка.
– Попытайтесь сочинить двустишие или четверостишие о зиме, используя любую рифму.
Итог урока.
- Что хотел выразить поэт, написав это стихотворение? (любовь к родной
природе, к простым людям).
- Что на уроке понравилось? Что нового для себя узнали?
Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.