1.Первичное восприятие ВИДЕОФИЛЬМ СЛАЙД 2 2. Проверка первичного восприятия - Понравилось ли вам стихотворение? - Какое чувство, настроение возникло у вас, когда вы его слушали? - От чьего имени ведётся рассказ? 3.Словарная работа СЛАЙД 3-4 4. Подготовка к чтению вслух. Синхронное чтение под аудиозапись 5. Чтение вслух а) Работа по первой строфе. - Опишите картину своими словами. - Докажите, что это был вечер. - Какое настроение вызывает буря у рассказчика? СЛАЙД 5-6 -Иногда, чтобы точнее изобразить человека, предмет или явление природы, автор сравнивает его с чем-то. Обычно сравнивают сложное с простым, незнакомое со знакомым. Сопоставление похожих предметов или явлений называется СРАВНЕНИЕМ. Давайте попробуем найти сравнения, которые автор использует при описании бури. - С кем сравнивает? - Какое слово используется при сравнении? - Зачем автор использует сравнение? СЛАЙД 7-8 -В этой же строфе поэт воспользовался ещё одним приёмом, нам уже известным. Он помогает лучше представить себе картины жизни. Это приём – звукопись. - Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя: (р) – «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»; (с), (з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»; (а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т.д. -Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? (Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя. Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства) -Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера? (Природа тоже, как живое существо, сочувствует героям произведения) б) Предлагаю вам поработать в паре: найдите в тексте «рисующие» слова и звуки, с помощью которых создаётся образ бури, и запишите в тетрадь в) Проверим, правильно ли вы справились заданием. г) Повторное чтение первой строфы с акцентированием звукового рисунка. д) Работа по второй строфе. - Какая картина описывается во второй строфе? - К кому обращается герой – рассказчик? - Какое настроение? Почему? -Как относится автор к няне? е). Работа по третьей строфе. Предлагаю вам поработать в паре и ответить на вопросы: -На что надеется автор? -Что он ждёт? - Найдите слова, отражающие настроения автора. («Бедной юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей») -В этой строфе встречаются выражения, начинающиеся словом «как». Прочитайте их. -Это тоже сравнение? Нужно быть очень внимательным к авторскому тексту, чтобы не перепутать. ж). Работа по четвёртой строфе. -Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом? ( Чтобы поднять настроение: «Сердцу будет веселей») -Эта строфа построена очень интересно. В чём её особенность? -Сравните с предыдущими строками. -Повтором автор усиливает печальное настроение рассказчика от злой бури, он хочет избавиться от этого чувства, хочет развеселить своё сердце. -Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним. (В этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие второй строфы) -Случайно ли поэт так построил последнюю строфу? (Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину) -Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению? (Но во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей», и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом. Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые) 6. Выразительное чтение стихотворения Самостоятельно поработайте над текстом. Приготовьтесь выразительно читать. |