СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию был предложен урок литературного чтения в  3  классе по теме А.С. Пушкин «Зимний вечер». По моему мнению, уроки поэзии особенно  нужны детям, чтобы пробудить  в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять и, конечно же, научить технике выразительного чтения. Проводя уроки поэзии, мы стремимся пробудить интерес не только к творчеству, но и к личности поэта – человека с необычным взглядом на мир, наделённого особым художественным даром. 

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин «Зимний вечер»»





Урок литературного чтения















А.С. Пушкин «Зимний вечер».






Разработала учитель начальных классов

МКОУ СОШ №2 г Дигоры

Абаева Альбина Ацаевна






2016г


Цельурока: 

- добиваться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.

Задачи:

образовательные:

- продолжить знакомство учеников с творчеством писателя;

- познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта;

- показать своеобразие пейзажной лирики А.С. Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа;

развивающие:

- содействовать развитию мышления, самостоятельности, наблюдательности, навыков самоконтроля и самооценки;

- развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;

- развивать познавательные  интересы детей; 

- отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста;

воспитательные:

- формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа;

- воспитание любви и уважения к людям старшего возраста;

- воспитывать ответственность за выполненную работу.

УУД:

Предметные результаты

Ученик научится:
- понимать смысл стихотворения;

- понимать настроение лирического героя.

Ученик получит возможность научиться:
- навыкам выразительного чтения лирического текста;
- сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы.

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:
- знания основных моральных норм поведения,

- представления о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа.

Ученик получит возможность для формирования:
- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.

Регулятивные результаты

Ученик научится:
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные результаты

Ученик научится:
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- воспринимать смысл небольшого текста;
- соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные УУД.

Ученик научится:
- иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

Ученик получит возможность научиться:
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные высказывания;
- задавать вопросы.

Методы и приемы:

- методы словесной передачи информации и слухового восприятия (приемы: информационный рассказ, беседа);

- методы передачи информации с помощью практической деятельности учащихся (выполнение практической работы);

- методы наглядной  передачи информации и зрительное восприятие (приемы: показ компьютерной презентации);

- метод музыкального обобщения и систематизации.

Ход урока

I. Организационный момент.

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать,
А работать и читать.

2. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы познакомились со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро», а сейчас ещё раз послушаем это стихотворение. Постарайтесь при чтении выразить свои чувства, своё настроение и передать чувства автора.

3.Сообщение темы урока.

- Посмотрите на экран слайд 1

Попробуйте определить тему урока...(предположения детей)
- Сегодня мы продолжим наше исследование и познакомимся со стихотворением А. Пушкина “Зимний вечер”.

4. Актуализация знаний. Слайд 2
- В своих произведениях поэт Пушкин выступал за свободу простого народа. Обсуждал смело царское правительство и горячо верил в то, что свобода придет. Царю это не нравилось, и он решил наказать поэта. Зимой 1825 года царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское под Псковом.

В Михайловском он создал более 100 произведений. И все же ему было очень грустно одному. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. Но рядом с ним была единственная близкая, любящая душа, бесконечно добрая, няня Арина Родионовна

В долгие зимние вечера поэт много беседовал с няней, читал ей стихи, слушал ее песни и сказки. Она стала его вдохновителем. Один из таких зимних вечеров и описан в его стихотворении “Зимний вечер”. 
5. Чтение и анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер»

Учитель выразительно читает стихотворениеСлайд 3

- Какое время суток описано в стихотворении?

- Как вы поняли, что это был вечер?

- Какая погода была в тот вечер?

- С чем сравнивает поэт завывание ветра?

-Что вы можете сказать о настроении стихотворения?

- Какие чувства оно вызывает?Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет, обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.

6.Вторичное восприятие стихотворения. Словарно-лексическая работа.

Слайд4
- Прочитайте стихотворение про себя и найдите непонятные вам слова.

Какие слова были непонятны в тексте?

Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.

Кроет- покрывает.

Лачужка - небольшая, старенькая избушка.

Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша.
- Куда нужно обратиться, чтобы узнать, что обозначают эти слова? (К толковому словарю).
-О каком природном явлении пишет поэт в начале стихотворения? (О буре).
- Подберите синонимы к слову буря: буран, вьюга, метель, пурга.

7. Обучение выразительному чтению.

- Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.

8. Продолжение беседы по содержанию стихотворения.

- Перечитайте стихотворение выразительно самостоятельно, и скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра

- Какие строки позволяют услышать шум за окном шуршание соломы?

- Какими словами он называет свою няню?

Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.

С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства. Хочется сказать спасибо русской крестьянке Арине Родионовне за то, что она умела понять и утешить  впавшего в немилость Пушкина.

9.Физминутка

А С Пушкин побывал во Владикавказе и первый раз увидел осетинский танец «Симд». Дети выполняют движения под музыку.

10.Выразительное чтение стихотворения учащимися.

На стихи Пушкина написаны романсы Слайд5

11. Пушкин в Осетии.

Слайд 6 Пушкинский сквер,скулптор Владимир Хаев

А С Пушкинбыл во Владикавказе проездом два раза (1820 и 1829гг)

Во время своего второго кавказского путешествия в мае 1829 году прогостил в городе несколько дней в скромном домике «для проезжающих господ», сейчас – это Пушкинский сквер, где шумят липы и каштаны.

Слайд 7 Всвоих записках Александр Сергеевич описывал и дороги в окрестностях Владикавказа, по которым он проезжал. Их состояние не позволяло пользоваться обычными экипажами. Приспособленные к местным дорогам они запрягались волами. Скульптор Владимир Соскиев изобразил поэта во время прогулки по Владикавказу на бричке, запряженной волами. Управляет бричкой осетинский извозчик, укутанный в бурку.

12. Домашнее задание

1. Выучить стихотворение «Зимний вечер» по желанию.

2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимний вечер».

13. Оценка учебных достижений.Рефлексия

- Есть ли у вас такой человек, который помог вам, когда вы нуждались в защите?

Хотелось бы вам рассказать, поделиться мыслями

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок. Слайд 8

- А сейчас достаньте смайлики и сами оцените свою работу на нашем уроке.

- Я работал на уроке много и с удовольствием.

- Мне было интересно на уроке, но я работал мало.

- Я сегодня работал не очень хорошо, но на следующем уроке буду работать лучше.

Спасибо всем за высказанные мнения, за активную работу на уроке.





Самоанализ урока


Вашему вниманию был предложен урок литературного чтения в  3  классе по теме А.С. Пушкин «Зимний вечер». По моему мнению, уроки поэзии особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять и, конечно же, научить технике выразительного чтения. Проводя уроки поэзии, мы стремимся пробудить интерес не только к творчеству, но и к личности поэта – человека с необычным взглядом на мир, наделённого особым художественным даром.

Главная задача всех уроков поэзии – научить школьников понимать поэтическую речь, воспитывать эмоциональную восприимчивость. Созданные поэтами стихи, дают детям возможность прикоснуться душой к поэзии, хотя бы на миг уловить неуловимое. Поэзия помогает взрастить зародившиеся у детей чувства прекрасного, утвердить самые высокие представления о жизни – жизни нравственной, умственной, гражданской. Самые обыденные слова в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать.

По типу урок - изучение нового материала. В основу конструкции данного урока положены элементы современных, познавательных технологий. Для достижений поставленных целей, я использовала личностно-ориентированный подход к работе с учащимися, которая является важнейшим стимулирующим фактором учебной деятельности. Системность в работе, предлагающий конечный результат, насыщенность материала, использование различных форм работы: аудиозапись стихотворения, выборочное чтение, работа по вопросам, просмотр презентации, позволили говорить, что урок несёт обучающий, воспитывающий, корригирующий характер.

Организационная структура урока, эмоциональный настрой учащихся, соблюдение здоровьесберегающих технологий, компьютерная презентация, рефлексия вызвали у учащихся интерес к уроку с первых минут.